<%ARTICLE_TITLE%>

Анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации, направленной на исполнение положений писем ГТК России от 19.04.2004 № 01-06/14273 "Об усилении контроля таможенной стоимости" и от 26.04.2004 № 01-06/15411 "О мерах по усилению контроля таможенной стоимости", показал, что таможенными органами допускаются нарушения порядка контроля таможенной стоимости, установленного законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России. Такие нарушения приводят к взысканию не в полном объеме таможенных платежей и к созданию неравных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, наблюдается увеличение количества судебных исков, решения по которым принимаются не в пользу таможенных органов; увеличение числа жалоб участников внешнеэкономической деятельности на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости, по которым вышестоящие таможенные органы отменяют принятые решения как необоснованные. Анализ статистических данных по судебной практике показал, что в ряде региональных таможенных управлений все судебные решения приняты не в пользу таможенных органов. В итоге снижается результативность мероприятий, осуществляемых ГТК России с целью повышения эффективности контроля таможенной стоимости.

ГТК России неоднократно обращал внимание начальников таможенных органов на то, что эффективность функционирования механизма контроля таможенной стоимости, влияющая на наполнение доходной части бюджета, во многом зависит от соблюдения уполномоченными должностными лицами таможенных органов требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов ГТК России в части контроля таможенной стоимости товаров.

При осуществлении контроля таможенной стоимости необходимо строго соблюдать положения Таможенного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", а также порядок контроля таможенной стоимости, установленный Положением о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской

Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 05.12.2003 № 1399 (далее - Положение).

Особое внимание следует обратить на неукоснительное соблюдение установленных Положением порядка и сроков принятия решений по таможенной стоимости товаров, процедуры запроса у декларанта дополнительных документов и сведений с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, а также порядка документального оформления принятых таможенным органом решений по таможенной стоимости товаров и их отражения в электронных базах ГТД и КТС. I

Принятые таможенными органами решения о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, должны быть обоснованы с точки зрения требований Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и порядка контроля таможенной стоимости, установленного Положением.

Если, согласно результатам контроля таможенной стоимости, требуется уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости, необходимо обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 10 Положения. При этом расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости, необходимо производить строго с использованием источников информации, указанных в пункте 28 Положения.

Обращаем внимание, что при осуществлении мер, направленных на повышение эффективности контроля таможенной стоимости, в том числе, в рамках системы анализа и управления рисками, необходимо обеспечить оперативное принятие решений в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", нормативными актами ГТК России, не препятствующее пропуску товаров.

;