Приказ ЦТУ РФ от 19 февраля 2002 г. N 90

Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц

Во исполнение подпункта 2.1 решения коллегии Управления от 14.09.2001, в соответствии с требованиями раздела XIII Таможенного кодекса Российской Федерации, в целях установления единой организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в Управлении и подчиненных таможнях жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (приложение 1).

2. Предоставить право рассмотрения и принятия решений по жалобам на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - жалобы) от имени Управления заместителям начальника Управления и начальнику службы таможенной инспекции Управления по вопросам, относящимся к их компетенции.

3. Начальникам служб и таможен Управления (кроме Центральной тыловой):

3.1. Организовать в месячный срок со дня получения настоящего приказа изучение Инструкции о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - Инструкция) в подчиненных подразделениях и обеспечить рассмотрение первоначальных жалоб в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

3.2. Обеспечить начиная с 2002 года ведение в подчиненных подразделениях отдельных дел по жалобам (юридических, физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица соответственно), включив их в номенклатуру дел данных подразделений.

4. Начальникам таможен (кроме Центральной тыловой) в месячный срок со дня получения настоящего приказа разработать и утвердить на основании настоящей Инструкции соответствующие инструкции о порядке рассмотрения жалоб.

5. Начальникам таможен (кроме Центральной тыловой) и правовой службе Управления (В.И. Рягузов) обеспечить в месячный срок со дня получения настоящего приказа размещение на информационных стендах в таможнях и пограничных пунктах пропуска, а также в зданиях, в которых размещаются службы Управления, информации о порядке обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц согласно приложению 2.

6. Начальникам служб Управления в соответствии со сроками и порядком, определенными приказом Управления от 10.12.2001 N 533 "О представлении статистической отчетности в 2002 году" представлять в правовую службу Управления статистическую отчетность по рассмотренным жалобам по форме 17 - "прок".

7. Отделу документационного обеспечения Управления (Е.А. Агафонов) не реже 1 раза в квартал производить совместно с правовой службой Управления сверку поступивших в Управление жалоб.

8. Правовой службе Управления (В.И.Рягузов):

8.1. Осуществлять общий контроль за организацией рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

8.2. Оказывать методическую помощь службам и таможням Управления в организации рассмотрения жалоб и представлении статистической отчетности.

8.3. Обобщать и анализировать практику рассмотрения жалоб в регионе деятельности Управления и не реже 1 раза в полугодие докладывать мне результаты анализа.

9. Считать утратившей силу Инструкцию о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц, утвержденную начальником Управления 29.03.2001.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Инструкция о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц
1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - Инструкция) разработана в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Арбитражно - процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Закон Российской Федерации от 27.04.93 N 4866-1 с изменениями и дополнениями от 14.12.95), Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ "О Прокуратуре Российской Федерации", Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в редакции указов Президиума ВС СССР от 04.03.80 N 1662-X от 02.02.88 N 8422-XI), приказов ГТК России от 09.03.99 N 150 "О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах", от 10.01.96 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации", приказа Центрального таможенного управления от 10.05.2001 N 170 "О порядке рассмотрения входящих документов и подписания организационно - распорядительных документов в Управлении", письма ГТК России от 31.08.2001 N 01-06/35276 "Об организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц" (Методические рекомендации), а также с учетом положений иных законодательных, нормативных и правовых актов по вопросам работы с жалобами граждан и организаций.

Инструкция определяет общие правила приема и рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц в Центральном таможенном управлении (далее - ЦТУ) и подчиненных таможнях, а также организацию взаимодействия подразделений ЦТУ между собой и с таможнями по рассмотрению жалоб, определяет право подписания ответов на жалобы правомочными лицами, ведение статистической отчетности и пр.

1.2. Настоящая Инструкция применяется в соответствии с разделом XIII ТК РФ во всех случаях обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, за исключением обжалования мер административной и уголовной ответственности.

Жалобы, вытекающие из трудовых, гражданских (договорных, арендных и т.д.) и иных правоотношений, не связанных с вопросами таможенного дела, настоящей Инструкцией не рассматриваются и не регулируются.

Действие Инструкции распространяется на организацию рассмотрения жалоб на уровне ЦТУ.

Действие настоящей Инструкции распространяется также на поступающие от предпринимателей без образования юридического лица жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - жалобы).

1.3. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений является в соответствии с предоставленными им полномочиями компетенцией руководства ЦТУ и подчиненных таможен, если обжалуются решения, действия или бездействие подчиненных им таможенных органов и сотрудников.

1.4. Лицо, считающее свои права нарушенными решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица, имеет право обжаловать такое решение, действие или бездействие в вышестоящем таможенном органе или вышестоящему должностному лицу.

Право на обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц реализуется посредством обращения с жалобой в вышестоящие таможенные органы или должностному лицу, органы прокуратуры или в суд.

1.5. В соответствии со ст. 46 ч. 2 Конституции Российской Федерации жалоба в порядке первоначального обжалования может быть принята к рассмотрению непосредственно судом Российской Федерации. При этом поступившая в таможенные органы аналогичная жалоба остается без рассмотрения до принятия решения судом (в соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации).

1.6. Государственная пошлина или иная плата за рассмотрение жалоб в таможенных органах не взимается.

1.7. В целях единообразного применения настоящей Инструкции приводятся следующие определения некоторых понятий, встречающихся в практике работы с жалобами.

Решение - оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера.

Действие - совершение какого-либо действия (от имени таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий.

Бездействие - невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия.

К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники таможенных органов, то есть граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Заявитель - лицо, обратившееся в случаях, предусмотренных ст. 405 ТК РФ, с жалобой, либо его представитель, если жалоба подана через представителя.

1.8. Поступающие в таможенные органы обращения организаций и граждан можно условно разделить на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.

Заявление - это обращение лица по поводу реализации его прав, прямо предусмотренных тем или иным нормативным правовым актом (к примеру, по вопросу производства таможенного оформления, помещения товаров на склад временного хранения или под определенный таможенный режим и пр.).

Предложение - это обращение, направленное на улучшение деятельности, например, государственных органов, на совершенствование организации таможенного дела и т.д.

Ходатайство - обращение с просьбой (в случаях, предусмотренных, законодательством) о признании определенного статуса, прав и законных интересов заявителя (например, ходатайство в порядке ст. 127 ТК РФ о производстве таможенного оформления товаров вне времени работы таможенного органа либо в местах, не определенных для этого).

Запрос - обращение, содержащее просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов (например, запрос о разъяснении вопроса, касающегося применения тех или иных нормативных правовых актов в конкретной ситуации, затрагивающей права и законные интересы лица).

