Границе тоже нужен ремонт

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Белорусские пункты пропуска реконструируют по мировым стандартам

РЭКЕТИРЫ, орудовавшие по обе стороны белорусско-польской границы в 90-е годы прошлого столетия, помогли заработать на хлеб не одному сочинителю детективных историй в Беларуси и России. Но сегодня ситуация изменилась. По части криминала в пограничье уже несколько лет затишье - с той самой поры, когда на защиту западных рубежей Отечества встали спецслужбы. Зато приобрела актуальность иная проблема. Не новая - просто раньше на фоне грабежей да разбоев она казалась мелкой и незначительной. Речь идет о приграничном сервисе.

Конечно, положение дел в разных пунктах пропуска не одинаковое. И везде оно в перспективе должно измениться в лучшую сторону. Несколько лет назад на главных направлениях - "Варшавский мост", "Козловичи", "Берестовица", "Брузги" - была начата реконструкция. Подобные работы всегда сопряжены с большими финансовыми затратами. А потому неудивительно, что продолжаются они по сей день. Впрочем, тут лучше о каждом объекте поговорить отдельно.

Ключевыми на белорусско-польской границе являются пункты пропуска "Варшавский мост" и "Козловичи", контролируемые Брестской пограничной группой и таможней "Западный Буг". А в последние годы возросла роль погранпереходов "Домачево" и "Песчатка". О них - по порядку.

"Варшавский мост"

Пункт пропуска был открыт в 1946 году, имеет статус международного и обслуживает легковые автомобили и микроавтобусы - до двух с половиной тысяч единиц транспорта и порядка 12 тысяч человек в день. Это несколько больше его расчетной пропускной способности.

На протяжении двух десятилетий в работе пункта пропуска происходили определенные изменения. Так, в 1985 году здесь перестали обслуживать тяжелые грузовики - их полностью перевели в "Козловичи" и "Брузги". С 1992-го на "Варшавском мосту" осуществляется совместный белорусско-польский пограничный и таможенный контроль транспорта и людей, выезжающих из Беларуси (на въезд оформление происходит на польской территории). В 2001 году через погранпереход начали пропускать грузовые микроавтобусы, которые ранее могли пересечь границу только в пункте пропуска "Домачево".

Рэкетиры на "Варшавском мосту" не заявляли о себе уже несколько лет. Остались лишь "толкачи" - ушлые ребята, которые за определенную мзду пристраивают в начало очереди на таможню "левые" машины. Кстати, видимая часть очереди редко превышает 700-800 метров с белорусской стороны. Однако фактическая длина намного больше. И дело тут даже не в "толкачах". Многие водители честно записываются в хвост "колейки", но не выстаивают ее вместе с другими, а возвращаются уже к шлагбауму.

80 процентов очереди составляют "челноки" - перевозчики дизельного топлива, безакцизного спирта и сигарет. Вопреки иным утверждениям этот вид бизнеса не умер после введения польской стороной ряда жестких ограничений. Сегодня водители заливают полный бак солярки, кладут литровую бутыль спирта и блок сигарет в багажник и за один рейс в Польшу имеют выручки до 40 долларов.

Иногда польские таможенники кое-кого из "челноков" не пропускают. Тогда "обиженные" возвращаются на белорусскую территорию и... снова становятся в очередь. Подобным образом между двумя таможнями круги ежедневно нарезает до полутора сотен машин!

Серьезная реконструкция (первая после косметического ремонта перед московской Олимпиадой) на "Варшавском мосту" была начата в 1997 году. Изначально предполагалось, что финансировать ее по мере сил будут все страны Содружества. Но в итоге реальный вклад в осуществление этого проекта сделали только Россия и Беларусь. Работа кипела в течение двух лет, затем из-за перебоев в поступлении денежных средств была приостановлена на такой же срок. И только в январе этого года возобновилась.

Руководство отделения пограничного контроля "Варшавский мост" и представители таможенных органов уверяют, что по окончании реконструкции пункт пропуска станет украшением транспортного коридора М1/Е30, связывающего ряд европейских столиц.

"Козловичи"

Открытие этого грузового погранперехода состоялось в 1978 году - накануне Олимпиады. Тогда поток машин был небольшим - до 20 фур в сутки при расчетной пропускной способности в 50-100 транспортных единиц. Резкое увеличение нагрузки произошло в начале 90-х - как результат падения "железного занавеса" и быстрого развития частного предпринимательства в бывших советских республиках. В сутки на "Козловичах" оформлялось до 1000 машин только в одну сторону! Пункт пропуска буквально задыхался.

