Приказ СЗТУ РФ от 22 мая 2002 г. N 272

Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения жалоб граждан и организаций в Северо-Западном таможенном управлении

В целях установления единой организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в управлении и подчиненных таможнях жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц приказываю: 1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения в Северо-Западном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (приложение 1). 2. Предоставить право рассмотрения и принятия решений по жалобам на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - жалобы) от имени управления - заместителям начальника управления и начальнику службы таможенной инспекции управления по вопросам, относящимся к их компетенции. 3. Начальникам служб СЗТУ и таможен региона (кроме Северо-Западной тыловой): 3.1. Организовать в месячный срок со дня издания настоящего приказа изучение Инструкции о порядке рассмотрения в Северо-Западном таможенном управлении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - Инструкция) в подчиненных подразделениях и обеспечить рассмотрение первоначальных жалоб в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 3.2. Обеспечить начиная с 2002 года ведение в подчиненных подразделениях отдельных дел по жалобам (юридических, физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица соответственно), включив их в номенклатуру дел данных подразделений. 4. Начальникам таможен (кроме Северо-Западной тыловой) в месячный срок со дня издания настоящего приказа разработать и утвердить на основания настоящей Инструкции соответствующие инструкции о порядке рассмотрения жалоб. 5. Начальникам таможен (кроме Северо-Западной тыловой) обеспечить размещение информации в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу в доступных для заинтересованных лиц местах. 6. Начальникам служб управления в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в правовую службу управления статистическую отчетность по рассмотренным жалобам по форме 17-"прок", утвержденной приказом ГТК от 18.10.2001 N 999. 7. Правовой службе управления (Гнетов А.В.): 7.1. Осуществлять общий контроль за организацией рассмотрения жалоб в управлении в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 7.2. Оказывать методическую помощь службам СЗТУ и таможням региона в организации рассмотрения жалоб и предоставлении установленной статистической отчетности. 7.3. Обобщать и анализировать практику рассмотрения жалоб в регионе деятельности управления и не реже 1 раза в полугодие докладывать начальнику управления результаты проведенного анализа. 8. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. <--source-->Начальник <--source-->Северо-Западного таможенного управления <--source-->генерал-полковник таможенной службы <--source-->В.И.Вьюнов <--source-->ПРИЛОЖЕНИЕ 1 <--source-->к приказу Северо-Западного <--source-->таможенного управления РФ <--source-->от 22.05.2002 N 272 <--subtitle-->Инструкция о порядке рассмотрения жалоб граждан и организаций в Северо-Западном таможенном управлении <--subtitle-->1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция о порядке рассмотрения жалоб в Северо-Западном таможенном управлении (далее - СЗТУ) разработана в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации; Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ); Гражданского процессуального кодекса РСФСР; Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации; Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Закон Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 с изменениями и дополнениями от 14.12.1995); Федерального закона от 17.11.1995 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"; Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в редакции указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-Х, от 02.02.88 N 8422-XI); приказов ГТК России от 09.03.1999 N 150 "О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах", от 10.01.1996 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации"; письма ГТК России от 31.08.2001 N 01-06/35276 "Об организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц" (Методические рекомендации), а также с учетом положений иных законодательных, нормативных и правовых актов по вопросам работы с жалобами граждан и организаций. ------------------------------------------------------------------ Примечание: Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ имеет название "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Данным документом Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 изложен в новой редакции. ------------------------------------------------------------------ Инструкция определяет общие правила приема и рассмотрения жалоб в СЗТУ и подчиненных таможнях, а также организацию взаимодействия подразделений СЗТУ между собой и с таможнями по рассмотрению жалоб, определяет право принятия решений по жалобам и подписания ответов на жалобы правомочными лицами, ведение статистической отчетности и пр. 1.2. Настоящая Инструкция применяется в соответствии с разделом XIII ТК РФ во всех случаях обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, за исключением обжалования мер административной и уголовной ответственности. Жалобы, вытекающие из трудовых, гражданских (договорных, арендных и т.д.) и иных правоотношений, не связанных с вопросами таможенного дела, в настоящей Инструкции не рассматриваются и ее положениями не регулируются. Действие Инструкции распространяется на организацию рассмотрения жалоб на уровне СЗТУ. Действие настоящей Инструкции распространяется также на поступающие от предпринимателей без образования юридического лица жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - жалобы). 1.3. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений является в соответствии с предоставленными им полномочиями компетенцией руководства СЗТУ и подчиненных таможен, если обжалуются решения, действия или бездействие подчиненных им таможенных органов и сотрудников. 1.4. Лицо, считающее свои права нарушенными решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица, имеет право обжаловать такое решение, действие или бездействие в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу. Право на обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц реализуется посредством обращения с жалобой в вышестоящие таможенные органы или должностному лицу, органы прокуратуры или в суд. 1.5. В соответствии со ст. 46 ч. 2 Конституции Российской Федерации жалоба в порядке первоначального обжалования может быть принята к рассмотрению непосредственно судом Российской Федерации. При этом поступившая в таможенные органы аналогичная жалоба остается без рассмотрения до принятия решения судом (в соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации). 1.6. Государственная пошлина или иная плата за рассмотрение жалоб в таможенных органах не взимается. 1.7. В целях единообразного применения настоящей Инструкции приводятся следующие определения некоторых понятий, встречающихся в практике работы с жалобами. Решение - оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера. Действие - совершение какого-либо действия (от имени таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий. Бездействие - невыполнение таможенным органом или его должностным лицам обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия. К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники таможенных органов, то есть граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О службе в таможенных органах". Заявитель - лицо, обратившееся в случаях, предусмотренных ст. 405 ТК РФ, с жалобой, либо его представитель, если жалоба подана через представителя. 