Приказ ФТС РФ от 30 ноября 2005 г. N 1121

О результатах целевой инспекторской проверки в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях

Комиссия ФТС России во исполнение приказа ФТС России от 29.09.2005 N 908 «О проведении целевой инспекторской проверки» провела с 03.10.200S по 14.10.2005 в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях целевую инспекторскую проверку соблюдения таможенного законодательства при таможенном оформлении товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая. В ходе проверки были также рассмотрены вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

Установлены многочисленные факты нарушения таможенного законодательства Российской Федерации (далее - таможенное законодательство), нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским и автомобильным транспортом, порядка помещения товаров на склад временного хранения (СВХ) и в постоянные зоны таможенного контроля (ПЗТК), контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенных декларациях, порядка принятия заявленной таможенной стоимости, условий выпуска товаров.

С целью производства таможенных операций в месте нахождения Севере-Западного таможенного поста и СВХ «Северо-Западный таможенный терминал» создана в соответствии с приказом Санкт-Петербургской таможни от 22.04.2005 N 258 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» ПЗТК общей площадью 40 000 кв. метров. При этом открытая площадка СВХ «Северо-Западный таможенный терминал» составляет всего 690,5 кв. метра. Созданная в месте доставки товаров и транспортных средств и предназначенная для завершения доставки товаров ПЗТК практически используется для их временного хранения. Фактически товары на СВХ не помещаются.

При проверке соблюдения порядка осуществления в таможенных органах Санкт-Петербургской таможни контроля заявленной декларантами таможенной стоимости товаров установлено, что должностные лица Северо-Западного таможенного поста не соблюдали компетенцию по принятию решений о таможенной стоимости товаров, установленную Положением о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Положение о контроле таможенной стоимости), утвержденным приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. Так, должностные лица таможенного поста осуществляли контроль таможенной стоимости товаров в случаях ее определения по методу 6. Однако в соответствии с указанным приказом контроль таможенной стоимости в рассматриваемом случае является компетенцией отдела контроля таможенной стоимости таможни (OKTС).

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости должностные лица Санкт-Петербургской таможни в нарушение требований части 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не требовали от декларанта представления в письменной форме объяснений причин, по которым им не представляются дополнительные документы и сведения относительно таможенной стоимости товаров. Кроме того, выявлены случаи, когда при отказе декларанта представить дополнительные документы и сведения и определить таможенную стоимость товаров самостоятельно на основе другого метода должностные лица таможенного поста в нарушение требований части 7 статьи 323 Кодекса и пункта 12 Положения о контроле таможенной стоимости не принимали самостоятельного решения о таможенной стоимости товаров, а предлагали декларанту заполнить новую декларацию таможенной стоимости, исходя из расчета, выполненного таможенным органом.

Неисполнение должностными лицами таможенных постов требований порядка контроля таможенной стоимости и её корректировки является основанием для оспаривания таких решений таможенных органов в суде, для возврата суммы доначисленных таможенных платежей и дискредитации таможенных органов. В 2004 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области первой инстанции признал незаконными 19 решений Санкт-Петербургской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров. За 9 месяцев 2005 года признано незаконными 23 решения таможенных органов.

Руководство Санкт-Петербургской таможни не принимало должных мер с целью недопущения недостоверного декларирования товаров. Установлено, что за истекший период 2005 года в регионе деятельности Василеостровского, Северо-Западного, Северо-Восточного и Шушарского таможенных постов оформлялись в значительном объеме товары «прикрытия» (распределительные электрические шкафы, вилки электрические, провода силовые изолированные, зажимы контактные винтовые), которые декларировались совместно с дорогостоящими товарами китайского производства - жидкокристаллическими мониторами, принтерами, сканерами, дисководами, картами памяти, фотоаппаратами.

Согласно предварительному ответу таможенной службы Финляндии на запрос комиссии ФТС России по четырем автомашинам (книжки МДП N АХ 47793819, XW 47793996, ХК 47792773, АХ 47613430), перемещавшим согласно товаросопроводительным документам указанные товары «прикрытия», в Россию фактически были ввезены компьютерное оборудование, а также аудио- и видеотехника.

В комплекте документов, приложенных к грузовым таможенным декларациям (ГТД) на данные товары, находились упаковочные листы, содержащие сведения о перевозимых товарах на ассортиментном уровне, без отметок таможенных органов отправления, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При этом должностные лица Северо-Восточного таможенного поста в ходе таможенного оформления не выявляли профиля риска от 18.04.2005 N11/180405/00125. Соответственно, не применялись прямые меры по минимизации риска, предусматривающие и проведение таможенного досмотра товаров. Таможенное оформление указанных товаров осуществлялось на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Должностные лица Северо-Восточного таможенного поста не приняли предусмотренных таможенным законодательством мер по обеспечению достоверности декларирования товаров.

