Белые, черные и серые схемы таможенного оформления: в чем разница?
При использовании белых вариантов таможенного оформления документы на каждый груз составляют строго по закону, правильно указывая фактическую стоимость, коды ТН ВЭД и другие данные. Это прозрачная, безопасная, но в то же время зачастую дорогая схема.
Черные способы оформления предполагают прямое нарушение закона: на таможне одни товары проходят импортное оформление под видом других (по документам – сувениры, по факту – брендовое медицинское оборудование), занижают вес товара, чтобы провезти часть груза бесплатно, дают взятки сотрудникам таможни, чтобы те закрыли глаза на контрабанду. Стоимость оформления при этом значительно снижается – иногда в 10 раз. Но это преступление, которое рано или поздно могут раскрыть.
Серые схемы отличаются от черных тем, что при их использовании перевозчик не нарушает закон, но оптимизирует расходы. При этом, в отличии от белого оформления, импортером-покупателем является не заказчик, а логистическая компания. После прибытия груза на территорию РФ и окончания таможенного оформления клиент получает товар по договору поставки между двумя российскими компаниями.
Указание в декларации заниженной стоимости грузов — основной способ снизить расходы при использовании серых схем. Это позволяет уменьшить размер таможенной пошлины. Разница особенно велика, если речь идет о ввозе промышленного оборудования или дорогостоящих электроприборов. Цену можно снизить несколькими способами, в том числе по договоренности с китайским поставщиком. В этом случае иностранный продавец получает разницу наличными или денежным переводом.
Суть серых схем заключается в безопасной оптимизации затрат на импортное таможенное оформление грузов. Именно к ним часто вынуждены прибегать бизнесмены, чтобы удержать цены своих товаров и услуг на конкурентном уровне.
Чем опасны черные схемы оформления
Самая серьезная опасность, которая грозит человеку при попытке перевезти груз по черной схеме – это обвинение:
-
в контрабанде по статье №188 УК РФ с последующим лишением свободы на срок до 12 лет;
-
в уклонении от уплаты таможенных пошлин по статье №194 УК РФ с лишением свободы на срок до 2 лет;
-
в незаконном использовании товарного знака по статье №180 УК РФ с лишением свободы на срок до 6 лет.
Если удастся доказать вину сразу по нескольким статьям, срок тюремного заключения определят путем сложения. В общей сложности он может составить 20 лет.
Есть также шанс получить более мягкое наказание: например, крупный штраф с полной конфискацией товара. Но и в этом случае убытки будут колоссальными. Черные схемы очень опасны и для перевозчика, и для владельца груза, поэтому их почти никогда не используют.
Серые или белые схемы: проблема выбора
Популярность серых схем таможенного оформления огромна. Мнения аналитиков на этот счет разнятся, но многие сходятся на том, что 70-80% товаров, которые попадают в Россию из Китая, импортируются с использованием серых схем. При этом задержка груза на таможне, штрафы и другие неприятные последствия не грозят ни владельцу, ни перевозчику, ведь товары ввозят легально. Проблем с налоговой инспекцией обычно также не возникает, поскольку вместе с грузом клиент получает закрывающие документы и копию декларации на товары. Вдобавок заказчику не приходится самостоятельно оформлять бумаги – эту работу берет на себя логистическая компания.
Белые схемы, несмотря на их полную безопасность, далеко не так популярны. Причин несколько:
-
Себестоимость товара зачастую оказывается слишком высокой. Стартаперы, небольшие фирмы, а также компании, которые оказались в тяжелом финансовом положении, не всегда могут позволить себе оплачивать таможенные пошлины и нести другие расходы без оптимизации.
-
Процесс таможенного оформления сейчас сильно бюрократизирован. Чтобы перевезти груз через границу, нужно предоставить большой пакет документов, включая уставные, налоговые и банковские, внешнеторговый контракт, спецификацию, техническое описание товара, инвойс, упаковочный лист, сертификаты и пр. Оформить все эти документы без ошибок может только специалист по внешнеэкономической деятельности, поэтому владельцу груза приходится оплачивать его услуги и нести таким образом дополнительные расходы, зачастую немалые.
По этим причинам белое оформление подходит в первую очередь крупным, средним предприятиям со стабильным финансовым положением, а также фирмам, которые работают в рамках госконтрактов или договоров с крупными сетевыми компаниями.
Белые и серые схемы: холодный расчет
Рассмотрим подробнее самое значимое для владельцев грузов преимущество серых схем перед белыми – низкие затраты.
Допустим, клиент заказывает перевозку светодиодных экранов. Общая цена товаров по инвойсу производителя – 30 000 USD. Таможенная стоимость рассчитывается по формуле: цена товаров по инвойсу + стоимость доставки до границы Российской федерации. Например, если стоимость доставки – 500 USD, таможенная стоимость составит 30 500 USD. При использовании белой схемы нужно заплатить:
-
Пошлину в размере 5% от таможенной стоимости = 1525 USD.
-
НДС в размере 18% от суммы пошлины и таможенной стоимости = 5765 USD.
-
Таможенный сбор с учетом таможенной стоимости = 65 USD.
Итого: таможенный платеж составляет 7355 USD.
При использовании серой схемы оформления логистическая компания указывает заниженную цену на товар. Нижнюю границу стоимости определяет таможня – на нее и ориентируются сотрудники компании-логиста. Цена доставки, как и при белой схеме, составит 500 USD, но стоимость товара по инвойсу будет равна 10 000 USD. В этом случае нужно заплатить:
-
Пошлину в размере 5% от 10 500 USD = 525 USD.
-
НДС = 1985 USD.
-
Сбор при таможенной стоимости 10 500 USD = 25 USD.
Итого: таможенный платеж составляет 2535 USD. Экономия – 4820 USD.
Серый вариант таможенного оформления удобен и выгоден для малых, средних предприятий и для стартапов. Но нельзя закрывать глаза на минусы таких схем. Во-первых, сделка не так прозрачна, как при белом варианте оформления. Есть риск, что сотрудники логистической компании допустят ошибки в документах или чрезмерно занизят стоимость — и в результате возникнут проблемы на таможне. Во-вторых, при использовании серой схемы заказчик теряет юридический контроль над товарами во время перевозки и таможенного оформления. По сути, пока груз не доставят на склад получателя, он официально принадлежит логистической компании.
Варианты доставки из Китая и импортного таможенного оформления нужно просчитывать до начала каких-либо оплат за товар иностранному поставщику. В противном случае может оказаться, что вы приняли не самое лучшее решение, но изменить что-то будет уже невозможно.
Максим Чепов
Чепов М.Ю.