Письмо ГТК РФ от 29 апреля 2003 г. N 06-10/18034

О разъяснении некоторых вопросов деятельности таможенных брокеров

1. В ГТК России поступают многочисленные обращения таможенных органов и таможенных брокеров, относящиеся к порядку ведения учета операций по таможенному оформлению и составлению отчетов о деятельности таможенных брокеров. Одним из вопросов, возникающих у таможенных брокеров при ведении учета операций, является порядок учета операций, осуществляемых с товарами и транспортными средствами, помещаемыми под таможенный режим транзита.

В связи с изложенным ГУФТД направляет для использования в работе письма ГТК России от 11.09.2002 N 06-12/36631 "Об отчетности таможенных брокеров", от 20.03.2003 N 06-10/12013 "Об отчетности таможенного брокера".

2. При осуществлении деятельности по таможенному оформлению у таможенных брокеров возникают вопросы, связанные с определением меры ответственности таможенного брокера перед таможенными органами. В целях выработки единого подхода при решении данного вопроса предлагаем учитывать следующее.

Подпунктом "з" пункта 7 Положения о таможенном брокере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N 873 (далее - Положение), таможенному брокеру вменяется в обязанность уплата таможенных платежей в отношении декларируемых им товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом.

В соответствии с пунктом 9 Положения за уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при солидарной ответственности кредитор (в данном случае - таможенный орган) вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников (статьи 323, 325 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения обязательств перед кредитором. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

В связи с тем, что гражданским законодательством не установлена очередность выставления требований кредитора должникам в случае их солидарной ответственности, первоочередность выставления таких требований (таможенному брокеру или лицу, перемещающему товары) и разделение общей суммы требований на доли или выставление требования одному из солидарных должников в полном объеме определяются таможенным органом-кредитором самостоятельно. Однако при определении очередности взыскания и размеров долей таможенные органы учитывают следующие моменты.

Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) предусмотрена главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно положениям главы 2 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Таким образом, обязанность по уплате штрафа возлагается на таможенного брокера в случае, если он признан виновным в совершении административного правонарушения.

В случае, если таможенным органом был установлен факт недоплаты таможенных платежей в отношении товаров, декларируемых таможенным брокером, в соответствии с подпунктом "з" пункта 7 Положения оплату дополнительно начисленных сумм таможенных платежей таможенный брокер осуществляет только в том случае, если это определено договором между таможенным брокером и представляемым лицом.

3. Так как действующие нормативные правовые акты ГТК России не содержат исчерпывающей информации о порядке выдачи копии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, ГУФТД рекомендует руководствоваться следующим.

В соответствии с требованиями пунктов 2.16, 2.17, 2.18 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного Приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 (далее - Порядок лицензирования), таможенный орган, выдавший лицензию, выдает на каждое обособленное структурное подразделение таможенного брокера, указанное в заявлении и расположенное в регионе действия полученной лицензии, копию лицензии.

Если таможенный брокер планирует осуществлять свою деятельность через новое обособленное структурное подразделение, расположенное в регионе действия лицензии, ему следует обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с заявлением в произвольной форме о выдаче ее копии.

Таможенный орган в течение установленного срока запрашивает таможню, в регионе деятельности которой расположено обособленное структурное подразделение, о готовности этого подразделения к выполнению функций таможенного брокера. По результатам проверки таможня составляет табличную форму 1С (письмо ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086) и пояснительную записку к ней.

При отрицательном заключении таможни либо в случае приостановления действия лицензии на момент подачи или в период рассмотрения заявления о выдаче ее копии таможенный орган имеет право отказать в выдаче копии лицензии, о чем он обязан письменно известить заявителя с изложением причин отказа.

Выдача копии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера в регионе деятельности конкретной таможни возможна только при наличии в указанном регионе обособленного структурного подразделения таможенного брокера (филиала либо представительства). Для принятия решения о возможности выдачи копии лицензии одновременно с заявлением в таможенный орган необходимо представить следующие документы:

а) нотариально удостоверенные копии регистрационных документов филиала (представительства), в том числе Положения о филиале (представительстве), свидетельства о внесении изменений в устав, подтверждающего создание этого подразделения;

б) подтверждение налоговых органов о постановке подразделения на учет;

в) копии документов, подтверждающих наличие в пользовании у структурного подразделения достаточного материально-технического оснащения, а именно: компьютерной и иной оргтехники, средств связи, помещений (договор аренды или свидетельство о праве собственности), программного обеспечения (договор на программное обслуживание либо о покупке программного обеспечения);

г) подтверждающих наличие в указанном структурном подразделении специалистов по таможенному оформлению, в том числе специалиста первой категории: учетная карточка специалистов по таможенному оформлению, копии приказов о приеме на работу или трудовых договоров со специалистами, нотариально удостоверенные копии квалификационных аттестатов специалистов;

д) информационное письмо о расчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами для нового структурного подразделения (в письме также необходимо отразить распределение общей суммы обеспечения между таможнями, в регионах деятельности которых таможенный брокер осуществляет свою деятельность, с учетом нового подразделения);

е) копии документов, подтверждающих внесение суммы обеспечения в соответствии с произведенным расчетом.

После подачи заявления в ГТК России или иной уполномоченный таможенный орган, в целях ускорения процедуры проверки готовности обособленного структурного подразделения организации к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, полагаем необходимым рекомендовать таможенному брокеру представить в таможню по месту нахождения структурного подразделения комплект документов, аналогичный перечню, указанному в подпунктах "а" - "е" раздела 3 настоящего письма.

В случае, если таможенный брокер предполагает получить копию лицензии для работы на территории населенного пункта, в пределах которого действуют несколько таможен (города Москва, Санкт-Петербург и др.), при этом ранее им была получена копия лицензии на одну из указанных таможен, к заявлению о выдаче копии лицензии прилагают документы, указанные в подпунктах "д", "е" раздела 3 настоящего письма.

4. ГТК России неоднократно направлял разъяснения, касающиеся нотариального удостоверения договоров таможенных брокеров, как самим таможенным брокерам, так и таможенным органам на местах. Одно из таких разъяснений (от 06.04.2001 N 10-16/12999) было направлено в адрес Южного таможенного управления, предлагаем использовать его при осуществлении контроля за деятельностью таможенных брокеров.

В целях повышения эффективности взаимодействия таможенных брокеров с контролирующими таможенными органами просим информацию, содержащуюся в настоящем письме, довести до сведения таможенных брокеров, действующих в регионе ответственности подчиненных таможенных органов.

Комментариев нет

;