Установлено также, что в течение сентября-октября 2005 года на Кировском таможенном посту оформлено 230,6 тонн модифицированного крахмала, отправленного по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) Балтийской таможней. Данные поставки модифицированного крахмала осуществлялись в рамках действия схемы незаконного перемещения одежды и обуви китайского производства. По фактам недостоверного заявления сведений в Балтийской таможне составлены определения о возбуждении дел об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).

Факты недостоверного декларирования товаров выявлены также на Шушарском таможенном посту Санкт-Петербургской таможни. Так, по ГТД N 10210130/090805/0006172 был оформлен товар - прокат плоский из коррозионностойкой стали марки 430 без содержания никеля. Указанный товар был декларирован классификационным кодом ТН ВЭД России 7219219000, показатель индекса таможенной стоимости при этом составил 0,85 доллара США за 1 кг. В результате таможенного досмотра установлено, что согласно маркировке товара фактически для таможенного оформления предъявлена сталь марки 321. При этом в комплекте документов, приложенных к ГТД, находился сертификат предприятия производителя, согласно которому содержание никеля в указанной марке стали составляет 8 %. Таким образом, с учетом приведенных характеристик товар должен классифицироваться кодом 7219211000 ТН ВЭД России. Необходимо отметить, что товар, классифицируемый этим кодом, включен в перечень N 3 товаров дефицита, указанных в письме ФТС России от 25.07.2005 N 01-06/25169 «О направлении контрольных показателей», согласно которому установлен контрольный показатель цены на уровне 1,61 доллара США за 1 кг.

Таким образом, должностные лица Шушарского таможенного поста в нарушение требований статьи 153 Кодекса, пунктов 49 и 65 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (далее - Инструкция о таможенном оформлении), утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, при наличии признаков, указывающих на возможное недостоверное декларирование товаров, приняли решение о выпуске товаров без проведения дополнительной проверки документов и сведений о декларируемых товарах.

Следует отметить, что по итогам таможенных досмотров, проведенных с участием должностных лиц отдела применения системы управления рисками (ОПСУР) Санкт-Петербургской таможни в отношении товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии, должностные лица Санкт-Петербургской тамох:"и в течение 2005 года не возбудили ни одного дела об административном правонарушении по фактам недостоверного декларирования товаров.

Выявленные факты свидетельствуют о низкой эффективности применения в Санкт-Петербургской таможне системы управления рисками, а также о том, что в ОПСУР и ОКТС Санкт-Петербургской таможни не ведется постоянная аналитическая работа по выявлению признаков нарушения таможенного законодательства, в частности не проводится сравнение характеристик товаров, подпадающих под критерии рисков, что не позволяет своевременно пресекать факты недостоверного декларирования.

В ходе проверки деятельности Кировского таможенного поста выявлены нарушения таможенного законодательства при таможенном оформлении предъявленных ООО «Юсида» товаров в таможенном режиме переработки вне таможенной территории по ГТД N 10210050/121005/001010655, 10210050/140605/006625, 10210050/10605/0006562, 10210050/140605/0006630. Таможенное оформление товаров по указанным ГТД производилось в соответствии с разрешением на переработку товаров вне таможенной территории N 10210/301203/610076, подписанным начальником Санкт-Петербургской таможни И.И. Мушкетом. По данному разрешению с таможенной территории Российской Федерации вывозились для целей проведения операций по переработке отходы и лом нержавеющей стали с последующим ввозом продуктов переработки - проката плоского из нержавеющей стали. При этом пунктом 7 разрешения на переработку установлен документальный способ идентификации российских товаров в продуктах переработки. В качестве документа, подтверждающего, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары, использовался сертификат переработчика, содержащий результаты химического анализа и марку стали, не соответствовавшие аналогичным сведениям в указанных ГТД.

Должностные лица Кировского таможенного поста при оформлении указанных товаров в нарушение требований статьи 153 Кодекса, пунктов 49 и 65 Инструкции о таможенном оформлении принимали решения о выпуске товаров без проведения дополнительной проверки документов и сведений о декларируемых товарах, а также без необходимой идентификации товаров.

Из объяснений исполняющего обязанности начальника отдела таможенных режимов Санкт-Петербургской таможни А.О.Перцова относительно оформления товаров по разрешению на переработку товаров вне таможенной территории N 10210/301203/610076 следует, что должностные лица Кировского таможенного поста не выполняли требования относительно идентификации российских товаров в продуктах переработки, установленные данным разрешением.

Согласно объяснениям И.И.Мушкета, начальника Санкт-Петербургской таможни, им систематически анализировались результаты таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из стран Юго-Восточной Азии и Китая, по полученным результатам заслушивались начальники таможенных постов и функциональных отделов таможни об итогах их работы, а также организовывались и проводились целевые проверки деятельности таможенных постов.

