Приказ ФТС РФ от 17 августа 2005 г. N 751

Об утверждении порядка взаимодействия при применении системы управления рисками

В целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, упорядочения и систематизации обмена информацией, взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками таможенных органов, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками, в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52 (часть 1), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533; N 46 (часть 1) ст. 4494; "Российская газета" N156, 20.07.2005)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками (СУР) таможенных органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР (далее - Порядок взаимодействия).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, организовать внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов в соответствии с Порядком взаимодействия.

3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А. Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Порядок взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рискам" (СУР) таможенных органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками (СУР) таможенных органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль; с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР (далее

- Порядок взаимодействия) разработан в целях:

а) реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля;

б) повышения эффективности применения методов анализа и оценки рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

в) организации взаимодействия, эффективного информационного обмена между указанными подразделениями таможенных органов.

2. Порядок взаимодействия разработан на основании:

а) положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52 (часть 1), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533; N 46 (часть 1) ст. 4494 , "Российская газета" N 156, 20.07.2005);

б) приказа ГТК России от 28.06.2004 N 750 дсп "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками" (далее - Инструкция по работе с рисками);

в) приказа ФТС России от 11.11.2004 N 261 "О решении коллегии ФТС России от 21 октября 2004 года "О состоянии и мерах по дальнейшей разработке и внедрению системы управления рисками в процессе таможенного контроля";

г) приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии";

д) приказа ФТС России от 03.12.2004 N 358 "Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками";

е) приказа ФТС России от 04.05.2005 N 409 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме".

3. Взаимодействие подразделений координации и применения СУР таможенных органов и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении СУР (далее - взаимодействие) исходит из следующих основных подходов:

а) разделение функциональных обязанностей подразделений (по времени месту) при проведении таможенного контроля и применении мер по минимизации рисков на основе разделения их на прямые и косвенные;

б) оперативность и взаимный характер обмена информацией;

в) применение прямых и косвенных мер по минимизации рисков, исходя из их необходимости, достаточности, результативности и комплексности.

4. Подразделения координации и применении таможенных органов подразделения, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, совершают все необходимые и достаточные действия, направленные на проведение эффективного таможенного контроля путем применения прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров в соответствии с профилями риска и (или) самостоятельно по решению уполномоченного должностного лица coгласно установленному порядку. С этой целью указанные подразделения в пределах своей компетенции и в рамках Порядка взаимодействия осуществляют:

а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств с целью выявления рисков;

б) разработку проектов профилей риска и проектов ориентировок на основе информации, поступившей от структурных подразделений таможенных органов, в том числе от подразделений таможенной инспекции, и доведение их до ФТС России;

в) определение в рамках своей компетенции необходимости применения отдельных прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров (например, таможенного досмотра товаров) на основании соответствующих профилей риска по информации, поступающей от подразделений таможенной инспекции;

г) применение прямых мер по минимизации рисков до выпуска товаров,

д) анализ эффективности применения прямых мер по минимизации рисков;

е) передачу информации (в том числе представление отдельных документов) для целей проведения проверки достоверности сведении после выпуска товаров согласно установленному порядку.

5. Подразделения таможенной инспекции организовывают и проводят проверку достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств с применением форм таможенного контроля, в том числе таможенной ревизии, установленных Кодексом (далее - проверочные мероприятия). С этой целью подразделения таможенной инспекции в пределах своей компетенции и в рамках Порядка взаимодействия осуществляют:

а) анализ информации о деятельности отправителей товаров, получателей товаров, лиц, ответственных за финансовое урегулирование, декларантов, таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков (далее -лица) из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками, с целью выявления рисков;

б) разработку проектов профилей риска или подготовку предложений о целесообразности разработки проектов профилей риска (при необходимости с привлечением структурных подразделений таможенных органов, указанных в пункте 5 Инструкции по работе с рисками);

в) подготовку предложений о целесообразности проведения проверочных мероприятий;

г)организацию, координацию и проведение проверочных мероприятий;

д) анализ результатов проверочных мероприятий, и при выявлении рисков - передачу информации в подразделение координации и применения СУР таможенных органов.

Проверочные мероприятия проводятся подразделениями таможенной инспекции в общем порядке в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации, правовых актов ФТС России.

6. В целях ускорения актуализации информации, касающейся таможенного контроля, взаимодействующие подразделения по возможности используют современные технологии информационного обмена (электронная почта, телефакс и т.д.).

Подразделения координации и применения СУР в случае необходимости получения информации о результатах проверочных мероприятий направляют письменный запрос в соответствующее подразделение таможенной инспекции.

Подразделениями координации и применения СУР по мотивированному запросу подразделений таможенной инспекции (с указанием целей использования информации) представляется информация о наличии действующих профилей риска в области, указанной в запросе подразделения таможенной инспекции (пункт 18 Порядка взаимодействия).

Подразделения, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, и подразделения, координации и применения СУР таможенных органов в установленных Порядком взаимодействия случаях (пункты 15, 22 Порядка взаимодействия) передают в подразделения таможенной инспекции таможни информацию, необходимую для проведения проверочных мероприятий.