1.8. Поступающие в таможенные органы обращения организаций и граждан подразделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы. Заявление - это обращение лица по поводу реализации его прав, прямо предусмотренных тем или иным нормативным правовым актом (к примеру, по вопросу производства таможенного оформления, помещения товаров на склад временного хранения или под определенный таможенный режим и пр.). Предложение - это обращение, направленное на улучшение деятельности, например, государственных органов, на совершенствование организации таможенного дела и т.д. Ходатайство - обращение с просьбой (в случаях, предусмотренных законодательством) о признании определенного статуса, прав и законных интересов заявителя (например, ходатайство в порядке ст. 127 ТК РФ о производстве таможенного оформления товаров вне времени работы таможенного органа либо в местах, не определенных для этого). Запрос - обращение, содержащее просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов (например, запрос о разъяснении вопроса, касающегося применения тех или иных нормативных правовых актов в конкретной ситуации, затрагивающей права и законные интересы лица). Жалоба - обращение лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия таможенного органа или его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов. Предметом жалобы в отличие от других обращений является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления. Основанием жалобы, ее "юридическим составом" являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации решений, действий или бездействия (в рассматриваемом случае это решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц), затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально. Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий таможенных органов и их должностных лиц. Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов в суд в соответствии со ст. 416 ТК РФ. Остальные обращения рассматриваются в таможенных органах в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства. <--subtitle-->2. Принятие к рассмотрению первоначальной жалобы и организация ее рассмотрения в СЗТУ 2.1. Жалоба подается в СЗТУ физическим или юридическим лицом самостоятельно либо через своих представителей. Жалоба считается поданной в срок, если она подана в таможенный орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 408 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган Российской Федерации, датой подачи считается дата регистрации жалобы в таможенном органе Российской Федерации. Если заявитель направляет жалобу почтой, подтверждением соблюдения срока подачи жалобы является штемпель, проставленный на почтовом конверте отделением связи отправления. 2.2. Жалоба подается лицом, указанным в ст. 405 ТК РФ, либо его представителем. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Представительство юридического лица, осуществляемое его работниками или другими организациями на договорной основе, подтверждается доверенностью, договором об оказании правовой помощи, иным договором, оформленным в соответствии с установленным порядком, либо ордером, выданным юридической консультацией. Удостоверяющие представительство документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, должны быть переведены на русский язык и легализованы или удостоверены согласно порядку, предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации. Представителем лица, подающего жалобу, может быть любое лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на подачу жалобы в СЗТУ от имени представляемого лица и подтверждающее такие полномочия. Не могут быть представителями лица, не обладающие полной дееспособностью, состоящие под опекой или попечительством, а также сотрудники таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры. Правило, в соответствии с которым должностные лица таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры не могут выступать в качестве представителей, не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в самостоятельном качестве или в качестве законных представителей. Представительство может быть основано на законе либо вытекать из договорных обязательств. С жалобой от имени физических лиц, не обладающих полной дееспособностью, могут обратиться их законные представители, усыновители, опекуны или попечители. С жалобой от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами или учредительными документами. Любое действие представителя в пределах предоставленных ему полномочий, а также любое решение СЗТУ или его должностного лица по отношению к представителю имеют те же последствия, что и действия лица, выдавшего доверенность, или решение по отношению к лицу, выдавшему доверенность. 2.3. Жалоба подается в произвольной письменной форме (ст. 411 ТК РФ). Подача жалобы посредством телеграфной, телетайпной, факсимильной связи, а также электронной почтой не допускается. Поданная таким образом жалоба может быть принята к рассмотрению только по решению руководства СЗТУ. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем. С целью своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются: наименование вышестоящего таможенного органа (должность вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба; наименование таможенного органа (должность сотрудника таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (наименование) заявителя, его место жительства (местонахождение) или иной адрес, по которому может быть направлен ответ на жалобу; существо обжалуемого решения, действия или бездействия; обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства; требования лица, обратившегося с жалобой; перечень прилагаемых к жалобе документов. В жалобе могут быть указаны также иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу. Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению только по тому основанию, что обращение не озаглавлено либо оформлено не как жалоба. 2.4. Документы, подаваемые вместе с жалобой, прилагаются в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях (удостоверенных нотариусом, должностным лицом таможенного органа или сотрудником организации, выдавшей документ). Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, считаются подтверждающими полномочиями представителя только в том случае, если они переведены на русский язык и легализированы в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 2.5. Поданная жалоба (обращение) поступает в отдел документационного обеспечения СЗТУ. В отделе документационного обеспечения СЗТУ (долее - ОДО) обработка и регистрация жалоб производится в соответствии с "Регламентом работы с документами в Северо-Западном таможенном управлении", в том числе производятся следующие действия: обращение (жалоба) регистрируется в соответствующей базе данных (физические лица и юридические отдельно); в соответствии с критериями, отраженными в разделе I настоящей Инструкции, все обращения (жалобы) классифицируются на жалобы и прочие обращения (заявление, предложение, ходатайство, запрос и т.п.). Жалобы (на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц) берутся ОДО на контроль. Жалобы, поступающие для рассмотрения из ГТК России, берутся ОДО на специальный контроль. 2.6. Принятие жалоб к рассмотрению и определение их исполнителей. Принятие жалоб (обращений) к рассмотрению и определение их исполнителей в СЗТУ осуществляется в соответствии с "Регламентом работы с документами в Северо-Западном таможенном управлении". 