Нарушения таможенного законодательства должностными лицами Санкт-Петербургской таможни стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей И.И.Мушкегом, начальником Санкт-Петербургской таможни (не осуществлял должного контроля за деятельностью таможенных постов), С.А.Дозоровым, исполняющим обязанности первого заместителя начальника таможни, и А.В.Турковым, заместителем начальника таможни по экономической деятельности (ослабили контроль за деятельностью таможенных постов), И.Н.Ерошкиным, начальником Шушарского таможенного поста, А.А.Луценко, начальником Кировского таможенного поста, А.В.Живчиковым, начальником Василеостровского таможенного поста, и А.Г.Шендриком, исполнявшим обязанности начальника Северо-Восточного таможенного поста, Е.Ю.Деминым, исполняющим обязанности начальника Северо-Западного таможенного поста (ослабили контроль за действиями подчиненных должностных лиц), С.В.Чистяковой, начальником отдела таможенных режимов таможни (не осуществляла на должном уровне контроль за исполнением таможенными постами разрешений на переработку товаров), Н.И.Кухаревой, исполняющей обязанности начальника ОПСУР таможни (не проводила необходимого анализа таможенного оформления товаров на таможенных постах, не приняла меры с целью недопущения случаев нарушения таможенного законодательства должностными лицами таможенных постов), В.О.Кляшиным, начальником ОКТС таможни (не осуществлял на должном уровне контроля за исполнением таможенными постами порядка принятия решений о таможенной стоимости).

В ходе проверки деятельности Балтийской таможни были выявлены многочисленные факты нарушения требований Кодекса, нормативных правовых актов ГТК России и правовых актов ФТС России, регламентирующих порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом.

Должностные лица Балтийской таможни не контролировали прохождение транспортных документов от борта судна до должностного лица, осуществлявшего прием и регистрацию таможенных деклараций, порядок хранения товаров на СВХ и в ПЗТК, достоверность заявленных сведений о товарах, а также достоверность заявленной таможенной стоимости, не проводили необходимой дополнительной проверки товаров, а также соблюдения условий выпуска товаров.

При таможенном оформлении товаров перевозчик (морской агент), как правило, не представлял, а должностные лица таможни не запрашивали океанские коносаменты, на основании которых осуществлялись отгрузка и перемещение товаров из стран экспорта, что позволяло морскому агенту заявлять в коносаменте любые сведения о товарах, предъявляемых для таможенного оформления, что, в свою очередь, создавало предпосылки для нарушения таможенного законодательства недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Комиссия ФТС России выявила факты недостоверного декларирования товаров в ГТД - сведения о товаре, содержащиеся в фидерных коносаментах, противоречат сведениям, указанным в океанских коносаментах.

Установлены также случаи наличия в комплекте документов к ГТД океанских и фидерных коносаментов с различными наименованиями товара. Так, в ГТД N 10216080/031005/0089492 заявлена товарная партия пластиковых панелей, декорированных алюминием (классифицируются кодом 3921909000 ТН ВЭД России), что соответствует сведениям, содержащимся в океанском коносаменте. Согласно же сведениям, указанным в фидерном коносаменте, на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены алюминиевые композитные панели, классифицируемые в товарной группе 72 ТН ВЭД России.

Должностные лица Центрального таможенного поста Балтийской таможни в нарушение требований раздела I Временной технологии проведения таможенных операций в порту Санкт-Петербург, утвержденной приказом Балтийской таможни от 30.01.2004 N 62, передавали на таможенные посты документы, необходимые для целей таможенного контроля товаров, в неопечатанном виде через морских агентов.

Указанные нарушения свидетельствуют об отсутствии необходимого контроля со стороны начальника Балтийской таможни, начальников таможенных постов за прохождением транспортных документов от борта судна до должностного лица, осуществляющего прием и регистрацию таможенных деклараций.

Начальник Таможенного поста предварительных операций В.В.Колегов в нарушение положений статей 405 и 406 Кодекса и требований приказа ГТК России от 19.12.2003 N 1489 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными в Северо-Западном федеральном округе», установившего места расположения данного таможенного органа (г. Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 4 и г. Санкт-Петербург, Дорога на Турухтанные острова, д. 17а), самостоятельно распределил должностных лиц таможенного поста на так называемые участки и определил в качестве мест осуществления таможенного оформления четыре района морского порта Санкт-Петербурга, тем самым превысил свои должностные полномочия.

Нахождение должностных лиц таможенного поста вне места расположения таможенного органа явилось причиной многочисленных нарушений порядка выдачи разрешения на ВТТ. Так, разрешения на ВТТ N 10216090/080905/9185, 10216090/210705/6831, 10216090/210705/6830, 10216090/150705/6550, 10216090/150705/6551 в нарушение требований части 6 статьи 80 Кодекса выданы перевозчику, а не лицу, которое должно осуществлять хранение товаров.

