Реорганизация московских таможен грозит столице продуктовым дефицитом

Москве угрожает продуктовый дефицит, и виной тому - не кризис, а реорганизация столичных таможен. В начале марта было закрыто 45 таможенных постов, а оформление импортных грузов, в том числе скоропортящихся продуктов, передано в подмосковные терминалы. В результате на подъезде к Москве выросли многокилометровые очереди из фур, ждущих "растаможки", поставщики и производители несут многомиллионные убытки. По словам участников рынка, ситуация близка к критической

В ней попытался разобраться журнал The New Times. Корреспондент издания побывал на терминале в деревне Заборье, относящемся к Подольской таможне, и своими глазами видел гигантскую очередь из фур. По словам некоторых водителей, стоять приходится по несколько дней, при этом о приличном месте для ночевки и элементарной гигиене даже не идет речи.

Многие говорят, что даже хотели устроить протест, перекрыв дорогу, но - получили предупреждение, что их машинам поразбивают фары. Однако дальнобойщики иной раз и применяют кулаки - им ведь приходится платить штраф за просрочку на таможне при выезде из страны, а в таких случаях всегда виноват перевозчик. Водителей заставляют подписывать объяснительные: мол, стояли из-за пробки. А то, что пробка образовалась по вине таможни, не написано нигде.

Сотрудник терминала, с которым корреспонденту после долгих уговоров удалось пообщаться, "прояснил" ситуацию: если раньше в день приезжало 15-20 фур, то теперь, из-за закрытия московских таможен, приезжает по 150. При этом "пропускная способность" терминала - 40 машин максимум.

Сотрудник категорически отказался пропустить журналиста внутрь поста, заявив, что "там охраняет ФСБ".

Новую таможенную концепцию "сочинили" за месяц и приняли в спешке

Еще в середине 2008 года премьер Владимир Путин распорядился разработать концепцию по развитию и упорядочению таможенного оформления грузов. В Федеральной таможенной службе (ФТС) концепцию сочинили за месяц. И, не дожидаясь согласований в профильных министерствах и ведомствах, стали внедрять - в порядке эксперимента. Причем для наглядности начали сразу со столичных терминалов, через которые проходила большая часть импорта.

17 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов подписал приказ номер 1621, который обязывал с начала марта закрыть в Москве 45 таможенных пунктов, а "растаможку" соответствующих грузов передать в подмосковные терминалы. В самой ФТС такое решение объясняют тем, что вереницы фур на подъезде к Москве не украшают город, а главное - затрудняют пропускную способность и без того перегруженных столичных магистралей.

При этом импортеры, еще только прознав про содержание концепции, просили таможенных чиновников сохранить столичные посты хотя бы для скоропортящихся товаров, то есть для еды. Те в приватных беседах успокаивали: дескать, не волнуйтесь, "скоропорт" не обидим. Но, как выяснилось, - обидели.

Перевозчиков ни о чем не предупредили, сами таможенники работают в непонятном режиме - то днем, то ночью. Машины распределили по таможенным пунктам неравномерно: на одних постах многокилометровые пробки, а на других готовы провести "растаможку" за пару часов.

В пресс-службе Центрального таможенного управления ФТС в ответ на запрос The New Times высказали уверенность, что "места на таможне хватит всем", поскольку скоропортящиеся товары (например, мясо и мясные продукты) имеют право оформлять 10 таможенных постов Зеленоградской, Ногинской и Подольской таможен. Кроме этого, чтобы разгрузить очередь, на таможенных постах организована работа в выходные и праздничные дни, а также введен двухсменный режим работы.

А вот с точки зрения участников рынка ситуация близка к критической. Как заявил журналу исполнительный директор Национального сельскохозяйственного союза Алексей Афанасьев, многотонные грузовики с заграничной едой мечутся по Подмосковью в поисках поста, где можно побыстрее пройти процедуру "растаможки".

Условия досмотра продуктов - чудовищные, часто "пропускают" уже непригодный товар

Но желающих много, а постов все равно мало. В Московской области до марта был только один специализированный пост, имеющий опыт работы с плодоовощной продукцией, в Видном. Поэтому импортеры поначалу стали направлять свои машины туда. И очень скоро там стало не протолкнуться, после чего сотрудники таможни буквально под конвоем начали отправлять грузовики в Домодедово, Ступино, Коломну и Дмитров. Теперь там везде выстроились очереди, что объяснимо: эти посты никакого опыта работы с овощами-фруктами не имели.

Условия досмотра и фитосанитарного контроля, по признанию самих импортеров, чудовищные. После трех-четырех суток ожидания машина заезжает в ворота, санитарный врач просто открывает двери грузовика и беглым взглядом осматривает товар. По словам поставщиков, большая его часть на самом деле к реализации уже непригодна. Однако "досмотр окончен", машину закрывают и отправляют.

Но даже и такой ускоренный процесс не спасает положения. Раньше Москва, говорят эксперты, за день пропускала по 400-450 машин с плодоовощной продукцией. На оформление одной фуры уходило три часа. Сегодня усилиями подмосковных таможенников через посты в день проходит 70-80 машин. А ожидание длится сутками.

