Интересы России на севере Европы: в чем они?

Версия для печати

Есть возможность 'нового старта' в наших отношениях с Финляндией, Швецией, Данией, Норвегией, Исландией и странами Балтии Доклад Совета по внешней и оборонной политике представляет собой попытку рассмотреть основные вопросы взаимоотношений между Россией и странами Севера Европы в широком понимании этого термина (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и в определенной степени Прибалтийские страны) в новой обстановке как в контексте двусторонних отношений, так и в контексте 'Северного измерения' европейской политики и деятельности Европейского союза. Доклад публикуется с сокращениями. Район Севера Европы в последнее десятилетие на фоне быстрых общих перемен на европейском континенте отличается относительно высокой степенью стабильности. Соответственно, граница России на северо-западе остается наиболее спокойной. Это во многом результат конструктивной и взвешенной политики большинства стран Северной Европы, их искреннего стремления к взаимодействию с Российской Федерацией по широкому спектру вопросов. Государства этого региона сегодня сами по себе практически не несут ни военной, ни экономической угрозы интересам России. За последние годы в этих странах почти сошли на нет имевшие ранее в отношении СССР опасения и негативные настроения. Во многом это заслуга тех политиков в странах Севера Европы, которые поняли необходимость окончательно отказаться от подходов времен блокового противостояния. Со всеми странами Севера Европы существует современная договорная база, отвечающая взаимным интересам сторон. Вместе с тем необходимо объективно понимать, что вступление стран Прибалтики в НАТО приведет не только к осложнению отношений Российской Федерации с ними, но и со странами Севера Европы. Этот факт должен в полной степени осознаваться во всех государствах региона. Кроме того, дополнительные трудности могут возникнуть, в частности, с Норвегией и Данией, в случае решения США о выходе из Договора по ПРО и создании соответствующей части инфраструктуры на территории ряда европейских государств, включая упомянутые северные страны. В настоящее время наибольшее внимание целесообразно уделять дальнейшему развитию контактов и связей на региональном уровне, прежде всего российских районов, граничащих с Финляндией и Норвегией. Однако совершенно очевидно, что развитие приграничного сотрудничества наряду с политической поддержкой со стороны федеральных властей требует соответствующего финансирования. Без этого говорить о создании сколь-либо прочной инфраструктуры такого рода связей просто нереально. <--subtitle-->2. Экономическое сотрудничество: перспективы на будущее Страны Севера Европы, прежде всего Финляндия, исторически играли во многом особую роль в развитии отношений Советского Союза с Западом. Сегодня ситуация несколько изменилась, однако регион сохраняет важное значение в экономическом плане прежде всего в силу того, что российско-финская граница является сегодня одновременно границей между Россией и ЕС. За последние годы в целом восстановился объем торговли России с Финляндией, увеличился товарооборот со Швецией и Норвегией. В целом этот объем составляет около 10 млрд. долларов (в основном за счет российско-финских торговых связей). Но, однако, по имеющимся расчетам, он мог бы быть увеличен достаточно существенно при создании соответствующих условий, в первую очередь правовых и организационных. Естественно, что Россия не может быть в полной мере удовлетворена структурой этой торговли, ориентированной по-прежнему преимущественно на поставки из России энергоресурсов и сырья для промышленности стран Севера Европы. Для России весьма перспективным является расширение взаимодействия в области транспорта. Есть потенциальная возможность расширения объема транспортных перевозок через порты северо-запада России и Финляндии в связи с предстоящим созданием системы прямой доставки грузов по железной дороге из Восточной Азии через Республику Корея и в обратном направлении с использованием Транссибирской магистрали. Необходимо обеспечить одновременно участие государств Севера Европы в реализации проекта Северного транспортного коридора (от Норвегии до Урала), который может иметь исключительно важное экономическое значение. В наших интересах значительно активизировать работу по привлечению стран Севера Европы к реализации концепции расширения грузопотоков по Северному морскому пути, где мы имеем поистине уникальный опыт. Одной из традиционных сфер сотрудничества со странами Северной Европы остается рыболовство. Россия заинтересована в сотрудничестве по защите и наращивании рыбных запасов в Баренцевом и Балтийском морях, а также обеспечении сохранения доступа российского рыболовного флота в районы традиционного лова. Сотрудничество в области рыболовства должно получить свое развитие и в рамках контактов с Исландией, где уже есть многолетний