7. Взаимодействие осуществляется при применении СУР в следующих случаях: а) при анализе деятельности лиц, по которым подразделениями таможенной инспекции выявлены риски;

б) при получении информации о деятельности лиц от подразделений координации и применения СУР по результатам анализа эффективности применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также в результате анализа информации о таможенном оформлении и таможенном контроле, проведенного функциональными подразделениями таможенных органов из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками, для организации проверочных мероприятий;

в) при получении информации от подразделений таможенной инспекции о лицах, в отношении которых затруднены проверочные мероприятия (лицо фактически не находится по месту его государственной регистрации, либо были выявлены иные факторы, препятствующие к осуществлению проверочных мероприятий);

г) при получении информации о деятельности лиц, у которых отсутствует индивидуальный таможенный номер (ИТН) в Центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности (ЦРСВЭД);

д)при анализе информации о деятельности лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (в соответствии с приказом ФТС России от 04.05.2005 N 409).

8. Взаимодействие осуществляется в следующих основных формах:

а) применение прямых мер по минимизации рисков подразделениями, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль, подразделениями координации и применения СУР, подразделениями таможенной инспекции согласно профилям рисков;

б) проведение подразделениями таможенной инспекции проверочных мероприятий на основе информации, полученной от подразделений координации и применения СУР, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль;

в) выработка решений о комплексе мер и формах таможенного контроля при применении СУР в рамках экспертной рабочей группы по разработке и применению СУР в полном и неполном составе (приказ ФТС России от 30.12.2004 N 464), а также на заседаниях иных рабочих групп и у руководства таможенных органов.

II. Организация взаимодействия

9. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов проводят анализ информации о деятельности лиц, из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками, с целью выявления рисков, разработки и направления проектов профилей риска в порядке, установленном Инструкцией по работе с рисками.

10. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов ежеквартально осуществляют обобщение результатов проведенных проверочных мероприятий. Информация о ревизионных мероприятиях, по результатам которых целесообразно рассмотреть вопрос о разработке проектов профилей рисков (проектов ориентировок), направляется в подразделения координации и применения СУР либо применяется подразделением таможенной инспекции для разработки проектов профилей риска самостоятельно.

Подразделение таможенной инспекции таможенного органа по запросу подразделения координации и применения СУР или структурного подразделения таможенного органа, по направлению деятельности которого выявлены риски, представляет информацию о результатах проведения проверочных мероприятий.

11. Проекты профилей рисков, направленные в ФТС России в соответствии с пунктом 9 Порядка взаимодействия рассматриваются совместно структурным подразделением ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск, Управлением таможенной инспекции (УТИ) и Главным управлением организации таможенного контроля (ГУОТК) в максимально короткие сроки:

а) определение целесообразности издания правового акта ФТС России, содержащего профиль риска - в течение двух рабочих дней;

б) подготовка профилей рисков - в течение пяти рабочих дней.

С целью оперативного разрешения вопросов и устранения разногласий проекты профилей рисков могут быть рассмотрены в рамках экспертной рабочей группы по разработке и применению СУР в неполном составе.

12. В результате подготовки профиля риска может быть издан отдельный профиль риска либо внесены изменения в соответствующий профиль риска, содержащий перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых применяются аналогичные прямые меры по минимизации рисков.

13. При подготовке профилей рисков в соответствии с пунктом 11 Порядка взаимодействия в графе "Подразделение" указывается сокращенное наименование структурного подразделения ФТС России (и соответствующий код), по направлению деятельности которого выявлен риск.

14. Применение и контроль результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, изданных в соответствии с пунктами 11-13 Порядка взаимодействия, осуществляются в соответствии с Инструкцией по работе с рисками.

15. Структурные подразделения таможенных органов, осуществляющие деятельность по направлениям, указанным в пункте 5 Инструкции по работе с рисками, проводят анализ информации о таможенном оформлении и таможенном контроле из источников, указанных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками, а также анализ результатов применения прямых мер по минимизации рисков.

Результаты указанного анализа, касающиеся деятельности лиц, при необходимости проведения проверочных мероприятий подразделениями таможенной инспекции направляются в подразделение координации и применения СУР.

16. Начальник подразделения таможенной инспекции на основании информации, поступившей из подразделения координации и применения СУР, определяет целесообразность проведения проверочных мероприятий, определяет форму таможенного контроля в соответствии с главой 35 Кодекса и сроки проведения.

В случае отсутствия оснований для проведения проверочных мероприятий мотивированная информация об этом направляется в подразделение координации и применения СУР таможенного органа.

17. В случае проведения подразделением таможенной инспекции проверочных мероприятий на основе информации, полученной в соответствии с пунктом 16 Порядка взаимодействия, информация о его результатах передается в подразделение координации и применения СУР таможенного органа.

18. В случае необходимости при проведении проверочных мероприятии подразделением таможенной инспекции может быть направлен мотивированный запрос в подразделения координации и применения СУР о наличии действующих профилей рисков.

