Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (Часть I).

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю обладает правами органа валютного контроля

В практике арбитражных судов возник вопрос о правомочиях Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (Далее - ВЭК России. Согласно п. 1, 2 Указа Президента РФ от 17.05.2000 №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по валютному и экспортному контролю упразднена с передачей функций Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития и торговли РФ.) осуществлять функции органа валютного контроля.

Предъявляя иски о признании недействительными решений ВЭК России, организации ссылаются на отсутствие у этого органа полномочий на проведение проверок соблюдения валютного законодательства и применение ответственности за его нарушения, так как Законом Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Далее - Закон о валютном регулировании.) ВЭК России не назван в числе органов валютного контроля.

Необходимо иметь в виду, что в силу пункта 2 статьи 11 Закона о валютном регулировании валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации (В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля является Государственный таможенный комитет РФ (далее - ГТК РФ). На основании п. 14 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 08.06.99 № 151-ФЗ) статус органа валютного контроля предоставлен Министерству по налогам и сборам РФ.).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30.09.92 № 1148 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" (с последующими изменениями и дополнениями; действует в редакции Указа от 12.04.99 № 456) Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.93 № 560 (действует в редакции постановления от 07.07.98 № 725) установило, что Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного и экспортного контроля и наделенным соответствующей компетенцией.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю (Далее - положение о ВЭК России.), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.93 № 1157 (действует в редакции постановлений от 03.06.95 № 556, от 11.12.97 № 1548), ВЭК России образован для реализации функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю. На основании пункта 3 Положения о нем ВЭК России состоит из центрального аппарата и территориальных органов.

Следовательно, указанные подразделения ВЭК России наделены в установленном порядке соответствующими полномочиями в сфере валютного регулирования и обладают правами органов валютного контроля.

Задачей ВЭК России является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Эта служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти, банками, хозяйствующими субъектами, гражданами, участвующими в осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

2. При нарушении банками порядка ведения учета валютно-обменных операций ВЭК России вправе применять к этим банкам ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ВЭК России о взыскании штрафа за нарушение порядка учета валютно-обменных операций, установленного пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

Решением, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, арбитражный суд в удовлетворении заявленного требования отказал.

Указанные судебные акты отменены в кассационном порядке, решение ВЭК России признано недействительным, так как оспариваемый акт принят ответчиком с превышением полномочий. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и пунктом 11.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации (Далее - Банк России.) от 25.01.94 № 21 "О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации" (Аналогичные правила предусмотрены п. 13.5 Инструкции Банка России от 27.02.95 № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (действует в настоящее время в редакции Указания Банка России от 28.09.99 № 649-У)) право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций имеют главные территориальные управления Банка России в установленном им порядке.

Постановление кассационной инстанции было отменено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как не соответствующее действующему законодательству.

Статьей 14 Закона о валютном регулировании предусмотрен штраф за нарушение учета валютных операций в пределах суммы, которая не была надлежащим образом учтена (пункт 2), и определено, что взыскание штрафа производится органами валютного контроля (пункт 4).

На основании пункта 2 статьи 11 Закона о валютном регулировании органами валютного контроля являются Правительство Российской Федерации и Банк России.

Согласно пункту 1 Положения о ВЭК России функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю возложены на органы ВЭК России.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании порядок привлечения к ответственности за нарушение порядка ведения учета валютных операций устанавливается Банком России в соответствии с законами Российской Федерации.

Следовательно, наделение Банка России полномочиями по определению порядка привлечения к ответственности за указанное нарушение не означает предоставления ему права ограничивать установленную законодательством компетенцию иных органов, осуществляющих функции валютного контроля.

В связи с изложенным суд не должен был при рассмотрении спора толковать пункт 11.1 Инструкции Банка России от 25.01.94 № 21 как допускающий возможность наложения штрафа только главными территориальными управлениями Банка России.

3. Органы ВЭК России вправе налагать штраф за незачисление валютной выручки, предусмотренный пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"

Организация-резидент обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения органа ВЭК России о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 (действует в редакции указов от 24.12.93 № 2283, 15.03.99 № 334) за незачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке. Истец указывал, что данный акт наделяет соответствующими полномочиями Государственную налоговую службу Российской Федерации и Инспекцию валютного контроля. ВЭК России и ее органы правопреемниками названной инспекции не являются.

Арбитражный суд в удовлетворении заявленного требования отказал по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о ВЭК России он является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.

Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации, о которой говорится в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629, была упразднена Указом Президента Российской Федерации от 30.09.92 № 1148, а вместо нее образован ВЭК России. Упразднение названной инспекции означает исключение наименования "Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации" из структуры федеральных органов исполнительной власти, но не прекращение функций валютного контроля в Российской Федерации.

Использованное в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 название "Инспекция валютного контроля" необходимо понимать как обозначение органа, уполномоченного осуществлять валютный контроль от имени Правительства Российской Федерации. В настоящее время эти функции возложены на органы ВЭК России.

В соответствии с Положением о нем ВЭК России контролирует полноту поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям и привлекает юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.

Из изложенного следует, что органы ВЭК России вправе применять санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629.

4. Государственная налоговая инспекция вправе привлекать к ответственности резидента за незачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке

Государственная налоговая инспекция проверила соблюдение валютного законодательства организацией-резидентом и установила, что она получила валютную выручку за поставку товара на экспорт, однако не зачислила ее на счет в уполномоченном банке. На основании пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" налоговая инспекция применила к резиденту ответственность в виде взыскания в доход федерального бюджета штрафа в сумме незачисленной валютной выручки.

Резидент обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения налоговой инспекции.

Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование по следующим основаниям. Проверка соблюдения резидентом валютного законодательства производилась в тот период, когда ни Закон о валютном регулировании, ни иные законодательные акты не относили государственную налоговую инспекцию к органам валютного контроля. Следовательно, налоговая инспекция не могла применять ответственность за нарушение валютного законодательства.

Апелляционная инстанция решение отменила как принятое с нарушением законодательства, исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 установлено, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках, если иное не разрешено Банком России (Согласно п. 2 Указа в ред. От 15.03.99 № 334 под валютной выручкой понимают все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.). За нарушение этого порядка предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа, налагаемого Государственной налоговой службой Российской Федерации (В настоящее время Министерство РФ по налогам и сборам (п. 1 Указа Президента РФ от 23.12.98 № 1635)).

Указ не связывал эти полномочия налоговой службы с наделением ее статусом органа валютного контроля.

С принятием Закона о валютном регулировании пункт 8 Указа об ответственности за незачисление валютной выручки и уполномоченных ее применять органах не утратил силу. Следовательно, отсутствие у Государственной налоговой службы Российской Федерации статуса органа валютного контроля не затрагивало ее полномочий по наложению штрафа, предусмотренного пунктом 8 Указа.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Не пропустите

;