позитивный опыт. Из традиционных сфер важно выделить появившиеся в последние годы новые возможности взаимодействия, прежде всего с Финляндией, в деле сохранения лесных массивов и взаимовыгодного развития деревообрабатывающей и бумажной промышленности с использованием новых экологически чистых технологий. Интерес особенного для нашего Дальневосточного региона представляет и взаимодействие с Исландией в сфере хозяйственного использования геотермальной энергии. В рамках сотрудничества со странами Северной Европы для России все большее значение имеет взаимодействие в энергетической сфере. Прежде всего должны быть предприняты шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций в нефтегазовый сектор для освоения, в частности, Харьягинского месторождения и Тимано-Печерского проекта. Особого внимания требует разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, осуществляемая 'Газпромом' совместно с норвежской 'Норск Гидро' и другими компаниями. И Россия, и Норвегия существенно выиграют в долгосрочном плане, если газ займет более существенную позицию на европейском рынке энергоносителей. Обе страны объективно заинтересованы и в координации ценовой политики в энергетической сфере. Одним из наиболее перспективных проектов в этой связи может быть прокладка газопровода с этого месторождения через территорию Мурманской области и Республики Карелия с отводом на Финляндию (и далее через Балтийское море на Польшу и Германию) и восточную Швецию. Этот проект, который может быть достаточно привлекателен как для стран Севера Европы, так и для Европейского союза, способен стать мощным стимулом для развития российского северо-запада. Заслуживает внимательного рассмотрения идея создания в приграничных зонах технополисов, ориентированных на разработку новых перспективных технологий в сфере телекоммуникаций и связи. Качественно новое обустройство российско-финляндской границы на всем ее протяжении (1300 км), которая одновременно является и границей с Европейским союзом, а также границ с Норвегией, Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей, включая, в частности, открытие новых, современных пропускных пунктов, должно дать возможность значительно активизировать экономические связи и объединить в единое экономическое пространство, обладающее серьезным потенциалом, территорию от Баренцева до Балтийского моря. <--subtitle-->3. Экологические проблемы: взаимная ответственность Для стран Северной Европы вопросы экологической политики являются одними из наиболее приоритетных. Это наглядно демонстрируется Швецией, Данией, Норвегией и Финляндией не только в рамках различных региональных и субрегиональных структур, но и Европейского союза. Для России вопросы экологии как в региональном, так и в глобальном аспектах пока, к сожалению, остаются во многом второстепенными, что связано прежде всего с ограниченными финансовыми возможностями заниматься ими в должном объеме. Однако в последнее время на северо-западе России, в том числе в результате целевого использования средств, поступающих из-за рубежа, ситуация начала несколько меняться к лучшему. Ключевая проблема на настоящее время - ядерная и радиационная безопасность на севере России, связанная прежде всего с утилизацией ядерных реакторов списанных подводных лодок, отработанного ядерного топлива, жидких радиоактивных отходов и обеспечением безопасности работы АЭС. В перспективе серьезный вопрос экологической сферы - безопасность добычи нефти и газа на российских месторождениях в Баренцевом море. Это касается прежде всего Норвегии, так как любая масштабная катастрофа подобного рода в этом регионе может нанести непоправимый ущерб российскому, норвежскому и международному рыболовству в этом регионе на многие годы. Для России было бы целесообразно уже в настоящее время начать работу с норвежской стороной по вопросу о создании системы постоянного совместного экологического мониторинга в районе добычи нефти и газа в акватории Баренцева моря и о системе оказания помощи в случае экологических катастроф, связанных с работами на шельфе. Россия, на наш взгляд, могла бы в принципе рассчитывать на поддержку со стороны стран Севера Европы, если бы был поставлен вопрос о списании части внешнего долга России в обмен на широкую реализацию экологических программ России на Кольском полуострове. <--subtitle-->Региональные связи - новая роль Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России, принятая в июне 1999 года, фиксирует четкое намерение работать с Российской Федерацией на федеральном, региональном и местном уровнях в целях содействия развитию политических и экономических преобразований. Российская стратегия в отношении ЕС, принятая весной 2000 года, также отражает стремление к развитию регионального и субрегионального сотрудничества. Развитие региональных и субрегиональных связей в отношениях между Россией и Севером Европы имеет принципиально важное значение как