2.6.1. Принятие жалобы к рассмотрению осуществляется на основе проверки содержания жалобы и прилагаемых к ней документов (в соответствии с пп. 2.3, 2.4 Инструкции), результатом которой являются решение: а) о возможности рассмотрения жалобы по существу и принятии ее к рассмотрению, или б) об отказе в принятии ее к рассмотрению, и/или в) о направлении ее по принадлежности в иной (таможенный) орган. В случаях б) и в) заявителю разъясняется о невозможности рассмотрения жалобы по существу (направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы) в случаях, если: не соблюдена письменная форма подачи жалобы; не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо причины пропуска срока не признаны уважительными; жалоба не подписана заявителем или подписана лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства; в жалобе не содержится указания на предмет обжалования, таможенный орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, на лицо, от имени которого подана жалоба; заявитель уже обратился в суд с жалобой аналогичного содержания, и она принята к рассмотрению либо по ней уже вынесено судебное решение; по жалобе аналогичного содержания данным вышестоящим таможенным органом Российской Федерации (ГТК России) или данным вышестоящим должностным лицом (руководство ГТК России) ранее уже было принято решение; предметом обжалования является не решение, действие или бездействие таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица; по жалобе аналогичного содержания уже было принято решение начальником нижестоящего таможенного органа (таможня) или нижестоящим должностным лицом (начальником таможни) в порядке первоначального обжалования (в том случае, если отсутствуют основания для проверки обжалуемых действий или бездействия в порядке контроля); первоначальная жалоба была изъята или аннулирована в соответствии со ст. 414 ТК РФ, за исключением случаев, определенных положениями названной статьи ТК РФ; жалоба подана не в вышестоящий таможенный орган или не вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать первоначальную жалобу (ГТК России). В случае пропуска срока подачи жалобы заявителем по уважительным причинам он может быть восстановлен по письменному обращению заявителя в соответствии с установленным порядком. К обращению приобщаются документы, подтверждающие причины пропуска срока. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом таможенного органа Российской федерации, рассматривающим жалобу (начальником правовой службы). Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. При этом назначенный исполнитель на жалобе делает свое заключение о признании или непризнании уважительными причин пропуска сроков, а начальник соответствующей службы (в которой работает исполнитель) соглашается или не соглашается с этим заключением путем производства соответствующей записи (согласен, не согласен). В случае отказа в восстановлении срока, пропущенного по неуважительным причинам, заявителю в письменном виде разъясняются причины и мотивы такого отказа и невозможность рассмотрения жалобы по существу. Заявитель, получив разъяснение таможенного органа о невозможности рассмотрения жалобы по существу и устранив, если это возможно, причины, указанные в ответе таможенного органа, вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком. 2.6.2. В случае принятия жалобы к рассмотрению необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности приостановления в соответствии со ст. 412 ТК РФ обжалуемого решения или действия. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за исключением случаев, когда таможенный орган Российской Федерации либо должностное лицо, которые правомочны рассматривать жалобу, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации. В этом случае они могут полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения или действия в соответствии с установленным порядком. 2.6.3. Решение об уровне должностного лица или таможенного органа, правомочном рассматривать первоначальную жалобу, принимается с учетом "Перечня таможенных органов..." (приложение 1 к Инструкции). В случае подачи жалобы не в соответствующий в порядке подчиненности вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или не вышестоящему должностному лицу жалоба подлежит направлению в соответствии с установленным порядком по принадлежности соответствующему адресату с обязательным уведомлением заявителя. Так, жалоба на таможенный пост или должностное лицо таможни (кроме начальника таможни) направляется для рассмотрения начальнику соответствующей таможни (нижестоящий таможенный орган). В сопроводительном письме при этом в необходимом случае делается правовое заключение о соблюдении сроков подачи жалобы о восстановлении сроков, о необходимости приостановления обжалуемого решения или действия и т.п. Письмо-уведомление заявителя, подписанное заместителем начальника управления - начальником правовой службы, о передаче жалобы для рассмотрения в нижестоящий таможенный орган является основанием для снятия с контроля жалобы за СЗТУ. Если первоначальная жалоба поступила из ГТК России, то в данном случае письменно уведомляется и ГТК России. 2.6.4. Решение об определении подразделения (службы) СЗТУ или подчиненной СЗТУ таможни, в компетенцию которых входит подготовка решений по кругу проблем, отраженных в жалобе, принимается в соответствии с "Перечнем служб..." (приложение 2 к Инструкции). 2.7. Рассмотрение жалобы по существу исполнителями в службах (структурных подразделениях) СЗТУ осуществляется в следующем порядке. 2.7.1. Изучаются материалы жалобы. 2.7.2. Проводится проверка положений указанных в пп. 2.6.1-2.6.4 настоящей Инструкции. 2.7.3. После изучения материалов жалобы, не позднее двух дней после ее учета в соответствующем подразделении (службе) СЗТУ в необходимом случае запрашиваются у таможни или подразделения СЗТУ (решение, действие или бездействие которого или должностного лица которого обжалуется) мотивированное заключение и документы, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, и устанавливаются сроки для подготовки и направления истребуемых документов. При этом общий устанавливаемый срок для исполнения не должен превышать 10 календарных дней исходя из общего срока рассмотрения жалобы. В случае, если отмеченные в жалобе нарушения возможно сразу устранить на месте, непосредственно в запросе предлагается таможне, подразделению СЗТУ или их должностному лицу устранить причины и обстоятельства, послужившие основанием для подачи жалобы. Если вопрос по жалобе был решен на месте, то об этом также сообщается в заключении. В этом случае у заявителя имеются основания и возможность изъять или аннулировать жалобу в соответствии с требованиями статьи 414 ТК РФ. В заключении по жалобе должна быть изложена позиция таможни (службы) по всем доводам жалобы с правовым обоснованием причин принятого решения, совершенного действия или бездействия. Истребуемые документы предоставляются в подлинниках или в копиях, заверенных надлежащим образом. 2.7.4. Помимо заключения таможни, чье решение, действие или бездействие обжалуется, при подготовке проекта решения по жалобе может быть запрошено заключение соответствующего функционального подразделения (или подразделений), в ведении которого находится предмет обжалования. Проект решения по жалобе подлежит согласованию с соответствующим функциональным подразделением, если содержание проекта решения по жалобе противоречит или имеет значительные разногласия с представленным заключением функционального подразделения. Не разрешенные в ходе согласования противоречия между заключением по жалобе и проектом решения разрешаются исполнителем в форме итогового проекта решения по жалобе. 2.7.5. Запрашиваются у заявителя при необходимости в соответствии со ст. 413 ТК РФ дополнительные документы и информация. 2.7.6. Осуществляется в необходимом случае выезд сотрудников, готовящих решение по жалобе, в места таможенного оформления, в таможенные органы и в иные места, позволяющие получить дополнительную информацию и документы, имеющие существенное значение при рассмотрении жалобы. 2.7.7. Продлевается при наличии уважительных причин срок рассмотрения жалобы. Жалоба заявителя должна быть рассмотрена в течение месячного срока, установленного статьей 409 ТК РФ. Данный срок исчисляется в календарных днях со дня регистрации жалобы в таможенном органе. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на два месяца. Общий срок рассмотрения жалобы в соответствии с положениями ТК РФ не может превышать 3 месяцев. