Валютный контроль участников внешнеэкономической деятельности

Версия для печати

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона РФ от 08.07.99 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР") Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Так как в соответствии со статьей 1 данного закона налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации и валютного законодательства Российской Федерации, следовательно, МНС России осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно через свои территориальные органы, которые имеют право осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Обязанность органов Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществлять контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в РСФСР и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям при проведении проверок деятельности предприятий определена еще пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 30.12.91 N 335 "О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году". И налоговые органы Санкт-Петербурга в рамках своих полномочий неукоснительно исполняют обязанности по валютному контролю участников внешнеэкономической деятельности, руководствуясь статьей 10 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". А именно: - определяют соответствие проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений; - проверяют выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации; - проверяют обоснованность платежей в иностранной валюте; - проверяют полноту и объективность учета и от четности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации; - проверяют обоснованность платежей в иностранной валюте; - проверяют полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Выявленные факты нарушения валютного законодательства фиксируются в актах выездных (камеральных) проверок и к нарушителям валютного законодательства применяются санкции, установленные статьей 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" или пунктом 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимании экспортных пошлин" (далее Указ N 629). Если в ходе налоговой проверки выявлено нарушение, привлечение к ответственности за которое в соответствии с валютным законодательством относится к исключительной компетенции другого органа валютного контроля, налоговый орган в течение 10 дней со дня выявления такого нарушения (первой зафиксированной датой выявления нарушения является дата акта выездной (камеральной) проверки) направляет материалы проверки в уполномоченный орган валютного контроля. <--subtitle-->Основной законодательный акт валютного контроля Правовой основой регулирования валютных операций в Российской Федерации является Закон РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочие и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Наиболее значимые изменения внесены в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон) Федеральными законами: - от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"; - от 31.05.01 N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"; - от 08.08.01 N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования"; -от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях". Что же нового внес каждый из этих законов в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"? <--subtitle-->Закон от 29.12.98 N 192-ФЗ: - сократил со 180 до 90 дней сроки осуществления текущих валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности; - расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации стали относиться к валютным операциям (пункт 7 статьи 1 Закона дополнен подпунктом "г"). Остановимся на таких расчетах. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Центральным банком России. Письмом ЦБ РФ от 22.03.99 N 12-1-3/2025 "По применению ст. 20 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" разъяснено, что порядок осуществления таких расчетов определяется Инструкцией ЦБ РФ от 16.07.93 N 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации", т.е. расчеты должны быть произведены через рублевый счет типа "Т", открытый нерезидентом в банке России. Такие расчеты также могли производиться через рублевые счета "Лоро", открытые банками-нерезидентами в российских банках, как принято международной практикой денежных переводов. Указанием ЦБ РФ от 29.11.00 N 857-У была отменена Инструкция ЦБ РФ от 16.07.93 N 16 и с 8 марта 2001 года вступила в силу новая Инструкция ЦБ РФ от 12.10.00 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам", согласно которой уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте Российской Федерации: - счет типа "К" (конвертируемый счет); - счет типа "Н" (неконвертируемый счет); - счет типа "Ф" (счет физического лица). Расчеты в валюте Российской Федерации по вышеуказанным счетам производятся только по операциям, предусмотренным в приложении N 1 к Инструкции N 93-И, где дан перечень операций, расчеты по которым осуществляются с использованием банковских счетов типа "К", "Н", "Ф", и цифровое обозначение операции. Необходимо обратить внимание, что в пункте 4.7 раздела 3 Инструкции N 93-И установлено, что при осуществлении операций по списанию денежных средств со счетов типа "К", "Н", "Ф" в расчетном документе, представленном в уполномоченный банк, помимо обязательных реквизитов в поле "Назначение платежа" перед текстовой частью проставляется цифровое обозначение операции в соответствии с Приложением N 1 к вышеуказанной Инструкции и состоящий из латинских букв разделительный символ "KNF", который следует без отрыва (отступа) от цифрового обозначения операции. Ответственность за нарушение требований Инструкции N 93-И оговорена в разделе 6, согласно которому резиденты и нерезиденты за нарушение Инструкции несут ответственность в соответствии со статьей 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". <--subtitle-->Закон РФ от 31.05.01 N 72-ФЗ: - закон расширил и конкретизировал перечень переводов неторгового характера, включив их в текущие валютные операции. Этот перечень очень большой и право расширения этого перечня предоставлено Правительству (подпункт "г" пункта 9 статьи 1 Закона изложен в новой редакции); - дал определение понятия "свободно конвертируемая валюта - иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций"; - определил критерии начала и окончания течения срока текущей валютной операции при экспорте товаров, который ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации; - расширил перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые могут осуществляться без ограничений (пункт 2 статьи 