На западном фронте ждут перемен

Версия для печати

Ситуация на пограничных пунктах пропуска, на которых после введения в июле 2011 года системы «единого окна» мгновенно выросли очереди из грузовых машин, продолжает оставаться в центре внимания российских перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности, терпящих из-за простоя транспортных средств на границе существенные убытки. На вопросы «ТКС.РУ» о причинах сложившейся ситуации и мерах, предпринимаемых для ее урегулирования, ответил руководитель филиала АСМАП по СЗФО Александр Дацюк.

 Руководитель филиала АСМАП по СЗФО Александр Дацюк

В беседе, которая прошла в региональном управлении АСМАП, участвовали юрисконсульт АСМАП Константин Исаков и юрист, практикующий в сфере международных автомобильных перевозок, Евгений Силкин.

Александр Макарович, какова сейчас ситуация на МАПП - ах Северо-Запада и несколько слов о  ее динамике.

-Ситуация на  тех погранпереходах региона, через которые в Россию поступает основной объем импорта и оформляется экспортный грузопоток, продолжает оставаться достаточно напряженной. Наиболее проблемными  местами перехода границы  остаются  МАПП «Торфяновка» , на которой на протяжении этой недели ежедневно в очередях стояло от 200 до 250 машин, Ивангород, где ежедневно оформления ожидали до 300 грузовиков и МАПП «Бурачки» на границе с Латвией, где суммарно в обоих направлениях скапливалось до 400 фур.

Основной пик очередей пришелся на  первую неделю июля, во время которой на некоторых направлениях очереди достигали  суммарно до 600- 700 машин. Сейчас мы вернулись к июньской ситуации, то есть к тому уровню очередей, который существовал до введения приказа ФТС, внедрявшего систему «одного окна». Разумеется существующее положение дел, несмотря на некоторую  стабилизацию обстановки на границе, не может устраивать ни перевозчиков, ни АСМАП, призванный защищать их интересы, и мы продолжаем уделять проблеме самое пристальное внимание. 

Какие конкретно действия предпринял АСМАП для уменьшения очередей на границе и насколько конструктивен ваш диалог с представителями СЗТУ и Росграницы, от действий и решений которых, зависит ситуация на автомобильных погранпереходах.

-16 июля по нашей инициативе в СЗТУ состоялась встреча, на которой присутствовали и таможенники и представители Росграницы. Отмечу, что СЗТУ достаточно оперативно откликнулось на наше предложение обсудить возникшую проблему и перспективы ее решения. В процессе встречи заместителем начальника СЗТУ Юрием Лямкиным была проведена видеоконференция с начальниками Псковской, Себежской и Выборгской таможен, которые доложили о тех мерах, которые предпринимаются для сокращения очередей.

В качестве оперативных мер, которые предпринимаются СЗТУ для снижения остроты ситуации, можно упомянуть приказы о привлечении к работе на пограничных пунктах пропуска достаточно большого количества  сотрудников таможни, прикомандированных из других регионов,  и отмене плановых отпусков сотрудникам таможенных постов на границах.  В какой- то степени эти меры позволяют стабилизировать ситуацию.

Вместе с тем,  все участники совещания признали  что, что подобные «пожарные меры» не приведут к решению проблемы и для изменения ситуации требуется системные решения.  К таким решениям относятся увеличение штатной численности таможенных инспекторов, на плечах которых сейчас лежит основная нагрузка по оформлению товаров и транспортных средств, пересекающих границу, увеличению количества рабочих мест на постах и расширению самих погранпереходов. Все эти мероприятия обсуждались с представителями Росграницы, которые согласны с тем, что  существующая на сегодняшний день инфраструктура погранпереходов не способна обеспечить нужный темп таможенного оформления грузов. 

К сожалению, реализация этих планов потребует достаточно большого времени, поскольку решения об увеличении штатной численности сотрудников таможни и выделения денег из бюджета принимаются на уровне правительства. Я надеюсь, что протокол совещания в СЗТУ, который будет в ближайшее время подписан всеми его участниками,  будет способствовать  скорейшему принятию таких решений со стороны правительства РФ.

Какие факторы помимо  нехватки сотрудников и количества рабочих мест на погранпереходах сдерживают сейчас процесс оформления грузов?