Жалоба - обращение лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия таможенного органа или его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

Основанием жалобы, ее "юридическим составом" являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации решений, действий или бездействия (в рассматриваемом случае это решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц), затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов в суд в соответствии со ст. 416 ТК РФ. Остальные обращения рассматриваются в таможенных органах в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства.

2. Принятие первоначальной жалобы и организация ее рассмотрения в ЦТУ

2.1. Жалоба подается в ЦТУ физическим или юридическим лицом самостоятельно либо через своих представителей.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана в таможенный орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 408 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган Российской Федерации, датой подачи считается дата регистрации жалобы в таможенном органе Российской Федерации. Если заявитель направляет жалобу почтой, подтверждением соблюдения срока подачи жалобы является штемпель, проставленный на почтовом конверте отделением связи отправления.

2.2. Жалоба подается лицом, указанным в ст. 405 ТК РФ, либо его представителем. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Представительство юридического лица, осуществляемое его работниками или другими организациями на договорной основе, подтверждается доверенностью, договором об оказании правовой помощи, иным договором, оформленным в соответствии с установленным порядком, либо ордером, выданным юридической консультацией. Удостоверяющие представительство документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, должны быть переведены на русский язык и легализованы или удостоверены согласно порядку, предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации.

Представителем лица, подающего жалобу, может быть любое лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на подачу жалобы в ЦТУ от имени представляемого лица и подтверждающее такие полномочия. Не могут быть представителями лица, не обладающие полной дееспособностью, состоящие под опекой или попечительством, а также сотрудники таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры.

Правило, в соответствии с которым должностные лица таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры не могут выступать в качестве представителей, не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в самостоятельном качестве или в качестве законных представителей.

Представительство может быть основано на законе либо вытекать из договорных обязательств.

С жалобой от имени физических лиц, не обладающих полной дееспособностью, могут обратиться их законные представители, усыновители, опекуны или попечители.

С жалобой от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами или учредительными документами.

Любое действие представителя в пределах предоставленных ему полномочий, а также любое решение ЦТУ или его должностного лица по отношению к представителю имеют те же последствия, что и действия лица, выдавшего доверенность, или решение по отношению к лицу, выдавшему доверенность.

2.3. Жалоба подается в произвольной письменной форме (ст. 411 ТК РФ).

Подача жалобы посредством телеграфной, телетайпной, факсимильной связи, а также электронной почтой не допускается. Поданная таким образом жалоба может быть принята к рассмотрению только по решению руководства ЦТУ.

Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем. С целью своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются:

- наименование вышестоящего таможенного органа (должность вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба;

- наименование таможенного органа (должность сотрудника таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется;

- фамилия, имя, отчество (наименование) заявителя, его место жительства (местонахождение) или иной адрес, по которому может быть направлен ответ на жалобу;

- существо обжалуемого решения, действия или бездействия;

- обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства;

- требования лица, обратившегося с жалобой;

- перечень прилагаемых к жалобе документов.

В жалобе могут быть указаны также иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу.

Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению только по тому основанию, что обращение не озаглавлено либо оформлено не как жалоба.

2.4. Документы, подаваемые вместе с жалобой, прилагаются в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях (удостоверенных нотариусом, должностным лицом таможенного органа или сотрудником организации, выдавшей документ).

Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, считаются подтверждающими полномочия представителя только в том случае, если они переведены на русский язык и легализированы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2.5. Поданная жалоба (обращение) поступает в отдел документационного обеспечения ЦТУ.

В отделе документационного обеспечения ЦТУ (далее - ОДО) производятся следующие действия:

- обращение - (жалоба) регистрируется в соответствующей базе данных (физические лица и юридические отдельно);

- в соответствии с критериями, отраженными в разделе 1 настоящей Инструкции, все обращения (жалобы) классифицируются на жалобы и прочие обращения (заявление, предложение, ходатайство, запрос и т.п.).

Прочие обращения согласно правилам делопроизводства направляются на рассмотрение соответствующим руководителям и в подразделения в соответствии с установленной компетенцией.

Жалобы, не подпадающие под действие раздела XIII ТК РФ (п. 1.2 Инструкции), так же, как и обращения, направляются на рассмотрение соответствующим руководителям и в подразделения (кадровая служба, расходная часть, правовая служба и т.п.).

Жалобы (на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц) берутся ОДО на контроль. Жалобы, поступающие для рассмотрения из ГТК России, берутся ОДО на специальный контроль.

Жалобы в правовую службу ЦТУ поступают непосредственно из ОДО или после наложения на них резолюции начальником ЦТУ или первым заместителем начальника ЦТУ - начальником службы организации таможенного контроля.

2.6. Организация рассмотрения жалоб в правовой службе ЦТУ.

Начальник правовой службы (лицо, его замещающее) рассматривает жалобы, поступившие в службу напрямую из ОДО или после рассмотрения начальником ЦТУ, и со своей резолюцией направляет документы в отдел работы с обращениями организаций и граждан (далее - ОРООГ).

В ОРООГ производятся следующие действия по рассмотрению жалобы:

2.6.1. Готовится дополнительное заключение о том, что поступившее в ЦТУ обращение является жалобой (на решения, действия или бездействие таможенных органов, подчиненных ЦТУ (таможня, таможенный пост) или их должностных лиц). Если полученное обращение не является жалобой (или является жалобой, не подпадающей под действие раздела XIII ТК РФ), то она со служебной запиской за подписью начальника службы направляется через ОДО в соответствующее подразделение или с письмом в таможню для рассмотрения по существу, в которой(м) дается необходимое обоснование такого действия. Третий экземпляр служебной записки (письма) передается в ОДО для внесения необходимых изменений в электронную базу регистрации контрольных документов.

2.6.2. Проверяется содержание жалобы, прилагаемые к ней документы (в соответствии с пп. 2.3, 2.4 Инструкции) и делается вывод о возможности рассмотрения жалобы по существу, об отказе в принятии ее к рассмотрению или о направлении по принадлежности в иной таможенный орган.

Заявителю разъясняется о невозможности рассмотрения жалобы по существу (направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы) в случаях если:

- не соблюдена письменная форма подачи жалобы;

- не соблюдены установленные сроки обжалования, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо причины пропуска срока не признаны уважительными;

- жалоба не подписана заявителем или подписана лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;

- в жалобе не содержится указания на предмет обжалования, таможенный орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, на лицо, от имени которого подана жалоба;

- заявитель уже обратился в суд с жалобой аналогичного содержания, и она принята к рассмотрению либо по ней уже вынесено судебное решение;

- по жалобе аналогичного содержания данным вышестоящим таможенным органом Российской Федерации (ГТК России) или данным вышестоящим должностным лицом (руководство ГТК России) ранее уже было принято решение;

- предметом обжалования является не решение, действие или бездействие таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица;

- по жалобе аналогичного содержания уже было принято решение начальником нижестоящего таможенного органа (таможня) или нижестоящим должностным лицом (начальником таможни) в порядке первоначального обжалования;

- первоначальная жалоба была изъята или аннулирована в соответствии со ст. 414 ТК РФ, за исключением случаев, определенных положениями названной статьи ТК РФ;

- жалоба подана не в вышестоящий таможенный орган или не вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать первоначальную жалобу (ГТК России).

