Что такое аутсорсинг ВЭД? Кому и когда он выгоден.

На сегодняшний день многие российские компании занимаются продажами товара, привезенного из-за границы. Чем крупнее компания, тем объемнее закупки и тем острее стоит вопрос «Как правильно привезти товар и оформить внешнеэкономическую сделку»

Для того, чтобы выбрать оптимальное решение осуществления внешнеэкономической деятельности международная логистическая компания V.I.G.Trans рассмотрит все возможные варианты, какие предлагает рынок.

Для начала предлагаем рассмотреть всех участников цепи ВЭД:

  1. Производитель;
  2. Продавец;
  3. Экспедитор;
  4. Сюрвейер;
  5. Перевозчик;
  6. Страховая компания;
  7. Таможенные органы в стране вывоза и ввоза товаров;
  8. Таможенный представитель;
  9. Таможенный терминал(СВХ);
  10. Склады ответственного хранения в РФ и за рубежом;
  11. Органы сертификации;
  12. Компания Аутсорсер или Агент;
  13. Покупатель.

Далее, в зависимости от своего выбора, Компания осуществляет взаимодействие со всеми указанными лицами или только отдельными из них. Как осуществлять сотрудничество зависит от различных факторов. Из существующих на рынке, руководитель департамента таможенного оформления V.I.G.Trans Джемал Давиташвили, разделил их на два блока:

  1. Организация логистической цепочки собственными силами Компании с привлечением отдельных подрядчиков или без;
  2. ВЭД аутсорсинг

Теперь, несколько, подробнее остановимся на каждом из них.

В первом случае Компания осуществляет все операции таможенно-логистической цепи, используя свои ресурсы и, как правило, нанимая на отдельных этапах подрядчиков, например, таможенных Представителей и Экспедиторов, но при этом, особенности ведения процедур таможенного оформления и перевозки груза сотрудники компании должны знать и понимать, и соответственно грамотно выбирать подрядчиков для их осуществления. Рассмотрим операции, которые необходимо выполнять при организации поставки товаров:

  1. Выбор товара и поставщика;
  2. Согласование условий сделки и заключение внешнеторгового контракта;
  3. Определение маршрута и условий поставки товаров;
  4. Заключение договора экспедирования по доставке груза;
  5. В случае консолидации товаров, поиск надежного склада с оптимальными расценками в Европе или Китае;
  6. Выбор места таможенного оформления и таможенного представителя;
  7. Страхование сделки и транспортировки груза или товара;
  8. Получение разрешительных документов (сертификатов, лицензий, разрешений и т.п.);
  9. При отгрузке товара:
    • Контроль качества товара и его количественных характеристик (вес нетто, вес брутто, кв.м, куб.м и т.п.)
    • Проверка правильности заполнения товаросопроводительных документов;
    • Таможенное оформление груза.
  10. Оплата товара в валюте контракта;
  11. Таможенная очистка;
  12. Приемка товара на собственном складе;
  13. Оприходование товара (бухгалтерия);
  14. Продажа и доставка товара покупателю.

Из вышесказанного следует, что спектр задач достаточно широкий и требует профессиональных знаний в различных областях ведения ВЭД. Как яркий пример, можно рассмотреть вопрос выбора места таможенного оформления и соответственно маршрута следования, который напрямую зависит от этого. На сегодня для многих актуален вопрос доставки товара из Китая, для примера повезем из г. Шанхай. Маршрутов следования до Москвы много:

  1. Шанхай-Забайкальск-Москва (ж/д транспорт)
  2. Шанхай-Владивосток-Москва
  3. Шанхай-Котка-Москва
  4. Шанхай-Санкт-Петербург-Москва
  5. Шанхай-Рига-Москва
  6. Шанхай-Клайпеда-Москва
  7. Шанхай-Таллин-Москва
  8. Шанхай-Москва(авиатранпорт)

Таможенную очистку товара можно проводить в морских портах Санкт-Петербург, Владивосток, на границе РФ в городах Выборг, Псков, Себеж, Смоленск, Брянск, в Москве и Московской области. Для того, чтобы определиться с наиболее оптимальным маршрутом, надо понимать где возможно выпустить товар в свободное обращение без корректировки таможенной стоимости и задержек таможенного оформления, и конечно при минимальной стоимости фрахта. Для этого надо знать специфику работы таможен, морских портов, железной дороги и таможенных терминалов.

При аутсорсинге ВЭД, компания Аутсорсер выступает либо как Агент, который действует от имени и по поручению Клиента, не являясь собственником груза, либо как Продавец по договору купли-продажи товаров. На аутсорсинг могут отдаваться как отдельные операции из перечисленных выше, так и полный комплекс от поиска товара и до поставки его на склад заказчика. При этом, важно обратить внимание на то, что при Аутсорсинге Заказчику по его желанию предъявляются все договора подряда с указанием их стоимости, соответственно ценообразование понятно и прозрачно. Компания Аутсорсер зарабатывает, как правило, на своей комиссии от суммы стоимости оказанных услуг (порядок около 5%). Руководитель департамента таможенного оформления V.I.G.Trans Джемал Давиташвили рекомендует обязательно проверять рыночную стоимость каждой операции (можно выборочно), выполняемой Аутсорсером для оценки ее реальной стоимости.

Многие транспортно-логистические компании предлагают подобную услугу по доставке товара от двери до двери (door-to-door), при этом не раскрывая своих контрагентов и не представляя подробной калькуляции стоимости своей услуги. С одной стороны, очень удобно указываешь адрес забора и доставки груза, не занимаешься подготовкой документов, необходимых для оформления таможенных формальностей и транспортных компаний, получаешь товар у себя на складе к определенному сроку, с другой стороны, не понимаешь, как везут, как проходят таможенную очистку, по товаро-сопроводительным документам не являешься собственником товара и предъявить права на груз, практически, невозможно.

Что же выбрать, как выгоднее для своего бизнеса привезти товар, делать все самому, частично отдать что-то на Аутсорсинг или полностью доверить поставку товара чужим специалистам? Мы постараемся объективно ответить на этот вопрос. Для этого предлагаем выписать важные для нас и нашего бизнеса параметры:

  1. Риски ответственности за:
    • Нарушения таможенного и налогового законодательств;
    • Проведение операций связанных с переводом валютных средств за рубеж;
    • Недобросовестность контрагентов.
  2. Калькуляция себестоимости продукции;
  3. Сроки исполнения контрагентами обязательств по договорам;
  4. Ресурсы компании (наличие своих специалистов по ведению ВЭД);
  5. Удобство и комфорт в части трудозатрат.

Ответы на наш вопрос будут разными и у каждого будут свои весомые аргументы в пользу того или иного варианта ведения ВЭД. Можно сказать, однозначно, что таможенное законодательство достаточно сложное, иначе таможенных представителей не выделили бы законодательно в отдельную категорию лиц, обязав получать свидетельство о включении в реестр таможенных представителей ФТС РФ с обеспечением на 1 млн евро. Перевозка грузов — это взаимодействие с перевозчиками, морскими линиями, морскими портами, таможенными органами, пограничниками и т.п., безусловно, нюансов тоже хватает. Там, где требуются глубокие профессиональные знания должны работать квалифицированные специалисты в своей области. 


Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Наша группа ВКонтакте: