Приказ ФТС РФ от 03 июля 2007 года N 800

Об утверждении типового положения о правовой службе регионального таможенного управления и типового положения о правовом отделе таможни

В соответствии с приказом ФТС России от 20 июня 2007 г. N 744 "Об утверждении Положения о Правовом управлении" и в целях совершенствования правовой работы в региональных таможенных управлениях и таможнях приказываю:

1. Утвердить типовое положение о правовой службе регионального таможенного управления (приложение N 1) и типовое положение о правовом отделе таможни (приложение N 2).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен в месячный срок обеспечить на основании типовых положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа, разработку положений о правовой службе регионального таможенного управления и ее структурных подразделениях и правовом отделе таможни соответственно, их представление на согласование в правовое подразделение вышестоящего таможенного органа и утверждение.

3. Признать утратившими силу приказы ФТС России от 9 августа 2005 г. N 722 "Об утверждении типового положения о правовой службе регионального таможенного управления" и от 2 мая 2006 г. N 404 "Об утверждении типового положения о правовом отделе таможни".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

Типовое положение о правовой службе регионального таможенного управления

I. Общие положения

1. Правовая служба (далее - Служба) является структурным подразделением регионального таможенного управления (РТУ), созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в РТУ и таможенных органах, подчиненных РТУ (далее - таможенные органы региона), обеспечения законности их деятельности, информирования о правовых актах в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также для реализации права лиц на обжалование решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.

2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами РТУ, а также настоящим типовым положением.

3. В структуру Службы входят правовое подразделение, подразделение консультирования по таможенному законодательству, подразделение ведомственного контроля, подразделение рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела.

4. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности Службы осуществляет Правовое управление ФТС России, а в части выполнения задач и функций, возложенных на Службу, - начальник РТУ.

5. Непосредственное руководство деятельностью Службы осуществляет заместитель начальника РТУ - начальник правовой службы (далее - начальник Службы).

6. Работа Службы строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица Службы за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Службы формируется с учетом планов работы ФТС России и РТУ, целевых программ и концепций и утверждается начальником Службы.

7. Служба решает возложенные на нее задачи как непосредственно, так и через соответствующие структурные подразделения таможенных органов региона, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями РТУ.

8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Службе осуществляются согласно установленному порядку.

II. Основные задачи Службы

9. Правовое обеспечение деятельности РТУ и таможенных органов

региона, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской

Федерации при выполнении ими своих функций.

10. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Банка России, иным нормативным правовым актам в области таможенного дела, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком структурными подразделениями РТУ.

11. Обеспечение единообразия применения таможенными органами региона актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации.

12. Совершенствование системы мер, обеспечивающих единообразное и правильное применение таможенными органами региона законодательства и иных правовых актов Российской Федерации.

13. Обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

14. Выявление правовых пробелов и коллизий актов таможенного законодательства, иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России в правоприменительной деятельности РТУ и представление в ФТС России предложений об их устранении.

15. Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

16. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности РТУ по правовым вопросам.

17. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд.

18. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, иных нормативных правовых актов области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

19. Организационное и методическое руководство правовой работой, а также информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в правовых подразделениях таможенных органов региона, а также контроль указанной деятельности.

20. Мониторинг состояния судебной практики по делам с участием РТУ и таможенных органов региона, а также анализ и обобщение такой практики.

21. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц РТУ и таможенных органов региона.

22. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности РТУ.

23. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц РТУ и таможенных органов региона.