6 Закона дополнен новым абзацем). Валютные операции, связанные с движением капитала, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком, и этот порядок установлен в действующем письме Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 "Основные положения о регулировании банковских операций на территории СССР", где в пункте 4 раздела II оговорено, что "все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии Банка России". Без лицензии Банка России юридические лица -резиденты согласно пункту 3 Положения ЦБ РФ от 24.04.96 N 39 "О порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности" (с учетом внесенных изменений и дополнений) осуществляют следующие виды валютных операций по экспорту и импорту товаров в соответствии с заключенными договорами: - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа; - зачисление резидентом сумм в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров. С выходом Указания ЦБ РФ от 08.10.99 N 660-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций" прямые инвестиции не требуют разрешения Банка России; - дополнительно определил конкретные операции, осуществляемые без ограничений, в их числе: - расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать трех лет с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации; - расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пяти лет с даты заключения такого договора; - расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пяти лет с даты его заключения; - переводы физическим лицом-резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом-резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. По данным переводам введен контроль со стороны налоговых органов, так как данные переводы носят уведомительный характер со стороны физического лица, осуществившего перевод, и уполномоченного банка, через который был сделан перевод; - законодательно решил вопрос о сроках выдачи резиденту разрешений, требуемых в соответствии с валютным законодательством. Орган валютного контроля должен выдать резиденту соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ не позднее двух месяцев с даты получения резидентом заявления о выдаче разрешения; - внес изменения в статью 14 Закона, касающиеся взыскания санкций за нарушение валютного законодательства, сроков подачи жалобы на постановление о применении санкций и их рассмотрение, а также сроков и порядка уплаты взыскиваемых сумм. Взыскание санкций за нарушение валютного законодательства с физических лиц производится в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Закон РФ от 08.08.01 N 130-ФЗ установил норматив (50 процентов) обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке России, которая должна быть продана не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной выручки. Закон РФ от 30.12.01 N 196-ФЗ изменил редакцию статьи 14 "Ответственность за нарушения валютного законодательства" Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Новая редакция статьи 14 вступила в силу со дня официального опубликования Закона N 196-ФЗ ("Российская газета" от 31.12.01) и действует с января 2002 года. В соответствии с новой редакцией статьи 14 Закона: 1. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, или нерезидентам, либо для лишения их таких лицензий и разрешений. 3. Все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу настоящего закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий, подлежит взысканию в доход государства. <--subtitle-->Контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров Одним из важнейших вопросов, контролируемых налоговыми органами, является невозврат в Россию валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено Центральным банком РФ. Пунктом 8 Указа N 629 установлено, что экспортная валютная выручка подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ. За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Сумма штрафа поступает в федеральный бюджет Российской Федерации. Из содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации является обязательным условием экспортных операций. При этом экспортер обязан не только зачислить на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации валютную выручку, но и в качестве обеспечения валютной выручки предпринять все необходимые меры для ее получения от покупателя экспортного , товара. Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 15.03.99 N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" под валютной выручкой понимаются все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). . o Применение налоговыми органами штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках в соответствии с пунктом 8 Указа N 629, а также порядок зачисления штрафных санкций оговорены в письме УМНС России по Санкт-Петербургу от 29.03.02 N 16-05/5649, которое опубликовано в настоящем бюллетене. В целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию Инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19 и N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" был установлен порядок контроля за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров. Данная Инструкция действовала до 31.12.99 г. и распространялась на сделки, оплата по которым была предусмотрена в валюте иной, чем российские рубли. С 01.01.2000 г. порядок контроля за поступлением валютной выручки установлен Инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", которая взяла подтаможенно-банковский контроль рублевые сделки. В соответствии с данными Инструкциями экспортеры по своим внешнеэкономическим контрактам стали оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки (ПС) - документ валютного контроля, содержащий все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. <--subtitle-->Контроль за обоснованностью платежей за импортируемые товары Порядок контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров установлен в Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.95 N 30 и 01-20/ 10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары", в соответствии с которой осуществлялся таможенно-банковский контроль до 01.01.2001 г. С января 2001 г. импорт товаров контролируется Инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". В отличие от ранее действовавшей Инструкции в новой Инструкции помимо платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрены платежи в валюте Российской Федерации, а также передача нерезиденту векселя в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации в счет обязательств Импортера по контракту. В соответствии с данными Инструкциями импортеры также