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы выносится соответствующим начальником службы (заместителем начальника СЗТУ) до истечения срока рассмотрения жалобы на основании мотивированного заключения исполнителя с указанием причин, послуживших основанием для продления, что подтверждается резолюцией на представленном заключении и самой жалобе с указанием нового срока рассмотрения. При этом заявителю дается промежуточный ответ о продлении срока рассмотрения жалобы, на основании которого ОДО переносит контрольный срок. В необходимом случае о продлении срока рассмотрения жалобы информируется ГТК России, направивший первоначальную жалобу для рассмотрения в СЗТУ. 2.7.8. Обобщаются материалы жалобы, полученные от заявителя, таможен, служб и иных подразделений СЗТУ и их должностных лиц, готовится проект решения по жалобе. Проект решения по жалобе должен быть подготовлен исполнителем в установленные руководителем сроки, но до истечения срока рассмотрения жалобы. У лица, рассматривающего жалобу, должен иметься достаточный запас времени, необходимого для изучения проекта ответа по жалобе и имеющихся материалов, а также для внесения возможных изменений в подготовленный проект ответа. 2.7.9. Решение по жалобе принимается в письменной форме. При принятии решения должностное лицо СЗТУ не должно быть связано доводами жалобы, а должно объективно оценить имеющиеся материалы и принять решение в соответствии с действующим законодательством. Решение по жалобе визируется исполнителем и начальником отдела и подписывается соответствующим заместителем начальника Управления (начальником службы), правомочным рассматривать жалобу (приложение 1 к Инструкции), либо лицом, исполняющим его обязанности. Для заявителя, обратившегося с жалобой, решение СЗТУ может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение, действие или бездействие. По результатам рассмотрения жалобы принимается следующее решение (далее - решение по жалобе): а) отказать в удовлетворении жалобы: признает правомерным обжалуемое решение, действие (бездействие) таможенного органа Российской Федерации или его сотрудника и отказывает в удовлетворении жалобы заявителя; б) удовлетворить жалобу: отменяет решение, принятое таможенным органом Российской Федерации или его должностным лицом, и удовлетворяет жалобу заявителя полностью либо частично; признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и удовлетворяет жалобу заявителя полностью или частично; признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции); в) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п. 2.6.2 Инструкции). В соответствии со ст. 415 ТК РФ решение по жалобе принимается в форме решения таможенного органа Российской Федерации или решения должностного лица таможенного органа РФ. В решении по жалобе разъясняется порядок дальнейшего обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования. Примерная форма ответа на жалобу приведена в приложении 3 к Инструкции. ------------------------------------------------------------------ Примечание: приложение 3 не публикуется. ------------------------------------------------------------------ Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию. При отсутствии сообщения заявителя об изменении своего адреса решение по жалобе направляется по адресу, указанному в жалобе (и считается отправленным надлежащим образом, даже если адресат по этому адресу более не находится или не проживает). При поступлении в таможенный орган сообщения об изменении адреса заявителя копия решения по жалобе направляется по новому адресу не позднее пяти дней со дня регистрации сообщения в таможенном органе Российской Федерации. Если адрес заявителя на почтовом конверте не совпадает с адресом, указанным в жалобе, решение направляется по адресу, который указан в жалобе. 2.7.10. По результатам рассмотрения жалобы информируются заинтересованные лица. Копия ответа на жалобу в обязательном порядке направляется в Правовую службу СЗТУ. Рассмотренная жалоба подлежит статистическому учету в службе (подразделении) СЗТУ, ее рассматривавшей(м), и ОДО. Снятие с контроля жалобы осуществляется в порядке, указанном в "Регламенте работы с документами в Северо-Западном таможенном управлении". 2.7.11. Помимо принятия решения по жалобе исполнитель и иные должностные лица, участвующие в рассмотрении жалобы, могут выйти с предложением о проведении служебной проверки по указанным в жалобе фактам. Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы в нижестоящий таможенный орган или службу СЗТУ лицом, рассмотревшим жалобу, может быть направлено письмо с предложением об устранении причин допущенных нарушений либо обращающее внимание руководства подразделений на недопустимость совершения подобных нарушений в будущем. <--subtitle-->3. Вторичное обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц 3.1. Вторичное обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц осуществляется в соответствии со ст. 416, 417 ТК РФ в судебных инстанциях. 3.2. Решения судебных органов Российской Федерации по вопросам, затрагивающим деятельность, компетенцию и функции СЗТУ и подчиненных ему таможенных органов, обжалуются в необходимых случаях в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для исполнения. 3.3. Сведения о результатах вторичного обжалования для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу СЗТУ или соответствующие правовые подразделения таможен. <--subtitle-->4. Протест прокурора на решения, действия или бездействие СЗТУ, подчиненных ему таможенных органов, а также должностных лиц СЗТУ и должностных лиц подчиненных СЗТУ таможенных органов 4.1. Протест прокурора на решения, действия или бездействие СЗТУ, подчиненных ему таможенных органов, а также должностных лиц СЗТУ и должностных лиц подчиненных СЗТУ таможенных органов подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 418 ТК РФ таможенным органом, в который он поступил, или его должностным лицом в десятидневный срок со дня поступления этого протеста в таможенный орган. 4.2. Необходимые действия или мероприятия по протесту прокурора осуществляются в соответствии с резолюцией руководителя таможенного органа (должностного лица), рассматривающего протест. 4.3. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме. В подготовке ответа на протест прокурора принимают участие сотрудники правовой службы СЗТУ или сотрудники правовых подразделений таможен соответственно. 4.4. Сведения о результатах рассмотрения протестов прокурора для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу СЗТУ или соответствующие правовые подразделения таможен. <--subtitle-->5. Рассмотрение в порядке контроля СЗТУ или вышестоящими должностными лицами СЗТУ решений, действий или бездействия таможенных органов округа, подразделений СЗТУ или их сотрудников 5.1. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа (согласно предоставленной ему компетенции) в соответствии со ст. 419 ТК РФ имеет право в любое время в порядке контроля за соблюдением законности отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа, подчиненного СЗТУ, службы или подразделения СЗТУ и их должностных лиц, а также принять любые предусмотренные актами законодательства Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия вышеназванных таможенных органов и лиц. Перечень лиц, правомочных в СЗТУ осуществлять функции в порядке контроля за соблюдением законности (отменять или изменять решения, принимать меры), приведен в приложении 1 к Инструкции. 5.2. Поводом для рассмотрения в порядке контроля вышестоящими таможенными органами или вышестоящими должностными лицами в регионе деятельности СЗТУ решений, действий или бездействия таможенных органов, служб и подразделений СЗТУ, а также решений, действий или бездействия должностных лиц СЗТУ и должностных лиц, подчиненных СЗТУ таможенных органов, могут являться: результаты комплексных и целевых проверок таможенных органов; заявления, предложения, ходатайства граждан и юридических лиц; результаты проверок иными государственными контролирующими органами; результаты рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, обобщенные и проанализированные по одной тематике, одному из направлений деятельности таможенных органов и т.