Кроме того, в нарушение требований пункта 8 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной приказом ГТК России от 27.08.2003 N 939, разрешения на хранение товаров в ПЗТК принимали начальник

Таможенного поста предварительных операций, его заместители, а также другие должностные лица этого таможенного поста. Принятие такого решения является прерогативой начальника таможни.

Из объяснений В.В.Колегова, начальника Таможенного поста предварительных операций, нахождение должностных лиц поста вне мест расположения таможенного органа обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойной работы всех районов морского порта, территория которого входит в регион деятельности таможенного поста.

Согласно объяснениям А.В.Кислова, начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля таможни следует, что факт создания Балтийской таможней зон таможенного контроля в местах прибытия и хранения товаров можно считать разрешением на проведение таможенных операций в части, касающейся операций, связанных с организацией хранения товаров.

В ходе проверки комиссия ФТС России провела анализ исполнения Балтийской таможней требований приказа ФТС от 29.12.2004 N 450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год». Установлено, что после доведения до сведения Балтийской таможни контрольного показателя цен на грибы Agaricus, классифицируемых в товарной субпозиции 200310 ТН ВЭД России, на уровне 0,54 доллара США за 1 кг значительная часть объема данного товара стала декларироваться на Таможенном посту документального оформления в товарной субпозиции 200390 ТН ВЭД России «грибы прочие». Так, по ГТД N 10216080/050805/0066648 одновременно с 40,5 тонны консервированных шампиньонов, классифицируемых в товарной субпозиции 200310 ТН ВЭД России, имеющих индекс таможенной стоимости (ИТС) 0,54 доллара США за 1 кг, было оформлено 280 тонн грибов, отнесенных к товарной субпозиции 200390 ТН ВЭД России и декларированных с ИТС 0,30 доллара США за 1 кг. При этом установлено, что заявленная в графе 31 ГТД информация о способе консервирования - «соление», не совпадает с описанием способа консервирования - «маринование», указанного в сертификате о происхождении товара формы «А», что указывает на признаки недостоверного декларирования и неправомерного предоставления преференциального режима.

Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) Балтийской таможни было принято решение о классификации товаров, заявленных в ГТД N 10216080/250705/0062392 кодом 2001905000 ТН ВЭД России (тарифная ставка - 15 %, но не менее 0,075 евро за 1 кг), что не соответствовало заявленному декларантом коду 2003900000 ТН ВЭД России (тарифная ставка - 15%). В указанной ГТД был декларирован товар - грибы целые, консервированные в стеклянных и жестяных банках. Фактически же, как явствует из акта таможенного досмотра, был представлен другой товар - грибы целые маринованные (консервированные с применением уксуса) в стеклянных банках. В результате было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП России.

Наряду с этим выявлены многочисленные факты нарушения требований приказа ГТК России от 21.08.2003 N 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» при таможенном оформлении грибной продукции в части её описания, что не позволяет однозначно классифицировать её в соответствии с ТН ВЭД России.

Аналогичные нарушения выявлены также по ГТД N 10216080/260805/0074713, 10216080/260805/0074718, 10216080/290805/0075445, 10216080/120905/0081111, 10216080/020805/0065573, 10216080/060805/0067192, 10216080/260805/0074492, 10216080/130805/0069548, 10216080/250705/0062346, 10216080/080805/0067303. По указанным ГТД было оформлено более 400 тонн консервированных шампиньонов таможенной стоимостью 0,30 доллара США за 1 кг.

В своих объяснениях А.В.Нерадовский, начальник ОТНиПТ Балтийской таможни, подтверждает факт недостоверного декларирования грибов консервированных.

Кроме того, требования приказа ФТС России от 29.12.2004 N450 не соблюдались и при таможенном оформлении частей обуви, классифицируемой в товарной позиции 6406 ТН ВЭД России. В результате досмотра было установлено, что наряду с товаром, заявленным в ГТД N 10216080/041005/0090100, в грузовом отсеке контейнера присутствовали незаявленные товары общей массой 2,54 тонны - стельки из тонкого пористого полимерного материала, а также стельки из искусственного меха, классифицируемые в товарной субпозиции 640690 ТН ВЭД России, т.е. подпадающие под действие приказа ФТС России от 29.12.2004 N 450. По данному факту составлено определение по части 1 статьи 16.2 КоАП России.

Должностные лица Балтийской таможни приняли решение о выпуске указанных товаров, основываясь только на представленных декларантом документах и заявленных сведениях, без дополнительной проверки характеристик товара, влияющих на уровень таможенных платежей. Должностные лица Таможенного поста документального оформления не осуществили анализа всех сведений о таможенной стоимости и выпустили товар без обеспечения уплаты таможенных платежей, что является неисполнением требований статей 153 и 323 Кодекса, пунктов 9-12 Положения о контроле таможенной стоимости, пунктов 12 и 14 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 18.06.2004 N 696 (далее - Инструкция по проверке таможенной стоимости), а также требований пункта 49 Инструкции о таможенном оформлении.

Указанные факты недостоверного декларирования свидетельствуют об отсутствии должного контроля за соблюдением положений приказа ФТС России от 29.12.2004 N 450 со стороны И.А.Красуленко, начальника Балтийской таможни, Г.П.Гулякиной, заместителя начальника таможни по экономической деятельности, Л.Л.Руссол, начальника ОКТС таможни, А.В.Нерадовского, начальника ОТНиПТ таможни, а также со стороны В.Е.Иванова, начальника Таможенного поста документального оформления.

Согласно объяснениям В.Е.Иванова, начальника Таможенного поста документального оформления, контроль товаров, подпадающих под действие приказа ФТС России от 29.12.2004 N 450, осуществляется на основе аналитической работы совместно с ОПСУР и ОКТС Балтийской таможни. Кроме того, он отметил, что по внешнему виду консервированные грибы-шампиньоны затруднительно различить, в связи с чем их необходимо отнести к товарам отдельных категорий.

Должностные лица таможенных органов Балтийской таможни систематически нарушали таможенное законодательство при таможенном оформлении налогоёмких товаров, которые ввозились из стран Юго-Восточной Азии и декларировались под видом менее налогоёмких товаров производства стран ЕС. Собственно, в регионе деятельности Балтийской таможни действует схема незаконного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров народного потребления - одежды и обуви, происходящих из стран Юго-Восточной Азии. При этом руководство таможни, начальники таможенных постов и функциональных отделов таможни не предпринимали достаточных мер по своевременному выявлению и пресечению фактов недостоверного декларирования товаров. При наличии признаков, указывающих на возможность недостоверного декларирования товаров, и при «срабатывании» индикаторов профиля риска N11/030505/00131 меры по его минимизации со стороны должностных лиц Балтийской таможни не принимались.

Так, в период работы комиссии ФТС России для таможенного оформления по ГТД N 10216080/051005/0090389, 10216080/051005/0090396 ООО «Оптима Трейд» предъявило банки жестяные для упаковки чая (производство Италии) общей массой 8,7 тонны и уголки из нелегированной стали холоднокатаные (производство Польши) общей массой 29,2 тонны. В результате таможенного досмотра указанных товаров установлено, что в грузовых отсеках контейнеров находилась кожаная обувь.

В результате проведения таможенного досмотра 'товарных партий (минеральная вода, металлические профили и модифицированный крахмал), прибывших на таможенную территорию Российской Федерации в контейнерах NTTNU9112294, GATU8508430, GESU4451666, GESU4705837, CBHU9805760, установлено, что под видом минеральной воды, указанной в коносаментах N 035-0598347-00112266, 035-0598348-00112266, 035-0598346-00112266, в контейнерах GATU8508430, GESU4451666, TTNU9112294 на таможенную территорию Российской Федерации ввезена одежда, под видом металлических профилей, сведения о которых указаны в коносаменте N 035-0604550-00112266, в контейнере CBHU9805760 ввезена зимняя кожаная обувь, под видом модифицированного крахмала, указанного в коносаменте N 035-0602605-00112266, в контейнере GESU4705837 ввезены зимняя обувь и верхняя одежда. По данным фактам составлены определения о возбуждении дел об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 КоАП России.

В течение 2005 года с признаками недостоверного декларирования в регионе деятельности Балтийской таможни было оформлено 2 тыс. тонн мраморных облицовочных плит, 1,86 тыс. тонн плитки керамической, 1,5 тыс. тонн проката стали, 245 тонн фосфата тринатрия, 18,7 тонны древесной щепы для копчения, 126,2 тонны минеральной воды.

В ходе проведения досмотровых операций выявлены многочисленные случаи заявления недостоверных сведений о количественных характеристиках товаров. Так, по ГТД N 10216080/071005/0091543 ООО «Балтпродукт» декларировано 21,6 тонны ткани подкладочной (производство Таиланда). В результате таможенного досмотра установлено, что фактическая масса нетто товара превысила заявленную на 3,1 тонны.

ООО «Оливер» по ГТД N 10216080/041005/0090060 заявило товарную партию ткани напечатанной (производство Китая) массой нетто 21,1 тонны. В результате таможенного досмотра установлено, что фактическая масса нетто товара превысила заявленную на 3,45 тонны.

Согласно сведениям, заявленным ООО «Невское» в ГТД N 10216080/071005/0091521, для таможенного оформления предъявлена партия плитки керамической (производство Китая). В результате таможенного досмотра установлено, что фактическая масса нетто товара превысила заявленную на 279 кг.

По ГТД N 10216080/081005/0091589 ООО «Моринтех» заявило партию плитки керамической. В результате таможенного досмотра установлено фактическое превышение массы нетто товара на 5,9 тонны.

