«Уравнение» со многими неизвестными

Если борьба с чем-либо не приносит успехов, то единственно верный путь – возглавить то, с чем борешься. Похоже, именно таким тезисом руководствовалась ФТС во время работы над проектом Таможенного Кодекса Таможенного Союза

На протяжении многих лет ФТС безуспешно пытается «изжить» из процесса таможенного оформления так называемые «фирмы-однодневки» (на языке, понятном профессионалам, их также именуют либо «помойками», либо – с претензией на наукообразность – «техническими импортёрами»).

Такого рода организации фактически всю свою деятельность ведут лишь на бумаге, они не располагают какими бы то ни было активами, имуществом, нередко имеют так называемых «номинальных директоров», то есть во главе их де-юре числятся лица, зачастую и не подозревающие о том, что являются руководителями. Истинные же создатели подобных фирм остаются вне поля зрения таможни и правоохранительных органов. Оно и понятно, ибо целью создания таких «однодневок» является производство таможенного оформления товаров с уклонением от уплаты таможенных платежей и избежание, в ряде случаев, различных форм нетарифного регулирования при ввозе товаров.

«Фирма-однодневка» заключает, опять же исключительно на бумаге, договор с некой иностранной компанией, весьма часто являющейся оффшором, и на основании этого договора ввозит в Россию самую обширную номенклатуру товаров по заказам организаций, которые по тем или иным причинам не хотят «светиться» в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Разумеется, такого рода деятельности помимо уклонения от уплаты таможенных платежей сопутствуют и иные нарушения законодательства, в частности, нарушение законодательства о валютном контроле.

Очевидно, что существующее положение, при котором, по некоторым оценкам, до 70% ввозимых в Россию товаров оформляется с использованием схем «оптимизации таможенных платежей» ФТС во многом не устраивало прежде и продолжает не устраивать по сию пору.

В результате в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК ТС) появилась новая группа лиц, которая в прежнем законодательстве отсутствовала. Речь идёт об уполномоченных экономических операторах (далее УЭО). Согласно вступившему в действие ТК ТС юридическое лицо, соответствующее определённым условиям, вправе обратиться в ФТС с заявлением о включении в реестр УЭО. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, претендент на получение статуса УЭО обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения. Данное условие должно пресечь возможность осуществления деятельности «однодневок», поскольку они не располагают должными финансовыми ресурсами.

Во-вторых, заявитель обязан осуществлять внешнеторговую деятельность до момента подачи заявления о включении в реестр УЭО в течение срока, равного одному году или более. Можно полагать, что данное условие включено в список требований для того, чтобы имеющаяся в распоряжении ФТС информация о ранее ввезённых заявителем товарах могла послужить базой для анализа деятельности претендента и оценки степени его законопослушности в прошлом.

В-третьих, заявитель обязан не иметь фактов привлечения в течение 1 (одного) года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза. Данное условие опять-таки должно в какой-то мере характеризовать претендента как добропорядочного субъекта правоотношений.

Как видим, эти условия (к слову - перечень условий ими не ограничивается) по мнению создателей ТК ТС должны будут привести к созданию достаточно узкого круга уполномоченных экономических операторов. И вместо сотен тысяч «однодневок», которых в силу их многочисленности проконтролировать таможенной службе никак не удаётся, возникнет несколько сотен УЭО, контроль которых в силу их немногочисленности вполне можно будет осуществить. Таковыми мне видятся задумки авторов закона. Но суждено ли им сбыться? Этот вопрос остаётся, по крайней мере, для меня открытым.

На мой взгляд, разработчики закона и руководство ФТС серьёзно недооценивают возможности структур, оказывающих услуги по «оптимизации таможенных платежей» в том числе – посредством использования «фирм-однодневок». Объёмы доходов, извлекаемых за счёт данного рода деятельности, настолько велики, что вполне позволяют заинтересованным лицам исполнить обязательства по обеспечению уплаты таможенных платежей на сумму в миллион евро. Естественно, в том случае, если эти заинтересованные лица, сочтут, что преференции, предоставляемые УЭО достаточно значимы и «игра стоит свеч». Предлагаю рассмотреть, какие же преференции сулит уполномоченному экономическому оператору его статус.

Прежде всего, это временное хранение перемещаемых товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора. Данное положение можно считать значимым преимуществом в борьбе за товаропотоки, оформляемые таможней, поскольку расходы на оплату временного хранения товаров до момента их выпуска таможенным органом в настоящее время могут составлять сотни, а иногда и тысячи долларов. Во многом это вызвано отсутствием должной конкуренции среди немногочисленных СВХ и ПЗТК, в которые прибывают ввозимые товары а также законодательно установленным длительным сроком таможенного оформления, который согласно ТК ТС может составлять до 10 дней, а на практике нередко и превышает этот период. Поэтому возможность хранить товар на собственном складе вполне может создать УЭО конкурентное преимущество в глазах потенциальных клиентов.