п. При этом в порядке контроля могут использоваться несвоевременно поданные, а также изъятые и аннулированные жалобы; иные основания, позволяющие полагать, что незаконными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц ущемлены законные права и интересы граждан и юридических лиц. 5.3. При проведении в регионе деятельности СЗТУ в порядке контроля за соблюдением законности в соответствии со ст. 419 ТК РФ необходимых мероприятий и в организации принятия необходимых мер принимают участие сотрудники правовой службы СЗТУ и правовых подразделений таможен. 5.4. Сведения о результатах проведенных мероприятий и принятых мерах в порядке контроля за соблюдением законности в регионе деятельности СЗТУ для обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовую службу СЗТУ или правовые подразделения таможен. <--subtitle-->6. Заключительные положения 6.1. Руководители таможенных органов, служб и подразделений СЗТУ несут персональную ответственность за своевременное и всестороннее рассмотрение жалоб. 6.2. В случае переименования структурных подразделений правовой службы СЗТУ или иных подразделений СЗТУ и нижестоящих таможенных органов с сохранением их основных функций настоящая Инструкция сохраняет свое действие в отношении переименованных подразделений и таможенных органов. 6.3. Личный прием по жалобам на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц осуществляет руководство СЗТУ, правомочное рассматривать жалобы. Сотрудники служб СЗТУ, в компетенцию которых входит подготовка решений по жалобам, имеют право осуществлять принятие необходимых дополнительных документов и сведений непосредственно от представителей заявителя. 6.4. Анализ правоприменительной практики по жалобам, обобщение результатов рассмотрения жалоб, а также подготовка по результатам рассмотрения жалоб, предложений руководству СЗТУ и таможен о совершенствовании работы таможенных органов, устранению причин допущенных нарушений, привлечению к дисциплинарной ответственности виновных сотрудников входит в компетенцию правовой службы СЗТУ и правовых подразделений таможен. 6.5. Делопроизводство при работе с жалобами ведется в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной приказом ГТК России от 09.03.1999 N 150. Ответственность за ведение делопроизводства и контроль за правильностью его осуществления возлагаются на ОДО. 6.6. Статистическая отчетность по рассмотренным жалобам осуществляется в соответствии с нормативными актами ГТК России и распорядительными актами СЗТУ. При этом статистическая отчетность для обобщения в установленные сроки поступает в правовую службу СЗТУ и правовые подразделения таможен. 6.7. Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия определяется в соответствии с положениями ст. 455, 456 ТК РФ. <--source-->Приложение 1 <--source-->к Инструкции <--subtitle-->Перечень таможенных органов и должностных лиц СЗТУ, правомочных рассматривать первоначальные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (а также в порядке контроля за соблюдением законности ст. 419 ТК РФ)

   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ N ¦Таможенные органы и должностные¦Таможенные органы и должностные¦
   ¦п/п¦  лица, чьи решения, действия  ¦  лица, правомочные принимать  ¦
   ¦   ¦  или бездействие обжалуются   ¦решения (рассматривать жалобы) ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 1 ¦Таможенный пост                ¦Таможня (начальник таможни)    ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 2 ¦Таможня                        ¦СЗТУ      (начальник      СЗТУ,¦
   ¦   ¦                               ¦заместитель  начальника СЗТУ  -¦
   ¦   ¦                               ¦начальник службы)              ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 3 ¦Сотрудники  таможенных   постов¦Начальник таможни              ¦
   ¦   ¦(в т.ч.  начальники  таможенных¦                               ¦
   ¦   ¦постов)                        ¦                               ¦
   ¦   ¦сотрудники       функциональных¦                               ¦
   ¦   ¦отделов    таможни    (в   т.ч.¦                               ¦
   ¦   ¦начальники отделов)            ¦                               ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 4 ¦Заместители начальника таможни ¦Начальник таможни <1>          ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 5 ¦Начальник таможни              ¦Начальник СЗТУ                 ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 6 ¦Сотрудник службы СЗТУ,         ¦Заместитель          начальника¦
   ¦   ¦(в      т.ч.          начальник¦управления - начальник службы  ¦
   ¦   ¦функционального отдела)        ¦                               ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
   ¦ 7 ¦Заместитель          начальника¦Начальник СЗТУ <1>             ¦
   ¦   ¦управления,  начальник   службы¦                               ¦
   ¦   ¦СЗТУ,   заместитель  начальника¦                               ¦
   ¦   ¦службы СЗТУ                    ¦                               ¦
   +---+-------------------------------+-------------------------------+
------------------------------- <1> - Жалоба на заместителя начальника таможни (ЗНТ) рассматривается начальником таможни только в том случае, если решение, действие или бездействие осуществлено ЗНТ как должностным лицом таможни. Если указанные действия (бездействие) ЗНТ осуществляет от имени таможни (что прямо вменено ему в обязанности законодательными актами, нормативными актами ГТК России либо распорядительными актами СЗТУ или таможни), то жалоба в этом случае рассматривается в СЗТУ (начальник СЗТУ, ЗНУ - начальник службы). Аналогичные правила применяются, если обжалуются решения, действия или бездействие заместителя начальника СЗТУ, начальника службы, заместителя начальника службы СЗТУ. Если указанными лицами решение принималось от имени СЗТУ, то жалоба должна рассматриваться в ГТК России. <--source-->Приложение 2 <--source-->к Инструкции <--subtitle-->Перечень служб (структурных подразделений) управления и подчиненных управлению таможен, компетентных подготавливать решения по видам жалоб
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ N ¦ Наименование  ¦          Примерный перечень видов          ¦
   ¦п/п¦    службы     ¦           рассматриваемых жалоб            ¦
   ¦   ¦   (штатного   ¦                                            ¦
   ¦   ¦подразделения) ¦                                            ¦
   ¦   ¦  управления   ¦                                            ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 1 ¦Организационно-¦- На  меры,   принимаемые   по   результатам¦
   ¦   ¦инспекторская  ¦инспекторских проверок таможенных органов.  ¦
   ¦   ¦служба         ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На  существующую инфраструктуру таможенных¦
   ¦   ¦               ¦органов.                                    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На создание, функционирование и ликвидацию¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов  в  регионе деятельности¦
   ¦   ¦               ¦СЗТУ и подразделений СЗТУ.                  ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 2 ¦Служба         ¦- На отказ,  задержку в оформлении товаров и¦
   ¦   ¦организации    ¦транспортных средств.                       ¦
   ¦   ¦таможенного    ¦                                            ¦
   ¦   ¦контроля       ¦- На  отказ физическому лицу в праве ввоза в¦
   ¦   ¦               ¦Российскую Федерацию товаров и  транспортных¦
   ¦   ¦               ¦средств в упрощенном, льготном порядке.     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На отказ (задержку) в выдаче разрешений на¦
   ¦   ¦               ¦производство    оформления     товаров     и¦
   ¦   ¦               ¦транспортных  средств  вне мест расположения¦
   ¦   ¦               ¦таможенного органа Российской  Федерации,  в¦
   ¦   ¦               ¦котором находится отправитель или получатель¦