Открывшиеся несколько лет назад терминалы "Совавто-Брест" и "Брестгрузавтосервис", предназначенные для таможенного оформления следующих через границу тяжелых грузовиков, несколько разрядили обстановку. Но вместе с этим - особенно после того, как аналогичный терминал в прошлом году заработал и на польской стороне, в Корощине, - существенно замедлили процедуру контроля. Машину, которая едет на восток, сначала досматривают польские таможенники в Корощине, затем - пограничники в "Кукурыках". На белорусском берегу Западного Буга "ритуал" повторяется в обратном порядке: сперва погранконтроль в "Козловичах", потом таможенное оформление на терминале "Брестгрузавтосервис".

Ближе к концу недели, в среду или четверг, очередь на въезд может достигать восьми и более километров. Связано это с тем, что в Европе действуют ограничения на движение TIRов по центральным дорогам в дневное время и по выходным. В Беларуси такого пока нет, поэтому водители-"дальнобойщики" стараются успеть на уик-энд к нам. В другое время очереди редко вытягиваются больше чем на 3-5 километров. В нормальном режиме работы "Козловичи" могут "переварить" около 500 машин в день.

Оптимальное решение этих и многих других проблем видится в строительстве большого терминала "Козловичи-2" - в непосредственной близости от границы, сразу за пунктом пропуска. Собственно работы здесь уже начаты. В "Козловичах-2" водители получат все виды сервиса, а главное - пограничное и таможенное оформления будут осуществляться в одном месте.

Параллельно, можно надеяться, будет произведена реконструкция самих "Козловичей". Точнее, окончена, поскольку началась она в то же время, что и на "Варшавском мосту". И, как шутят пограничники, превратилась в стройку века: из XX перекочевала в XI. Причина банальна - отсутствие финансовых средств. Правда, несколько недель назад в "Козловичах" побывали председатели государственных таможенных комитетов России и Беларуси Михаил Ванин и Александр Шпилевский. Обещали выделить необходимые деньги.

"Домачево"

и "Песчатка"

Эти пограничные переходы расположены в стороне от магистрали М1/Е30. Работать они начали в 1995 году и призваны были, насколько получится, разгрузить "Варшавский мост". "Домачево" имеет статус международного пункта пропуска и расположен на польской территории. Изначально он был рассчитан на обслуживание всех видов автотранспорта. Но в связи с отсутствием на белорусской стороне соответствующих подъездных путей - к погранпереходу ведет лишь узкая асфальтовая дорожка, на которой с трудом может развернуться небольшой автомобиль, - принимает только легковые машины и микроавтобусы, включая грузовые.

Использует "Домачево" в основном приграничное население Беларуси и Польши. Очереди на выезд длиной в среднем до полутора километров сейчас, в жару, выстраиваются по будням и ближе к ночи, а в светлое время суток и выходные практически отсутствуют. Маленькое кафе и пирожковая на обочине, а также туалет типа "сортир", расположенный в стороне от дороги, составляют тот сервис, которым довольствуются сегодня водители и пассажиры. По инициативе председателя Госкомитета пограничных войск Беларуси Александра Павловского и при поддержке местных властей в "Домачево" скоро должно начаться строительство новых павильонов для пограничных и таможенных служб.

Не более загружен и немногим лучше оборудован межгосударственный пункт пропуска "Песчатка". Пересекать границу в нем могут только граждане Беларуси и Польши - владельцы легковых автомобилей.

Не исключено, что в ближайшем будущем на брестском участке белорусско-польской границы откроется еще один пункт пропуска - пешеходный. Об этом корреспонденту"СОЮЗа" рассказал заместитель начальника Брестской погрангруппы полковник Василий Горбатенко. Идея весьма популярна в Беларуси, особенно в городе над Бугом - здесь ее активно обсуждают и пограничники, и областное руководство. Однако решить данный вопрос, разумеется, можно только в двустороннем порядке, с участием поляков, которые сейчас больше озабочены предстоящим вступлением в Евросоюз.

Сроки ввода в эксплуатацию терминала "Козловичи-2", как сообщил В. Горбатенко, будут известны уже к концу текущего года. ЕС обещает щедро профинансировать эту стройку. Реконструкция "Варшавского моста" должна завершиться в декабре 2003 года. Возможно, тогда мы и получим приграничный сервис самых высоких стандартов.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Границе тоже нужен ремонт - Новости таможни - TKS.RU

Не пропустите

;