Кроме того, УЭО вправе осуществлять проведение таможенных операций связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора. Данное упрощение также немаловажно, поскольку, например, таможенный досмотр товаров возможен лишь на территории зон таможенного контроля. Следовательно, даже если декларанту предоставлено право подать документы в таможню на товар, хранящийся на собственном складе, то при наличии требования таможенного органа о проведении таможенного досмотра, декларант обязан переместить товар в СВХ. А это влечёт за собой неизбежные траты на погрузо-разгрузочные, транспортные работы и опять же на хранение товара до момента его выпуска на «дорогом» (см.выше) складе.

Помимо всего перечисленного, УЭО может претендовать на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, а также на ряд «иных специальных упрощений, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза» (ст. 41 ТК ТС). Правда, здесь стоит отметить, что выпуск товаров до подачи таможенной декларации возможен и в отношении товаров, декларируемых не только УЭО, но и таможенным представителем, а также непосредственно декларантом. А «иные специальные упрощения» пока и вовсе неизвестны кому бы то ни было, поэтому говорить о каких-либо преимуществах, возникающих при их использовании, преждевременно.

Тем не менее, указанные выше специальные упрощения могут быть достаточно весомы для того, чтобы мотивировать определённый круг лиц добиваться статуса УЭО. Однако, здесь возникает весьма интересный момент. В соответствии со ст.41 ТК ТС уполномоченному экономическому оператору специальные упрощения «…могут быть предоставлены». Данная конструкция фразы со всей очевидностью означает, что такие упрощения могут и не быть предоставлены. Возникает вопрос: «А за что лицо, претендующее на включение в реестр УЭО, должно выложить круглую сумму в миллион евро?» И каковы гарантии того, что в отношении него перечисленные специальные упрощения будут предоставлены? Возможно, ответ на данные вопросы будут даны в разрабатываемом законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако, имеющийся на сайте TKS.RU проект закона содержит практически дословное повторение нормы, закреплённой ТК ТС:

«Статья 86. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения»

Очевидно, что ФТС оставила возможность «последнего слова» за собой в разрешении либо неразрешении использования специальных упрощений некоторым уполномоченным экономическим операторам. В силу чего возможно возникновение ситуации, когда среди равных по статусу лиц одни будут гораздо «равнее» других. Подобные коллизии в таможенном законодательстве противоречат, на мой взгляд, самому духу проекта закона вообще, и ст. 11 проекта закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в частности. Поскольку в этой статье среди прочих принципов деятельности таможенных органов на первом месте значится «законность» а на втором – «обеспечение равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод».

 

Комментарии

и

иррт 01.11.2010

Володя ты прям патриот какой-то !Не ужели не ясно, что равенства и братства не дождёшься от них. Всё в президиум....

фред 01.11.2010

В старом кодексе есть ст.68. В принципе все то же самое, только миллион Eu появился. А вот насчет "выпуска до подачи" Вы тут погорячились: представителю (брокеру) не даны такие права, разве что в отношении "отдельных" товаров из 178 ст.
Ем

Есть мнение 01.11.2010

В старом кодексе есть ст.68. В принципе все то же самое, только миллион Eu появился.
То-то и оно, что "вот только..."
Одно дело, когда тебе забесплатно какие-то льготы "могут предоставить" (а могут и не предоставить) и совершенно другое, когда ты платишь миллион евро и узнаёшь, что стопроцентной гарантии предоставления этих льгот не имеется.
А вот насчет "выпуска до подачи" Вы тут погорячились: представителю (брокеру) не даны такие права, разве что в отношении "отдельных" товаров из 178 ст.
Согласен. В предыдущей редакции Кодекса перечень товаров, которые могли быть выпущены до подачи ГТД был шире и круг лиц, имеющих право на это действие, не ограничивался.
"Вот тебе, баушка и Юрьев день!"
W

wwwruruwww 13.11.2010

УЭО - очень "удобное" юридическое лицо для таможенного органа. Он всегда будет "на крючке" таможенного органа - наличие статуса, субъективно, зависит от таможенного органа. УЭО будет всегда выполнять требования таможенного органа, будет "ручным" и не пикнет никогда против, может быть только анонимно на подобном сайте.
П

Пупа 06.12.2010

Налице или налицо сращивание бизнеса и власти, что делать неужели никто этого не видит.????
б

бог 11.01.2011

благословение

я давно говорил, что нужна иная законодательная власть, независимая от закона, тогда преференции и льготы не нужны будут.
Оставить комментарий ›

Не пропустите

;