   ¦   ¦               ¦товара либо их структурное подразделение.   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия   и   решения    сотрудников¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов, связанные с перемещением¦
   ¦   ¦               ¦отдельных   категорий   товаров    (почтовых¦
   ¦   ¦               ¦отправлений, валюты и др.).                 ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   отказ   в  выдаче,  задержку,  отзыв,¦
   ¦   ¦               ¦аннулирование  лицензии  на  учреждение  СВХ¦
   ¦   ¦               ¦(ТС)   или   решения   таможенного   органа,¦
   ¦   ¦               ¦связанные    с     функционированием     или¦
   ¦   ¦               ¦образованием СВХ (ТС).                      ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На  соблюдение  и единообразное применение¦
   ¦   ¦               ¦процедур,  порядка  и  правил  по   вопросам¦
   ¦   ¦               ¦таможенного    оформления    и   таможенного¦
   ¦   ¦               ¦контроля.                                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам создания,  функционирования  и¦
   ¦   ¦               ¦ликвидации зон таможенного контроля.        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На  действия   (бездействие)   сотрудников¦
   ¦   ¦               ¦таможенных    органов    при    производстве¦
   ¦   ¦               ¦таможенного  оформления  в  соответствии   с¦
   ¦   ¦               ¦установленным порядком и правилами.         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   контроля   за   таможенным¦
   ¦   ¦               ¦оформлением.                                ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов,  связанные  с доставкой,¦
   ¦   ¦               ¦переадресовкой товаров.                     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов в отношении международных¦
   ¦   ¦               ¦перевозчиков по процедуре доставки.         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов, связанные  с  процедурой¦
   ¦   ¦               ¦внутреннего таможенного транзита.           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам определения и изменения  места¦
   ¦   ¦               ¦доставки товаров.                           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На    действия    (бездействие),   решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов   в   отношении   выдачи¦
   ¦   ¦               ¦(отказа)     лицензии    на    осуществление¦
   ¦   ¦               ¦деятельности в качестве таможенных брокеров.¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов,  связанные с помещением¦
   ¦   ¦               ¦товаров   и   транспортных    средств    под¦
   ¦   ¦               ¦таможенные режимы.                          ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На    действия    (бездействие),   решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов,  связанные с  изменением¦
   ¦   ¦               ¦таможенного режима.                         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   таможенного   контроля   в¦
   ¦   ¦               ¦отношении помещенных  под  таможенный  режим¦
   ¦   ¦               ¦товаров,   требующих  специального  учета  и¦
   ¦   ¦               ¦контроля,   применения   мер   экономической¦
   ¦   ¦               ¦политики  и подлежащих обложению таможенными¦
   ¦   ¦               ¦платежами.                                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам правильности заявления товаров¦
   ¦   ¦               ¦под   таможенные  режимы  в  соответствии  с¦
   ¦   ¦               ¦условиями   и   порядком,    предусмотренным¦
   ¦   ¦               ¦таможенным законодательством.               ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    принятию   решений   о   возможности¦
   ¦   ¦               ¦осуществления   таможенного    контроля    в¦
   ¦   ¦               ¦отношении товаров, помещаемых под таможенные¦
   ¦   ¦               ¦режимы.                                     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам    целевого    использования¦
   ¦   ¦               ¦временно ввозимых товаров.                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    вопросам    взимания   периодических¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  платежей  (во  взаимодействии  с¦
   ¦   ¦               ¦отделом   организации   взимания  таможенных¦
   ¦   ¦               ¦платежей).                                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам фактического вывоза товаров  и¦
   ¦   ¦               ¦транспортных    средств,    помещенных   под¦
   ¦   ¦               ¦таможенные режимы  реэкспорта,  переработки,¦
   ¦   ¦               ¦ввоза/вывоза  временно  ввезенных/вывезенных¦
   ¦   ¦               ¦товаров.                                    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   вопросы,   связанные   с    созданием¦
   ¦   ¦               ¦свободной  таможенной  зоны  или учреждением¦
   ¦   ¦               ¦свободного склада.                          ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На  разработку,  внедрение  и   применение¦
   ¦   ¦               ¦таможенных технологий (совместно с ИТС).    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных      органов,     связанные     с¦
   ¦   ¦               ¦декларированием   товаров   и   транспортных¦
   ¦   ¦               ¦средств.                                    ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 3 ¦Служба         ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦федеральных    ¦таможенных органов, связанным с перемещением¦
   ¦   ¦таможенных     ¦через таможенную границу товаров,  требующих¦
   ¦   ¦доходов        ¦соблюдения мер нетарифного регулирования, на¦
   ¦   ¦               ¦которые распространяются запреты (ст.  20 ТК¦
   ¦   ¦               ¦РФ) и ограничения (ст. 21 ТК РФ).           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов, связанным с перемещением¦
   ¦   ¦               ¦товаров,    содержащих   признаки   объектов¦
   ¦   ¦               ¦интеллектуальной собственности.             ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦               ¦таможенных      органов,     связанным     с¦
   ¦   ¦               ¦классификацией товаров по ТН ВЭД России.    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов, связанным с:            ¦
   ¦   ¦               ¦  определением страны происхождения товара; ¦
   ¦   ¦               ¦  определением продукции        собственного¦
   ¦   ¦               ¦производства;                               ¦
   ¦   ¦               ¦  определением происхождения    товаров    с¦
   ¦   ¦               ¦территории свободных складов  или  свободных¦
   ¦   ¦               ¦экономических зон;                          ¦
   ¦   ¦               ¦  полнотой и    достоверностью     сведений,¦
   ¦   ¦               ¦указываемых  в ГТД для целей идентификации и¦
   ¦   ¦               ¦классификации товаров.                      ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов,  связанным  с принятием¦
   ¦   ¦               ¦предварительных решений по  классификации  и¦
   ¦   ¦               ¦происхождению товаров.                      ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов,  связанным с начислением¦
   ¦   ¦               ¦и  взиманием  таможенных  платежей  (пошлин,¦
   ¦   ¦               ¦НДС,   акциза,    сборов    за    таможенное¦
   ¦   ¦               ¦оформление).                                ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    обжалованию   взимания   таможенными¦
   ¦   ¦               ¦органами  платежей   в   отношении   условно¦
   ¦   ¦               ¦выпущенных   товаров  (гуманитарной  помощи;¦
   ¦   ¦               ¦ввозимых  в  качестве  вклада   в   уставный¦
   ¦   ¦               ¦капитал     предприятий    с    иностранными¦
