Об усилении контроля таможенной стоимости товаров

Письмо СЗТУ РФ от 21 апреля 2004 г. N 01-28/7713ф

Анализ деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ), а также анализ данных оперативной системы "Мониторинг - Анализ" показывают, что подчиненными таможенными органами ослаблена работа по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Сложившаяся негативная практика приводит к взысканию не в полном объеме таможенных платежей, к созданию неравных условий для участников внешнеэкономической деятельности и снижению результативности мероприятий, осуществляемых ГТК России и СЗТУ с целью повышения эффективности контроля таможенной стоимости. Подход подчиненных таможенных органов остается на уровне начала 90-х годов, когда ввозимые в страну товары, произведенные в Китайской Народной Республике, имели невысокое качество и, как следствие низкой себестоимости производства, уровень таможенной стоимости ниже аналогичных товаров, произведенных в других странах. На сегодняшний день качественная характеристика внешнеторговой деятельности между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой принципиально изменилась. Произведенные в Китайской Народной Республике товары пользуются устойчивым спросом во всех развитых странах, качество товаров давно соответствует самым высоким мировым стандартам и размещение в Китайской Народной Республике производства ряда товаров - одежда, обувь, бытовая техника и электроника - с указанием известных мировых брендов тому подтверждение.

СЗТУ неоднократно обращало внимание начальников подчиненных таможенных органов на обеспечение должного уровня организации контроля таможенной стоимости, который является одним из основных показателей для оценки деятельности каждого конкретного таможенного органа таможни и таможенного поста и соответствующего руководителя.

Учитывая, что обеспечение наполнения доходной части Бюджета Российской Федерации зависит в том числе и от эффективности функционирования механизма контроля таможенной стоимости, начальникам подчиненных СЗТУ таможенных органов следует активизировать проведение контрольно-аналитической работы в целях оперативного реагирования на изменение показателей по таможенной стоимости.

Особое внимание при этом следует уделить товарам народного потребления, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации из Китайской Народной Республики, в том числе классифицируемым в товарных группах 42, 43, 50-67, 95 ТН ВЭД России изделиям из кожи и меха, текстильным материалам и изделиям из них, коврам, трикотажным полотнам и изделиям из них, предметам одежды и принадлежностям к ней, обуви, головным уборам, зонтам, игрушкам и др. Повышенное внимание должно также уделяться вопросам контроля таможенной стоимости предметов мебели и интерьера, бытовой техники и электроники, страной происхождения которых является Китайская Народная Республика.

При этом необходимо осуществлять анализ всего комплекса факторов, обусловивших изменение показателей по таможенной стоимости, в том числе условий проведения конкретной внешнеторговой сделки, маршрута следования и вида используемого транспорта, изменений конъюнктуры рынка, механизма формирования рыночных цен, географического региона, в котором производится конкретный товар и откуда импортируется на таможенную территорию Российской Федерации, ассортимента товаров, качественных характеристик товара и пр.

СЗТУ указывает, что при осуществлении мер, направленных на повышение эффективности контроля таможенной стоимости, необходимо обеспечить оперативное принятие решений в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, не препятствующее пропуску товаров.

Начальникам подчиненных таможенных органов следует также обеспечить:

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов по вопросам таможенной стоимости и недопустимостью принятия таможенными органами необоснованных решений по таможенной стоимости;

- проведение регулярного анализа изменения товаропотоков, поскольку усиление таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров неизбежно приведет к попыткам недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности классифицировать ввозимые товары в товарных подсубпозициях ТН ВЭД России с минимальным уровнем таможенной стоимости и/или ставок таможенной пошлины. Особое внимание следует обратить на классификацию товаров в товарных подсубпозициях "- прочие" и "из прочих материалов". Необходимо также предотвратить возможные попытки заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров, поскольку уровень налогообложения китайских товаров сопоставим с некоторыми другими развивающимися странами, в отношении которых действует режим наибольшего благоприятствования;

- проведение таможенного досмотра при наличии оснований, предусмотренных правовыми актами ГТК России в объеме, позволяющем достоверно установить количество ввозимых товаров, их номенклатуру и качественные характеристики. Особое внимание должно уделяться установлению фактических весовых характеристик, поскольку их занижение позволяет формально повысить показатель таможенной стоимости за 1 кг;

- усиление контроля правильности заполнения графы 31 грузовой таможенной декларации в части полноты и достоверности описания декларируемых товаров.

СЗТУ особо обращает внимание, что усиление таможенного контроля не должно негативно повлиять на сроки выпуска товаров.

Комментариев нет

;