На сайте минпромторга опубликован проект постановления правительства о ставках утилизационных сборов, он проходит межведомственное согласование.
Базовая ставка утилизационного сбора для легковушек предлагается в 20 тыс. руб. В зависимости от объема двигателя и возраста авто (новое или старше 3 лет) ставка будет умножаться на повышающий коэффициент. Минимальный, 1,34 (26 800 руб.), будет для новых и подержанных электромобилей и с машин объемом бензинового двигателя не более 2 л. Для таких же, но подержанных коэффициент вырастет до 8,26, а сбор – до 165 200 руб. Максимальный коэффициент для новых авто – 5,5 (110 тыс. руб.), если объем двигателя более 3,5 л. Для таких же подержанных коэффициент возрастает до 35,01 (700 200 руб.).
Коэффициенты для физических лиц предлагается сделать, наоборот, понижающими. Для новых авто – 0,15, старше трех лет – 0,25. Получается, сбор для частников составит 3-5 тыс. руб. Президент Фаворит моторс Владимир Попов опасается, что это будет способствовать росту ввоза подержанных иномарок и активизирует серый импорт.
Чиновники придумали утилизационный сбор для компенсации снижения импортных пошлин после вступления в ВТО. В первый год должны быть отменены введенные в конце 2008 года кризисные пошлины. Ставки на импорт новых легковушек снизятся с 30 до 25%, грузовиков и автобусов – с 25 до 10-15%. Затем в течение семи лет пошлины на легковые машины упадут до 15%, а на грузовики и автобусы – до 10%. Но все это касается только пошлин юридических лиц, напомнил зам министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ставки платежей для физлиц не изменятся, поэтому вводить для них высокий утилизационный сбор не предполагается, пояснил он. С 2011 г. при ввозе автомобиля в пределы Таможенного союза физические лица уплачивают только единый таможенный сбор (объединяет пошлину, НДС и акциз), ставки которого зависят от возраста машины и объема двигателя. Пошлины на ввоз автомобилей старше 7 лет являются запретительными.
По оценкам Автостата, частники ежегодно ввозят в Россию 100-150 тыс. автомобилей – в основном подержанных. Исполнительный директор агентства Автостат Сергей Удалов оценивает серый импорт в несколько тысяч машин в год.
Несмотря на высокие пошлины на ввоз подержанных иномарок, в России остались люди, зарабатывающие на импорте автомобилей, напоминает руководитель отдела маркетинга специализирующейся на подержанных автомобилях торговой площадки Формула-91 Михаил Лезжов. Сейчас чаще всего везут совсем свежие машины средней ценой 1 млн руб., уточняет он. Ввоз автомобилей самой востребованной на российском рынке ценовой категории – 200-300 тыс. руб. – не имеет экономического смысла из-за высоких пошлин.
Впрочем, даже если бы пошлины для физлиц и снижались, это вряд ли привело бы к изменению структуры импорта автомобилей, уверен Сергей Удалов. Ведь сейчас автомобили в Россию ввозят сами автопроизводители.
ladaonline.ru