«Ростех» хочет забрать у ФГК вагоны Уралвагонзавода

Как выяснил “Ъ”, «Ростех» и ОАО РЖД не договорились о возвращении 27,2 тыс. полувагонов «УВЗ-Логистики» (УВЗЛ, подконтрольна госкорпорации через Уралвагонзавод) из аренды у входящей в ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК). Вагоны были арендованы в 2015 году до конца 2018 года, но с тех пор доходность оперирования ими выросла более чем вдвое. «Ростех» хочет расторгнуть договор, но за это положен штраф в 4 млрд руб. По мнению экспертов, условия договора нельзя назвать кабальными, а фиксированная ставка страхует УВЗЛ от изменения конъюнктуры. В итоге вопрос придется решать на уровне правительства

11 сентября у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание по вопросу досрочного изъятия парка УВЗЛ из аренды ФГК (подконтрольна ОАО РЖД), рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. Другой уточнил, что господин Дворкович появился на совещании ненадолго и по вопросу состоится еще одно. В аппарате господина Дворковича от комментариев отказались.

В ноябре 2015 года, когда на фоне профицита вагонов на рынке наблюдался кризис, а средняя ставка предоставления полувагонов составляла 550–600 руб. в сутки, ФГК арендовала у УВЗЛ до конца 2018 года 27,2 тыс. полувагонов (из них 5,9 тыс. инновационных). Этот парк взят в лизинг УВЗЛ у «ВЭБ-лизинга» и «Газпромбанк Лизинга». Но в конце 2016 года президент передал Уралвагонзавод «Ростеху». И уже этой весной «Ростех» начал работу по изъятию парка УВЗЛ, рассказывает собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. А в июле глава госкорпорации Сергей Чемезов обратился к президенту ОАО РЖД Олегу Белозерову с просьбой об «оперативном решении по возврату полувагонов в управление УВЗЛ до конца 2017 года» путем досрочного прекращения договора и увеличения арендной ставки «до рыночного уровня в 1,3 тыс. руб. за вагон в сутки до момента возврата вагонов» (письмо есть у “Ъ”). Господин Чемезов поясняет, что ведется поиск решений по сокращению убытков компаний УВЗ, а основная причина сложного финансового состояния УВЗЛ — аренда вагонов «на нерыночных условиях». Ежемесячные потери он оценил не менее чем в 500 млн руб.

В конце августа господин Белозеров написал Аркадию Дворковичу (письмо есть у “Ъ”), что текущие ставки аренды парка УВЗЛ превышают ставки по другим контрактам ФГК, «что подтверждает рыночный характер взаимоотношений». Глава ОАО РЖД предупредил, что при досрочном расторжении договора по инициативе УВЗЛ штраф в пользу ФГК составит около 4 млрд руб.

В УВЗ говорят, что договор УВЗЛ и ФГК не расторгнут, но «претензий нет, компании ведут переговоры». В «Ростехе» и ФГК ситуацию не комментируют. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что эффективность работы парка УВЗЛ под управлением ФГК выросла на 40% в первом квартале, до 24,5 млрд тоннокилометров. Своевременная помощь ФГК предотвратила изъятие вагонов УВЗЛ лизингодателями, добавляют в монополии. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что вопрос в компетенции ОАО РЖД и «Ростеха».

По словам источника “Ъ”, в ОАО РЖД считают, что контракт должен быть реализован до конца, иначе «должен быть штраф и возврат авансов в несколько миллиардов рублей», а «Ростех» настаивает на возврате вагонов без штрафа. При этом, по его словам, в госкорпорации нет единой позиции по будущему УВЗЛ: в УВЗ считают, что актив надо продать, а менеджмент «Ростеха» рассматривает возможность самостоятельного оперирования или передачи вагонов в аренду другой компании. Два источника “Ъ” в отрасли слышали, что УВЗ планирует передать парк Первой нерудной компании (ПНК, владеет щебеночными заводами) Артема Чайки. В ПНК оперативных комментариев “Ъ” не дали. В конце июня УВЗЛ возглавил Александр Самусев, возглавляющий и ООО УК ПНК (учредитель — Артем Чайка).

Как говорит источник “Ъ” в отрасли, ФГК за время аренды трижды поднимала ставки для УВЗЛ по просьбе УВЗ, в целом на 70%. Рынок полувагонов перегрет, арендные ставки достигают 1,4–1,5 тыс. руб. в сутки, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При заключении договора ставка аренды была сопоставима с доходностью оперирования, но с учетом индексаций она составляет около 1,1 тыс. руб. без НДС в сутки, полагает он. ФГК в 2017 году заключила ряд долгосрочных договоров аренды по базовой ставке 850 руб. плюс 100 руб. сервисного сбора плюс 50% неотрицательной разницы между доходностью оперирования и базовой ставкой. То есть условия договора с УВЗЛ незначительно отличаются от контрактов с формульной ценой при меньших рисках для арендодателя, замечает эксперт. УВЗЛ в октябре планирует сама начать оперирование или сдавать парк в аренду от 1,4 тыс. руб. в сутки. По мнению Михаила Бурмистрова, желание «Ростеха» использовать аппаратный вес, чтобы расторгнуть договор без штрафов и повысить доходы УВЗЛ, понятно. Но он считает, что «Ростех» недооценил риск изменения конъюнктуры: на рынке полувагонов дефицит сменится балансом уже к третьему кварталу 2018 года и перейдет к профициту в 2019 году.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

«Ростех» хочет забрать у ФГК вагоны Уралвагонзавода - Логистика - TKS.RU

Не пропустите

;