В случае пропуска срока подачи жалобы заявителем по уважительным причинам он может быть восстановлен по письменному обращению заявителя в соответствии с установленным порядком. К обращению приобщаются документы, подтверждающие причины пропуска срока. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом таможенного органа Российской Федерации, рассматривающим жалобу (начальником правовой службы).

Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. При этом начальник ОРООГ на жалобе делает свое заключение о признании или непризнании уважительными причин пропуска сроков, а начальник службы соглашается или не соглашается с этим заключением путем производства соответствующей записи (согласен, не согласен).

В случае отказа в восстановлении срока, пропущенного по неуважительным причинам, заявителю в письменном виде разъясняются причины и мотивы такого отказа и невозможности рассмотрения жалобы по существу.

Заявитель, получив разъяснение таможенного органа о невозможности рассмотрения жалобы по существу и устранив, если это возможно, причины, указанные в ответе таможенного органа, вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком.

2.6.3. Рассматривается вопрос о необходимости приостановления в соответствии со ст. 412 ТК РФ обжалуемого решения или действия.

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за исключением случаев, когда таможенный орган Российской Федерации либо должностное лицо, которым подана жалоба, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации. В этом случае они могут полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения или действия в соответствии с установленным порядком.

2.6.4. Принимается решение о лице, правомочном рассматривать первоначальную жалобу (приложение 1 к Инструкции).

В случае подачи жалобы не в соответствующий в порядке подчиненности вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или не вышестоящему должностному лицу жалоба подлежит направлению в соответствии с установленным порядком по принадлежности соответствующему адресату с обязательным уведомлением заявителя. Так, жалоба на таможенный пост или должностное лицо таможни (кроме начальника таможни) направляется для рассмотрения начальнику соответствующей таможни (нижестоящий таможенный орган). В сопроводительном письме при этом в необходимом случае делается правовое заключение о соблюдении сроков подачи жалобы, о восстановлении сроков, о необходимости приостановления обжалуемого решения или действия и т.п.

Письмо - уведомление заявителя, подписанное заместителем начальника Управления - начальником правовой службы, о передаче жалобы для рассмотрения в нижестоящий таможенный орган делается в трех экземплярах. На третьем экземпляре исполнителем делается запись: "В ОДО для снятия с контроля". Поступивший в ОДО третий экземпляр письма является основанием для снятия с контроля жалобы за ЦТУ. Если первоначальная жалоба поступила из ГТК России, то в данном случае письменно уведомляется и ГТК России.

2.6.5. Определяется в соответствии с Перечнем (приложение 2 к Инструкции) штатное подразделение ЦТУ или подчиненная ЦТУ таможня, в компетенцию которых входит подготовка решений по кругу проблем, отраженных в жалобе.

2.6.6. Принимается решение о рассмотрении жалобы по существу в правовой службе (ОРООГ) или о передаче ее в иное подразделение или таможню Управления в соответствии с п. 2.6.5 Инструкции.

В последнем случае правовой службой готовится служебная записка (сопроводительное письмо), в которой(м) за подписью начальника службы содержится следующая информация:

- основания передачи жалобы (в соответствии с установленной компетенцией);

- срок рассмотрения жалобы;

- о приостановлении обжалуемого решения или действия (в необходимом случае), о сроках такого приостановления;

- правовое заключение по доводам жалобы (в необходимом случае - по юридическим аспектам жалобы);

- о необходимости информирования помимо заявителя о результатах рассмотрения жалобы правовой службы, ГТК России, иных заинтересованных лиц.

Служебная записка с жалобой передается в структурное подразделение ЦТУ через ОДО, который заносит необходимую информацию в регистрационно - контрольную карточку (изменение ответственного исполнителя, контрольного срока исполнения и др.) и передает пакет документов под роспись в соответствующее структурное подразделение.

Письмо в таможню готовится в трех экземплярах и передается для регистрации и отправки в ОДО (первый экземпляр - в адрес, второй - в дело ОРООГ). Третий экземпляр остается в ОДО для снятия с контроля исполнения жалобы за правовой службой и для установления контроля за соответствующей таможней Управления.

Общий срок со дня поступления жалобы в правовую службу до ее передачи в иные подразделения или таможни не должен превышать 5 рабочих дней.

Копии всех передаваемых в структурные подразделения и таможни ЦТУ жалоб и копии ответов по ним (полученные из соответствующих подразделений и таможен) остаются в делах ОРООГ.

Передача жалобы для рассмотрения по существу обратно в правовую службу или иную службу (подразделение) или таможню ЦТУ возможна только по решению начальника ЦТУ на основании служебной записки (письма) с мотивированным объяснением необходимости такой передачи. При этом должны учитываться сроки рассмотрения жалобы.

2.7. Рассмотрение жалобы по существу в службах (структурном подразделении) ЦТУ осуществляется в следующем порядке:

2.7.1. Изучаются материалы жалобы.

2.7.2. После изучения материалов жалобы не позднее двух дней после ее учета в соответствующем подразделении (службе) ЦТУ в необходимом случае запрашиваются у таможни или подразделения ЦТУ (решение, действие или бездействие которого или должностного лица которого обжалуется) мотивированное заключение и документы, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, и устанавливаются сроки для подготовки и направления истребуемых документов. При этом общий устанавливаемый срок для исполнения не должен превышать 10 календарных дней, исходя из общего срока рассмотрения жалобы.

В случае если изложенные в жалобе причины, обстоятельства и проблемы возможно сразу устранить или решить на месте, непосредственно в запросе предлагается таможне, подразделению ЦТУ или их должностному лицу устранить причины и обстоятельства, послужившие основанием для подачи жалобы.

Если вопрос по жалобе был решен на месте, то об этом также сообщается в заключении. В этом случае у заявителя имеются основания и возможность изъять или аннулировать жалобу в соответствии с требованиями ст. 414 ТК РФ.

В заключении по жалобе должна быть изложена позиция таможни (службы) по всем доводам жалобы с правовым обоснованием причин принятого решения, совершенного действия или бездействия. Истребуемые документы представляются в подлинниках или в копиях, заверенных надлежащим образом.

