Лавочка закрывается

Версия для печати

В ходе пресс-конференции руководства Центрального таможенного управления, состоявшейся 6 февраля, подтвердилось намерение государства покончить с вольницей в интернет-торговле. Почему для ряда экспресс-перевозчиков ситуация с изменением правил таможенного оформления МПО оказалась неожиданностью, выясняла наш московский корреспондент Ольга Заикина

Тема ужесточения правил таможенного оформления товаров для личного пользования, доставляемых международными курьерскими службами, вызвала наибольший интерес журналистов – в связи с разразившимся в начале года скандалом, когда крупнейшие операторы экспресс-доставки DHL, DPD, Pony Express, TNT, FedEx и UPS решили уйти с российского рынка. Свое решение экспресс-перевозчики мотивировали усложнившимся порядком таможенного оформления посылок.

Однако представители ЦТУ сразу отвергли обвинение в ведении новых правил. «ФТС дополнительные требования не вводила, таможенная служба просто начала работать в соответствии с законодательством, – прокомментировал Сергей Прусов, начальник Центрального таможенного управления. – Да, некоторые экспресс-перевозчики не смогли работать в этих условиях, поскольку они выстроили свою логистику исходя из оформления грузов путем представления реестров, без оформления отдельного пакета документов на каждую посылку».

Суть проблемы заключается в следующем. Получить товар из зарубежного интернет-магазина адресат может двумя способами. Первый – воспользоваться услугами государственной почтовой службы страны отправителя, обладающей правом работы с МПО: ChinaPost (КНР), USPS (США), Royal Mail (Великобритания), DeutschePost (Германия) и т.д., либо Express Mail Service (EMS) – службой доставки экспресс-отправлений Всемирного почтового союза. В этом случае доставку осуществляет ФГУП «Почта России». Этот путь наиболее дешев. Если стоимость товара укладывается в нормы беспошлинного ввоза (1000 евро в эквиваленте и 31 кг), адресату поступает уведомление из местного почтового отделения, где он и получает посылку.

Второй способ доставки, который сегодня предпочитает большинство покупателей, – воспользоваться услугами международной курьерской службы (DHL, FedEx, UPS, TNT и т.п.). Этот путь дороже, но и быстрее, к тому же посылка, как правило, доставляется курьером на дом, что, безусловно, удобнее, хотя в случае превышение норм беспошлинного ввоза получатель должен еще потратиться на услуги таможенного представителя (которым часто выступает экспресс-перевозчик) либо лично вступить в контакт с таможней для проведения таможенного оформления.

До недавнего времени эти неудобства были скорее теоретическими, поскольку с 2010 года в России действуют единые ставки таможенных платежей и одинаковые правила таможенного оформления для государственной почты и курьерских служб. Но после того как государство озаботилось наведением порядка в интернет-торговле, ФТС выпустила приказ № 1861 от 1 октября 2013 года «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц – получателей товаров», в соответствии с которым в качестве эксперимента с 31 октября 2013 года по 31 июля 2014 года практически на всей территории страны введена технология использования заявления в форме реестра в качестве пассажирской таможенной декларации. Причем с января этого года реестр должен подаваться в электронном виде. Экспресс-перевозчикам, которые отказались участвовать  в эксперименте, пришлось оформлять товары в общем порядке, то есть на каждую посылку представлять отдельный пакет документов.

По словам Сергея Прусова, некоторые компании сразу включились в эксперимент, другие же, в частности DHL, оказались не готовы работать по этой технологии и настаивали на сохранении подачи реестра в прежнем виде и на бумажном носителе. Но с 1 января 2014 года введено 100% электронное декларирование, и требования законодательства надо выполнять, отметил Сергей Прусов. Также повышены требования к содержанию реестра, который подается экспресс-перевозчиком, – там должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать получателя и товары.

«Реестры были полностью обезличенными, – пояснил Сергей Прусов. – Например, реестр на 30 получателей оформляется одной подачей. Что мы видим в этом перечне? Пункт первый: одежда, стоимость 1000 евро, вес 31 кг, получатель Иванов. Пункт второй: одежда, стоимость 1000 евро, вес 31 кг, получатель Петров. Пункт третий: одежда, стоимость 1000 евро, вес 31 кг, получатель Пупкин, и так 30 раз. Это же самая настоящая товарная партия. У нас высокий порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, и, к сожалению, некоторые недобросовестные бизнесмены пользуются этим».

После скандала в прессе таможенники частично пошли навстречу экспресс-перевозчикам – их включили в эксперимент, но разрешили еще две недели оформляться в прежнем режиме, представляя обезличенные реестры (было издано письмо ФТС и подписан протокол). За это время они должны привести в соответствие свои программные продукты и с середины февраля начать работать по новому порядку.

Отвечая на вопрос корреспондента Tks.ru, как получилось, что для ряда экспресс-перевозчиков такая ситуация оказалась неожиданностью, если приказ о проведении эксперимента вышел в октябре, Александр Дуров, исполняющий обязанности начальника Московской таможни, дипломатично ответил, что, вероятно, ими не был в полной мере использован переходный период. По его мнению, при снижении стоимостного и весового порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, о чем сейчас много говорится, никаких глобальных изменений не будет.

«Конечно, мы ожидаем увеличения количества контролируемых объектов, – сказал Александр Дуров. – По итогам 2013 года в Московской таможне было оформлено 18,26 млн шт. МПО, из них на 0,02% оформлялись таможенно-приходные ордера, то есть был превышена норма беспошлинного ввоза. Выход мы видим в создании специализированного программного средства, которое будет в автоматическом режиме начислять платежи. В любом случае таможенная служба будет претворять принятые решения таким образом, чтобы это было оперативно и не создавало трудностей при получении гражданами своих посылок». Учитывая, что тема упорядочения интернет-торговли была озвучена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, не исключено, что снижение норм беспошлинного ввоза для товаров, перемещаемых в МПО, произойдет уже в следующем году.

 

Ольга Заикина

специально для Tks.ru

Показать больше