Итоги деятельности Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами за 2008 г. и задачи на 2009 г.

Материал подготовлен по итогам расширенной Коллегии Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами

В 2008 году Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (далее - РосОЭЗ) в соответствии с установленными планами решались задачи по созданию и развитию особых экономических зон (далее – ОЭЗ) в Российской Федерации

В настоящее время в России созданы 13 особых экономических зон трех типов, из них 2 - промышленно-производственные особые экономические зоны, 4 - технико-внедренческие особые экономические зоны, 7- туристско-рекреационных особых экономических зон. В ближайшее время планируется принятие решения Правительства Российской Федерации о создании 3-х портовых особых экономических зон.

К концу 2008 г. особые экономические зоны промышленно-производственного типа (далее – ОЭЗ ППТ) вышли на этап промышленного развития.

В ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан и Липецкой области завершено строительство и введены в эксплуатацию объекты транспортной, инженерной, таможенной инфраструктуры территории ОЭЗ первой очереди. В ОЭЗ ППТ обеспечена возможность применения резидентами ОЭЗ таможенного режима свободной таможенной зоны. На территориях ОЭЗ ППТ завершено строительство административно-деловых центров общей площадью более 13 тыс.м2. В настоящее время в ОЭЗ ППТ ведется проектирование и строительство второй очереди объектов инфраструктуры общего обеспечения.

На территориях ОЭЗ ППТ осуществляет деятельность 21 резидент ОЭЗ, объем инвестиций которых составил более 14 млрд. руб. Резидентами ОЭЗ ППТ создано 4,4 тыс. рабочих мест и выпущено продукции на сумму более 10 млрд. руб.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа (далее – ОЭЗ ТВТ) в настоящее время находятся на этапе активного строительства инфраструктуры.

В ОЭЗ ТВТ в Московской области и в г. Томске ведется строительство объектов транспортной, инженерной, таможенной и инновационной инфраструктуры. В ОЭЗ ТВТ в Московской области введены в эксплуатацию корпуса инновационно-технологического центра площадью более 31 тыс.м2. В ОЭЗ ТВТ в г. Томске в 2008 г. начал работу центр инноваций и технологий площадью более 13 тыс. м2, обеспечена возможность применения резидентами ОЭЗ таможенного режима свободной таможенной зоны.

В ОЭЗ ТВТ в г.г. Москве и Санкт-Петербурге завершаются проектно-изыскательские работы на объекты инфраструктуры, в том числе инновационной.

В целях развития инновационной инфраструктуры ОЭЗ ТВТ подготовлены и заключены соглашения о сотрудничестве с Российской академией наук, с Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания".

Благодаря созданным условиям, в ОЭЗ ТВТ к концу 2008 года зарегистрировано 114 резидентов ОЭЗ, объем инвестиций которых составил около 2 млрд. руб. При этом 22 резидента ОЭЗ ТВТ приступили к осуществлению деятельности на территории ОЭЗ, ими создано 1183 рабочих места и выполнено научно-технических работ на сумму около 1 млрд. рублей.

В технико-внедренческих зонах работает около одной тысячи исследователей, в том числе 89 докторов и 346 кандидатов наук. Сотрудниками резидентов ОЭЗ ТВТ опубликовано 262 научные работы, создано 123 новые технологии, на которые получено 178 патентов.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны (далее – ТРЗ) находятся на этапе разработки проектной и градостроительной документации.

К настоящему времени утверждены границы всех ТРЗ, завершена разработка концепций их создания и развития, включающих архитектурно-строительные решения, мастер-планы территорий, а также маркетинговые стратегии продвижения ТРЗ и привлечения инвесторов. Завершается разработка проектов планировок территорий и планов обустройства, материально-технического оснащения ТРЗ.

В 2008 году зарегистрированы первые 8 резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа: 2 – в ТРЗ в Республике Алтай и 6 – в ТРЗ в Алтайском крае.

Бюджетные инвестиции в строительство объектов инженерной, транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры ОЭЗ всех типов в 2008 году составили 31 млрд. рублей, в том числе 17 млрд. рублей за счет федерального бюджета и 14 млрд. рублей за счет региональных и местных бюджетов.

Ведется проектирование и строительство более чем 150 объектов инфраструктуры. При этом на конец 2008 года закончено строительством и введено в эксплуатацию более 40 объектов. Построено более 40 км дорог, 100 км сетей инженерно-технического обеспечения.

К концу 2008 года в ОЭЗ всех типов зарегистрировано 143 резидента, 26 резидентов ОЭЗ приступили к производственной деятельности на территориях ОЭЗ. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил около 17 млрд. руб., в ОЭЗ создано более 5800 рабочих мест. Объем продукции, произведенной резидентами ОЭЗ, составил 11 млрд. рублей.

В 2008 году отмечен значительный рост показателей деятельности ОЭЗ по сравнению с 2007 годом:

- количество резидентов ОЭЗ увеличилось в 2,7 раза с 53 до 143 ед.;

- объем инвестиций – в 2 раза с 8,8 млрд. руб. до 17 млрд. руб.;

- количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, – более чем в 4 раза с 1433 до 5800 ед.;

- объем производства – в 10 раз с 1,1 млрд. руб. до 11 млрд. руб.