   ¦   ¦               ¦инвестициями и т.п.).                       ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    вопросам    предоставления     льгот¦
   ¦   ¦               ¦(освобождения от уплаты таможенных платежей)¦
   ¦   ¦               ¦при таможенном оформлении товаров,  ввозимых¦
   ¦   ¦               ¦в качестве гуманитарной помощи,  технической¦
   ¦   ¦               ¦помощи, а также в качестве вклада в уставный¦
   ¦   ¦               ¦капитал     предприятий    с    иностранными¦
   ¦   ¦               ¦инвестициями.                               ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   начисления   и    взимания¦
   ¦   ¦               ¦таможенных   платежей   в   отношении   лиц,¦
   ¦   ¦               ¦являющихся                   индивидуальными¦
   ¦   ¦               ¦предпринимателями,    и    физических   лиц,¦
   ¦   ¦               ¦перемещающих товары  не для производственной¦
   ¦   ¦               ¦(коммерческой) деятельности.                ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    вопросам    бесспорного    взыскания¦
   ¦   ¦               ¦неуплаченных таможенных платежей.           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   начисления   и    взимания¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  платежей,  возврата сумм излишне¦
   ¦   ¦               ¦уплаченных таможенных платежей.             ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам    поступления    таможенных¦
   ¦   ¦               ¦платежей.                                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам обеспечения уплаты таможенных¦
   ¦   ¦               ¦платежей.                                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам    взимания    периодических¦
   ¦   ¦               ¦таможенных платежей.                        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам  предоставления  тарифных  и¦
   ¦   ¦               ¦налоговых   льгот,   преференций,   в   т.ч.¦
   ¦   ¦               ¦стоимостных и количественных квот.          ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  предоставления  отсрочек или¦
   ¦   ¦               ¦рассрочек уплаты таможенных платежей.       ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам  погашения  задолженностей  по¦
   ¦   ¦               ¦уплате таможенных платежей.                 ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам,   связанным  с  выполнением¦
   ¦   ¦               ¦требований    таможенного    и     валютного¦
   ¦   ¦               ¦законодательства.                           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На    действия    (бездействие),   решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органов, связанные с:            ¦
   ¦   ¦               ¦   контролем определения     и     заявления¦
   ¦   ¦               ¦декларантом таможенной стоимости  товаров  и¦
   ¦   ¦               ¦транспортных средств;                       ¦
   ¦   ¦               ¦   корректировкой таможенной       стоимости¦
   ¦   ¦               ¦товаров и транспортных средств.             ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 4 ¦Служба         ¦- На   действия    (бездействия),    решения¦
   ¦   ¦федеральных    ¦таможенных  органов,  связанные  с внесением¦
   ¦   ¦таможенных     ¦изменений в ГТД, в т.ч. в электронную копию.¦
   ¦   ¦доходов        ¦                                            ¦
   ¦   ¦совместно     с¦- На   действия    (бездействия),    решения¦
   ¦   ¦информационно- ¦таможенных      органов,     связанные     с¦
   ¦   ¦технической    ¦подтверждением таможенного оформления.      ¦
   ¦   ¦службой        ¦                                            ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 5 ¦Служба         ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦таможенной     ¦таможенных органов,  связанные с проведением¦
   ¦   ¦инспекции      ¦проверок             финансово-хозяйственной¦
   ¦   ¦               ¦деятельности   участников  ВЭД  и  налоговых¦
   ¦   ¦               ¦проверок.                                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам,  связанным   с   исполнением¦
   ¦   ¦               ¦запросов  правоохранительных,  финансовых  и¦
   ¦   ¦               ¦налоговых органов в  отношении  деятельности¦
   ¦   ¦               ¦участников ВЭД.                             ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На    отказ   (задержку)   в   регистрации¦
   ¦   ¦               ¦участников ВЭД.                             ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам  взаимодействия  с  налоговыми¦
   ¦   ¦               ¦органами.                                   ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 6 ¦Правовая служба¦- На    своевременное     и     всестороннее¦
   ¦   ¦               ¦рассмотрение   жалоб   в   службах   СЗТУ  и¦
   ¦   ¦               ¦нижестоящих таможнях.                       ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По жалобам,  имеющим большое  общественное¦
   ¦   ¦               ¦значение.                                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    жалобам    из     высших     органов¦
   ¦   ¦               ¦государственной власти.                     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  единообразного  применения в¦
   ¦   ¦               ¦регионе   деятельности   СЗТУ    таможенного¦
   ¦   ¦               ¦законодательства.                           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам правоприменительной практики. ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По материалам средств массовой информации.¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  международного права в сфере¦
   ¦   ¦               ¦таможенного дела.                           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По наиболее сложным жалобам,  связанным  с¦
   ¦   ¦               ¦комплексным решением поставленных проблем.  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  обжалования постановлений по¦
   ¦   ¦               ¦делам о НТП.                                ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На протесты прокурора по постановлениям  о¦
   ¦   ¦               ¦НТП.                                        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам,   связанным   с  наложением¦
   ¦   ¦               ¦взыскания по упрощенной форме.              ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам,  связанным   с   соблюдением¦
   ¦   ¦               ¦законности  при  производстве  по  делам  об¦
   ¦   ¦               ¦административных правонарушениях, отнесенных¦
   ¦   ¦               ¦к компетенции таможенных органов.           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По      вопросам     отмены,     изменения¦
   ¦   ¦               ¦распорядительных актов СЗТУ.                ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   жалобам,   связанным   с    судебными¦
   ¦   ¦               ¦решениями по вопросам таможенного дела.     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам, связанным с информированием и¦
   ¦   ¦               ¦консультированием в сфере таможенного дела. ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 7 ¦Информационно- ¦- По   действиям   (бездействию),   решениям¦
   ¦   ¦техническая    ¦таможенных органов, связанным с перемещением¦
   ¦   ¦служба         ¦через   таможенную   границу   делящихся   и¦
   ¦   ¦               ¦радиоактивных материалов.                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   оснащения   ТС   или   СВХ¦
   ¦   ¦               ¦аппаратурой радиационного контроля.         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам,  связанным с  предоставлением¦