оформляют в уполномоченных банках паспорта импортных сделок. С введением таможенно-банковского контроля по экспорту и импорту товаров за нарушение названных Инструкций органами и агентами валютного контроля к участникам внешнеэкономической деятельности стали применяться финансовые санкции. <--subtitle-->Контроль внешнеэкономических сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы По внешнеторговым сделкам, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность), паспорта сделок не оформляются. Из-за отсутствия таможенно-банковского контроля по таким контрактам, недобросовестные хозяйствующие субъекты стали использовать их в "серых" схемах по изъятию денег из бюджета Российской Федерации. Центральный Банк РФ Указанием от 30.12.99 N 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности" попытался взять под предварительный контроль оплату таких контрактов. В соответствии с данным Указанием покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем рынке Российской Федерации для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в Исполняющий банк "Заключения ВЭК" России, подтверждающего обоснованность платежей в иностранной валюте по таким контрактам. Порядок выдачи таких заключений регламентирован Инструкцией Федеральной службы России по валютному контролю и ЦБ РФ от 10.02.00 N 03-26/493 и 88-И "О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности". Однако эти документы не сыграли значительной роли в контроле федеральными органами валютного контроля контрактов, предметы которых не имеют материально-вещественной формы. Управление МНС России по Санкт-Петербургу неоднократно обращалось с рекомендациями о введении паспортизации таких контрактов. Тем более, что с выходом Положения ЦБ РФ от 24.10.2001 N 157-П "О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности" расширен круг валютных операций, связанных с движением капитала, для выполнения которых больше не требуется получения разрешения Банка России. Положение вступило в силу с 29 ноября 2001 года. Перечень случаев осуществления расчетов в иностранной валюте без разрешения Центрального банка России поименован в пункте 2.2 Положения N 157-П. В их числе, помимо оговоренных в Положении ЦБ РФ от 24.04.96 N 39: - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в оплату ранее выполненных работ, оказанных услуг или переданных результатов интеллектуальной деятельности независимо от срока между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств со счета; - перевод комиссионером (агентом, поверенным) на счет комитета (принципала, доверителя) иностранной валюты в счет исполнения Договора, а также перевод комитентом (принципалом, доверителем) на счет комиссионера (агента, поверенного) иностранной валюты для совершения сделки, осуществляемой в соответствии с условиями Договора; - зачисление на счет комиссионера (агента, поверенного) иностранной валюты, полученной в счет исполнения Договора; - расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия Договора. "Льготный" перечень является закрытым. Это означает, что в случаях, не указанных в пункте 2.2 Положения N 157-П, расчеты по таким операциям осуществляются резидентами только на основании соответствующих разрешений Центрального банка России. Согласно пункту 2.4 Положения N 157-П выполнение работ, оказание услуг или передача результатов интеллектуальной деятельности по Договорам подтверждается документами, определенными в Перечне, утвержденном Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации 1 июля 1997 года N 10-83/2508, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 3 июля 1997 года N 07-26/3628, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 9 июля 1997 года N 01-23/13044 (согласован с Банком России 30 июня 1997 года), а также иными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. <--subtitle-->Контроль внешнеэкономических бартерных сделок Порядок осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок регламентирован совместным Положением ВЭК России, МВЭС России и ГТК России от 28 мая 1997 г. N 07-26/3226, N 10-88/2007, N 01-23/10035, зарегистрированным в Минюсте 30.06.97 г. N 1338 "Об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме". Согласно этому Положению в целях организации контроля и учета бартерных сделок российские лица обязаны по каждому бартерному договору оформить в Министерстве внешнеэкономических связей и торговли либо в его уполномоченных органах (в настоящее время в нашем субъекте это Уполномоченный Минэкономразвития и торговли России по Северо-Западному региону (г. Санкт-Петербург, Суворовский пр. 62, контактный телефон 272-77-48)) паспорт бартерной сделки, содержащий необходимые сведения о договоре. <--subtitle-->Привлечение участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Налоговые органы, являясь представителем органа валютного контроля (МНС России), в настоящее время взыскивают штрафные санкции по статье 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. С 1 июля 2002 года взимание штрафных санкций будет производиться в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (введен Федеральным законом от 30.12.01 N 196-ФЗ). Статья 15.25 "Нарушение валютного законодательства" главы 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" нового Кодекса РФ об административных правонарушениях оговаривает суммы штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, а именно: 1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. 2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы дененежных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. 3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортирование работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся предметами административного правонарушения. 4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от- пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц-от четырехсот до пятисотминимальных размеров оплаты труда. Право налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, оговорено статьей 23,60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного налоговые органы субъектов Российской Федерации для осуществления возложенных на них функций и полномочий органа валютного контроля (МНС России) обязаны применять ответственность к резидентам за нарушения ими валютного законодательства в соответствии со статьей 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14,06.92 N 629- <--source-->Заместитель начальника <--source-->отдела налогообложения юридических лиц <--source-->Управления МНС России по Санкт-Петербургу <--source-->В. В. Драко

Показать больше