По словам Алексея Афанасьева, достоверных цифр того, какая часть "скоропорта" попросту сгнила, ожидая очереди на таможне, пока нет. Ведь груз, прошедший "растаможку", поступает не напрямую на прилавок, а на оптовую базу, где "неликвид" должен отбраковываться.

О потерях можно судить лишь по некоторым косвенным данным. Скажем, Афанасьев отметил, что ежедневные поставки мяса в столицу с начала марта сократились более чем на 50%. Эксперт ожидает, что то же в ближайшее время случится и с плодоовощной и молочной продукцией. Мало того, ситуация может усугубиться, поскольку, как утверждает Алексей Афанасьев, на подмосковных постах уже наблюдается "лавинообразный эффект". К фурам, не прошедшим оформление вовремя, на следующий день добавляется еще 200 машин, назавтра - еще 200, и так каждый день.

У города есть свой запас продуктов, но его ресурсы быстро истощатся

Поставщики утверждают: уже в ближайшее время новая система работы таможни приведет к снижению качества и сужению ассортимента продуктов питания, поставляемых на прилавки столичных магазинов. Но московские власти пока предпочитают комментировать ситуацию в спокойных тонах.

Пресс-секретарь Департамента продовольственных ресурсов Москвы Леонид Ивакин рассказал The New Times, что "сожалеет о том, что закрыли московские таможни". Однако, по его словам, у города есть свой возобновляемый запас продовольствия, поэтому не стоит опасаться, что продуктов не хватит.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что запасы эти отнюдь не бездонны. В феврале первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой заявил, что запасов мяса в мегаполисе хватит на 1,5 месяца, рыбы - на 2 месяца, масла - на 1 месяц.

По мнению генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, сокращение продуктового ассортимента из-за таможенных проблем вполне реально, более того, это может стать поводом для очередного повышения цен на продукты.

По словам главы Департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, сейчас в московских магазинах реализуется импортное продовольствие в основном из запасов, закупавшихся еще по "докризисным" ценам. Однако подорожание импорта неизбежно. Помимо роста доллара и евро теперь на цены будут влиять и таможенные риски.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

ХМ

Херянова Мария 17.03.2009

Скорее всего идет сокращение импорта, для поддержание Российского производителя. А официально, что бы освободить дороги...

Прикол 17.03.2009

Идёт не поддержка производителя,а чистый безпредел.Обратите внимание, этот безпредел во всём. Не только таможня.Когда в стране руководство осуществляют не профессионалы, а случайные люди,что из всего этого должно выйти?А при таком бардаке как на таможне,удобнее всех держать в страхе и непонятке.Больше можно на взятках заработать.Один чёрт,перевозчик отвалит.хозяин груза заплатит и т.д.
Так и кризис ,господа из таможни и их хозяева, переживут.
Р

РЫБАНЯчайник 17.03.2009

Да парни ЭТО просто возмутительная ситуация!!!!
Согласен с предыдущим все профессионалы поувальнялись, а отались одни ДЕБ......., которые вообще не чего не смыслят.
БИК

БАЮн и К 17.03.2009

"Осел останется останется ослом
хоть ты осыпь его звездами
где нужно действовать умом
он только хлопает ушами." М.Державин

"Попавший" перевозчик 17.03.2009

Новый стиль работы таможни- "Привез-растаможил,и на ПОМОЙКУ".Молодцы ребята,так держать,но только потом не удивляйтесь,если фуры начнут в очереди разгружать разгневанные клиенты
Р

Регион-граница 17.03.2009

В регионах тоже принялись сокращать посты, в том числе и в приграничных.
Б

БАЮН 17.03.2009

Ну Вы вааще, не сечете ситуэшн. Вам сказали, что все делается во благо и во имя. Что не понятно. Радуйтесь, что не на Чукотку оформляться направили. Хотя мысль по-моему удачная, надо подумать.

"Попавший" перевозчик 17.03.2009

"Ситуэшн" на самделе не сечет таможня,особливо которая "на земле",-раньше такая "работа" называлась "САБОТАЖЕМ и ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ" и за это либо сажали либо к стеке ставили,а это не одно и тоже,что свою задницу доками и прочей бумагой прикрыть.Эти мальчики не понимают,что когда до верхушки в правительстве(хотя-бы Москвы и области)дойдет как они ударно работают ,а дойдет уже очень скоро,то крайними опять будут назначены "люди на местах" т.е. на "выпуске",хотя все пока еще помнят откуда "рыба гниет"
Б

БАЮН 17.03.2009

Правильно, не я же. А на местах, ну новые стрелочники придут.

Полосатый Слон 17.03.2009

Это хорошо, что все форумчане понимают что же происходит на самом деле. А простому народу(которого считают стадом баранов) обяснят что в повышении цен виноват кризис. Эх показать бы форум по тв, сколько бы народу немного поумнело.
Реорганизация московских таможен грозит столице продуктовым дефицитом - Новости таможни - TKS.RU

Не пропустите

;