2.7.3. Помимо заключения таможни, чье решение, действие или бездействие обжалуется при подготовке проекта решения по жалобе, может быть запрошено заключение соответствующего функционального подразделения (или подразделений), в ведении которого находится предмет обжалования. Проект решения по жалобе подлежит согласованию с соответствующим функциональным подразделением, если содержание проекта решения по жалобе противоречит или имеет значительные разногласия с представленным заключением функционального подразделения. Неразрешенные в ходе согласования противоречия между заключением по жалобе и проектом решения разрешаются лицом, рассматривающим жалобу.

2.7.4. Запрашиваются у заявителя при необходимости в соответствии со ст. 413 ТК РФ дополнительные документы и информация.

2.7.5. Осуществляется в необходимом случае выезд сотрудников, готовящих решение по жалобе, в места таможенного оформления, в таможенные органы и в иные места, позволяющие получить дополнительную информацию и документы, имеющие существенное значение при рассмотрении жалобы.

2.7.6. Продлевается при наличии уважительных причин срок рассмотрения жалобы.

Жалоба заявителя должна быть рассмотрена в течение месячного срока, установленного ст. 409 ТК РФ. Данный срок исчисляется в календарных днях со дня регистрации жалобы в таможенном органе.

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на два месяца. Общий срок рассмотрения жалобы в соответствии с положениями ТК РФ не может превышать 3 месяцев.

О продлении срока рассмотрения жалобы принимается решение на основании мотивированного заключения исполнителя с указанием причин, послуживших основанием для продления. Такое заключение должно быть завизировано начальником подразделения, в котором проходит службу исполнитель. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы выносится до истечения срока рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен лицом, правомочным рассматривать жалобу (начальником ЦТУ или заместителем начальника ЦТУ - начальником службы). При этом заявителю дается промежуточный ответ о продлении сроков рассмотрения жалобы. Копия промежуточного ответа (3-й экземпляр) передается в ОДО для переноса контрольных сроков.

В необходимом случае о продлении срока рассмотрения жалобы информируется ГТК России, направивший первоначальную жалобу для рассмотрения в ЦТУ.

2.7.7. Обобщаются материалы жалобы, полученные от заявителя, таможен, служб и иных подразделений ЦТУ и их должностных лиц, готовится проект решения по жалобе. Проект решения по жалобе должен быть подготовлен исполнителем в установленные руководителем сроки, но до истечения срока рассмотрения жалобы. У лица, рассматривающего жалобу, должен иметься запас времени, необходимого для изучения проекта ответа по жалобе и имеющихся материалов, а также для внесения возможных изменений в подготовленный проект ответа.

2.7.8. Решение по жалобе принимается в письменной форме.

При принятии решения должностное лицо ЦТУ не должно быть связано доводами жалобы, а должно объективно оценить имеющиеся материалы и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Решение по жалобе визируется исполнителем и начальником отдела, а также в правовой службе, после чего подписывается руководителем, правомочным рассматривать жалобу (приложение 1 к Инструкции), либо лицом, исполняющим его обязанности.

Для лица, обратившегося с жалобой, решение Центрального таможенного управления может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение, действие или бездействие.

По результатам рассмотрения жалобы принимается следующее решение (далее - решение по жалобе):

а) отказать в удовлетворении жалобы:

- признает правомерным обжалуемое решение, действие (бездействие) таможенного органа Российской Федерации или его сотрудника и отказывает в удовлетворении жалобы заявителя;

б) удовлетворить жалобу:

- отменяет решение, принятое таможенным органом Российской Федерации или его должностным лицом, и удовлетворяет жалобу заявителя полностью либо частично;

- признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и удовлетворяет жалобу заявителя полностью или частично;

- признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции);

в) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п. 2.6.2 Инструкции).

В соответствии со ст. 415 ТК РФ решение по жалобе принимается в форме решения таможенного органа Российской Федерации или решения должностного лица таможенного органа РФ.

В решении по жалобе разъясняется порядок дальнейшего обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования. Примерная форма ответа на жалобу приведена в приложении 3 к Инструкции.

Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию.

При отсутствии сообщения заявителя об изменении своего адреса решение по жалобе направляется по адресу, указанному в жалобе (и считается отправленным надлежащим образом, даже если адресат по этому адресу более не находится или не проживает). При поступлении в таможенный орган сообщения об изменении адреса заявителя копия решения по жалобе направляется по новому адресу не позднее пяти дней со дня регистрации сообщения в таможенном органе Российской Федерации. Если адрес заявителя на почтовом конверте не совпадает с указанным в жалобе, решение направляется по адресу, который указан в жалобе.

2.7.9. По результатам рассмотрения жалобы информируются заинтересованные лица. Копия ответа на жалобу в обязательном порядке направляется в ОРООГ. Рассмотренная жалоба подлежит статистическому учету в службе (подразделении) ЦТУ, ее рассматривавшей(м).

Основанием для снятия с контроля жалобы является копия ответа заявителю (3-й экземпляр), представленная в ОДО.

2.7.10. Помимо принятия решения по жалобе должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, а также подразделение и должностные лица, участвующие в рассмотрении жалобы, могут назначить (выйти с предложением) проведение служебной проверки по должностным лицам таможенных органов, допустившим нарушения.

Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы в нижестоящий таможенный орган или службу ЦТУ лицом, рассмотревшим жалобу, может быть направлено письмо с предложением об устранении причин допущенных нарушений либо обращающее внимание руководства подразделений на недопустимость совершения подобных нарушений в будущем.

3. Вторичное обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц

3.1. Вторичное обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц осуществляется в соответствии со ст. 416, 417 ТК РФ в судебных инстанциях.

3.2. Решения судебных органов Российской Федерации по вопросам, затрагивающим деятельность, компетенцию и функции ЦТУ и подчиненных ему таможенных органов, обжалуются в необходимых случаях в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Вступившие в законную силу решения суда обязательны для исполнения.

3.3. Сведения о результатах вторичного обжалования для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую, службу ЦТУ или соответствующие правовые подразделения таможен.

4. Протест прокурора на решения, действия или бездействие ЦТУ, подчиненных ему таможенных органов, а также должностных лиц ЦТУ и должностных лиц подчиненных ЦТУ таможенных органов

4.1. Протест прокурора на решения, действия или бездействие ЦТУ, подчиненных ему таможенных органов, а также должностных лиц ЦТУ и должностных лиц подчиненных ЦТУ таможенных органов подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 418 ТК РФ таможенным органом, в который он поступил, или его должностным лицом в десятидневный срок со дня поступления этого протеста в таможенный орган.

4.2. Необходимые действия или мероприятия по протесту прокурора осуществляются в соответствии с резолюцией руководителя таможенного органа (должностного лица), рассматривающего протест.

4.3. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме. В подготовке ответа на протест прокурора принимают участие сотрудники правовой службы ЦТУ или сотрудники правовых подразделений таможен соответственно.

