Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609

Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления. 2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента. <--source-->Председатель Правительства <--source-->Российской Федерации <--source-->М.Фрадков <--source-->УТВЕРЖДЕН <--source-->постановлением Правительства <--source-->Российской Федерации <--source-->от 12 октября 2005 г. N 609 <--subtitle-->СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ <--subtitle-->"О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" 1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. 2. В соответствии с федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания. 3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее: "автомобильная техника" - колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них; "автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника; "выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды (CmHn), оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы); "газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе; "дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия; "искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе; "Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента; "технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега; "экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов. 4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей. 5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы: а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45 1400) категории M1 с двигателями внутреннего сгорания, используемые для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя; б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с двигателями внутреннего сгорания категорий: M2 максимальной массой не более 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя; M3 максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя; в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705, 8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий: N1 максимальной массой не более 3,5 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования; N2 максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования; N3 максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования. 6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению N 2. 7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику. 8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие: а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2: категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 55 г/кВт•ч, CmHn - 2,4 г/кВт•ч, NOx - 10 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл ESC); б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3: категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 20 г/кВт•ч, CmHn - 1,1 г/кВт•ч, NOx - 7 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный цикл EТC); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3 повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4: категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-05 с исправлениями 1-3, дополнениями 1-5 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей); категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 4 г/кВт•ч, CmHn - 0,55 г/кВт•ч, NOx - 2 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл EТC); г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5 категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов В2, С), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей). 9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению N 3. 10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента. 11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН. 13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет. Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия. В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия. 14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г. <--source-->ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 <--source-->к специальному техническому регламенту <--source-->"О требованиях к выбросам автомобильной техникой, <--source-->выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, <--source-->вредных (загрязняющих) веществ" <--source-->П Е Р Е Ч Е Н Ь <--subtitle-->Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, применяемых для целей специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" 1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03*) "Единообразные предписания, касающиеся: I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции; III. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия". 2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ". 3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей". 4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01*) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями". ________________ * Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН. <--source-->ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 <--source-->к специальному техническому регламенту <--source-->"О требованиях к выбросам автомобильной техникой, <--source-->выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, <--source-->вредных (загрязняющих) веществ" <--subtitle-->ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ <--subtitle-->автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ

Экологиче­ский класс автомо­бильной техники Категории и подгруппы автомобильной техники Нормативные документы, устанавливающие требования к экологическим характеристикам автомобильной техники/технические нормативы выбросов
     
0 М1, М2 максимальной массой не более  3,5 т, N1 с бензиновыми двигателями Правила ЕЭК ООН №83-02, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями Правила ЕЭК ООН №49-01
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО - 85 г/кВт·ч, СmНn - 5 г/кВт·ч, NOх - 17 г/кВт·ч (9-режимный испытательный цикл)
1 М1, М2 максимальной массой не более 3,5т, N1 с бензиновыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №83-02, уровни выбросов В, С соответственно
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №49-02, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО - 72 г/кВт·ч, CmHn - 4 г/кВт·ч, NOx - 14 г/кВт·ч (9-режимный испытательный цикл)
2 М1, М2 максимальной массой не более  3,5т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН №83-04, уровни выбросов В, С, D соответственно
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №49-02, уровень выбросов В
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, МЗ, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО - 55 г/кВт·ч, CmHn - 2,4 г/кВт·ч, NOx - 10 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН №49-03, испытательный цикл ESC)
3 М1, М2 максимальной массой не более 3,5т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН №83-05, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №49-04, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 повышенной проходимости с дизелями Правила ЕЭК ООН №96-01
М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО - 20 г/кВт·ч, CmHn - 1,1 г/кВт·ч, NOx - 7 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН №49-03, испытательный цикл ESC)
4 М1, М2 максимальной массой не более 3,5т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН №83-05, уровень выбросов В
  М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №49-04, уровень выбросов В1
  М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО - 4 г/кВт·ч, CmHn - 0,55 г/кВт·ч, NOx - 2 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН №49-03, испытательный цикл ETC)
5 М1 максимальной массой свыше 3,5т, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН №49-04, уровень выбросов В2, С
<--source-->ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 <--source-->к специальному техническому регламенту <--source-->"О требованиях к выбросам автомобильной техникой, <--source-->выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, <--source-->вредных (загрязняющих) веществ" <--subtitle-->ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ <--subtitle-->к характеристикам топлива для автомобильной техники
Характеристики топлива Единица изме­рения Нормы в отношении автомобильной техники
экологичес­кого класса 2 экологичес­кого класса 3 экологичес­кого класса 4
         
Бензин
Концентрация свинца, не более мг/дм3  10 5 0
Концентрация серы, не более мг/кг 500 150 50
Объемная доля углеводородов, не более: процен­тов      
ароматических   не установлена 42 35
олефиновых   не установлена 18 18
Объемная доля бензола, не более процен­тов 5 1 1
Массовая доля кислорода, не более процен­тов не установлена 2,7 2,7
Давление насыщенных паров с учетом климатических условий: кПа      
в летний период   45-80 45-80 45-80
в зимний период   50-100 50-100 50-100
Отложения на впускных клапанах и в камере сгорания   не установлены соответствие европейским бензинам для автомобильной техники экологических классов 3 и 4*
Дизельное топливо
Цетановое число, не менее   49 51 51
Плотность при 15°С кг/м3  820-860 820-845 820-845
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более процен­тов не установлена 11 11
Концентрация серы, не более мг/кг 500 350 50
Фракционный состав - 95процентов объема перегоняется при температуре не более оС 360 360 360
Смазывающая способность, не более мкм 460 460 460
* Определяется на стадии подготовки производства. <--source-->Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609

Показать больше