-Прежде всего, это отсутствие единого программного обеспечения, которое бы позволяло инспектору таможни выполнять его новые функции с необходимой скоростью и качеством. До первого июля каждое ведомство, контролирующее грузы на границе,  работало с использованием своей программы.  Наступило первое июля, а программы остались у каждого свои. Хотя очевидно, что для  введения системы одного окна должно быть разработано программное обеспечение, позволяющее вносить необходимую информацию с использованием единой программы. Такой программы на сегодняшний день нет.

Поэтому на практике оформление транспортных средств  сейчас выглядит следующим образом. Таможенным инспектором вносится информация в части таможенного оформления груза, затем программа закрывается и отрывается следующее окно, в котором вносятся данные, необходимые для  транспортной инспекции. Затем открывается следующая программа, и вносятся информация о, допустим,  ветеринарных грузах.

Причем при этом, значительная часть информации  о грузе и транспортном средстве повторяется. Отсутствие единого АРМа, который бы  позволял внести всю необходимую для всех контролирующих ведомств информацию за один раз,  увеличивает время  таможенного оформление в соответствующее число раз. Я уже не говорю о потерях времени, при сбоях в работе программ, которые, разумеется, случаются.

И сколько времени сейчас занимает оформление одной машины?

Константин Исаков:

-  Минут сорок в самом простом случае. Под простым случаем, я понимаю минимальное количество товаров в оформляемом транспортном средстве. Говоря более конкретно, - не больше пяти кодов. Если принять это время за константу, то получается, что один инспектор за 8 часов  работы сможет пропустить около 12 машин. Если сопоставить эти цифры с количеством оформляемых в день машин, то напрашивается ряд выводов о качестве работы таможенного инспектора. Тут, кстати,  нельзя не сказать и о коррупционной составляющей, которая в связи с огромным количеством работы,  свалившейся на выпускающего инспектора, резко увеличилась.

Евгений Силкин:

- Я,  как юрист, ведущий  большое количество дел, возбуждаемых таможенными органами в отношении перевозчиков,  хотел бы упомянуть еще об одном аспекте использования таможней своих ресурсов. Сейчас, когда время таможенного инспектора ценится буквально на вес золота, вопрос его эффективного использования стоит особенно остро.  Речь идет о тех делах, которые заводятся по факту незначительных правонарушений, не влияющих на величину таможенных пошлин. Таких дел масса и затраты времени правоохранительного блока таможенных органов на их ведение огромны.

В результате большинство таких дел закрывается судами по малозначительности, или по результатам рассмотрения назначается штраф, размер которого ни в коей мере не покрывает тех ресурсов, которые были на это потрачены. Понятно, что работа таможни как, правоохранительного органа необходима, но ее эффективность в подобных случаях ничтожно мала. В то же время квалификация сотрудников таможни, занятых этими вопросами, позволяет использовать их на тех участках работы, которая бы действительно способствовала ускорению процесса таможенного оформления и реальному увеличению средств, перечисляемых в бюджет.

Александр Макарович, в заключение хотелось бы услышать вашу оценку ситуации, и  узнать о тех направлениях работы АСМАП,  которые вы считаете приоритетными для решения проблем очередей на границах. 

Несмотря на сложность ситуации, поводы для осторожного оптимизма все же есть. Определенным результатом нашей работы,  проведенных встреч и совещаний я считаю тот факт, что таможенная служба сейчас знает об узких местах своей работы, признает их наличие,  готова встречаться с перевозчиками и обсуждать их проблемы. Такие встречи  и обсуждения уже были,  ряд их планируется провести в ближайшем будущем.

На прошлой недели делегация АСМАП и представителей автоперевозчиков посетила Выборгскую таможню, на следующей неделе панируется поездка в Себежскую таможню. Контакт с таможней, таким образом, сегодня есть.  И то, что в  СЗТУ  понимают ситуацию и разделяют наши опасения о том, что осенью, с сезонным ростом грузопотока, ситуация может осложниться, дает некоторые основания надеяться на то, что таможенными органами будут предприняты все возможные меры для ее решения. Все сказанное справедливо и в отношении представителей Росграницы, с которыми мы поддерживаем сейчас плотный контакт.

Говоря о наших планах, я хочу подчеркнуть, что сейчас мы используем весь ресурс и авторитет  нашей Ассоциации на убеждение перевозчиков в необходимости использования ими процедуры предварительного информирования. По нашему обоюдному с таможенными органами  мнению,  использование процедуры  предварительного информирования, которая сейчас не обязательна,  является отчетливой  возможностью ускорить процесс оформления грузов на границе.

"TKS.RU"

Показать больше