Письмо ФТС РФ от 28 сентября 2006 года N 18-12/33896

О разъяснениях Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В Федеральную таможенную службу поступило письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации П.П. Серкова от 04.09.2006 N1250-5/общ., в котором изложены разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации по проблемным вопросам квалификации административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 16.1 и ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По мнению судебного органа, если совокупность действий лица явно свидетельствует о его намерении осуществить перемещение (вывоз) товаров вне установленных законодательством Российской Федерации мест пересечения воженной границы Российской Федерации, то данное лицо может быть нелечено к административной ответственности по ч.1 ст. 16.1 КоАП РФ, несмотря на отсутствие фактического пересечения таможенной границы. При том суд отмечает, что правоприменителю необходимо отличать действия по приготовлению к правонарушению, создающие условия для незаконного перемещения товаров через таможенную границу (например, упаковка товаров, подлежащих вывозу через таможенную границу и т.п.), от действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы.

Также Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что физические лица, осуществляющие временный ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации без оформления в надлежащем порядке удостоверений ввоза транспортных средств, могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 16.2 КоАП России за недекларирование транспортных средств. Эта позиция основана на п.31 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2003 года N 715, в соответствии с которым, физические лица, следующие через таможенную границу Российской Федерации на автомобиле, представляют таможенному органу сведения о транспортном средстве, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы. Учитывая сказанное, при временном ввозе транспортного средства лицо обязано сообщить сведения о нем таможенному органу, подав соответствующую декларацию. На основании этой декларации таможенной орган выдает удостоверение ввоза транспортного средства, которое является документом, подтверждающим, что такое транспортное средство временно ввезено на территорию Российской Федерации с обязательным его вывозом по истечении указанного в удостоверении срока.

Прошу использовать разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в письме, в практической деятельности.

Уважаемый Николай Анатольевич!

В дополнение к ранее направленному письму в Ваш адрес от 30 января 2006 года N 2919-5/общ. сообщаю следующее.

Отдельные вопросы, содержащиеся в представленном Вами обобщении судебных постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушений в области таможенного дела, вынесенных в первом полугодии 2005 года, были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации.

Данные вопросы, обсуждались на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и ответы на них утверждены и включены в Обзор судебной практики за I квартал 2006 года в следующей редакции.

Вопрос: Образуют ли состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, действия лица, направленные на перемещение (вывоз) товаров через таможенную границу Российской Федерации вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест, в том случае если фактически лицо не пересекло границу?

Ответ: Часть 1 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно за совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через 'Государственную границу Российской Федерации либо иных, мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под перемещением через таможенную границу товаров понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом, а к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, относятся действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что если совокупность действий лица явно свидетельствует о его намерении осуществить перемещение (вывоз) товаров вне установленных законодательством Российской Федерации мест пересечения таможенной границы Российской Федерации, то оно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, несмотря на то что фактически таможенная граница не была пересечена (например, в том случае, если привлекаемые к административной ответственности лица будут обнаружены в непосредственной близости от границы Российской Федерации вне установленных для пересечения таможенной границы мест с подготовленным к вывозу товаром).

При этом необходимо отличать действия по приготовлению к правонарушению, создающие условия для незаконного перемещения товаров через таможенную границу (например, упаковку товаров, подлежащих вывозу через таможенную границу и т.п.), от действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы.

Вопрос: Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ физическое лицо, осуществившее временный ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации без оформленного в надлежащем порядке удостоверения ввоз транспортного средства?

Ответ: Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование в установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств подлежащих декларированию.

Статьями 14, 123 ТК РФ установлено, что все товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенным органам, таможенному оформлению.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 286 ТК РФ перемещаемые физическим лицами через Государственную границу Российской Федерации транспортные средства подлежат декларированию в письменной форме.

Исходя из положений ст. 283 ТК РФ, Постановления Правительства o Российской Федерации от 29 ноября 2003 года N 718 (в редакции от 23 января 2006 г.) "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год (для иностранных граждан) или временно ввозить на срок, в совокупности не превышающий б месяцев в течение одного календарного года (для российских граждан).

Следовательно, для транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для личного пользования на условиях временного ввоза, устанавливается упрощенный порядок декларирования и их таможенного оформления.

Порядок таможенного оформления и декларирования автомобилей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования, определен главой V Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением. Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2003 г. N 715.

В соответствии с п. 31 этого Положения при прибытии автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу Российской Федерации, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы.

Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации следующими на них oфизическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия этих автомобилей. Таможенный орган в месте прибытия оформляет на срок, необходимый для доставки автомобиля к месту временного пребывания или постоянного проживания физического лица, ввозящего автомобиль, удостоверение ввоза транспортного средства (п. 30 Положения).

Учитывая изложенное, при временном ввозе транспортного средства лицо, следующее на этом автомобиле, обязано сообщить сведения о нем таможенному органу, подав соответствующую декларацию. На основании этой декларации таможенный орган выдает удостоверение ввоза транспортного средства.

Удостоверение ввоза транспортного средства является документом, подтверждающим, что такое транспортное средство временно ввезено на территорию Российской Федерации с обязательным его вывозом по истечении указанного в удостоверении срока. Удостоверение ввоза транспортного средства сдается таможенным органам при вывозе автомобиля с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, физическое лицо, осуществившее временный ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации без оформленного в надлежащем порядке удостоверения ввоза транспортного средства, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование транспортного средства."

Кроме того, рассмотрено Ваше письмо от 4 мая 2006 г. за N 01-40/15271, составленное по результатам проведенного Федеральной таможенной службой России анализа вынесенных во втором полугодии 2005 года судебных актов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Сообщаю, что отдельные вопросы, содержащиеся в представленном обобщении, будут отражены в подготовленном проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Комментариев нет

;