4.4. Сведения о результатах рассмотрения протестов прокурора для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу ЦТУ или соответствующие правовые подразделения таможен.

5. Рассмотрение в порядке контроля вышестоящими таможенными органами или вышестоящими должностными лицами региона деятельности ЦТУ решений, действий или бездействия таможенных органов, служб (подразделений) ЦТУ, а также решений, действий или бездействия должностных лиц ЦТУ и должностных лиц, подчиненных ЦТУ таможенных органов

5.1. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа (согласно предоставленной ему компетенции) в соответствии со ст. 419 ТК РФ имеет право в любое время в порядке контроля за соблюдением законности отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа, подчиненного ЦТУ, службы или подразделения ЦТУ и их должностных лиц, а также принять любые предусмотренные актами законодательства Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия вышеназванных таможенных органов и лиц.

Перечень лиц, правомочных в ЦТУ осуществлять функции в порядке контроля за соблюдением законности (отменять или изменять решения, принимать меры), приведен в приложении 1 к Инструкции.

5.2. Поводом для рассмотрения в порядке контроля вышестоящими таможенными органами или вышестоящими должностными лицами в регионе деятельности ЦТУ решений, действий или бездействия таможенных органов, служб и подразделений ЦТУ, а также решений, действий или бездействия должностных лиц ЦТУ и должностных лиц подчиненных ЦТУ таможенных органов могут являться:

- результаты комплексных и целевых проверок таможенных органов;

- заявления, предложения, ходатайства граждан и юридических лиц;

- результаты проверок иными государственными контролирующими органами;

- результаты рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, обобщенные и проанализированные по одной тематике, одному из направлений деятельности таможенных органов и т.п. При этом в порядке контроля могут использоваться несвоевременно поданные, а также изъятые и аннулированные жалобы;

- иные основания, позволяющие полагать, что незаконными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц ущемлены законные права и интересы граждан и юридических лиц.

5.3. При проведении в регионе деятельности ЦТУ в порядке контроля за соблюдением законности в соответствии со ст. 419 ТК РФ необходимых мероприятий и в организации принятия необходимых мер принимают участие сотрудники правовой службы ЦТУ и правовых подразделений таможен.

5.4. Сведения о результатах проведенных мероприятий и принятых мерах в порядке контроля за соблюдением законности в регионе деятельности ЦТУ для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу ЦТУ или правовые подразделения таможен.

6. Заключительные положения

6.1. Руководители таможенных органов, служб и подразделений ЦТУ несут персональную ответственность за своевременное и всестороннее рассмотрение жалоб.

6.2. В настоящей Инструкции действующие законодательные, нормативные и правовые акты приведены по состоянию на 01.01.2002.

6.3. В случае переименования структурных подразделений правовой службы ЦТУ или иных подразделений ЦТУ и нижестоящих таможенных органов с сохранением их основных функций настоящая Инструкция сохраняет свое действие.

6.4. Личный прием по жалобам на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц осуществляет руководство ЦТУ, правомочное рассматривать жалобы. Сотрудники служб ЦТУ, в компетенцию которых входит подготовка решений по жалобам, имеют право осуществлять принятие необходимых дополнительных документов и сведений непосредственно от представителей заявителя.

6.5. Анализ правоприменительной практики по жалобам, обобщение результатов рассмотрения жалоб, а также подготовка по результатам рассмотрения жалоб предложений руководству ЦТУ и таможен о совершенствовании работы таможенных органов, устранения причин допущенных нарушений, привлечении к дисциплинарной ответственности виновных сотрудников входит в компетенцию правовой службы ЦТУ и правовых подразделений таможен.

6.6. Рассмотренные жалобы формируются по субъекту заявителя (юридическое лицо, физическое лицо, предприниматель без образования юридического лица), а в необходимых случаях - и по тематике жалоб, и хранятся в соответствующих подразделениях в соответствии с имеющейся номенклатурой дел и правилами ведения делопроизводства.

6.7. Статистическая отчетность по рассмотренным жалобам осуществляется в соответствии с нормативными актами ГТК России и распорядительными актами ЦТУ. При этом статотчетность для обобщения в установленные сроки поступает в правовую службу ЦТУ и правовые подразделения таможен.

6.8. Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, определяется в соответствии с положениями ст. 455, 456 ТК РФ.

Перечень таможенных органов и должностных лиц ЦТУ, правомочных рассматривать первоначальные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (а также в порядке контроля за соблюдением законности ст. 419 ТК РФ)
   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦N  ¦Таможенные органы и должностные   ¦Таможенные органы и должностные   ¦   ¦п/п¦лица, чьи решения, действия или   ¦лица, правомочные принимать       ¦   ¦   ¦бездействие обжалуются            ¦решения (рассматривать жалобы)    ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦1. ¦Таможенный пост                   ¦Таможня (начальник таможни)       ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦2. ¦Таможня                           ¦ЦТУ (начальник ЦТУ, заместитель   ¦   ¦   ¦                                  ¦начальника ЦТУ - начальник службы)¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦3. ¦Сотрудники таможенных постов      ¦Начальник таможни                 ¦   ¦   ¦(в т.ч. начальники таможенных     ¦                                  ¦   ¦   ¦постов);                          ¦                                  ¦   ¦   ¦сотрудники функциональных отделов ¦                                  ¦   ¦   ¦таможни                           ¦                                  ¦   ¦   ¦(в т.ч. начальники отделов)       ¦                                  ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦4. ¦Заместители начальника таможни    ¦Начальник таможни <1>             ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦5. ¦Начальник таможни                 ¦Начальник ЦТУ                     ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦6. ¦Сотрудник службы ЦТУ,             ¦Заместитель начальника Управления ¦   ¦   ¦в т.ч. начальник функционального  ¦- начальник службы                ¦   ¦   ¦отдела                            ¦                                  ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+   ¦7. ¦Заместитель начальника Управления,¦Начальник ЦТУ <1>                 ¦   ¦   ¦начальник службы ЦТУ, заместитель ¦                                  ¦   ¦   ¦начальника службы ЦТУ             ¦                                  ¦   +---+----------------------------------+----------------------------------+

--------------------------------

<1> Жалоба на заместителя начальника таможни (ЗНТ) рассматривается начальником таможни только в том случае, если решение, действие или бездействие осуществлено ЗНТ как должностным лицом таможни. Если указанные действия (бездействие) ЗНТ осуществляет от имени таможни (что прямо вменено ему в обязанности законодательными актами, нормативными актами ГТК России либо распорядительными актами ЦТУ или таможни), то жалоба в этом случае рассматривается в ЦТУ (начальник ЦТУ, ЗНУ - начальник службы).

