Инструменты для роста на падающем рынке

Финансовые инструменты, которые раньше у большинства участников ВЭД ассоциировались лишь с фильмами и художественной литературой про американских финансистов, начали входить в практику российских предпринимателей

Это происходит как естественная реакция на ужесточение внешних условий – каждый собственник компании (из тех, кто не ушел с рынка вовсе) сможет назвать точный процент снижения маржинальности своего бизнеса за последние три года.

Если раньше принято было считать маржу сотнями процентов, а любой вопрос можно было «закрыть» за деньги, то теперь в моду входит быть умным, информированным и считать каждый процент.

Не претендуя на всеобъемлющую статистику, могу сказать по срезу своей клиентской базы – а это более 10 000 компаний малого и среднего бизнеса, занимающихся импортом товаров и оптовой торговлей – лучше всего себя чувствуют те компании, которые раньше всех навели порядок в бухгалтерии, сознательно пошли на снижение чистой прибыли в пользу «обеления» бизнеса. Пока одни компании пытались впрыгнуть в уходящий поезд серых схем, другие разбирались в таких сложных и скучных вопросах как факторинг, хеджирование валютных рисков, банковские гарантии.

До сих пор большинству предпринимателей не кажется целесообразным внедрение какого-либо новшества, позволяющего сэкономить, скажем, 1,5% от закупочной стоимости товара. Одно только сопротивление главного бухгалтера, не желающего менять привычные рутинные процессы, может показаться непреодолимым препятствием. Однако времена меняются, и выигрывают на длинной дистанции те, кто готов думать и вносить качественные изменения в свои бизнес-процессы. Конечно, есть еще бизнесы, у которых все было и будет хорошо при любой внешней среде за счет особого ресурса, но о таких компаниях мы не говорим, так как оперировать нужно сравнимыми категориями.

Один из инструментов, о которых я хотела бы поговорить сегодня – страхование дебиторской задолженности.

Когда мы не можем расти за счет увеличения торговой наценки, а собственных средств на захват новых ниш или увеличение оборота в текущих нишах недостаточно, многие компании предпочитают пользоваться деньгами своих зарубежных поставщиков.

Товарный кредит имеет ряд очевидных преимуществ перед банковским - беспроцентный или под очень низкий процент, не требуется залог, отсутствует сложный и длительный сбор документов для аудита. Товарный кредит, при выполнении покупателем своих обязательств, легко возобновляется, все условия гибкие и достигаются путем переговоров сторон.

Поставщики, также заинтересованные в развитии рынка сбыта или в удержании позиций, как правило готовы предоставлять товарный кредит своим российским клиентам, однако на практике остро встает вопрос кредитных рисков.

Если раньше было реально получить товарный кредит без предоставления гарантий, благодаря истории торговых отношений, а также под гарантии российских банков, то в последнее время - в связи с рецессией экономики и внешнеторговыми санкциями, поставщики практически не соглашаются на предоставление отсрочек платежа, особенно для новых клиентов.

Решением может стать страхование кредитного риска в специализированном учреждении государства, в котором находится поставщик. Например, если вы закупаете товар в Германии, то таким учреждением будет Euler Hermes Aktiengesellschaft, в Китае – ЭКА Синошур (Sinosure), в Израиле – ASHRA. Некоторые национальные агентства известны и функционируют на международном уровне, например голландское ЭКА Atradius.

Страхование кредитного риска в данных организациях означает, что в случае финансовой несостоятельности покупателя (импортера из России) данное учреждение покроет сумму непогашенной задолженности.

Таким образом, давая отсрочки платежа до 180 дней (6 месяцев), зарубежный поставщик минимизирует свой риск практически до нуля.

К тому же, если у поставщика недостаточно собственных средств для финансирования поставки, он может привлечь заемные средства по относительно низкой ставке в своем банке для этой цели.

Что нужно российской компании, чтобы воспользоваться финансовым инструментом «международное страхование кредитных рисков» и получить отсрочку платежа у иностранного поставщика?

В общих чертах требуется выполнение следующих условий:

  1. Положительный бухгалтерский баланс за 5 прошедших периодов.
  2. История торговых взаимоотношений с поставщиками той страны, где планируется получить данную услугу.
  3. Положительное аудиторское заключение (проводится упрощенный аудит бизнеса).

В заключение добавлю, что при данном виде финансирования возникает валютный риск. Долг российского импортера перед зарубежным поставщиком фиксируется в валюте страны поставщика, и при значительных колебаниях курса иностранной валюты возможны неприятные последствия для бизнеса, нивелирующие преимущества товарного кредита.

На этот случай существует еще один широко известный, но не столь пока широко используемый финансовый инструмент – хеджирование валютных рисков. Хеджирование повсеместно используется в государственных компаниях и в крупном бизнесе, однако для среднего, и тем более малого бизнеса, этот инструмент пока все еще сложен, непонятен, а условия провайдеров данной услуги непрозрачны.

Хеджирование валютных рисков и возможность использования этого инструмента в небольших и средних частных компаниях я рассмотрю в следующей публикации.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Наша группа ВКонтакте:

 
< Ранее  

Комментариев нет

Инструменты для роста на падающем рынке

Не пропустите

;