Решение Верховного Суда РФ от 02 октября 2008 года N ГКПИ08-1495

Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании подпунктов "а" - "в" пункта 11 положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718

Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савченко Юрия Валерьевича об оспаривании подпунктов "а" - "в" пункта 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 718, установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (далее - Положение).

Положение определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации (пункт 1).

Оспариваемыми подпунктами пункта 11 Положения установлены размеры единых ставок таможенных пошлин, налогов в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей:

- в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, за исключением автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация (подпункт "а"). Автомобили разделены на 6 ценовых категорий в зависимости от их стоимости, для каждой категории установлен свой размер единой ставки, рассчитываемый как от таможенной стоимости автомобилей, так и от рабочего объема их двигателя;

- в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет, независимо от страны происхождения (подпункт "б"). Автомобили разделены на 6 категорий в зависимости от рабочего объема их двигателя с установлением для каждой категории своего размера единой ставки, определяемого исходя из рабочего объема двигателя;

- в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, независимо от страны происхождения (подпункт "в"). Автомобили разделены на 2 ценовые категории в зависимости от рабочего объема их двигателя, для каждой категории установлен свой размер единой ставки, рассчитываемый исходя из рабочего объема двигателя.

Савченко Ю.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать подпункты "а" - "в" пункта 11 Положения противоречащими закону в части установления таможенных пошлин на автомобили, ввозимые гражданами Российской Федерации в Российскую Федерацию для личного пользования, поскольку они необоснованно ограничивают товарооборот транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Российской Федерации для личного пользования, путем завышения таможенных ставок.

Савченко Ю.В. ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители Правительства Российской Федерации Наумов А.А. и Решетников В.И. требование заявителя не признали, пояснив, что оспариваемое Положение в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и прав Савченко Ю.В. не нарушает.

Кроме того, ссылались на то, что в настоящее время с ведущими автопроизводителями (в частности, с Тойота, Форд, Ниссан, Рено, Фольксваген, Пежо-Ситроен, Мицубиси, Дженерал Моторз, Сузуки) заключено более 20 соглашений по производству автомобилей на территории Российской Федерации. Благодаря принятым мерам автомобили мирового уровня массового сегмента стало выгоднее производить в России, чем импортировать.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении требования, суд находит заявление Савченко Ю.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Оспариваемое Положение утверждено Правительством Российской Федерации на основании статей 282, 287 и 295 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Кодекса таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (статья 282).

Пунктом 1 статьи 282 Кодекса установлено, что полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч рублей.

В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

При этом в примечании к указанной статье дано понятие транспортных средств для целей применения главы 23 Кодекса, под которыми понимаются в том числе автотранспортные средства, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что Правительство Российской Федерации уполномочено федеральным законодателем определять единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а также порядок применения этих ставок.

Анализ действующего законодательства, на предмет соответствия которому может быть проверен нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства, не дает оснований для вывода о том, что установленные оспариваемыми подпунктами пункта 11 Положения размеры единых ставок таможенных пошлин, налогов противоречат какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство таможенным делом и принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм Положения Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не могут быть признаны состоятельными, поскольку определение Правительством Российской Федерации размеров единых ставок таможенных пошлин, налогов является мерой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а не ограничением свободного товарооборота иностранных автомобилей в Российской Федерации.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Данная обязанность включает в себя не только несение расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, но и уплату предусмотренных законодательством обязательных платежей, в число которых входят и таможенные пошлины, налоги.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Савченко Юрию Валерьевичу в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Комментариев нет

;