Как выяснилось в процессе работы круглого стола, основная цель российской таможни заключается в попытке отделить товары, приобретаемые физическими лицами для личного пользования, от «расконсолидированных товарных партий», как называют специалисты товары, которые так же ввозятся экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц, но на самом деле имеют коммерческое предназначение. При этом такие виртуальные импортеры не платят ни ввозных таможенных пошлин, ни НДС, поскольку данная сфера пока регулируется лишь нормами для товаров неторгового оборота.
Остроту проблемы на пресс-конференции обозначил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, сравнив интернет-торговлю с пресловутым «челночным бизнесом». Он отметил, что темпы роста интернет-торговли в России, как и во всем мире, сумасшедшие, «эти почтовые отправления растут как снежный ком и, как следствие, – выпадающие доходы бюджета». Причем, если товар перемещается самым дорогим транспортом – авиационным, можно предположить, какая норма прибыли закладывается, соответственно, какие деньги потенциально теряет государство, подчеркнул Андрей Бельянинов.
В том, что таможенники намерены в самое ближайшее время исправить ситуацию, смогли убедиться участники круглого стола «Таможенное администрирование интернет-торговли: мировая практика и основные тенденции развития в России». Мировой практики, правда, представлено не было, зато представители ФТС подробно рассказали о подготовленном ведомством приказе № 1861 от 1.10.2013 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц – получателей товаров», который вступит в силу 31 октября.
В соответствии с приказом в регионе деятельности Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального таможенных управлений, Шереметьевской, Внуковской и Домодедовской таможен начнется эксперимент – таможенное оформление товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли, будет осуществляться по особому порядку: в качестве пассажирской таможенной декларации выступает реестр товаров в электронном виде, данные которого помещаются в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС), где хранятся в специальном архиве.
«Фишка» в том, что решение по выпуску товара будет приниматься с учетом всех хранящихся в ЕАИС данных в отношении товаров для конкретного получателя. По словам заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Ирины Тетеревой, предусмотрено хранение следующих данных: «фамилия, имя, отчество физического лица – получателя; сведения о документе, удостоверяющем личность; стоимость и вес товаров; общий вес и общая стоимость товаров, которые были получены данным физическим лицом за календарный месяц; частота перемещения товаров».
Инспектор, прежде чем выпустить товар, сделает запрос в архив и увидит полную картину: сколько и каких товаров поступило в адрес этого получателя за месяц, в том числе через других экспресс-перевозчиков. Если норма беспошлинной пересылки в МПО товаров для физических лиц (в течение месяца на сумму не более 1000 евро и весом не более 31 кг) окажется превышенной, будет начислен платеж в размере 30% от стоимости (но не менее 4 евро за 1 кг веса) в части превышения стоимостной или весовой нормы.
Но это не самый плохой вариант. Хуже, если на основании критериев системы управления рисками (количество товаров одного наименования, частота перемещения и др.) товары будут признаны предназначенными для торгового оборота. В этом случае вступит в действие таможенное законодательство для участников ВЭД, включая, как отметил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков, административную ответственность, предусмотренную статьей 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Участники круглого стола выразили обеспокоенность тем, что под штрафные санкции может попасть как получатель товара, так и экспресс-перевозчик, который в отличие от таможни не имеет возможности проконтролировать заказы своего клиента другим транспортным компаниям. Однако Дмитрий Жуков отказался комментировать этот вопрос, мотивировав тем, что соответствующие предложения подготовлены, но их надо согласовать с Управлением таможенных расследований и дознаний ФТС.
Так что на данный момент можно лишь констатировать, что для экспресс-перевозчиков возрастают риски. Впрочем, они готовы сотрудничать с таможенной службой в реализации предложенной технологии. «Есть определенные замечания по процедуре таможенного оформления, но выбора у нас нет, задача поставлена», – подчеркнул президент Ассоциации экспресс-перевозчиков Владимир Саркисов, предложив ФТС помощь в выявлении проблем, пока технология проходит обкатку в качестве эксперимента, который продлится до 31 июля 2014 года.
Ольга Заикина
специально для Tks.ru