в плане двусторонних отношений, так и в рамках 'Северного измерения'. Оно на деле способно в перспективе привести к качественным изменениям как в экономике северо-западных российских регионов (значительно уступающих по уровню своего развития центральным регионам), так и приграничных регионов Финляндии, Норвегии и отчасти Швеции (например, губернии (ляни) Восточной Финляндии по объему ВНП на душу населения на 20 процентов уступают среднему показателю в Евросоюзе, в то время как в Финляндии в целом ВНП близок к 100 процентам от уровня ЕС). Российская Федерация заинтересована в том, чтобы создать условия на территории Карелии, используя ее транспортную и таможенную инфраструктуры, помогающие продвижению российских товаров из глубинных субрегионов на европейский рынок. Изучения заслуживает и проект создания 'Еврорегиона Карелия' по аналогии с уже созданными 'еврорегионами', действующими на территории стран - членов Европейского союза, в частности на юге Европы. Помимо проектов развития регионального и субрегионального сотрудничества в рамках взаимодействия с ЕС Россия должна продолжать в полной мере использовать возможности, имеющиеся в рамках региональных организаций - Совета государств Балтийского Моря, Cовета Баренцева/Евроарктического региона (в рамках последнего, в частности, действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, энергетике, охране окружающей среды). <--subtitle-->5. 'Северное измерение' Концепция 'Северного измерения', выдвинутая несколько лет назад Финляндией, объективно отражает стремление стран Севера Европы играть большую роль в рамках Европейского союза и Европы в целом, обеспечить политические и экономические условия для динамичного развития этого региона с использованием различных ресурсов. Для стран Северной Европы (даже для не входящей в Европейский союз Норвегии) вопрос о 'Северном измерении' политики ЕС является однозначно приоритетным. Концепция 'Северного измерения' и одобренный 'План действий' в случае последовательной и корректной реализации может дать новые возможности для социально-экономического развития Севера Европы и региона Балтийского моря. Однако пока нужно констатировать, что особого практического движения в рамках 'Северного измерения' не наблюдается, и этот термин остается больше политическим лозунгом, нежели руководством к действию. Интерес России состоит в том, как отмечается в концепции отношений Российской Федерации с ЕС, чтобы 'совместно наполнять практическим содержанием инициативу 'Северного измерения' в развитии европейского сотрудничества. Добиваться ее финансовой поддержки со стороны Европейского союза, привлечения капиталов внеевропейских стран. Способствовать тому, чтобы реализация этой инициативы была бы направлена не только на стимулирование добычи и экспорта сырья, но и на комплексное развитие севера и северо-запада России'. Представляется целесообразным сделать шаги по обеспечению необходимого взаимодействия со Швецией по вопросам будущего 'Северного измерения' с учетом подготовки Швецией полного доклада о политике 'Северного измерения' в июне 2001 года. <--subtitle-->6. Безопасность и политическая стабильность в регионе Север Европы и Балтийское море представляют для Российской Федерации стратегически важную зону с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. Особое значение для обороноспособности России имеет Кольский полуостров и базирующийся там Северный флот, включающий ядерный подводный флот. В целом северо-западный фланг России в настоящее время является, по оценке российского руководства, наиболее безопасным. Опасность возникновения региональных конфликтов, военной конфронтации здесь на настоящий момент минимальна. Однако север Европы по-прежнему остается активным районом деятельности крупных группировок военно-морских флотов и военно-воздушных сил ядерных держав. Вместе с тем следует сказать, что как Россия, так и США заинтересованы в исключении какого-либо негативного развития событий в регионе, и с этой точки зрения Север Европы объективно выступает как сфера конструктивного взаимодействия сторон в рамках российско-американского диалога. Предпринятые Россией в 1997-1998 годах меры по одностороннему сокращению вооруженных сил на северо-западе на 40% способствовали укреплению доверия в регионе. В настоящее время можно констатировать, что в странах Севера Европы более 80% населения не считают Российскую Федерацию источником военной угрозы. Россия была вправе рассчитывать на то, что НАТО последует ее примеру и сократит свое военное присутствие. Но сколь-либо значимых ответных шагов так и не последовало. Более того, к концу 1990-х годов у российских границ появилось новое боеготовое соединение НАТО - объединенный Балтийский корпус. Норвегия отказалась от односторонних ограничений по проведению военных маневров с участием союзников по НАТО восточнее 24-го меридиана. В настоящее время нужно говорить о продолжающемся процессе формирования общей политики в области безопасности стран Северной Европы, что связано прежде всего с произошедшими за последние годы серьезными изменениями в положении ряда из них на международной арене, прежде всего с членством Финляндии и Швеции в Европейском союзе. Россия должна исходить из того, что политика безопасности в этом регионе объективно связана с членством Норвегии, Дании и Исландии в НАТО, а также с увеличивающимся вовлечением Швеции и Финляндии в реализацию программы 'Партнерство ради мира' и в процесс выработки европейской оборонной политики. Ее взаимоотношения в этой области со странами региона в целом во многом будут преимущественно определяться характером взаимоотношений по линии Россия-НАТО, а также с Европейским союзом, но не двусторонними отношениями. Ключевой проблемой, которая может стать основой для определенного политического противостояния России со странами Севера Европы, является проблема расширения НАТО на восток. Страны региона должны осознавать, что принятие в члены альянса государств Прибалтики может привести к тому, что Россия будет вынуждена пойти на меры, которые и с политической, и с военной точек зрения затронут граничащий с Северной Европой северо-запад Российской Федерации. Вопрос о расширении НАТО на восток в определенной степени затрагивает и Финляндию. Дискуссия в отношении того, может ли Финляндия стать членом НАТО и какие для этого есть предпосылки и условия, вот уже несколько лет идет на страницах средств массовой информации страны. Идет достаточно активный обмен аргументами 'за' и 'против'. Официальная позиция руководства Финляндии на настоящий момент достаточно ясна. В правительственных докладах по проблемам безопасности (1995 и 1997 гг.) однозначно констатировалось, что обеспечение безопасности Финляндии не предполагает членства страны в НАТО и Финляндия не испытывает 'дефицита безопасности'. Однако нужно признать, что в последние годы со стороны сил, ориентированных на США и НАТО, усиливается давление в сторону отказа от нынешней политики 'неприсоединения и самостоятельной обороны', которую устойчиво, судя по различным опросам общественного мнения, поддерживают более 80% населения. Но нужно объективно понимать, что с усилением давления в отношении вступления государств Прибалтики в НАТО вопрос о взаимоотношениях Финляндии с блоком будет также активно дискутироваться на национальном и региональном уровнях. Россия не должна оставаться в стороне от этого, четко фиксируя свою принципиальную позицию по данному вопросу. Сохранение политики 'неприсоединения к военным блокам' Финляндии является одной из важных задач российской дипломатии. Дискуссия в отношении возможного членства Швеции в НАТО идет и в этой стране, хотя степень ее активности нельзя назвать высокой, что связано прежде всего с политикой неприсоединения к любым военным блокам. Официальная позиция Швеции, как и Финляндии, пока не дает существенных оснований для ее трактовки или появления сомнений. Но нужно помнить о том, что Швеция расширяет свое практическое сотрудничество с НАТО, а также, что все возрастающая зависимость военноориентированного сектора экономики Швеции от международных корпораций также ведет к определенному сужению рамок военно-политического нейтралитета страны. Ситуация с Норвегией как членом НАТО, имеющим общую границу с Россией и рассматривающаяся (как и ранее) важным элементом военной стратегии НАТО в отношении России более сложна. Не может способствовать укреплению безопасности и доверия отказ Норвегии от обязательств не допускать военной активности с участием иностранных войск восточнее 24-го меридиана в области Финмарк. В результате под прикрытием мероприятий в рамках программы 'Партнерство ради мира' начато проведение военных учений непосредственно у границы Российской Федерации. Решение России воздержаться от участия в учениях 'Баренц пис-99' было логическим политическим шагом. Обоснованную обеспокоенность у России вызывает оперативное использование перемещенной из США в норвежский поселок Варде многофункциональной РЛС, которая может быть использована для обнаружения и разведки пусков российских баллистических ракет наземного и морского базирования. Понятно, что эта станция рассматривается военным руководством США как важный элемент в планах строительства новой системы ПРО. Вызывают вопросы и интенсивное развертывание станций слежения за космической обстановкой и перехвата информации с искусственных спутников Земли на Шпицбергене, а также планы развертывания на архипелаге к 2002 году мощных средств радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения, управления и связи. Россию не может не беспокоить то, что в случае выхода США из Договора по ПРО данные объекты станут существенным элементом в создании Америкой своей национальной ПРО. России, видимо, стоит публично заявить сегодня, что для нее неприемлема линия Норвегии на ее вытеснение