В тоже время следует отметить, что деятельность по созданию и развитию особых экономических зон имеет определенные проблемы и недоработки, снижающие эффективность этого процесса:

1. Практический опыт функционирования ОЭЗ выявляет необходимость корректировки действующего законодательства.

Для промышленно-производственных и портовых зон целесообразно снизить минимальный порог инвестиций резидентов ОЭЗ, а также скорректировать разрешенные виды деятельности. В технико-внедренческих зонах необходимо разрешить промышленное производство продукции, разработанной на территории ОЭЗ.

Серьезной проблемой, которая, по сути, остановила строительство ТРЗ в Республике Бурятия и Иркутской области, являются ограничения на строительство объектов инфраструктуры около озера Байкал, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643.

2. Все большую актуальность в последнее время приобретает проблема привлечения в ОЭЗ профессиональных, образованных кадров.

Для сотрудников резидентов ОЭЗ требуется современная социальная инфраструктура, в первую очередь общежития, дома, коттеджи, детские сады, школы и поликлиники.

3. Следует отметить также длительные сроки подготовки и утверждения перечней объектов инфраструктуры ОЭЗ, что приводит к увеличению сроков их строительства.

В 2009 году перед Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, его территориальными органами, ОАО "Особые экономические зоны" поставлена задача закрепления достигнутых темпов развития ОЭЗ и повышения показателей эффективности работы, в том числе с учетом ситуации на мировых финансовых рынках.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад руководителя РосОЭЗ А.А. Алпатова по данному вопросу. Одобрить итоги деятельности РосОЭЗ в 2008 году и задачи на 2009 год. Отметить высокую динамику развития особых экономических зон, а также существенный рост основных показателей деятельности РосОЭЗ в 2008 году.

2. Структурным подразделениям и территориальным управлениям РосОЭЗ, ОАО "ОЭЗ" при организации работы в 2009 году руководствоваться выводами и решениями расширенной Коллегии.

3. В целях повышения эффективности деятельности РосОЭЗ по созданию и развитию особых экономических зон РосОЭЗ и ОАО "ОЭЗ" в 2009 году уделить особое внимание следующим вопросам:

- развитие нормативной правовой базы функционирования особых экономических зон в части снижения суммы капитальных вложений резидентами ОЭЗ с десяти миллионов евро до трех миллионов евро;

- привлечение внебюджетных источников финансирования на создание и развитие объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры промышленно-производственных зон;

- развитие частного инвестирования резидентов ОЭЗ в строительство объектов производственного назначения;

- сохранение высоких темпов строительства инженерной, транспортной, энергетической, таможенной и социальной инфраструктуры;

- особые экономические зоны технико-внедренческого типа

- развитие нормативной правовой базы функционирования особых экономических зон в части предоставления резидентам ОЭЗ возможности осуществлять промышленное производство продукции, разработанной в ОЭЗ ТВТ;

- обеспечение интенсивного развития ОЭЗ ТВТ, завершение строительства объектов инфраструктуры первой очереди;

- разработка и реализация мер по активному привлечению резидентов в ОЭЗ ТВТ;

- совершенствование системы планирования, определение перечня и значений инновационных показателей, отражающих процессы разработки и внедрения новых производств и технологий в ОЭЗ ТВТ;

- развитие инновационной инфраструктуры в ОЭЗ ТВТ, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств;

- совершенствование мониторинга выполнения инвестиционных обязательств резидентами ОЭЗ, создание приоритетных условий для строительства ими объектов недвижимости;

туристско-рекреационные особые экономические зоны

- развертывание строительства объектов инфраструктуры;

- завершение оформления земельных отношений в Ставропольском крае и Калининградской области (межевание, постановка на кадастровый учет, уточнение границ);

- активизация деятельности по привлечению частных инвесторов и управляющих компаний к строительству объектов инфраструктуры в ТРЗ;

- внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" с целью обеспечения надлежащего функционирования ОЭЗ в Иркутской области и Республике Бурятия;

- совершенствование деятельности по привлечению потенциальных резидентов в ТРЗ;

портовые особые экономические зоны

- активизация работы по принятию постановлений Правительства Российской Федерации по созданию портовых ОЭЗ;

- обеспечение начала проектирования объектов инфраструктуры портовых ОЭЗ;

общие вопросы

- принятие мер по ускорению рассмотрения представленных РосОЭЗ поправок в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности функционирования ОЭЗ;

- разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности и внедрение новых механизмов управления ОЭЗ, в том числе привлечение управляющих компаний, совершение законодательных и административных механизмов по созданию и развитию особых экономических зон, оптимизацию деятельности РосОЭЗ в период финансового кризиса;

- совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутреннем и внешнем рынках;

- разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса;

- активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ.

- разработка и реализация мер по подготовке кадров для особых экономических зон всех типов.

4. РосОЭЗ разработать и принять план мероприятий по реализации решений расширенной Коллегии.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Итоги деятельности Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами за 2008 г. и задачи на 2009 г. - Новости таможни - TKS.RU

Не пропустите

;