По ГТД 10216080/101005/0092082 ООО «Петромпекс-сервис» заявило товар «природная минеральная вода» общим объемом 15,1 тыс. литров, классифицируемый кодом 2201101100 ТН ВЭД России. В результате таможенного досмотра установлено, что фактический объем товара превысил заявленный на 3 тыс. литров.

По данным фактам недекларирования товаров составлены определения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП России.

В ходе проверки соблюдения должностными лицами Балтийской таможни порядка контроля таможенной стоимости установлены многочисленные факты таможенного оформления товаров таможенной стоимостью, принятой на необоснованно низком уровне, а также проведения корректировок таможенной стоимости до среднерегионального уровня цен и значений, указанных в профилях рисков. Действующая в таможне система проведения таможенной оценки обусловливает неправильное определение основы для начисления таможенных платежей, что приводит к весьма отрицательным результатам, когда согласно решению судов возврату подлежат таможенные платежи в значительной сумме. В 2005 году 227 судебных решений вынесены в пользу исковых требований участников ВЭД к Балтийской таможне. Такая практика работы Балтийской таможни является привлекательной для недобросовестных участников ВЭД, что способствует перетеканию -товаропотоков из регионов деятельности других таможенных органов.

Так, например, на протяжении длительного периода времени в регионе деятельности Балтийской таможни производится таможенное оформление гидромассажных кабин и ванн производства Китая. Несмотря на наличие ограничений в применении метода таможенной оценки 1, основным из которых является отсутствие документального подтверждения достоверности заявленных сведений по ряду характеристик товара, товар данной категории выпускается под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые дополнительно начислены в процессе контроля таможенной стоимости. При этом должностные лица ОКТС таможни, действуя в нарушение положений статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О Таможенном тарифе» (далее - Закон о Таможенном тарифе) и требований Положения о корректировке таможенной стоимости товаров (далее - Положение о КТС), утвержденного приказом .ФТС России от 26.12.2003 N 1546, устанавливали размер обеспечения таможенных платежей исходя из произвольного документально не подтвержденного и существенно заниженного значения - 2,50 доллара США за 1 кг душевых кабин. Тем самым Балтийская таможня на этапе контроля таможенной стоимости создавала предпосылки для оспаривания решения таможенного органа в суде и для сведения работы по доначислению и довзысканию таможенных платежей к нулю.

В результате таможенного досмотра товаров, декларированных по ГТД N 10216080/071005/0091219, 10216080/071005/0091509, установлено, что гидромассажные душевые кабины снабжены дополнительным оборудованием, обеспечивающим эффект турецкой бани, освещение (подсветку), возможность подключения к музыкальному центру, что не заявлено в указанных таможенных декларациях. В комплект таких душевых кабин также входят электронная панель управления (телефон и радио), электронный пульт управления, зеркало.

Однако-должностные лица ОКТС таможни не учитывали сведения о дополнительном оборудовании при определении размера обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров, заявленных в указанных, а также в ранее оформленных ГТД. Установлено, что при проведении корректировок таможенной стоимости товаров должностные лица Балтийской таможни не требовали от декларанта представления в письменной форме объяснений причин, по которым не представлены дополнительные документы и сведения, что является нарушением положений части 4 статьи 323 Кодекса. Выявлены случаи (ГТД N 10216080/061005/0090857, 10216080/091005/0091725, 10216080/111005/0092231, 10216020/050905/0007827, 10216080/210905/0085125, 10216080/030905/П007786, 10216080/300805/0075837, 10216080/170805/0070917, 10216080/060905/П078548, 10216080/100905/0080671, 10216080/290705/0064347, 10216080/011005/0089245, 10216080/170905/П083579, 10216080/030905/П077866), когда декларант отказался представить дополнительные документы и сведения, а также определить таможенную стоимость самостоятельно на основе другого метода таможенной оценки. При этом должностные лица Балтийской таможни, действуя в нарушение требований части 7 статьи 323 Кодекса и пункта 12 Положения о контроле таможенной стоимости, не принимали самостоятельного решения о таможенной стоимости, а предлагали декларанту заполнить новую декларацию таможенной стоимости (ДТС), исходя из таможенной стоимости, рассчитанной таможенным органом.

Должностные лица Таможенного поста документального оформления не соблюдали порядок принятия решений о таможенной стоимости товаров и ее корректировки и тем самым давали формальные основания участнику ВЭД для обжалования таких решений в судебном порядке. Так, в результате судебных решений декларанту ООО «Мир Велотойз» возвращены таможенные платежи в сумме более 10 млн. рублей в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей. При этом одной из причин удовлетворения исковых требований 000 «Мир Велотойз» стало неправомерное использование ОКТС Балтийской таможни усредненной стоимости товаров.

