Новации валютного контроля

Теперь во внешнеторговом контракте между резидентами и нерезидентами должны быть указаны конкретные сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие фактически является нарушением требований закона и может привести к отказу банком в осуществлении валютной операции по данному контракту

Эта норма закреплена изменениями в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившими в силу с 14 мая 2018 года. Предыдущая редакция документа позволяла резиденту на его усмотрение приводить «ожидаемые сроки» получения выручки или иные обязательства со стороны нерезидента либо вообще их не указывать.
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ уточнены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за валютные правонарушения. Так, за них для должностных лиц не только до 20-30 тыс. рублей повышены штрафы, но и введена ответственность в виде дисквалификации при повторном совершении.

Указанные нововведения направлены на либерализацию требований валютного контроля и уменьшение «документальной» нагрузки на резидента. При этом вводится некоторое ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширяются основания для отказа в проведении валютной операции со стороны банка, увеличивается ответственность за нарушения валютного законодательства.

Напомню, что с недавних пор ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Это право она получила в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300, вступившими в силу с 18 марта 2016 года. До этого в течение 10 лет применение норм российского валютного законодательства определяла ныне упраздненная Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

После получения новых полномочий у ФТС России появилась возможность формировать и отстаивать свою правовую позицию по данному вопросу. Сейчас таможенные органы имеют право не только возбуждать дела об административных правонарушениях (АП), связанных с нарушениями валютного законодательства, но и самостоятельно рассматривать их, причем с применением административного наказания. С недавних пор они уже применяют приведенные выше правовые нормы на практике.

Также отмечу, что в пределах их компетенции на таможенные органы возложена функция по контролю за трансграничным перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и статьей 2 Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19.12.2011.

При этом следует учитывать, что во второй половине 2017 года были приняты два важных нормативных акта в сфере валютного контроля: новая инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И и поправки в Федеральный закон № 173-ФЗ, введенные в силу Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ.

Основным нововведением инструкции Центробанка является отмена паспортов сделок (ПС). На учет ставится внешнеторговый контракт. При этом важное значение приобрела его направленность - на экспорт или импорт, так как порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Теперь импортный контракт ставится на учет, если его цена составляет 3 млн рублей и более, в случае экспорта установлена сумма 6 млн рублей. Кроме того, новой инструкцией отменены справки о валютных операциях.

Далее немного о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Он установлен решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через Таможенную границу Таможенного союза».

Сейчас физлицо может без ограничений единовременно ввезти (вывезти) на таможенную территории ЕАЭС наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США. В этом случае валюта и чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (ПТД) на всю сумму (ввозимых) вывозимых ценностей (статьи 3, 4 Договора).

В зависимости от величины превышения установленной 10-тысячной нормы недекларирование (недостоверное декларирование) считается административным или уголовным правонарушением. Первый вариант применяется, если без декларирования через таможенную границу перемещаются наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на сумму до 30 тыс. долларов. За указанное деяние предусмотрена ответственность по статье 16.4 КоАП РФ. Она влечет наложение административного штрафа, равного от одной второй до двукратного размера незадекларированной суммы наличных денег и (или) стоимости чеков либо их конфискацию.

Если стоимость перемещаемых через границу без декларирования средств превышает 30 тыс. долларов, то за это предусмотрено уголовное наказание. Если не учитывать разрешенный лимит в 10 тыс. долларов, получается, что не декларировались 20 тыс. долларов. Это является нарушением в крупном размере, за что ответственность предусмотрена статьей 200.1 УК РФ. В этом случае размер штрафа составляет от трех до десятикратной суммы незаконно перемещенных средств, или заработную плату, или иной доход осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы до двух лет.

Как известно, чтобы облегчить работу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ФТС России в свое время создала для них на своем сайте «Личный кабинет» с набором различных информационных сервисов. Один из них - «Валютный контроль». Он предназначен для информирования участника ВЭД о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений об оформленных им паспортах сделок и сведений о декларациях на товары (ДТ), направленных в уполномоченный банк.

Сервис позволяет убедиться, что необходимые условия регистрации ДТ (в части валютного контроля) выполнены и информация о ДТ передана в уполномоченный банк. С его помощью также можно своевременно получить информацию о нарушении/возможности нарушения валютного законодательства.

В сервисе можно подать запрос в банк на представление информации о паспортах сделок и ДТ, заверив его электронной подписью. Правомочность пользователя запрашивать указанную в запросе информацию проверяют таможенные органы. Их ответ отображается в списке запросов. Информация о наличии фактов нарушения валютного законодательства поступает в сервис в автоматическом режиме в виде уведомлений от таможенных органов. Дополнительная информация о привлечении участника ВЭД к ответственности за нарушения валютного законодательства содержится в информационном сервисе «Административные правонарушения».

Чтобы иметь возможность пользоваться «Личным кабинетом», участник ВЭД должен пройти регистрацию и иметь электронную подпись.

 
< Ранее  

Комментариев нет

Новации валютного контроля - Практикум

Не пропустите

;