III. Функции Службы

24. Служба выполняет следующие функции:

1) подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке совместно с другими структурными подразделениями РТУ проектов правовых актов, издание которых входит в компетенцию РТУ;

2) проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями РТУ, а также таможенными органами региона, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию РТУ;

3) анализирует и обобщает практику применения таможенного и иного законодательства Российской Федерации в РТУ и таможенных органах региона; разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника РТУ, а в случае необходимости - Правового управления ФТС России предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в целях устранения правовых пробелов и коллизий;

4) подготавливает и вносит на рассмотрение начальника РТУ и Правового управления ФТС России предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты РТУ, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене;

5) применяет меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями РТУ и таможенными органами региона актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных правовых актов Банка России, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера;

6) подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности РТУ и таможенных органов региона для направления в Правовое управление ФТС России и таможенные органы региона;

7) осуществляет сбор и формирование статистической отчетности по установленным ФТС России формам;

8) участвует в подготовке сборников, справочников, пособий, собраний нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Службы;

9) осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России правовых актов, технологий таможенного оформления и таможенного контроля в таможенных органах региона;

10) осуществляет систематизированный учет поступающих в РТУ нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых РТУ правовых актов ненормативного характера, их сбор, накопление, хранение и обработку материалов по правовым вопросам, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии; оказывает методическую и практическую помощь правовым подразделениям таможенных органов региона в организации такого учета;

11) комплектует библиотеку РТУ юридической литературой и оформляет подписки на правовые периодические издания;

12) участвует совместно со структурными подразделениями РТУ в подготовке информационных стендов по вопросам таможенного законодательства для обеспечения деятельности РТУ по информированию заинтересованных лиц;

13) обеспечивает в РТУ, в том числе с использованием информационных технологий, свободный бесплатный доступ заинтересованных лиц к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;

14) организовывает и контролирует обеспечение таможенными органами региона доступа заинтересованных лиц к информационным стендам, организуемым в местах таможенного оформления, содержащим информацию о правовых актах, регламентирующих порядок совершения основных таможенных операций, в том числе информацию о правилах перемещения товаров физическими лицами;

15) предоставляет бесплатно консультации заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;

16) оказывает по поручению начальника РТУ помощь структурным подразделениям РТУ, таможенным органам региона и их должностным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

17) организовывает совместно с кадровыми подразделениями РТУ и таможенных органов региона, Российской таможенной академией и ее филиалами подготовку должностных лиц РТУ, таможенных органов региона но правовым вопросам; участвует в разработке программ правового обучения указанных должностных лиц;

18) обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к ответственности и увольнении с государственной службы (работы);

19) организовывает и обеспечивает судебную защиту государственных интересов и интересов таможенных органов при рассмотрении судами дел с участием таможенных органов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;

20) обучает и консультирует должностных лиц РТУ и таможенных органов региона по вопросам компетенции Службы и приобретения навыков участия в судебных процессах по защите государственных интересов и интересов таможенных органов;

21) участвует совместно с другими структурными подразделениями РТУ в подготовке и заключении государственных контрактов (договоров), проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями РТУ проектов государственных контрактов (договоров);

22) участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств;

23) рассматривает и согласовывает проекты документации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд;

24) принимает меры совместно с финансово-бухгалтерской службой РТУ по возмещению материального ущерба, причиненного РТУ;

25) анализирует и обобщает исковую работу, осуществляет согласно установленному порядку мониторинг состояния судебной практики по делам с участием РТУ и таможенных органов региона, анализирует такую практику, в том числе с использованием информационных технологий, и осуществляет связь по вертикали; составляет необходимые справки, обзоры и другие аналитические материалы для руководства РТУ и Правового управления ФТС России;

26) участвует по поручению начальника РТУ в служебных проверках в РТУ и таможенных органах региона и подготавливает в пределах компетенции Службы заключения по материалам служебных проверок;

27) рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями РТУ ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, а также осуществляет контроль за своевременным и полным рассмотрением указанных обращений таможенными органами региона;

28) осуществляет общее и методическое руководство деятельностью правовых подразделений таможенных органов региона и контроль указанной деятельности, в том числе путем проведения проверочных и иных мероприятий;

29) осуществляет сбор, анализ и учет сведений о кадровом составе правовых подразделений таможенных органов региона;

30) участвует в подготовке и проведении информационных, консультативных встреч, совещаний с представителями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных и иных государственных органов;

31) проводит правовую экспертизу материалов, подготовленных по вопросам таможенного дела для публикации в средствах массовой информации;

32) организовывает взаимодействие с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в регионе деятельности РТУ для выработки единой правоприменительной практики;

33) организовывает и регулярно проводит на плановой основе стажировки должностных лиц правовых подразделений таможенных органов региона;

34) проводит совещания и семинары по правовой тематике с должностными лицами правовых подразделений таможенных органов региона, в том числе (при наличии возможности и при необходимости) с привлечением представителей судебных и иных государственных органов.

IV. Права Службы

25. Служба для выполнения возложенных задач и функций имеет право;

1) получать в первоочередном порядке для ознакомления и систематизированного учета поступающие в РТУ нормативные и иные правовые акты, а также издаваемые РТУ и таможенными органами региона правовые акты ненормативного характера и иные документы;

2) осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при издании правовых актов ненормативного характера таможенными органами региона в пределах своей компетенции;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений РТУ и таможенных органов региона согласно установленному порядку документы, официальные заключения, аналитические материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

4) привлекать с согласия начальников структурных подразделений РТУ или начальников таможенных органов региона должностных лиц к осуществлению мероприятий, связанных с организацией правовой работы;

5) привлекать должностных лиц других структурных подразделений РТУ к оказанию методологической и практической помощи при консультировании заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, и подготовке проектов ответов на их запросы, а также при подготовке материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с участием РТУ и таможенных органов региона и для непосредственного участия в судебных заседаниях;

6) возвращать исполнителям на доработку нарушающие правила юридической техники и противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам в области таможенного дела, нормативным и иным правовым актам ФТС России проекты документов, составлять заключения и справки о необходимости устранения выявленных в них противоречий;

7) готовить рекомендации по вопросам правовой деятельности, а также по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в таможенные органы региона;

8) представлять интересы РТУ в территориальных органах законодательной и исполнительной власти, а также других органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Службы;

9) поручать таможенным органам региона проведение анализа по актуальным вопросам правоприменительной и судебной практики по делам с участием РТУ и таможенных органов региона, требовать ведения учета, представления статистической отчетности согласно установленным формам, аналитических справок и иной статистической информации, копий судебных актов, отражающих позицию судов по актуальным вопросам правоприменительной практики;

10) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами, а также создавать собственные базы данных;

11) готовить проекты запросов в территориальные органы законодательной и исполнительной власти, другие государственные органы и организации о представлении необходимых сведений;

12) вносить на рассмотрение руководства РТУ предложения о проведении служебных проверок по фактам ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами РТУ, таможенных органов региона и участвовать в их проведении;

13) принимать участие в подготовке и проведении заседаний коллегии, совещаний, конференций и иных мероприятий, проводимых РТУ;

14) вносить на рассмотрение руководства РТУ предложения о совершенствовании своей деятельности, в том числе по кадровым вопросам;

15) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Службы;

16) пользоваться иными правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

V. Особенности деятельности Службы

26. Служба решает следующие специальные задачи, связанные с

контролем за соблюдением законности в таможенном деле:

1) контроль соблюдения законности при принятии должностными лицами РТУ, таможенными органами региона и их должностными лицами решений, совершении действий (бездействия) при осуществлении ими функций в сфере таможенного дела;

2) организация деятельности таможенных органов региона по контролю за соблюдением законности при принятии решений, совершении действий (бездействия) в сфере таможенного дела и методическое руководство этой деятельностью;

3) правовое обеспечение и организация деятельности структурных подразделений РТУ и правовых подразделений таможенных органов региона по реализации ими функций по осуществлению ведомственного контроля в сфере таможенного дела;

4) выявление причин и условий, способствующих нарушению законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, при исчислении и взимании таможенных платежей, а также при осуществлении иных функций в сфере таможенного дела; выработка и принятие мер, направленных на сокращение числа обоснованных жалоб и повышение уровня законности принимаемых таможенными органами региона решений;

5) создание условий для реализации физическими и юридическими лицами права на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) РТУ, таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела.

27. Для решения специальных задач Служба выполняет следующие

специальные функции:

1) проверяет в связи с жалобами лиц и актами прокурорского реагирования, в том числе с выездом в таможенные органы региона, законность и обоснованность решений, действий (бездействия) должностных лиц РТУ (за исключением начальника РТУ), таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

2) проверяет в пределах компетенции Службы в порядке ведомственного контроля законность и обоснованность решений, действий (бездействия) должностных лиц РТУ (за исключением начальника РТУ), таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решений таможенных органов региона и их должностных лиц, принятых в порядке ведомственного контроля;

3) подготавливает проекты решений и ответов РТУ по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции РТУ, обеспечивает их исполнение таможенными органами региона;

4) подготавливает в пределах компетенции Службы проекты решений об

отмене или изменении в порядке ведомственного контроля не соответствующих

требованиям законодательства Российской Федерации:

а) решений структурных подразделений РТУ и их должностных лиц,

таможенных органов региона и их должностных лиц, принятых в сфере

таможенного дела;

б) правовых актов таможенных органов региона, регулирующих

деятельность в сфере таможенного дела;

5) подготавливает в пределах компетенции Службы проекты писем в таможенные органы региона о принятии мер в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов региона и их должностных лиц;

6) подготавливает ответы на поступающие от структурных подразделений РТУ, таможенных органов региона, органов прокуратуры, судебных органон, других государственных органов обращения по вопросам контроля соблюдения законности в таможенном деле;

7) контролирует деятельность таможенных органов региона по рассмотрению жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, в том числе жалоб, поданных в упрощенном порядке; собирает и анализирует решения по жалобам, направленным для рассмотрения в таможенные органы региона по принадлежности, оказывает структурным подразделениям и должностным лицам, осуществляющим указанные функции, организационную и методическую помощь;

8) организовывает работу структурных подразделений РТУ по проведению ведомственного контроля, в том числе путем согласования подготовленных ими в части их компетенции проектов решений об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

9) контролирует и координирует деятельность правовых подразделений таможенных органов региона по проведению ведомственного контроля;

10) поручает таможенным органам региона:

а) проводить в порядке ведомственного контроля проверку законности и

обоснованности решений в сфере таможенного дела, принятых таможенными

постами и их должностными лицами;

б) принимать меры в отношении неправомерных действий (бездействия)

таможенных постов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

11) осуществляет сбор информации, поступающей по результатам обжалования и опротестования в судах решений, принятых РТУ по результатам рассмотрения жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также решений, принятых в порядке ведомственного контроля;

12) контролирует исполнение таможенными органами региона решений, вынесенных РТУ в порядке ведомственного контроля по инициативе Службы;

13) контролирует проведение таможенными органами региона мероприятий по устранению вредных последствий, возникших в результате неправомерных действий (бездействия) и выявленных Службой в ходе осуществления ведомственного контроля;

14) обобщает и анализирует жалобы, акты прокурорского реагирования, поступающие в РТУ, правоприменительную практику РТУ и таможенных органов региона при рассмотрении жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также при осуществлении ведомственного контроля; подготавливает самостоятельно, а также совместно с заинтересованными структурными подразделениями РТУ на основе анализа обзоры правоприменительной практики и направляет их в таможенные органы региона;

15) выявляет и анализирует в пределах своей компетенции проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной деятельности РТУ и таможенных органов региона при рассмотрении жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела; доведение таких вопросов, а также актов прокурорского реагирования и судебных решений, отражающих позицию органов прокуратуры, судов общей юрисдикции и арбитражных судов по указанным вопросам, до сведения руководства РТУ и Правового управления ФТС России;

16) вносит на рассмотрение руководства РТУ предложения о рассмотрении на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях, совещаниях, конференциях, проводимых РТУ, вопросов о состоянии законности при принятии решений, совершении действий (бездействия) в сфере таможенного дела и совершенствовании ведомственного контроля деятельности РТУ и таможенных органов региона;

17) осуществляет мониторинг поступающих жалоб и актов прокурорского реагирования на предмет характера обжалуемых и опротестовываемых решений, приводимых в них доводов с целью выявления причин и условий, порождающих нарушение прав лиц при осуществлении таможенными органами функций в сфере таможенного дела; принимает в пределах компетенции Службы меры, направленные на повышение уровня законности в таможенных органах региона при вынесении решений в сфере таможенного дела, либо направляет в Правовое управление ФТС России предложения о принятии таких мер; -

18) проводит анализ деятельности таможенных органов региона по осуществлению ведомственного контроля и обобщает результаты ведомственного контроля, представляемые структурными подразделениями РТУ и таможенными органами региона;

19) обеспечивает доступ граждан и юридических лиц к информации о порядке обращения в РТУ с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также о порядке рассмотрения таких жалоб;

20) проводит функциональные проверки и участвует в инспекторских (комплексных, целевых) проверках в части рассмотрения таможенными органами региона жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, в том числе жалоб, поданных в упрощенном порядке, а также в части осуществления ведомственного контроля; проводит по результатам таких проверок совещания, организовывает совместно с руководством соответствующих таможенных органов региона проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений, подготавливает в пределах компетенции Службы решения, принимаемые от имени РТУ по итогам проведенных проверок;

21) осуществляет регистрацию и учет решений РТУ, вынесенных в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации.

28. Для реализации специальных функций Служба имеет право:

1) запрашивать в связи с жалобами, актами прокурорского реагирования, а также для проверки в порядке ведомственного контроля у структурных подразделений РТУ и таможенных органов региона материалы, справки, заключения по вопросам, касающимся обжалуемых (опротестовываемых, пересматриваемых) решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела;

2) при проведении функциональных проверок, а также при участии в инспекторских проверках таможенных органов региона в части рассмотрения ими жалоб и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, в том числе жалоб, поданных в упрощенном порядке, а также в части осуществления ими ведомственного контроля:

а) знакомиться с журналами приема обращений и заявлений граждан, с базами данных входящей и исходящей документации, с жалобами физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, с результатами их рассмотрения, делами по жалобам;

б) знакомиться с материалами по принятию решений в порядке ведомственного контроля, а также журналами регистрации и учета решений, вынесенных в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации;

в) знакомиться с отчетами, приказами и иными документами, необходимыми для проведения проверки;

г) получать объяснения от должностных лиц таможенных органов региона о причинах и обстоятельствах принятия решений, совершения действий или бездействия;

3) запрашивать и получать от государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций (в том числе посредством обращения в их структурные подразделения) документы, заключения и другие сведения, необходимые для принятия решений по результатам ведомственного контроля.

VI. Заключительные положения

29. Штатная численность должностных лиц и структура Службы утверждаются приказами РТУ.

30. Начальник Службы назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем ФТС России по представлению начальника РТУ, согласованному с Правовым управлением ФТС России. В период отсутствия начальника Службы исполнение его обязанностей возлагается на заместителя начальника Службы или на иное должностное лицо Службы, назначенное в установленном порядке приказом РТУ.

31. Должностные обязанности должностных лиц Службы регламентируются должностными инструкциями (должностными регламентами), утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

32. Начальники структурных подразделений Службы назначаются на должность и освобождаются от должности приказами РТУ по согласованию с Правовым управлением ФТС России. Другие должностные лица Службы назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказами РТУ по представлению начальника Службы.

33. Должностные лица Службы назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

34. Начальник Службы:

1) руководит деятельностью Службы и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, функций, планов работы Службы;

2) обеспечивает и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в регионе деятельности РТУ;

3) несет персональную ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов правовых актов и государственных контрактов (договоров);

4) принимает от имени РТУ решения по жалобам лиц и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

5) принимает от имени РТУ решения об отмене или изменении в порядке ведомственного контроля не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений должностных лиц РТУ, таможенных органов региона и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также принимает необходимые меры в отношении неправомерных действий (бездействия) указанных должностных лиц;

6) обеспечивает своевременное представление отчетов, информационно-аналитических материалов и сведений о правовой деятельности РТУ в Правовое управление ФТС России;

7) распределяет обязанности между должностными лицами Службы;

8) вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении классных чинов и специальных званий должностным лицам Службы, а также предложения о поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий в отношении должностных лиц РТУ и таможенных органов региона;

9) согласовывает назначение начальников правовых подразделений таможенных органов региона;

10) представляет интересы РТУ в государственных органах и в других организациях по правовым вопросам;

11) представляет по доверенности интересы ФТС России в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

12) актов; согласовывает до представления руководству РТУ проекты правовых

13) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

35. Возложение на Службу функций, не предусмотренных настоящим типовым положением и не относящихся к правовой работе, не допускается.