Аналогичные правила применяются, если обжалуются решения, действия или бездействие заместителя начальника ЦТУ, начальника службы, заместителя начальника службы ЦТУ. Если указанными лицами решение принималось от имени ЦТУ, то жалоба должна рассматриваться в ГТК России.

Перечень служб (структурных подразделений) управления и подчиненных управлению таможен, компетентных подготавливать решения по видам жалоб
   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦N   ¦Наименование службы      ¦Примерный перечень видов рассматриваемых ¦   ¦п/п ¦(штатного подразделения) ¦жалоб                                    ¦   ¦    ¦Управления               ¦                                         ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦ 1. ¦Организационно -         ¦- На меры, принимаемые по результатам    ¦   ¦    ¦инспекторская служба     ¦инспекторских проверок таможенных        ¦   ¦    ¦                         ¦органов.                                 ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На существующую инфраструктуру         ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов.                      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На создание, функционирование и        ¦   ¦    ¦                         ¦ликвидацию таможенных органов в регионе  ¦   ¦    ¦                         ¦деятельности ЦТУ и подразделений ЦТУ     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦2.  ¦Служба организации       ¦- На отказ, задержку в оформлении товаров¦   ¦    ¦таможенного контроля     ¦и транспортных средств.                  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На отказ физическому лицу в праве ввоза¦   ¦    ¦                         ¦в Российскую Федерацию товаров и         ¦   ¦    ¦                         ¦транспортных средств в упрощенном,       ¦   ¦    ¦                         ¦льготном порядке.                        ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На отказ (задержку) в выдаче разрешений¦   ¦    ¦                         ¦на производство оформления товаров и     ¦   ¦    ¦                         ¦транспортных средств вне мест            ¦   ¦    ¦                         ¦расположения таможенного органа          ¦   ¦    ¦                         ¦Российской Федерации, в котором находится¦   ¦    ¦                         ¦отправитель или получатель товара либо их¦   ¦    ¦                         ¦структурное подразделение.               ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия и решения сотрудников      ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦перемещением отдельных категорий товаров ¦   ¦    ¦                         ¦(почтовых отправлений, валюты и др.).    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На отказ в выдаче, задержку, отзыв,    ¦   ¦    ¦                         ¦аннулирование лицензии на учреждение СВХ ¦   ¦    ¦                         ¦(ТС) или решения таможенного органа,     ¦   ¦    ¦                         ¦связанные с функционированием или        ¦   ¦    ¦                         ¦образованием СВХ (ТС).                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На соблюдение и единообразное          ¦   ¦    ¦                         ¦применение процедур, порядка и правил по ¦   ¦    ¦                         ¦вопросам таможенного оформления и        ¦   ¦    ¦                         ¦таможенного контроля.                    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам создания, функционирования ¦   ¦    ¦                         ¦и ликвидации зон таможенного контроля.   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие) сотрудников  ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов при производстве      ¦   ¦    ¦                         ¦таможенного оформления в соответствии с  ¦   ¦    ¦                         ¦установленным порядком и правилами.      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам контроля за таможенным     ¦   ¦    ¦                         ¦оформлением.                             ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦доставкой, переадресовкой товаров.       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов в отношении           ¦   ¦    ¦                         ¦международных перевозчиков по процедуре  ¦   ¦    ¦                         ¦доставки.                                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦процедурой внутреннего таможенного       ¦   ¦    ¦                         ¦транзита.                                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам определения и изменения    ¦   ¦    ¦                         ¦места доставки товаров.                  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов в отношении выдачи    ¦   ¦    ¦                         ¦(отказа) лицензии на осуществление       ¦   ¦    ¦                         ¦деятельности в качестве таможенных       ¦   ¦    ¦                         ¦брокеров.                                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦помещением товаров и транспортных средств¦   ¦    ¦                         ¦под таможенные режимы.                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦изменением таможенного режима.           ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам таможенного контроля в     ¦   ¦    ¦                         ¦отношении помещенных под таможенный режим¦   ¦    ¦                         ¦товаров, требующих специального учета и  ¦   ¦    ¦                         ¦контроля, применения мер экономической   ¦   ¦    ¦                         ¦политики и подлежащих обложению          ¦   ¦    ¦                         ¦таможенными платежами.                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам правильности заявления     ¦   ¦    ¦                         ¦товаров под таможенные режимы в          ¦   ¦    ¦                         ¦соответствии с условиями и порядком,     ¦   ¦    ¦                         ¦предусмотренными таможенным              ¦   ¦    ¦                         ¦законодательством.                       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По принятию решений о возможности      ¦   ¦    ¦                         ¦осуществления таможенного контроля в     ¦   ¦    ¦                         ¦отношении товаров, помещаемых под        ¦   ¦    ¦                         ¦таможенные режимы.                       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, целевого использования    ¦   ¦    ¦                         ¦временно ввозимых товаров.               ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам взимания периодических     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных платежей (во взаимодействии с ¦   ¦    ¦                         ¦отделом организации взимания таможенных  ¦   ¦    ¦                         ¦платежей).                               ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам фактического вывоза товаров¦   ¦    ¦                         ¦и транспортных средств, помещенных под   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенные режимы реэкспорта,            ¦   ¦    ¦                         ¦переработки, ввоза/вывоза временно       ¦   ¦    ¦                         ¦ввезенных/вывезенных товаров.            ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На вопросы, связанные с созданием      ¦   ¦    ¦                         ¦свободной таможенной зоны или учреждением¦   ¦    ¦                         ¦свободного склада.                       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦(совместно с ИТС)        ¦- На разработку, внедрение и применение  ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных технологий.                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦декларированием товаров и транспортных   ¦   ¦    ¦                         ¦средств                                  ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦3.  ¦Служба федеральных       ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦таможенных доходов       ¦таможенных органов, связанным с          ¦   ¦    ¦                         ¦перемещением через таможенную границу    ¦   ¦    ¦                         ¦товаров, требующих соблюдения мер        ¦   ¦    ¦                         ¦нетарифного регулирования, на которые    ¦   ¦    ¦                         ¦распространяются запреты (ст. 20 ТК РФ) и¦   ¦    ¦                         ¦ограничения (ст. 21 ТК РФ).              ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанным с          ¦   ¦    ¦                         ¦перемещением товаров, содержащих признаки¦   ¦    ¦                         ¦объектов интеллектуальной собственности. ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанным с          ¦   ¦    ¦                         ¦классификацией товаров по ТН ВЭД России. ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанным с:         ¦   ¦    ¦                         ¦  определением страны происхождения      ¦   ¦    ¦                         ¦товара;                                  ¦   ¦    ¦                         ¦  определением продукции собственного    ¦   ¦    ¦                         ¦производства;                            ¦   ¦    ¦                         ¦  определением происхождения товаров     ¦   ¦    ¦                         ¦с территории свободных складов или       ¦   ¦    ¦                         ¦свободных экономических зон;             ¦   ¦    ¦                         ¦  полнотой и достоверностью сведений,    ¦   ¦    ¦                         ¦указываемых в ГТД для целей идентификации¦   ¦    ¦                         ¦и классификации товаров.                 ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанным с принятием¦   ¦    ¦                         ¦предварительных решений по классификации ¦   ¦    ¦                         ¦и происхождению товаров.                 ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанным с          ¦   ¦    ¦                         ¦начислением и взиманием таможенных       ¦   ¦    ¦                         ¦платежей (пошлин, НДС, акциза, сборов за ¦   ¦    ¦                         ¦таможенное оформление).                  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По обжалованию взимания таможенными    ¦   ¦    ¦                         ¦органами платежей в отношении условно    ¦   ¦    ¦                         ¦выпущенных товаров (гуманитарной помощи; ¦   ¦    ¦                         ¦ввозимых в качестве вклада в уставный    ¦   ¦    ¦                         ¦капитал предприятий с иностранными       ¦   ¦    ¦                         ¦инвестициями и т.п.).                    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам предоставления льгот       ¦   ¦    ¦                         ¦(освобождения от уплаты таможенных       ¦   ¦    ¦                         ¦платежей) при таможенном оформлении      ¦   ¦    ¦                         ¦товаров, ввозимых в качестве гуманитарной¦   ¦    ¦                         ¦помощи, технической помощи, а также в    ¦   ¦    ¦                         ¦качестве вклада в уставный капитал       ¦   ¦    ¦                         ¦предприятий с иностранными инвестициями. ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам начисления и взимания      ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных платежей в отношении лиц,     ¦   ¦    ¦                         ¦являющихся индивидуальными               ¦   ¦    ¦                         ¦предпринимателями, и физических лиц,     ¦   ¦    ¦                         ¦перемещающих товары не для               ¦   ¦    ¦                         ¦производственной (коммерческой)          ¦   ¦    ¦                         ¦деятельности.                            ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам бесспорного взыскания      ¦   ¦    ¦                         ¦неуплаченных таможенных платежей.        ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам начисления и взимания      ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных платежей, возврата сумм       ¦   ¦    ¦                         ¦излишне уплаченных таможенных платежей.  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам поступления таможенных     ¦   ¦    ¦                         ¦платежей.                                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам обеспечения уплаты         ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных платежей.                     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам взимания периодических     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных платежей.                     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам предоставления тарифных и  ¦   ¦    ¦                         ¦налоговых льгот, преференций, в т.ч.     ¦   ¦    ¦                         ¦стоимостных и количественных квот.       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам предоставления отсрочек или¦   ¦    ¦                         ¦рассрочек уплаты таможенных платежей.    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам погашения задолженностей по¦   ¦    ¦                         ¦уплате таможенных платежей.              ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с выполнением   ¦   ¦    ¦                         ¦требований таможенного и валютного       ¦   ¦    ¦                         ¦законодательства.                        ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с:         ¦   ¦    ¦                         ¦  контролем определения и заявления      ¦   ¦    ¦                         ¦декларантом таможенной стоимости товаров ¦   ¦    ¦                         ¦и транспортных средств;                  ¦   ¦    ¦                         ¦  корректировкой таможенной стоимости    ¦   ¦    ¦                         ¦товаров и транспортных средств           ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦4.  ¦Служба федеральных       ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦таможенных доходов       ¦таможенных органов, связанные с внесением¦   ¦    ¦совместно с информационно¦изменений в ГТД, в т.ч. в электронную    ¦   ¦    ¦- технической службой    ¦копию.                                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦подтверждением таможенного оформления    ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦5.  ¦Служба таможенной        ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦инспекции                ¦таможенных органов, связанные с          ¦   ¦    ¦                         ¦проведением проверок                     ¦   ¦    ¦                         ¦финансово - хозяйственной деятельности   ¦   ¦    ¦                         ¦участников ВЭД.                          ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с исполнением   ¦   ¦    ¦                         ¦запросов правоохранительных, финансовых и¦   ¦    ¦                         ¦налоговых органов в отношении            ¦   ¦    ¦                         ¦деятельности участников ВЭД.             ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На отказ (задержку) в регистрации      ¦   ¦    ¦                         ¦участников ВЭД                           ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам взаимодействия с налоговыми¦   ¦    ¦                         ¦органами                                 ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦6.  ¦Правовая служба          ¦- На своевременное и всестороннее        ¦   ¦    ¦                         ¦рассмотрение жалоб в службах ЦТУ и       ¦   ¦    ¦                         ¦нижестоящих таможнях.                    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По жалобам, имеющим большое            ¦   ¦    ¦                         ¦общественное значение.                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По жалобам из высших органов           ¦   ¦    ¦                         ¦государственной власти.                  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам единообразного применения в¦   ¦    ¦                         ¦регионе деятельности ЦТУ таможенного     ¦   ¦    ¦                         ¦законодательства.                        ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам правоприменительной        ¦   ¦    ¦                         ¦практики.                                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По материалам средств массовой         ¦   ¦    ¦                         ¦информации.                              ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам международного права в     ¦   ¦    ¦                         ¦сфере таможенного дела.                  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По наиболее сложным жалобам, связанным ¦   ¦    ¦                         ¦с комплексным решением поставленных      ¦   ¦    ¦                         ¦проблем.                                 ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На жалобы лиц, в отношении которых     ¦   ¦    ¦                         ¦вынесены постановления по делу о НТП, их ¦   ¦    ¦                         ¦адвокатов либо представителей.           ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На протесты прокурора по постановлениям¦   ¦    ¦                         ¦о НТП.                                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с наложением    ¦   ¦    ¦                         ¦взыскания по упрощенной форме.           ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с соблюдением   ¦   ¦    ¦                         ¦законности при производстве по делам об  ¦   ¦    ¦                         ¦административных правонарушениях,        ¦   ¦    ¦                         ¦посягающих на нормальную деятельность    ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов.                      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам отмены, изменения          ¦   ¦    ¦                         ¦распорядительных актов ЦТУ               ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По жалобам, связанным с судебными      ¦   ¦    ¦                         ¦решениями по вопросам таможенного дела.  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с               ¦   ¦    ¦                         ¦информированием и консультированием в    ¦   ¦    ¦                         ¦сфере таможенного дела                   ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦7.  ¦Информационно -          ¦- По действиям (бездействию), решениям   ¦   ¦    ¦техническая служба       ¦таможенных органов, связанным с          ¦   ¦    ¦                         ¦перемещением через таможенную границу    ¦   ¦    ¦                         ¦делящихся и радиоактивных материалов.    ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам оснащения ТС или СВХ       ¦   ¦    ¦                         ¦аппаратурой радиационного контроля.      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с               ¦   ¦    ¦                         ¦предоставлением информации из баз данных ¦   ¦    ¦                         ¦Управления на запросы должностных лиц,   ¦   ¦    ¦                         ¦органов государственной власти,          ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных и правоохранительных органов, ¦   ¦    ¦                         ¦а также юридических лиц и граждан.       ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦По вопросам конфиденциальности           ¦   ¦    ¦                         ¦предоставляемой информации.              ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам функционирования ЕАИС      ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦8.  ¦Расходная часть          ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с хранением¦   ¦    ¦                         ¦изъятых (скоропортящихся) товаров на СВХ ¦   ¦    ¦                         ¦(в том числе сроки хранения, суммы       ¦   ¦    ¦                         ¦накладных расходов).                     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На действия (бездействие), решения     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных органов, связанные с оценкой и¦   ¦    ¦                         ¦реализацией обращенных в федеральную     ¦   ¦    ¦                         ¦собственность товаров.                   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с исполнением   ¦   ¦    ¦                         ¦постановлений таможенных органов в части ¦   ¦    ¦                         ¦взыскания сумм штрафов и стоимости       ¦   ¦    ¦                         ¦товаров и транспортных средств.          ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с порядком      ¦   ¦    ¦                         ¦уничтожения товаров, обращенных в        ¦   ¦    ¦                         ¦федеральную собственность.               ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам соблюдения складами        ¦   ¦    ¦                         ¦временного хранения условий хранения     ¦   ¦    ¦                         ¦товаров, обращенных в федеральную        ¦   ¦    ¦                         ¦собственность.                           ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам согласования стоимости     ¦   ¦    ¦                         ¦товаров, передаваемых на реализацию.     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам функционирования складов,  ¦   ¦    ¦                         ¦предназначенных для хранения товаров,    ¦   ¦    ¦                         ¦обращенных в федеральную собственность.  ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам взаимодействия со службой  ¦   ¦    ¦                         ¦судебных приставов.                      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с возвратом сумм¦   ¦    ¦                         ¦уплаченных штрафов                       ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦9.  ¦Служба силового          ¦- По вопросам таможенного сопровождения  ¦   ¦    ¦обеспечения              ¦силами таможенном охраны.                ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам использования СОБР.        ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам охраны объектов таможенной ¦   ¦    ¦                         ¦инфраструктуры.                          ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам деятельности оперативно -  ¦   ¦    ¦                         ¦дежурной службы.                         ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам использования оружия и     ¦   ¦    ¦                         ¦технических средств охраны.              ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам силового обеспечения       ¦   ¦    ¦                         ¦специальных операций                     ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦10. ¦Центральная              ¦- По вопросам борьбы с контрабандой и    ¦   ¦    ¦оперативная таможня      ¦иными преступлениями в сфере таможенного ¦   ¦    ¦                         ¦дела с соблюдением уголовного и          ¦   ¦    ¦                         ¦процессуального законодательства по      ¦   ¦    ¦                         ¦уголовным делам.                         ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам, связанным с результатами  ¦   ¦    ¦                         ¦проведения рейдов, операций, проверочных ¦   ¦    ¦                         ¦мероприятий (задержание, изъятие товаров ¦   ¦    ¦                         ¦и транспортных средств и т.п.).          ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам соблюдения законности при  ¦   ¦    ¦                         ¦осуществлении дознания, проведения       ¦   ¦    ¦                         ¦оперативно - разыскной деятельности.     ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- На взаимодействие с правоохранительными¦   ¦    ¦                         ¦и иными контролирующими государственными ¦   ¦    ¦                         ¦органами по вопросам выявления,          ¦   ¦    ¦                         ¦предупреждения, пресечения и             ¦   ¦    ¦                         ¦расследования правонарушений в сфере     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенного дела, в т.ч. по вопросам     ¦   ¦    ¦                         ¦обмена информацией.                      ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам проведения спецопераций.   ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам применения законодательства¦   ¦    ¦                         ¦по делам о НТП, применения тех или иных  ¦   ¦    ¦                         ¦процессуальных действий.                 ¦   ¦    ¦                         ¦                                         ¦   ¦    ¦                         ¦- По вопросам соблюдения законодательства¦   ¦    ¦                         ¦по неоконченным делам о НТП              ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+   ¦11. ¦Таможни (кроме ЦОТ, ЦТТ) ¦- На решения (действия), бездействие     ¦   ¦    ¦                         ¦таможенных постов и должностных лиц      ¦   ¦    ¦                         ¦таможни (функциональные отделы,          ¦   ¦    ¦                         ¦таможенные посты)                        ¦   +----+-------------------------+-----------------------------------------+
                 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТВЕТА НА ЖАЛОБУ           +----------+           ¦Герб      ¦           ¦Российской¦           ¦Федерации ¦           +----------+   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ       Кому  ___________________        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                      ___________________                                            Адрес ___________________            ЦЕНТРАЛЬНОЕ      ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ   107078, Москва, Новая Басманная, 23, стр. 1   Тел. 267-46-75, факс 267-48-55   Телетайп 114925 "Тамга"   От _____________ N ______________   На N ___________ от _____________   Ответ на жалобу г-на ____________      Центральное  таможенное  управление  рассмотрело Вашу жалобу от   ______________ на ________________________________________________                            (решение, действие, бездействие   __________________________________________________________________           таможенного органа (сотрудника таможенного органа)   и сообщает следующее.      Вводная часть _________________________________________________                        (кратко излагаются обстоятельства жалобы)      Мотивировочная часть: _________________________________________                                   (излагаются обстоятельства,   __________________________________________________________________     установленные при рассмотрении жалобы, с указанием на положения   __________________________________________________________________   нормативных правовых актов, регламентирующих данный вид отношений)   Заключительная часть: на основании вышеизложенного _______________   __________________________________________________________________     (излагается принятое по жалобе лица решение, а также сведения   __________________________________________________________________                  о сроках и порядке его обжалования)   Начальник Управления либо   заместитель начальника Управления                                        _____________    ____________                                          (подпись)        (Ф.И.О.)
Информация, подлежащая размещению на информационных стендах о порядке обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц

1. Выписка из ст. 46 ч. 2 Конституции Российской Федерации.

2. Выписки из статей 407-410, 414, 416 Таможенного кодекса Российской Федерации.

3. Перечень таможенных органов и должностных лиц Центрального таможенного управления, правомочных принимать решения (рассматривать) по первоначальным жалобам (приложение 2 к Инструкции).

4. Адрес вышестоящего таможенного органа (таможни, ЦТУ, ГТК России).

5. Перечень информации, которую должна содержать жалоба (п. 2.3 Инструкции).

Комментариев нет

;