со Шпицбергена и ограничение возможностей хозяйственной деятельности под предлогом защиты окружающей среды. Подобные действия Норвегии идут вразрез с положениями международного Договора о Шпицбергене 1920 года. В области политики безопасности Россия не может не замечать и того, что в диалоге с Данией по этому вопросу есть определенные проблемы, в том числе связанные и с возможным включением РЛС в Туле в новую систему ПРО США. <--subtitle-->7. Прибалтика: некоторые перспективы Проблема Прибалтики (в широком смысле слова) исторически составляла важную часть взаимоотношений стран Северной Европы сначала с Советским Союзом, а затем и с Российской Федерацией. От ее решения (как в рамках двусторонних отношений, так и в общеевропейском контексте) во многом зависит политический климат не только в данном регионе, но и в Европе в целом. В отличие от руководства собственно Прибалтийских государств в странах Северной Европы как на политическом, так и на общественном уровне в настоящее время доминирует понимание того, что Российская Федерация не является и не будет являться источником военной угрозы для суверенитета и территориальной целостности Прибалтики. Вместе с тем существует определенное понимание того, что возможное вступление государств Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО может спровоцировать ответные вынужденные, возможно, достаточно жесткие меры со стороны России, которые могут оказать негативное воздействие на социально-экономическую и политическую обстановку в этих странах, ослабят их внутреннюю стабильность. Идут одновременно два процесса. С одной стороны, налицо попытки ускорить процесс присоединения Прибалтики к НАТО (наиболее активную и целеустремленную позицию здесь занимает Дания), с другой - есть, например, стремление Швеции и Финляндии убедить руководство, особенно Латвии и Эстонии, в необходимости скорейшей нормализации взаимоотношений с Россией в полном объеме. Нарастает стремление принять все три государства Балтии в ЕС вместо или вместе с членством в НАТО. При этом существует высокая степень единства мнений как внутри стран Севера Европы, так и между ними и Российской Федерацией в отношении того, что в отличие от членства в НАТО участие Прибалтийских государств в Европейском cоюзе является фактором, который при должной подготовке будет политически и экономически выгоден всем сторонам. Однако нужно объективно понимать, что в долгосрочном плане интерес стран Северной Европы сегодня может быть оценен (хотя не всегда декларируется многими политиками в открытой форме) как стремление постараться в итоге обеспечить участие Литвы, Латвии и Эстонии как в ЕС, так и в НАТО и одновременно не допустить какой-либо жесткой реакции России в отношении членства в последней структуре. Россия заинтересована в том, чтобы решение в отношении членства государств Балтии в НАТО было бы отложено на как можно более отдаленный период или снято вообще. Понимая, что страны Северной Европы имеют весьма ограниченные возможности влияния на решение о членстве стран Балтии в НАТО, все же нам целесообразно использовать в максимальной степени конструктивный подход тех сил в этих государствах, которые понимают всю опасность возможных последствий решения о вступлении государств Прибалтики в НАТО для двусторонних и многосторонних взаимоотношений с Россией. Понятно, что вступление в НАТО в лучшем случае заморозит начавшийся процесс улучшения отношений России и стран Балтии. Россия будет вынуждена, в частности, начать процесс пересмотра приоритетов в области транспортной политики. Возрастающая доля грузов пойдет тогда через более надежные коридоры в Ленинградской и Мурманской областях, которые давно ратуют за такое перераспределение. <--subtitle-->8. Калининградская область - пути возможного развития На протяжении всех последних лет со стороны стран Севера Европы последовательно проявлялся значительный, порой даже чрезмерный интерес в отношении ситуации в Калининградской области и перспектив ее развития. Достаточно сказать, что в прессе стран региона за последние шесть лет появилось более пятисот статей и материалов, так или иначе затрагивающих проблемы Калининградской области. Наибольшую активность проявляют Дания, Швеция, Польша и Литва, а также Германия. В последние два года появился и более практический интерес к вопросу о будущем Калининградской области со стороны собственно руководства Европейского cоюза. В концентрированном виде можно выделить наиболее существенные общие элементы подхода стран Севера Европы к Калининградской области: Россия должна использовать все преимущества положения Калининградской области для ее всестороннего развития, и это геополитическое положение должно рассматриваться как дополнительная возможность конструктивного развития отношений с Европейским cоюзом; важно понять, каким может быть статус Калининградской области в рамках Российской Федерации (т.