Начальник Правового управления А.Б.Струков

Типовое положение о правовом отделе таможни

I. Общие положения

1. Правовой отдел (далее - Отдел) является структурным подразделением таможни, созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне и на подчиненных таможне таможенных постах (далее - таможенные посты), обеспечения законности их деятельности, информирования о правовых актах в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также для реализации права лиц на обжалование решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.

2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами вышестоящего таможенного органа и таможни, а также настоящим типовым положением.

3. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности Отдела осуществляет правовое подразделение вышестоящего таможенного органа, а в части выполнения задач- и функций, возложенных на Отдел, -начальник таможни.

4. Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник правового отдела (далее - начальник Отдела).

5. Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела формируется с учетом планов работы вышестоящих таможенных органов и таможни, целевых программ и концепций и утверждается начальником таможни.

6. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенными постами.

7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку.

8. При невозможности создания в таможне Отдела по решению начальника таможни его основные задачи, функции и права возлагаются на отдельное должностное лицо или функциональную группу должностных лиц по направлению деятельности.

II. Основные задачи Отдела

9. Правовое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ими своих функций.

10. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Банка России, иным нормативным правовым актам в области таможенного дела, нормативным и иным правовым актам ФТС России, правовым актам вышестоящего таможенного органа проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком таможней и таможенными постами.

11. Выявление правовых пробелов и коллизий актов таможенного законодательства, иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России в правоприменительной деятельности таможни и таможенных постов и представление в вышестоящий таможенный орган предложений об их устранении.

12. Обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

13. Контроль соблюдения законности при принятии должностными лицами таможни, таможенными постами и их должностными лицами решений и совершении действий (бездействия) при осуществлении ими функций в сфере таможенного дела.

14. Правовое обеспечение и организация деятельности структурных подразделений таможни и таможенных постов по реализации ими функций по осуществлению ведомственного контроля в сфере таможенного дела.

15. Выявление причин и условий, способствующих нарушению законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, при исчислении и взимании таможенных платежей, а также при осуществлении ими иных функций в сфере таможенного дела; выработка и принятие мер, направленных на повышение уровня законности принимаемых решении в сфере таможенного дела.

16. Внесение предложений начальнику таможни о принятии мер, направленных на устранение выявленных в ходе проведения ведомственного контроля нарушений.

17. Координация деятельности по проведению анализа причин, порождающих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни и таможенных постов, а также причин оспаривания решений, действий (бездействия) указанных должностных лиц в судебные органы.

18. Информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

19. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов по правовым вопросам.

20. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд.

21. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

22. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц таможни и таможенных постов.

23. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни и таможенных постов.

24. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц таможни и таможенных постов.

III. Функции Отдела

25. Отдел выполняет следующие функции:

1) подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке совместно с другими структурными подразделениями таможни и таможенными постами проектов правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни;

2) проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни, а также таможенными постами, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию таможни;

3) анализирует и обобщает судебную и правоприменительную практику таможни и таможенных постов, вносит предложения начальнику таможни и правового подразделения вышестоящего таможенного органа по принятию мер реагирования, направленных на устранение и предупреждение причин и условий признания не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни, таможенных постов и (или) их должностных лиц; осуществляет контроль за эффективностью мер реагирования, применяемых таможней и таможенными постами;

4) подготавливает и вносит на рассмотрение начальника таможни и правового подразделения вышестоящего таможенного органа предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни, правовые акты вышестоящего таможенного органа, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене;

5) применяет меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни и таможенными постами актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных правовых актов Банка России, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера;

