Письмо ГТК РФ от 26 декабря 2002 года N 01-06/51349

О направлении Методических рекомендаций

Направляем для использования в практической работе Методические рекомендации по формированию перечней добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Методические рекомендации по формированию перечня добросовестных участников ВЭД
1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации по формированию перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях совершенствования таможенного администрирования, сопряжения налогового и таможенного законодательства, осуществления контроля соблюдения участниками ВЭД норм налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, в соответствии со статьями 180, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для повышения эффективности осуществления контрольных функций таможенных органов Российской Федерации, увеличения поступлений в федеральный бюджет путем применения механизмов таможенного контроля, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.

Целями формирования перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Перечень) являются:

- активизация внешнеэкономической деятельности;

- воспрепятствование функционированию "фирм-однодневок".

Задачами формирования Перечня являются:

- уменьшение субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов Российской Федерации;

- достижение оптимального сочетания затрачиваемого на проведение таможенного контроля времени и эффективности его проведения;

- оптимизация принятия решений по результатам использования информационных ресурсов, информационно-аналитической и организационно-экспертной работы;

- предупреждение экономических и налоговых правонарушений.

2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях

1) участники ВЭД - юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

2) объекты - участники ВЭД - хозяйствующие субъекты всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) субъекты, участвующие в формировании перечней - структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации:

- в таможнях: отделы таможенной инспекции, отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, отделы валютного контроля, отделы по контролю за доставкой товаров, структурные подразделения, осуществляющие организацию таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительный блок;

- в региональных таможенных управлениях: Служба таможенной инспекции, Организационно-инспекторская служба, Служба федеральных таможенных доходов, Служба организации таможенного контроля, оперативная таможня;

- в ГТК России: Управление таможенной инспекции, Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление федеральных таможенных доходов, Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой;

4) критерии - условия отбора объектов для формирования Перечня.

Порядок формирования Перечня утверждается приказом (распоряжением) начальника регионального таможенного управления.

3. Критерии, применяемые для формирования Перечня

При рассмотрении объектов в качестве кандидатов для включения в Перечень необходимо принимать во внимание следующее:

- внешнеторговый оборот объекта;

- специализацию объекта в части перемещаемых товаров (исключение могут составлять крупные компании - инвесторы в российскую экономику, крупные налогоплательщики, осуществляющие уплату таможенных платежей в централизованном порядке);

- размер таможенных и иных платежей, уплачиваемых объектом в течение прошедшего и текущего года;

- продолжительность работы объекта в сфере внешнеэкономической деятельности;

- частота поставок определенных товаров;

- использование объектом льгот и преференций;

- ввоз объектом товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, облагаемых высокими ставками налогов;

- разница между статистической стоимостью ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств и их среднерыночной стоимостью;

- результаты проверок деятельности партнеров объекта на внутреннем рынке, требующих встречных проверок;

- сведения, поступившие из иных правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, ФСНП России, Генеральная прокуратура Российской Федерации).

Для формирования Перечня могут использоваться следующие критерии:

1) внешнеэкономическая деятельность;

2) учет в таможенных органах Российской Федерации;

3) признаки "фирм-однодневок":

- срок со дня государственной регистрации;

- размер уставного капитала;

- количество объектов, зарегистрированных по юридическому адресу;

- идентичность юридического и фактического адресов;

- учредители объекта;

- совмещение функций руководителя и главного бухгалтера;

- иные признаки в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению "фирм-однодневок" в ходе проведения учета участников ВЭД таможенными органами (письмо ГТК России от 21.12.2000 N 01-06/37255дсп);

4) регион деятельности;

5) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

6) уплата таможенных платежей;

7) задолженность по уплате налогов и сборов, пеням и штрафам;

8) административные правонарушения;

9) отчетность перед таможенными, налоговыми и иными контролирующими органами;

10) объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидация или реорганизация.

Объект может быть не включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:

- он не осуществлял внешнеэкономическую деятельность в текущем году;

- он не поставлен на учет в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с приказом ГТК России от 31.08.2000 N 787;

- срок со дня его государственной регистрации составляет менее 6 месяцев;

- у него имеется минимальный размер уставного капитала, установленный законодательством Российской Федерации;

- количество зарегистрированных по его юридическому адресу объектов более 5;

- его фактический и юридический адреса не совпадают, а также в случае отсутствия у объекта мест нахождения должностных лиц и хранения документов по фактическому адресу;

- его учредители являются одновременно учредителями "фирм-однодневок";

- исполнение функций руководителя и главного бухгалтера возложено на одно лицо;

- он не осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств в регионе деятельности таможни, поставившей его на учет;

- он не является лицом, ответственным за финансовое урегулирование поставок товаров в свой адрес;

- он на момент рассмотрения в качестве кандидата в Перечень считается подвергнутым административному наказанию;

- им не представляется отчетность в таможенные, налоговые и иные контролирующие органы Российской Федерации при обязательном ее представлении, либо в представленных отчетах содержатся неполные или недостоверные сведения.

Объект не может быть включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:

- он является должником по уплате налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также пеней и штрафов;

- в отношении него начата процедура ликвидации или реорганизации.

Возможна разработка и иных критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД с учетом особенностей регионов. Однако для проведения анализа большого числа объектов и определения степени их добросовестности необходимо сформировать группу показателей, дающих в совокупности комплексную характеристику состояния и перспектив любого хозяйствующего субъекта. Количество таких показателей не может быть велико, так как только в этом случае можно, с одной стороны, создать предпосылки для оперативности и комплексности анализа, а с другой стороны - избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивость выводов. Для формирования критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД необходимо выбрать те стороны хозяйственной деятельности, которые наиболее важны для таможенных органов как органов управления, а именно эффективность, надежность, долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности.

Комментариев нет

;