е. может ли идти речь об изменении существующего сегодня статуса) и будет ли далее работать в регионе законодательство России, позволяющее обеспечивать нормальное экономическое взаимодействие с областью стран Балтийского моря и Севера Европы; решение проблем Калининградской области зависит прежде всего от самой России, от степени взаимодействия федеральных и областных властей; вопросы будущего развития области должны быть составной частью диалога между Российской Федерацией и Европейским cообществом, а также между Российской Федерацией и НАТО; Калининградская область не должна быть зоной, в которой может наращиваться военный потенциал Российской Федерации. Она должна при любых обстоятельствах оставаться зоной, свободной от ядерного оружия любого типа. Калининградская область рассматривается зарубежными партнерами России как часть 'Северного измерения', и соответственно Россия объективно заинтересована в том, чтобы в должной мере использовать те возможности, которые потенциально существуют в рамках реализации различных программ социально-экономического характера. Речь должна прежде всего идти о проектах, которые могли бы обеспечить перспективное технологическое развитие области, создать в ней новые рабочие места и производство, способное выводить на рынок прежде всего Европейского cоюза конкурентоспособные товары. Ситуация с Калининградской областью в связи с грядущим расширением ЕС будет в значительной степени проверкой степени конструктивности в отношениях между Российской Федерацией и Европейским cоюзом, поскольку это один из наиболее важных практических вопросов, требующий конкретных договоренностей и соглашений уже в самое ближайшее время. Россия должна здесь занимать четкую и последовательную позицию, добиваясь учета своих интересов в полном объеме. Объективно заинтересованность в урегулировании имеющихся вопросов у стран Севера Европы (а также Польши) весьма высока, и это обстоятельство было бы важно использовать российской стороне в полной мере. Принципиально важно для перспектив экономического развития Калининградской области и привлечения масштабных инвестиций, в том числе из стран Севера Европы, обеспечить последовательное выполнение российского законодательства в Калининградской области с учетом ее особенностей в новых условиях. С учетом различных мнений, высказывающихся как в странах Севера Европы и Балтии, так и в России, нельзя полностью исключать того, что возможным вариантом, который может появиться в целях обеспечения всесторонней стабильности региона, будет придание Калининградской области в новых условиях специального статуса 'федеральной земли в составе Российской Федерации' с прямым управлением из Москвы. Дискуссия на эту тему, если мы действительно хотим сохранить Калининградскую область в составе России (а там уже выросло новое поколение, которое никогда (!) не видело 'большую землю', хотя посещало, и не раз, например, Польшу или Германию), может и должна иметь место, по крайней мере на уровне общественности. Появившаяся недавно в качестве зондажной инициативы Брюсселя идея о том, что Калининградская область могла бы стать ассоциированным членом Европейского cоюза, потенциально имеет право на существование, но должна восприниматься Россией с определенной настороженностью. Ее механическая реализация без создания защитных политических и экономических механизмов (например, типа того, о котором говорилось выше) может просто привести к фактическому отрыву области от России и перехода контроля над ней в чужие руки. Нельзя исключать того, что можно было бы постараться выработать своего рода специальное многостороннее соглашение по развитию Калининградской области (Россия + ЕС + Норвегия + Исландия + страны Балтии - пока они не члены ЕС), в котором определить важнейшие программы и проекты и степень экономического участия каждой из сторон. <--subtitle-->* * * Политики стран Севера Европы сегодня весьма хорошо понимают приоритетность поддержания диалога с Россией именно в таком ключе, когда возможность появления взаимных озабоченностей была бы сведена до минимума. Сочетание целого ряда благоприятных факторов позволяет говорить о возможности 'нового старта' в наших отношениях. Необходима ревизия и расширение имеющихся сфер сотрудничества, поиск и нахождение новых. Совет по внешней и оборонной политике благодарит руководство Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской и Мурманской областей, а также Республики Карелия, МИД Российской Федерации и другие ведомства за предоставленные материалы и высказанные рекомендации и предложения. В число авторов доклада вошли представители некоторых министерств и ведомств. Они воздержались от упоминания своих имен в числе авторов, но мы хотели бы отметить их существенный вклад в деятельность рабочей группы по подготовке доклада и в написание собственно данного документа. <--autor-->Независимая газета <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше