Таможенники надеются, что введение института "уполномоченного грузополучателя" поможет искоренить "серое" брокерство

Таможенным брокером (представителем), согласно ст.139 Таможенного кодекса РФ, может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Таможенный брокер совершает на договорной основе от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции

Как сообщает пресс-служба УТУ, с введением в действие нового Таможенного кодекса РФ, количество таможенных брокеров сократилось с 800 в 2003 году до 250 (на 01.01.2004), однако количество лиц, включенных в Реестр, стабильно растет. В настоящее время в Реестре таможенных брокеров (в ред. Приказа ФТС России от 20.02.2008 №165) числится 504 таможенных брокера, из них в зоне деятельности Уральского таможенного управления - 41 брокер в т.ч. 11 организаций зарегистрированы непосредственно в регионе УТУ, остальные зарегистрированы в ЦТУ, СЗТУ и имеют в регионе УТУ филиалы.

По статистическим данным за 1 полугодие текущего года свыше 58 % (68 тыс. грузовых таможенных деклараций из общего количества ГТД - 116 тыс.), зарегистрированных в таможенных органах Уральского таможенного управления оформлены таможенными брокерами. Кроме того, некоторые из брокеров, являясь владельцами складов временного хранения, оказывали также услуги по хранению товаров.

К сожалению, до сих пор участниками ВЭД практикуется использование услуг посредников, оказывающих их на неофициальном уровне (так называемых "серых" брокеров), что для многих организаций более привлекательно в связи с низкими ценами, которые берут "серые" за свою работу. Однако забывается тот факт, что "серые брокеры" своей деятельностью нарушают сразу несколько Законов Российской Федерации. В нарушение Гражданского Кодекса РФ они осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и без специального разрешения (лицензирования), так как декларирование товаров от имени других лиц требует специального разрешения (включения в Реестр). В нарушение Налогового Кодекса РФ не уплачивают установленные налоги и сборы от результатов своей деятельности. И, кроме того, не несут никакой ответственности за достоверность декларирования, а, значит, в случае выявленных нарушений, штрафные санкции придется выплачивать самому заказчику.

В число негативных фактов от деятельности "серых" брокеров входят и неуплата внутренних налогов, и высокая вероятность подлога документов, и иные формы мошенничества, например, заявление недостоверных сведений о товарах при декларировании в целях "минимизации" таможенных платежей. Факты совершения таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей), квалифицируются по ст.16.23 КоАП РФ "Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела".

В регионе деятельности Уральского таможенного управления зарегистрированы факты оказания услуг по таможенному оформлению товаров лицами, действующими на основании доверенностей от имени брокеров, зарегистрированных вне зоны деятельности Управления. Однако, проведенные проверки показали, что в Реестре таможенных брокеров отсутствуют сведения об обособленных территориальных подразделениях этих брокеров в Уральском регионе. Частью 3 ст.16.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не сообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (в частности о наличии филиалов либо представительств). Оказание услуг в области таможенного дела таможенными брокерами, зарегистрированными вне зоны деятельности, без открытия обособленных территориальных подразделений в зоне деятельности, является незаконным.

Следует учитывать, что с проблемой "серых" брокеров тесно переплетается проблема так называемых "фирм-однодневок" - возникновение и деятельность которых связаны с соблюдением минимального количества необходимых формальностей и минимальным контролем со стороны государственных органов, и отмечается высокая вероятность совершения противоправных действий.

Поэтому закономерно, что таможенные органы настроены самым решительным образом пресекать случаи деятельности "серых брокеров. Наиболее эффективным способом в борьбе с недобросовестными участниками ВЭД является контроль за ними до и после выпуска товаров. Так, каждый инспектор таможенного поста согласно утвержденной инструкции до выпуска товаров обязан проводить самую тщательную и подробную документационную проверку полномочия лица подающего таможенную декларацию.

Также и со стороны специалистов подразделений таможенной инспекции при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров по различным вопросам, "попутно" также проверяются сведения о лицах, указанных в гр.54 ГТД:

- приказы о приеме на работу специалистов по таможенному оформлению;

- квалификационные аттестаты специалистов;

- договора на приобретение и обслуживание сертифицированных программных средств по заполнению ГТД.

