О работе с обращениями граждан

Письмо ГТК РФ от 16.01.2004 г. N 01-06/1502

В соответствии с поручением председателя ГТК России M.B.Ванина направляем копию итоговой записки совещания по вопросам повышения эффективности работы с обращениями граждан по защите их конституционных прав, проведенного Аппаратом Правительства Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина N Пр-287 от 17 февраля 2003 года и Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова N МК-П48-02563 от 6 марта 2003 года (прилагается).

Просим ознакомить сотрудников и принять к исполнению в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки ответов на обращения граждан. Обращаем особое внимание на значительное количество несвоевременно исполняемых писем, отсутствие аналитической работы по данному виду документов.

                         Уважаемый Константин Эдуардович!

В соответствии с Вашим поручением N КМ-П48-12923 от 14.10.03 в Аппарате Правительства Российской Федерации 3 декабря 2003 года проведено расширенное совещание о ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина N Пр-287 от 17 февраля 2003 г. и поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова N МК-П48-02563 от 6 марта 2003 г. о повышении эффективности работы с обращениями граждан.

В работе совещания приняли участие руководители и специалисты Аппарата Правительства, подразделений федеральных органов исполнительной власти, ведающих этой работой, заинтересованные представители центральных органов власти (Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Совета Федерации, Верховный Суд, Генеральная прокуратура), а также других организаций (Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды социального страхования, взаимопонимания и примирения, Российская Академия наук, Банк России, Сбербанк России, правительство Московской области), всего 147 человек.

В докладах и выступлениях участников совещания отмечалось, что в федеральных органах исполнительной власти проводится целенаправленная работа по совершенствованию рассмотрения обращений граждан. В свете начавшейся административной реформы заслуживает внимания опыт ряда министерств и ведомств по внедрению единых принципов организации рассмотрения обращений граждан, использованию современных форм организации этой работы как в центральных аппаратах, так и в территориальных органах и подведомственных организациях. Совершенствуется организация личного приема граждан, расширяется сеть общественных приемных в территориальных органах. Федеральные органы исполнительной власти видят свою основную задачу в принятии мер по предупреждению и разрешению поднимаемых в обращениях граждан проблем. В ряде министерств и ведомств достигнут значительный прогресс в использовании современных информационных технологий.

Участниками совещания были высказаны конкретные предложения по устранению недостатков и совершенствованию стиля и методов работы с обращениями граждан по следующим направлениям:

1. Учет конструктивных предложений, критических замечаний и жалоб граждан при внесении изменений в действующее законодательство, а также материалов к заседаниям коллегий и планов мероприятий министерств и ведомств:

- активнее использовать аналитические материалы по обобщению обращений граждан, в том числе при подготовке заседаний коллегий, предложений о внесении изменений в действующее законодательство, разработке планов мероприятий федеральных органов исполнительной власти;

- проанализировать и использовать в практической деятельности по обеспечению защиты конституционных прав граждан конструктивные предложения, поступившие по "примой линии" Президента России 18 декабря 2003 года.

2. Внедрение единых принципов организации рассмотрения обращений граждан, совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление исполнительской дисциплины, использование современных форм организации этой работы как в центральных аппаратах министерств и ведомств, так и в территориальных органах и подведомственных организациях. Оказание методической и практической помощи территориальным органам и подведомственным организациям:

- с учетом ведущейся разработки нового проекта закона "Об обращениях граждан" активизировать пересмотр действующих ведомственных актов с учетом современных реалий жизни, внести необходимые изменения в части организации работы с обращениями, поступающими по телекоммуникационным каналам связи (электронная почта сети Интернет, факсимильная связь и т.д.). Сведения о проделанной работе и предложения по вопросам, требующим законодательного урегулирования, направлять для обобщения в Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства;

- предусмотреть в инструкциях положение об обязательном информировании как автора о результатах его обращения, так и вышестоящего органа, от которого оно поступило;

- полнее разъяснять гражданам основанные на законодательстве пути и способы решения вопросов, порядок обжалования по подчиненности и в суде решений государственных органов и их должностных лиц;

- просить Судебный департамент при Верховном Суде проработать вопрос о выделении при ведении судебной статистики категории дел по искам граждан к органам исполнительной власти;

- исходить из обязанности органов исполнительной власти разрешать обращения граждан и обеспечивать исполнение принятых по ним судебных решений в рамках внутренней правовой системы без вынесения жалоб граждан в Европейский суд по правам человека;

- внедрить практику применения единого тематического классификатора обращений граждан в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и его территориальных органах и подведомственных организациях. Федеральным органам исполнительной власти планомерно и целенаправленно оказывать методическую и практическую помощь своим территориальным органам и подведомственным организациям;

- совместно с Минтрудом России разработать и утвердить ведомственные нормативы труда в организации работы подразделений, обеспечивающих делопроизводственную деятельность по обращениям граждан (с учетом интенсивности нагрузки и обеспечения мер физической, социальной, психологической и медицинской безопасности);

- при необходимости разработать ведомственную инструкцию о локализации посетителей приемных, представляющих социальную опасность. Обеспечить психологическую подготовку специалистов, надлежащие меры предосторожности и возможность вызова охраны для работников приемных.