6) организовывает работу структурных подразделений таможни по проведению ведомственного контроля, в том числе путем согласования подготовленных ими в части компетенции проектов решений об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни), таможенных постов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

7) контролирует деятельность таможенных постов по осуществлению ведомственного контроля;

8) подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности таможни и таможенных постов для направления их в установленном порядке в вышестоящие таможенные органы;

9) участвует в подготовке сборников, справочников, пособий и собраний нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

10) осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России технологий таможенного оформления и таможенного контроля и порядка взаимодействия структурных подразделений таможни и таможенных постов;

11) осуществляет систематизированный учет поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов ненормативного характера, их сбор, накопление, хранение и обработку материалов по правовым вопросам, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии;

12) комплектует библиотеку таможни юридической литературой и оформляет подписки на правовые периодические издания;

13) участвует совместно со структурными подразделениями таможни и таможенными постами в подготовке информационных стендов по вопросам таможенного законодательства для обеспечения деятельности таможни по информированию заинтересованных лиц;

14) обеспечивает в таможне, в том числе с использованием информационных технологий, свободный бесплатный доступ заинтересованных лиц к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;

15) организовывает обеспечение таможенными постами доступа заинтересованных лиц к информационным стендам, организуемым в местах таможенного оформления, содержащим информацию о правовых актах, регламентирующих порядок совершения основных таможенных операций, в том числе информацию о правилах перемещения товаров физическими лицами;

16) предоставляет бесплатно консультации заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;

17) оказывает по поручению начальника таможни помощь структурным подразделениям таможни, таможенным постам и их должностным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

18) участвует в организации совместно с кадровым подразделением таможни, Российской таможенной академией и ее филиалами подготовки должностных лиц таможни и таможенных постов по правовым вопросам; участвует в разработке программ правового обучения указанных должностных лиц;

19) обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к ответственности и увольнении с государственной службы (работы);

20) обеспечивает судебную защиту государственных интересов и интересов таможенных органов при рассмотрении судами дел с участием таможенных органов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами вышестоящего таможенного органа;

21) обучает и консультирует должностных лиц таможни и таможенных постов по вопросам компетенции Отдела и приобретения навыков участия в судебных процессах по защите государственных интересов и интересов таможенных органов;

22) участвует совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении государственных контрактов (договоров), проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов государственных контрактов (договоров);

23) участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств;

24) рассматривает и согласовывает проекты документации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд;

25) принимает меры совместно с подразделением бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни по возмещению материального ущерба, причиненного таможне;

26) контролирует работу по исполнению судебных актов совместно с подразделением распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов таможни;

27) участвует по поручению начальника таможни в служебных проверках в таможне и на таможенных постах и подготавливает в пределах компетенции Отдела заключения по материалам служебных проверок;

28) рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями таможни ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, а также осуществляет контроль за своевременным и полным рассмотрением указанных обращений таможенными постами;

29) проверяет в связи с жалобами лиц и актами прокурорского реагирования законность и обоснованность решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни) и таможенных постов в сфере таможенного дела;

30) подготавливает проекты решений и ответов таможни по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможни, и обеспечивает их исполнение;

31) проверяет в порядке ведомственного контроля законность и обоснованность решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни), таможенных постов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решений таможенных постов, принятых в порядке ведомственного контроля;

32) подготавливает от имени таможни в пределах компетенции Отдела проекты решений об отмене или изменении в порядке ведомственного контроля не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни), таможенных постов и их должностных лиц, принятых в сфере таможенного дела;

33) вносит на рассмотрение руководства таможни предложения о необходимости принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таможенных постов и таможни (за исключением начальника таможни), выявленных при осуществлении ведомственного контроля, в соответствии с компетенцией Отдела;

34) согласовывает подготовленные структурными подразделениями таможни проекты решений об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни), таможенных постов и их должностных лиц, принятых в сфере таможенного дела;

35) осуществляет регистрацию и учет решений таможни, вынесенных в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации;

36) представляет в вышестоящие таможенные органы сведения о состоянии законности при осуществлении функций в области таможенного дела;