   ¦   ¦               ¦информации   из  баз  данных  управления  на¦
   ¦   ¦               ¦запросы     должностных     лиц,     органов¦
   ¦   ¦               ¦государственной    власти,    таможенных   и¦
   ¦   ¦               ¦правоохранительных    органов,    а    также¦
   ¦   ¦               ¦юридических лиц и граждан.                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По       вопросам       конфиденциальности¦
   ¦   ¦               ¦предоставляемой информации.                 ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам функционирования ЕАИС.        ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 8 ¦Расходная часть¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов,  связанные  с хранением¦
   ¦   ¦               ¦изъятых (скоропортящихся) товаров на СВХ  (в¦
   ¦   ¦               ¦том числе  сроки  хранения,  суммы накладных¦
   ¦   ¦               ¦расходов).                                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На   действия    (бездействие),    решения¦
   ¦   ¦               ¦таможенных  органов,  связанные  с оценкой и¦
   ¦   ¦               ¦реализацией           обращенных           в¦
   ¦   ¦               ¦федеральную собственность товаров.          ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам,   связанным  с  исполнением¦
   ¦   ¦               ¦постановлений  таможенных  органов  в  части¦
   ¦   ¦               ¦взыскания сумм штрафов и стоимости товаров и¦
   ¦   ¦               ¦транспортных средств.                       ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам,   связанным   с    порядком¦
   ¦   ¦               ¦уничтожения    товаров,    обращенных      в¦
   ¦   ¦               ¦федеральную собственность.                  ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам соблюдения складами временного¦
   ¦   ¦               ¦хранения     условий    хранения    товаров,¦
   ¦   ¦               ¦обращенных в федеральную собственность.     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам    согласования    стоимости¦
   ¦   ¦               ¦товаров, передаваемых на реализацию.        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   функционирования  складов,¦
   ¦   ¦               ¦предназначенных   для   хранения    товаров,¦
   ¦   ¦               ¦обращенных в федеральную собственность.     ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам  взаимодействия  со  службой¦
   ¦   ¦               ¦судебных приставов.                         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам,  связанным с  возвратом  сумм¦
   ¦   ¦               ¦уплаченных штрафов.                         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам пенсионного обеспечения.      ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦ 9 ¦Служба силового¦- По  вопросам   таможенного   сопровождения¦
   ¦   ¦обеспечения    ¦силами таможенной охраны.                   ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам использования СОБР.           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  охраны  объектов  таможенной¦
   ¦   ¦               ¦инфраструктуры.                             ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По          вопросам          деятельности¦
   ¦   ¦               ¦оперативно-дежурной службы.                 ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам   использования   оружия   и¦
   ¦   ¦               ¦технических средств охраны.                 ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По    вопросам    силового     обеспечения¦
   ¦   ¦               ¦специальных операций.                       ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦10 ¦Северо-Западная¦- По вопросам борьбы с контрабандой и  иными¦
   ¦   ¦оперативная    ¦преступлениями  в  сфере  таможенного дела с¦
   ¦   ¦таможня        ¦соблюдением  уголовного  и   процессуального¦
   ¦   ¦               ¦законодательства по уголовным делам.        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По   вопросам,  связанным  с  результатами¦
   ¦   ¦               ¦проведения  рейдов,  операций,   проверочных¦
   ¦   ¦               ¦мероприятий  (задержание,  изъятие товаров и¦
   ¦   ¦               ¦транспортных средств и т.п.).               ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  соблюдения  законности   при¦
   ¦   ¦               ¦осуществлении      дознания,      проведения¦
   ¦   ¦               ¦оперативно-розыскной деятельности.          ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- На взаимодействие с правоохранительными  и¦
   ¦   ¦               ¦иными    контролирующими    государственными¦
   ¦   ¦               ¦органами     по     вопросам      выявления,¦
   ¦   ¦               ¦предупреждения,  пресечения  и расследования¦
   ¦   ¦               ¦правонарушений   в сфере  таможенного  дела,¦
   ¦   ¦               ¦в т.ч. по вопросам  обмена  информацией.    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам проведения спецопераций.      ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам применения законодательства по¦
   ¦   ¦               ¦делам   о   НТП,  применения  тех  или  иных¦
   ¦   ¦               ¦процессуальных действий.                    ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По вопросам соблюдения законодательства по¦
   ¦   ¦               ¦неоконченным делам о НТП.                   ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦11 ¦Кадровая служба¦- По   вопросам   прохождения    службы    в¦
   ¦   ¦               ¦таможенных органах.                         ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По     вопросам     нарушения    служебной¦
   ¦   ¦               ¦дисциплины,  нарушения  порядка  привлечения¦
   ¦   ¦               ¦сотрудников к дисциплинарной ответственности¦
   ¦   ¦               ¦и  иным  вопросам   инспекции   по   личному¦
   ¦   ¦               ¦составу.                                    ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦12 ¦Служба         ¦- На   несоблюдение   законодательства   при¦
   ¦   ¦собственной    ¦осуществлении ОРД сотрудниками подразделений¦
   ¦   ¦безопасности   ¦СБ таможенных органов и ССБ СЗТУ.           ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По иным вопросам ССБ.                     ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦13 ¦Тыловая служба ¦- По    вопросам    вещевого    обеспечения,¦
   ¦   ¦               ¦социальной сферы,  медицинского обеспечения,¦
   ¦   ¦               ¦охраны труда и техники безопасности.        ¦
   ¦   ¦               ¦                                            ¦
   ¦   ¦               ¦- По  вопросам  организации   и   проведения¦
   ¦   ¦               ¦конкурсных торгов.                          ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
   ¦14 ¦Таможни  (кроме¦На решения      (действия),      бездействие¦
   ¦   ¦СЗОТ и СЗТТ)   ¦таможенных  постов и должностных лиц таможни¦
   ¦   ¦               ¦(функциональные отделы, таможенные посты).  ¦
   +---+---------------+--------------------------------------------+
<--source-->ПРИЛОЖЕНИЕ 2 <--source-->к приказу Северо-Западного <--source-->таможенного управления РФ <--source-->от 22.05.2002 N 272 <--subtitle-->Информация, подлежащая размещению на информационных стендах, о порядке обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц 1. Выписка из ст. 46 ч. 2 Конституции Российской Федерации. 2. Выписки из статей 407-410, 414, 416 Таможенного кодекса Российской Федерации. 3. Перечень таможенных органов и должностных лиц СЗТУ, правомочных принимать решения (рассматривать) по первоначальным жалобам (приложение 1 к Инструкции). 4. Адрес вышестоящего таможенного органа (таможни, СЗТУ, ГТК России). 5. Перечень информации, которую должна содержать жалоба (п. 2.3 Инструкции). <--source-->Приказ СЗТУ РФ от 22 мая 2002 г. N 272

Показать больше