Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы

В нынешних условиях такой алгоритм действий приобретает новое звучание и актуальность. Современные тенденции в таможенном деле таковы, что осуществляется поиск правовых и организационных основ для создания механизма обязательного досудебного урегулирования споров в области таможенных правоотношений.

Это означает, что если сейчас лицо, чьи права нарушены, вправе не обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов в вышестоящий таможенный орган, а обратиться непосредственно в суд, арбитражный суд, то в дальнейшем ему нужно будет пройти по цепочке: подать жалобу в вышестоящий таможенный орган – дождаться решения – в случае отказа в удовлетворении жалобы подумать о судебных перспективах.

Хорошо это или плохо? Ведь, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ) 1993 года, ведомственное обжалование было обязательной стадией перед обращением в суды. Однако впоследствии законодатель отказался от обращения в вышестоящий таможенный орган как от обязательного досудебного этапа, оставив его в статусе альтернативного.

Попробуем разобраться в нюансах, не навязывая своего мнения.

Во-первых, обязательный досудебный порядок никоим образом не нарушает положения Конституции России в части гарантий права на судебную защиту прав и свобод, о чем еще в апреле 2003 года четко высказался Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая соответствующую норму упомянутого выше ТК РФ. Процитируем высшую судебную инстанцию страны почти дословно: «Предусматривая возможность устранения нарушений уже на стадии досудебного ведомственного контроля, досудебный порядок урегулирования таможенных споров служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод».

Во-вторых, можно для примера обратиться к другим сферам права, например к близкому по духу к таможенному праву налоговому законодательству. С момента введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в нем предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров путем подачи жалоб в вышестоящие налоговые органы.

В-третьих, обязательное досудебное обжалование заложено в одном из основных актов международного права, регламентирующих вопросы таможенного дела. Напомним, что в 2010 году Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в городе Киото, поэтому известна как Киотская конвенция). В ней есть отдельная глава «Жалобы по таможенным вопросам», включающая в себя три положения: в национальном законодательстве предусматривается право на подачу первоначальной жалобы таможенной службе; в случаях отклонения жалобы таможенной службой заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в органе, независимом от таможенной администрации; в последней инстанции заявитель имеет право обратиться в судебный орган.

Таким образом, согласно Киотской конвенции, подача жалобы в таможенные органы – это своего рода первая ступень до обращения в суд. Она является полноправной частью механизма обжалования. Однако пока вопрос об обязательном досудебном обжаловании в области таможенного дела находится в стадии активного обсуждения, напомним о существующих порядке, сроках и преимуществах альтернативного обжалования в вышестоящие таможенные органы.

Обжалование в вышестоящие таможенные органы – это некий институт ведомственного или внесудебного обжалования. При этом следует помнить, что внесудебное обжалование в таможенные органы, о котором мы ведем речь в настоящей статье, ограничено областью таможенного дела. Например, в указанном порядке жалобы подаются на решения по таможенной стоимости товара, по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, действия по выставлению требований об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товара и так далее.

Напомню, что жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных постов и их должностных лиц рассматривают таможни. Жалобы на них, в свою очередь, подаются в региональные таможенные управления (например, в Уральском федеральном округе это Уральское таможенное управление). Жалобы на решения, действия (бездействие) любых таможенных органов уполномочена рассматривать Федеральная таможенная служба.

Итак, заинтересованное лицо подает жалобу в таможенный орган, вышестоящий по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Можно подать жалобу и в тот же таможенный орган, который принял решение, – он обязан будет сам направить ее в вышестоящий таможенный орган. Уплаты государственной пошлины при ведомственном обжаловании не требуется. Затрат, подобных судебным расходам, лицо не несет.

При этом в законе приведены обязательные требования к форме и содержанию жалобы. Они таковы:

  • жалоба подается в письменной форме;
  • заявитель должен ее подписать собственноручной подписью;
  • к ней прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя (для руководителей и представителей юридических лиц, представителей физических лиц).

Из второго обязательного требования следует очевидный вывод: не стоит обращаться в таможенные органы с жалобами по электронной почте или через официальные интернет–сайты таможенных органов, по факсимильной связи, даже если направляемый в таможенный орган электронный документ является сканированной копией документа, подписанного собственноручно. Для юридических лиц (организаций), обращающихся в таможенные органы с жалобами, есть своя особенность, которая вытекает из третьего вышеупомянутого требования.