Кроме того, подразделениями таможенной инспекции систематически проводится мониторинг таможенного оформления и результатов таможенного контроля, анализ деятельности таможенных брокеров. Главная цель - разграничение таможенных брокеров на добросовестных участников околотаможенного рынка услуг, которым возможно обеспечение наиболее благоприятных условий деятельности, и таможенных брокеров, по которым усматриваются возможные риски нарушения таможенного законодательства. В дальнейшем, при проведении анализа таможенного оформления товаров различных категорий, а также внешнеэкономической деятельности отдельных участников ВЭД, в качестве одного из критериев оценки наличия рисков нарушения таможенного законодательства, используется информация о том, чьими услугами пользуется участник ВЭД при таможенном оформлении ("репутация" таможенного брокера). Использование им услуг "серого" брокера при декларировании может расцениваться как негативное обстоятельство.

Сотрудники таможенных органов надеются, что проблема по искоренению "серого" брокерства должна вскоре измениться, и связывают это с принятием Концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

В настоящее время ФТС России уже подготовлены и направлены в Правительство предложения о внесении изменений в Таможенный кодекс РФ в части введения института уполномоченного грузополучателя. В результате существующие институты субъектов таможенных правоотношений - таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и владельцы таможенных складов трансформируются.

Согласно проекту, в функции уполномоченного грузополучателя включен комплекс услуг в области таможенного дела: деятельность в качестве перевозчика, декларанта, хранение товаров на собственных складах, хранение товаров под таможенным режимом. Также уполномоченным грузополучателем проводятся таможенные операции по завершению транзита товаров (сейчас это - функции таможенных органов) и контролируется соблюдение условий по обеспечению уплаты таможенных платежей. Таможенный орган вправе провести проверку товаров, осмотр транспортного средства и убедиться в сохранности средств идентификации.

С момента прибытия товаров и транспортных средств уполномоченный грузополучатель несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, деятельность нынешних таможенных брокеров серьезно трансформируется. И тем компаниям, которые на сегодняшний день не имеют сеть СВХ и занимаются лишь декларированием товаров, придется значительно расширить спектр предоставляемых услуг. Вряд ли брокеры, работающие сегодня по "серым" схемам, справятся с такой нагрузкой и потянут такую ответственность. В связи с этим, будем надеяться, что вскоре такое явление "серое" брокерство исчезнет окончательно.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

 

Комментариев нет

Б(

Брокер (таможенный) 25.12.2008

Ну сколько уже раз таможенные органы наступали на одни и те же грабли, с понятиями брокера: "серого", "белого", "черного". Ну сколько раз обьясняли что нет в таможенном кодексе, КоАПе, таких формулировок. Значит есть только участники внешнеэкономической деятельности (декларанты) их уполномоченные представители и таможенные брокеры. Все!!!
Хотя, ой как хочется таможенным структурам иметь только пару тройку "прирученных" таможенных брокеров, типа РОСТЭК, СВТС. Ан нет, хотя .... в нашем полицейском государстве чего только нельзя сделать!
Кстати автор этой статьи абсолютно не читает таможенный кодекс. Цитита из статьи : "Оказание услуг в области таможенного дела таможенными брокерами, зарегистрированными вне зоны деятельности, без открытия обособленных территориальных подразделений в зоне деятельности, является незаконным." Что противоречит таможенному кодексу, з-ну "О предпринимательской деятельности", в которых нигде не указаны ограничения, по месту таможенного оформления представителям таможенного брокера.
Т.о. имея в наличии мобильный офис, можно без каких либо разрешений представителю московского или санкт-петербургского брокера, не открывая представительства, оформлять под печать брокера, грузы где-нибудь на юге или Дальнем Востоке!
Таможенники надеются, что введение института уполномоченного грузополучателя поможет искоренить серое брокерство - Новости таможни - TKS.RU

Не пропустите

;