Письмо ФТС РФ от 28 октября 2008 года N 01-11/45033

О направлении информации

Анализ дел об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел показал, что на стадиях таможенного оформления и таможенного контроля допускаются нарушения таможенного законодательства, которые негативно сказываются на результатах правоохранительной деятельности. Зачастую в ходе дальнейшего производства по делам восполнить эти недостатки не представляется возможным, что приводит к прекращению дел об АП и уголовных дел.

Например, при осуществлении таможенного оформления и контроля принимаются необоснованные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и корректировки таможенной стоимости, которые отменяются не только судами, но и региональными таможенными управлениями. В большинстве случаев это связано с неполнотой собранных в ходе таможенного контроля сведений о товаре, отсутствием необходимых документов, а также неправильным применением положений ТН ВЭД России. В результате принимаются решения о прекращении не только дел об АП, но и уголовных дел.

В основном дела возбуждаются на основании решений, которые принимаются после выпуска товаров. Однако даже при обоснованной классификации товаров в товарной позиции, отличной от заявленной декларантом, либо корректировки таможенной стоимости судебными органами отменяются постановления таможенных органов о назначении наказания. В этом случае суды исходят из того, что таможенный орган, осуществлявший таможенное оформление товаров и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, предоставленных ему статьями 367, 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товаров на основании такой декларации либо принять меры по получению полных сведений о товаре и доначислении суммы таможенных платежей.

Некачественное составление документов таможенного контроля, являющихся доказательствами по делам, также приводит к прекращению дел.

Таможенные досмотры проводятся формально, с нарушением определенных в поручении на досмотр требований о необходимости взвешивания товаров, пересчета всех грузовых мест с их вскрытием. Технические средства, используемые при установлении количества или объема товаров, своевременно не проходят метрологический контроль. Акты таможенных досмотров составляются небрежно, не соответствуют предъявляемым требованиям, и в дальнейшем не могут быть признаны доказательствами по делам.

Таможнями ненадлежащим образом осуществляется контроль за товарами, находящимися на временном хранении, что приводит к необоснованному либо несвоевременному возбуждению дел об АП. Имеют место факты ненадлежащего осуществления таможенного контроля за товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза.

Должностными лицами таможенных органов при регистрации ГТД не всегда проверяются полномочия лиц, обладающих правом подачи ГТД. Это приводит к невозможности привлечения к административной ответственности лиц, незаконно осуществляющих деятельность в области таможенного дела, поскольку за подачу таможенной декларации от собственного имени лицом, не имеющим права выступать в качестве декларанта, административная ответственность не предусмотрена.

Ненадлежащая проверка документов при принятии ГТД также влечет невозможность установления субъекта уголовной ответственности и приостановление уголовных дел за розыском подозреваемого.

Нарушение таможенными органами требований таможенного законодательства обусловлено как отсутствием должной исполнительской дисциплины, так и контроля со стороны руководства таможен.

В этой связи необходимо принять меры по исключению подобных нарушений в работе таможенных органов. В случаях выявления нарушений требований Таможенного кодекса Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов необходимо проводить служебные проверки, по результатам которых к виновным должностным лицам применять меры дисциплинарного воздействия.

В свою очередь сотрудникам правоохранительного блока таможен необходимо активнее оказывать должностным лицам, осуществляющим таможенный контроль, методическую помощь, проводить обучающие семинары, практические занятия по применению таможенного и административного законодательства, вырабатывать навыки составления процессуальных и иных документов.

Комментариев нет

;