37) участвует в подготовке и проведении информационных, консультативных встреч, совещаний с представителями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных и иных государственных органов;

38) проводит правовую экспертизу материалов, подготовленных по вопросам таможенного дела для публикации в средствах массовой информации;

39) организовывает взаимодействие с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в регионе деятельности таможни для выработки единой правоприменительной практики;

40) осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

IV. Права Отдела

26. Отдел для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

1) получать в первоочередном порядке для ознакомления и

систематизированного учета поступающие в таможню нормативные и иные

правовые акты, а также издаваемые таможней и таможенными постами правовые

акты ненормативного характера и иные документы;

2 осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской

Федерации должностными лицами таможни и таможенных постов в пределах

компетенции Отдела;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений таможни и таможенных постов согласно установленному порядку документы, официальные заключения, аналитические материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

4) запрашивать в связи с жалобами, актами прокурорского реагирования, а также для проверки в порядке ведомственного контроля материалы, касающиеся обжалуемых (опротестовываемых, пересматриваемых) решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела;

5) привлекать с согласия начальников структурных подразделений таможни или начальников таможенных постов должностных лиц к осуществлению мероприятий, связанных с организацией правовой работы;

6) привлекать должностных лиц других структурных подразделений таможни к оказанию методологической и практической помощи при консультировании заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, и подготовке проектов ответов на их запросы, а также при подготовке материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с участием таможни и для непосредственного участия в судебных заседаниях;

7) возвращать исполнителям на доработку нарушающие правила юридической техники и противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам в области таможенного дела, нормативным и иным правовым актам ФТС России проекты документов, составлять заключения и справки о необходимости устранения выявленных в них противоречий;

8) готовить рекомендации по вопросам правовой деятельности таможни и таможенных постов;

9) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами, а также создавать собственные базы данных;

10) представлять интересы таможни в территориальных органах законодательной и исполнительной власти, а также других органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;

11) готовить проекты запросов в территориальные органы законодательной и исполнительной власти, другие государственные органы и организации о представлении необходимых сведений;

12) вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о проведении служебных проверок по фактам ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами таможни, таможенных постов и участвовать в их проведении;

13) принимать участие в подготовке и проведении совещаний, конференций и иных мероприятий, проводимых таможней;

14) вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о совершенствовании своей деятельности, в том числе по кадровым вопросам;

15) привлекать должностных лиц структурных подразделений таможни к проведению анализа судебной и правоприменительной практики таможни и таможенных постов, а также к разработке предложений по принятию мер реагирования, направленных на устранение и предупреждение причин и условий признания незаконными решений, действий (бездействия) таможни, таможенных постов и (или) их должностных лиц;

16) знакомиться с журналами регистрации и учета решений, вынесенных в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенных постов;

17) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

18) пользоваться иными правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

V. Заключительные положения

27. Штатная численность должностных лиц Отдела утверждается приказом таможни.

28. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с правовым подразделением вышестоящего таможенного органа. В период отсутствия начальника Отдела исполнение его обязанностей возлагается на его заместителя или на должностное лицо таможни, назначенное в установленном порядке приказом таможни.

29. Должностные обязанности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (должностными регламентами), утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

30. Должностные лица Отдела назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

31. Начальник Отдела:

1) руководит деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, функций, планов работы Отдела;

2) обеспечивает и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации структурными подразделениями таможни и таможенными постами;

3) несет персональную ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов правовых актов, государственных контрактов (договоров);

4) обеспечивает своевременное представление отчетов, информационно-аналитических материалов и сведений о правовой деятельности таможни в вышестоящие таможенные органы;

5) распределяет обязанности между должностными лицами Отдела;

6) вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении классных чинов должностным лицам Отдела, а также предложения о поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий в отношении должностных лиц таможни и таможенных постов;

7) представляет интересы таможни в государственных органах и в других организациях по правовым вопросам;

8) согласовывает до представления руководству таможни проекты правовых актов;

9) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. Возложение на Отдел функций, не предусмотренных настоящим типовым положением и не относящихся к правовой работе, не допускается.

Комментариев нет

;