Убытки от реформенного позитива

Правительством Российской Федерации составлен план мероприятий по переносу пунктов таможенного оформления из крупных городов. В частности, согласно утвержденного "Плана перемещения таможенного оформления из г. Москвы", до конца 2008 года ряд таможенных постов, складов в Московском регионе будут закрыты. И уже не секрет, что ФТС России планирует перенести весь процесс таможенного оформления товаров на внешние границы России. Позволит ли данное нововведение ускорить процедуры таможенного оформления? С чем столкнутся участники ВЭД? А тем более перевозчики?

Основным минусом является отсутствие необходимой инфраструктуры на таможенной границе Российской Федерации. Это и отсутствие необходимого количества складов временного хранения, и не разрешенные вопросы логистики. С чем столкнутся перевозчики на границе? С пробками. Причем до Гамбурга. И все это на фоне необустроенности и так перегруженных и не дооснащенных пограничных пунктов.

К вопросу перевозчиков. Фактически иностранные перевозчики, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации будут поставлены перед фактом - пересек границу, тут же разгрузился и... езжай обратно. Безусловно, ответные меры ЕС будут адекватными - российских перевозчиков на территории Европы будет ждать точно такой же радушный прием - до консигнационного склада на границе и дальше ни на километр вглубь.

При этом ФТС России уже до 2010 года планирует подготовить нормативно-правовую базу перевода таможенного оформления на границу, а в 2011 - 2020 годах предусматривается перевод таможенного оформления на границу.

Уже сейчас целый ряд печатных изданий действует по принципу "флюгера" и фактически ими высказываются мысли, да и не мысли даже, а аксиомы, что данные нововведения снимут с участников ВЭД бремя длительного оформления и непредсказуемых рисков и бизнес при этом только выиграет, и издержки снизятся по таможенному оформлению. Кто и когда успел это подсчитать? Где эти выкладки, показывающие эффект от предлагаемых нововведений?

Мы можем четко и прямо сказать, с чем столкнутся участники ВЭД. С убытками и еще раз с убытками. И это будет продолжаться до тех пор, пока в России не будет создана современная инфраструктура, соответствующая амбициозным и перспективным планам Правительства России. Но для этого, необходимо, чтобы транспортные вопросы, вопросы логистики, вопросы оснащенности таможенных органов, применение современных информационных технологий и программных продуктов решались комплексно и последовательно.

С чем в перспективе могут столкнуться таможенные органы? С многочисленными обращениями в арбитражные суды с заявлениями о взыскании убытков. И вот на что необходимо обратить внимание.

Как правило, отказывая в удовлетворении заявленных требований (о взыскании убытков), арбитражные суды исходят из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства о признании незаконными решений, действий или бездействия таможенного органа, а также причинно-следственная связь между неправомерными действиями таможенного органа и наступившими убытками.

При этом суды обоснованно считают, что в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель, полагающий, что незаконными действиями (бездействием) государственного органа ему причинен вред, обязан доказать ряд обстоятельств: факт причинения заявителю вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права или повреждения его имущества (реальный ущерб).

Обязательным условием наступления деликтной* ответственности является причинная связь между противоправными действиями (бездействием) таможенного органа и наступившим вредом.

Таким образом для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.

При этом, в материалах дела должны присутствовать доказательства, свидетельствующие о том, что убытки, понесенные заявителем, возникли именно по вине ответчика, и находятся в прямой причинно-следственной связи с его действиями (бездействием).

Фактически арбитражный суд при рассмотрении дела по существу должен придти к обоснованному выводу о том, что материалы дела содержат, а заявителем, в установленном действующим законодательством порядке, представлены доказательства всей совокупности условий (факт причинения вреда, размер вреда, незаконность действий должностных лиц таможенных органов и причинно-следственная связь между незаконными действиями и наступившим вредом), необходимых для возложения на таможенный орган обязанности по возмещению вреда.

---------------------------------

* Деликтная ответственность (внедоговорная) - в гражданском праве ответственность, возникающая в связи с причинением имущественного вреда одним лицом другому в результате гражданского правонарушения (деликта).

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Убытки от реформенного позитива - Новости таможни - TKS.RU

Не пропустите

;