Контроль таможенной стоимости должностные лица Балтийской таможни осуществляли без учета информации о ценах, доведенной до сведения таможенных органов (письмо ФТС России от 27.01.2005 N 01-06/1815 «О контроле таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 8523 90 000 О ТН ВЭД России»). Так, в Балтийской таможне в истекшем периоде 2005 года осуществлялось таможенное оформление пластиковых боксов для дисков таможенной стоимостью от 0,01 до 0,06 доллара США за одну штуку, в то время как контрольный уровень таможенной стоимости данных товаров установлен на уровне 0,10 доллара США за одну штуку.

Из объяснений Л.Л.Руссол, начальника ОКТС Балтийской таможни, следует, что ОКТС таможни осуществлял проверки порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров, по результатам которых не установлены прямые основания, ограничивающие применение метода 1 определения таможенной стоимости товаров.

В своих объяснениях И.А.Красуленко, начальник Балтийской таможни, отмечает, что причинами отсутствия должного контроля за исполнением контрольных показателей явились отсутствие формализованных профилен рисков в отношении товаров субпозиции 200310 и 200390 ТН ВЭД России, а также отсутствие в перечне товаров дефицита перевода на русский язык наименования рода грибов Agaricus и указания конкретных видов грибов, входящих в состав данного рода.

Многочисленные факты недостоверного декларирования товаров, в частности заявление недостоверных сведений о товарах (их наименование, код ТН ВЭД России, характеристики), свидетельствуют о низкой эффективности работы по своевременному выявлению и разработке актуализированных зональных профилей риска, проводимой Балтийской таможней во взаимодействии с Северо-Западным таможенным управлением и Главным управлением организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России.

Так, в 2005 году в ГУОТК ФТС России было направлено 26 проектов профилей риска, разработанных Балтийской таможней, из которых только четыре было учтено при разработке соответствующих общероссийских профилей рисков. Указанные нарушения таможенного законодательства стали возможными вследствие ослабления контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц со стороны И.А.Красуленко, начальника Балтийской таможни, О.В.Туголукова, первого заместителя начальника Балтийской таможни (не обеспечили надлежащего контроля за организацией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в регионе деятельности Балтийской таможни), Г.П.Гулякиной, заместителя начальника Балтийской таможни по экономической деятельности и Л.Л.Руссол, начальника ОКТС таможни (не обеспечили надлежащего контроля за деятельностью ОКТС при принятии решений о таможенной стоимости должностными лицами ОКТС), В.Е.Иванова, начальника Таможенного поста документального оформления, занимающего в настоящее время должность первого заместителя Санкт-Петербургской таможни по таможенному контролю, и В.В.Колегова, начальника Таможенного поста предварительных операций (неудовлетворительно организовали исполнение подчиненными должностными лицами требований таможенного законодательства при таможенном оформлении товаров, перемещаемых водным транспортом), А.В.Кислова, начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля таможни (ненадлежащим образом организовал процесс таможенного оформления и таможенного контроля, а также процесс помещения и хранения товаров на СВХ и в ПЗТК), А В.Нерадовского, начальника ОТНиПТ таможни (не* обеспечил надлежащего контроля за принятием должностными лицами таможни решений о классификации товаров).

Начальник Северо-Западного таможенного управления П.В.Корчажкин и заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по экономической деятельности В.В.Кулешов не обеспечили надлежащего контроля за деятельностью таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению, в частности за проверкой достоверности сведений о выполнении контрольных показателей, установленных приказом ФТС России от 29.12.2004 N 450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год», не принимали эффективных мер, направленных на недопущение фактов недостоверного декларирования товаров в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях. Учитывая изложенное, приказываю:

1. В соответствии с пунктом 21 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации предупредить генерал-лейтенанта таможенной службы П.В.Корчажкина (Ч-150833), начальника Северо-Западного таможенного управления, о необходимости соблюдения служебной дисциплины и усиления контроля за неукоснительным исполнением подчиненными должностными лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, а также о привлечении его к дисциплинарной ответственности в случае непринятия мер по предотвращению выявленных комиссией ФТС России нарушений в . деятельности таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению.

2. Принимая во внимание непродолжительное время нахождения в должности полковника таможенной службы В.В.Кулешова (4-131828), заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления по экономической деятельности, предупредить его о необходимости усиления контроля за соблюдением подчиненными должностными лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации.

3. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 54 и 55 должностной инструкции начальника Санкт-Петербургской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью таможенных, постов, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации полковнику таможенной службы И.И.Мушкету (Ч-178855), начальнику Санкт-Петербургской таможни, объявить строгий выговор.

4. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 20 и 22 должностной инструкции начальника Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью таможенных постов, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации генерал-майору таможенной службы И.А.Красуленко (Ч-131818), начальнику Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

5. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 32 и 33 должностной инструкции начальника Таможенного поста документального оформления Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц при таможенном оформлении и таможенном контроле, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации подполковнику таможенной службы В.Е.Иванову (Ч-132652), первому заместителю начальника Санкт-Петербургской таможни по таможенному контролю, занимавшему по 02.10.2005 должность начальника Таможенного поста документального оформления Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

6. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 29, 30, 31 и 34 должностной инструкции начальника Таможенного поста предварительных операций Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц при таможенном оформлении и таможенном контроле, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации капитану таможенной службы В.В.Колегову (Ч-132699), начальнику Таможенного поста предварительных операций Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

7. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 15, 17 и 18 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц при контроле таможенной стоимости, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации капитану таможенной службы Л.Л.Руссол (Ч-132899), начальнику отдела контроля таможенной стоимости Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

8. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пункта 19 должностной инструкции начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации подполковнику таможенной службы А.В.Кислову (Ч-179779), начальнику отдела таможенных процедур и таможенного контроля Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

9. За нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктов 26 и 27 должностной инструкции начальника отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, на основании положений пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации подполковнику таможенной службы А.В.Нерадовскому (Ч-137203), начальнику отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Балтийской таможни, объявить строгий выговор.

10. Начальнику Северо-Западного таможенного управления П.В.Корчажкину обеспечить:

1) разработку и направление до 01.12.2005 в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) ФТС России плана мероприятий по устранению выявленных комиссией ФТС России нарушений таможенного законодательства в деятельности Балтийской и Санкт-Петербургской таможен;

2) разработку и направление до 30.12.2005 в Главное организационно- инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) ФТС России и Главное управление организации таможенного контроля ФТС России порядка взаимодействия подразделений Балтийской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом;

3) направление до 30.12.2005 в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) ФТС России предложений об оптимизации структуры Балтийской таможни с учетом типовой структуры таможенного поста, утвержденной приказом ФТС России от 24.01.2005 N 49;

4) проведение до 30.12.2005 служебных проверок в отношении приведенных ниже должностных лиц и привлечение их к дисциплинарной ответственности по выявленным фактам нарушений таможенного законодательства, указанным в акте проверки:

а) О.В.Туголукова, первого заместителя начальника Балтийской таможни по таможенному контролю;

б) Г.П.Гулякиной, заместителя начальника Балтийской таможни по экономической деятельности;

в) С.А.Дозорова, начальника Северо-Восточного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, исполнявшего по 02.10.2005 обязанности первого заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни по таможенному контролю;

г) А.В.Туркова, заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни по экономической деятельности;

д) И.Н. Ерошкина, начальника Шушарского таможенного поста Санкт- Петербургской таможни, А.А.Луценко, начальника Кировского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, А.В.Живчикова, начальника Василеостровского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, А.Г.Шендрика, заместителя начальника Северо-Восточного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, исполнявшего по 02.10.2005 обязанности начальника Северо-Восточного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, Е.Ю.Демина, исполняющего обязанности начальника Северо-Западного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, Н.И.Кухаревой, исполняющей обязанности начальника отдела применения системы управления рисками Санкт-Петербургской таможни, В.О.Кляшина, начальника отдела контроля таможенной стоимости Санкт- Петербургской таможни;

е) В.Г.Печеницына, заместителя начальника таможенного поста документального оформления Балтийской таможни, с рассмотрением по итогам проверки вопроса о его переводе на работу, не связанную с таможенным' оформлением и таможенным контролем товаров и транспортных средств;

ж) должностных лиц Балтийской и Санкт-Петербургской таможен, допустивших нарушения таможенного законодательства при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.

11. Главному управлению организации таможенного контроля ФТС России (А.В.Галактионов) разработать:

1) до 17.12.2005 зональные профили риска с учетом выявленных комиссией ФТС России нарушений таможенного законодательства Российской Федерации и особенностей товаропотоков в регионе деятельности Балтийской таможни, уделив особое внимание низкой степени контейнерной загрузки как индикатору профиля риска;

2) до 20.12.2005 порядок действий должностных лиц при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом.

12. Управлению кадров ФТС России (Ю.В.Генералов):

1) подготовить Министру экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефу материалы (с учетом дисциплинарного взыскания — выговор —, наложенного в соответствии с приказом ФТС России от 11.11.2005 N 1058) об увольнении из таможенных органов И.И.Мушкета, начальника Санкт-Петербургской таможни;

2) обеспечить проведение досрочной аттестации на соответствие занимаемой должности И.А.Красуленко, начальника Балтийской таможни.

13. Главному управлению по борьбе с контрабандой ФТС России (В.М.Егоров) обеспечить в рамках компетенции управления проведение проверочных мероприятий по указанным в акте проверки от 08.11.2005 N 15 «О результатах целевой инспекторской проверки в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях» фактам возможного недостоверного декларирования товаров, организацию направления запросов в страны транзита товаров с целью получения сведений о них и принятие мер по полученным результатам в соответствии с административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Комментариев нет

;