3. Практика совмещений командировок специалистов министерств и ведомств с рассмотрением писем на местах, а также усиление спроса с должностных лиц, виновных в нарушениях прав граждан:

- полнее использовать плановые командировки специалистов различных подразделений министерств и ведомств для рассмотрения обращений граждан на местах. Особое внимание уделять обращениям, в которых ставятся вопросы, значимые для отраслей, регионов, социальных групп населения, приводятся факты нарушения должностными лицами законов, прав граждан, злоупотребления служебным положением, коррупции, и ужесточить спрос с виновных должностных лиц;

4. Расширение взаимодействия министерств и ведомств, а также их территориальных органов и подведомственных организаций с федеральными и региональными органами управления по проблемам, поднимаемым в обращениях граждан:

- отслеживать и оказывать конкретную помощь региональным органам управления в решении вопросов, по которым обращения граждан приобретают массовый характер, обеспечивая при этом активное проведение федеральной политики;

- установить более тесное взаимодействие между министерствами и ведомствами для повышения эффективности рассмотрения обращений граждан по вопросам, в которых их компетенции соприкасаются.

5. Совершенствование организации личного приема граждан как в министерствах и ведомствах, так и в территориальных органах и подведомственных организациях. Личное участие в приеме населения руководителей федеральных органов исполнительной власти. Введение в территориальных органах и подведомственных организациях гибкого графика приема граждан с учетом их занятости в рабочее время:

- с учетом наметившейся тенденции к снижению количества посетителей приемных федеральных органов исполнительной власти обеспечить иногородним гражданам возможность личного приема и рассмотрения их просьб ответственными специалистами в день обращения;

- завершить работу по созданию приемных граждан в центральных аппаратах министерств и ведомств;

- расширять сеть общественных приемных в территориальных органах и подведомственных организациях, вводить практику приема населения в вечерние часы и выходные дни.

6. Улучшение информационно-аналитической и контрольной работы с обращениями граждан:

- придать информационно-аналитической работе системный характер для оперативного информирования руководителей федеральных органов исполнительной власти о наиболее важных и социально значимых проблемах, поднимаемых гражданами, а также принятия мер по устранению причин, порождающих массовые обращения;

- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" обеспечить доступ граждан к информации по установленным перечням на интернет-сайтах министерств и ведомств, а также в центральных средствах массовой информации и ведомственной печати;

- ужесточить требования по соблюдению сроков рассмотрения контрольных писем, направляемых вышестоящими органами, и поручений руководителей федеральных органов исполнительной власти, данных ими во время личного приема граждан в Приемной Правительства Российской Федерации;

- осуществлять продление сроков и снятие с контроля обращений граждан только руководителем, давшим поручение, а направленных с контролем из вышестоящих органов - лишь по согласованию с ними.

7. Расширение взаимодействия со средствами массовой информации для разъяснения позиции и действий федеральных органов исполнительной власти по вопросам, затрагивающим жизненные интересы населения:

- при анализе распространяемой в СМИ информации о работе соответствующего федерального органа исполнительной власти учитывать как позитивные, так и иные публикации;

- особенно тщательно отслеживать критические выступления СМИ по конкретным жалобам граждан и принимать меры с обязательным информированием как заявителей, так и средств массовой информации.

8. Продолжение работы по модернизации материально-технической базы и внедрению современных телекоммуникационных технологий для совершенствования деятельности подразделений министерств и ведомств, отвечающих за работу с обращениями граждан:

- активнее внедрять автоматизированную обработку данных по обращениям граждан в центральных аппаратах министерств и ведомств и их территориальных органах и подведомственных организациях;

- систематически обновлять компьютерное и другое технологическое оборудование, повышать техническую грамотность кадров, занимающихся работой с обращениями граждан, обеспечивать прием обращений, поступающих по телекоммуникационным системам, и работу с ними;

- изучать и перенимать удачные решения по организации работы с обращениями, применяемые в родственных подразделениях органов исполнительной власти, и пропагандировать в профессиональной среде свой опыт работы с обращениями граждан.

Полагал бы целесообразным направить данную записку федеральным органам исполнительной власти - исполнителям поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина N Пр-287 от 17 февраля 2003 г. и Председателя Правительства N МК-П48-02563 от 6 марта 2003 г с рекомендацией использовать полученную информацию при подготовке и представлении докладов в Правительство (срок - 15 января 2004 г.), а также другим заинтересованным органам и организациям по прилагаемому перечню.

Комментариев нет

;