19. Причинами, в силу которых подразделения таможенной инспекции не могут провести проверочные мероприятия, могут быть:

а) отсутствие проверяемого лица по адресу, указанному в ГТД, и иных документах, представленных при таможенном оформлении;

б) уклонение проверяемого лица от проведения проверочных мероприятий;

в) непредставление документов проверяемым лицом, необходимых для проведения проверочных мероприятий.

При невозможности проведения проверочных мероприятий в силу указанных выше причин информация и мотивированное заключение с приложением необходимых документов направляются подразделением таможенной инспекции таможенного органа в течение двух рабочих дней в УТИ по оперативным каналам связи.

20. Контрольно-аналитическое подразделение УТИ после проведения анализа полученных документов и сведений, указанных в пункте 19, информирует ГУОТК о целесообразности разработки ориентировок, профилей рисков (либо внесения изменений в существующие профили риска (ориентировки), содержащие перечень лиц).

21. ГУОТК с учетом предложений УТИ самостоятельно либо во взаимодействии с заинтересованным структурным подразделением ФТС России разрабатывает ориентировки, профили рисков либо вносит соответствующие изменения в существующие профили рисков, ориентировки в соответствии с

Инструкцией по работе с рисками и в сроки, указанные в пункте 11 Порядка взаимодействия.

22. При выявлении уполномоченным должностным лицом таможенного поста (ОТОиТК) в процессе декларирования товаров факта отсутствия у лица, перемещающего товары, ИТН в ЦРСВЭД таможенный пост (ОТОиТК) информирует об этом по телефону отдел применения СУР таможни.*

Отдел применения СУР таможни в течение 15 минут с момента получения указанной информации направляет ее по оперативным каналам связи в отдел таможенной инспекции таможни.

23. Отдел таможенной инспекции осуществляет ведение, учет и анализ поступающей информации и в течение 30 минут с момента ее получения от отдела применения СУР таможни решает вопрос о необходимости подготовки требования (уведомления) лицу о представлении документов и сведений для проведения сверки информации (ИНН, ОГРН, КПП, адрес местонахождения) указанной в ГТД, товаросопроводительных документах, иных документах, представленных при таможенном оформлении, с информацией в запрашиваемых документах.

Требование (уведомление) направляется отделом таможенной инспекции таможни на таможенный пост в порядке, установленном пунктом 55 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356. Таможенный пост (ОТОиТК) запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого и не должен превышать пяти рабочих дней.

24. После получения затребованных документов таможенный пост (ОТОиТК) не позднее спедующего рабочего дня передает их в отдел таможенной инспекции для осуществления проверочных мероприятий.

Отдел таможенной инспекции таможни ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в подразделение координации и применения СУР таможни служебной запиской информацию о результатах мероприятий, проведенных на основании информации таможенных постов (ОТОиТК) об отсутствии ИТН у лиц.

Информирование по телефону осуществляется путем передачи телефонограммы с регистрацией и оформлением согласно порядку внутреннего делопроизводства.

25. В случае непредставления лицом в установленные сроки документов и сведений, указанных в требовании (уведомлении), либо отсутствия проверяемого лица по адресу, заявленному в представленных документах, либо уклонения лица от получения требования (уведомления) информация об этом с соответствующими материалами направляется подразделением таможенной инспекции в УТИ с целью разработки проектов профилей рисков согласно пункту 20 Порядка взаимодействия.

26. В соответствии с приказом ФТС России от 04.05.2005 N 409 УТИ организует проведение проверочных мероприятий в отношении лиц, включенных в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (далее - Перечень).

Проверочные мероприятия после выпуска товаров на основании приказа ФТС России от 04.05.2005 N 409 осуществляются в соответствии с планами подразделений таможенной инспекции по проведению таможенных ревизий у лиц, включенных в Перечень.

27. При проведении структурными подразделениями таможенных органов анализа рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, включенными в Перечень, информация о выявленных рисках передается в подразделение таможенной инспекции с целью принятия решения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Информация о результатах проведения таможенного контроля направляется подразделением таможенной инспекции в течение пяти календарных дней в УТИ ФТС России по оперативным каналам связи.

28. УТИ информирует ГУОТК о результатах проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, перемещаемых лицами, включенными в Перечень, в течение 10 календарных дней после составления акта по результатам таможенной ревизии.

III. Заключительные положения

29. Пункт 22 Порядка взаимодействия не применяется в случаях перемещения товаров лицами, являющимися предпринимателями без образования юридического лица, до момента завершения работ по загрузке в ЦРСВЭД и обеспечению доступа таможенных постов (ОТОиТК) к информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.

30. Если в качестве прямой меры по минимизации рисков в профилях риска указана таможенная ревизия, при ее проведении, следует руководствоваться пунктом 9 приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663.

31. В целях организации взаимодействия во всех случаях направления информации и (или) документов по оперативным каналам связи бумажные экземпляры информации и (или) документов досылаются согласно порядку делопроизводства.

Комментариев нет

;