Полномочия единоличных исполнительных органов должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. К иным документам относятся приказ о назначении на должность генерального директора, директора хозяйственного общества, президента общества и т. п. либо решение участников (единственного участника) общества. В качестве учредительного документа таможенный орган примет копию устава организации, заверенную надлежащим образом.

Что понимать под иными документами? В качестве таковых принимаются, например, учредительный договор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) с отметкой налогового органа о ее выдаче и со сроком давности не более года. Однако следует помнить, что представление выписки из ЕГРЮЛ возможно в качестве дополнительного документа. Оно не подменяет и не заменяет собой представление копии устава организации и решения участников (участника) общества.

Жалобы могут быть поданы представителями заявителей, в качестве которых могут выступать адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь на основании доверенности. Следует отметить, что доверенность от имени организации подписывается ее руководителем и скрепляется печатью организации (при наличии печати), то же самое касается доверенности от имени индивидуального предпринимателя. Если доверенность выдается от имени гражданина (физического лица), то такой документ недостаточно просто подписать лицу–доверителю. Он подлежит удостоверению нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Кроме того, есть особенность для оформления вышеуказанных доверенностей, пренебрегать которой не следует. Закон гласит: при подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. При отсутствии этого полномочия таможенные органы отказывают представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.

В этой ситуации не спасет даже то, что доверенность составлена очень полно и подробно и в ней присутствуют полномочия на представление интересов во всех государственных и муниципальных органах с правом обжалования, подписания жалобы и так далее. Проще говоря, фразу про «право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела», в том виде, в каком она изложена в статье 39 Федерального закона от 27.11.2010 № 311–ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в доверенности лучше всего процитировать дословно.

Вряд ли вызовет удивление тот факт, что законом установлены сроки для обращения с жалобами в вышестоящие таможенные органы. Главное, что следует помнить: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации, либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законом.

Кому–то, возможно, срок в три месяца может показаться очень коротким. Однако, во-первых, таковы требования закона. Во-вторых, в точности такой же срок для обращения в суды, арбитражные суды с жалобами на решения, действия или бездействие органов государственной власти установлен Кодексом административного судопроизводства и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу обратиться в таможенный орган с жалобой по истечении срока нельзя. Пропуск срока – самостоятельное основание для того, чтобы таможенный орган отказал в рассмотрении по существу самой обоснованной жалобы. Вместе с тем, и это правило имеет исключение, как и в случае со сроками давности при обращении в суды: в случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования он может восстанавливаться по заявлению лица, обратившегося с жалобой, таможенным органом, уполномоченным на рассмотрение данной жалобы.

В этой ситуации необходимо одновременное соблюдение двух условий: наличие заявления лица (в тексте жалобы или в виде отдельного документа) и уважительной причины для пропуска срока. Решение о том, является ли причина уважительной и следует ли восстановить срок для обжалования в конкретной ситуации, принимает таможенный орган.

В завершение добавим про дальнейшее судебное обжалование (если в нем возникнет необходимость). Обжалуя в суд, арбитражный суд первоначальное решение в области таможенного дела после его рассмотрения вышестоящим таможенным органом во внесудебном порядке, гражданам и организациям следует иметь в виду особенность исчисления сроков. По этому поводу Верховный суд России разъяснил следующее: поскольку лицо, избравшее ведомственный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту, период ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа не включается в срок обращения в суд.

Хотелось бы завершить статью советом, который может показаться банальным, так сказать, констатацией очевидного, но практика реальной работы с жалобами показывает, что этот совет по-прежнему актуален: всем заявителям, вознамерившимся обратиться с жалобами в таможенные органы, следует еще раз внимательно ознакомиться с главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311–ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Михаил АЛПЕЕВ,главный государственный таможенный инспектор отдела контроля за соблюдением законности в области таможенного дела Правовой службы Уральского таможенного управления

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Наша группа ВКонтакте:

 
< Ранее  

Комментарии

YANA19042006 27.09.2017

Обсуждение материала Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы
А какой смысл? Если выносится решение, то это как правило, является мнением Таможенного Управления.

ральф 27.09.2017

Ужас, к заявлению нужно еще куча бумаг и заверить их должны правильно и печать поставить( а печати не отменены, как обязательство?). Проще в суд, в транспортную прокуратуру и время не будет потеряно.
Оставить комментарий ›
Разрешайте споры до суда и вне его

Не пропустите

;