Ванинские миллионы плывут мимо казны

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Сквозь пальцы главы ГТК проходят десятки тонн импорта, с которых казна не получает положенных сборов

Что за цифрами?

Глава ГТК Михаил Ванин очень высокого мнения о себе, любимом, и своей работе на таможне. Что ни месяц - его отчеты о трудовых достижениях вверенного ему ведомства звучат все громче. Еще месяц назад этот чиновник утверждал, что таможенная служба дает прибавку в российский бюджет более чем в миллиард долларов ежемесячно. Но в юбилейном интервью одной из столичных газет главный российский таможенник превзошел сам себя: по случаю праздника Ванин заявил, что ГТК теперь собирает аж по 1 миллиарду 600 миллионов долларов таможенных пошлин. Короче, как в пародийной песенке Ножкина - "догонять, перегонять, честь мундира не ронять. Чтоб до крови, чтоб до пота, чтоб работать и работать. И давать, давать, давать, чтобы ОТРАПОРТОВАТЬ!" Однако в действительности миллионы и миллиарды от господина Ванина никакие не "зеленые". Они не имеют цвета, поскольку на поверку оказываются всего лишь хорошо надутыми. Это подтверждается, например, проверками аудиторов Счетной палаты РФ, которые отыскали в деятельности ГТК столько значительных нарушений закона, что за расследование "достижений" таможенного начальства была вынуждена взяться Генпрокуратура.

Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам от внешнеэкономической и международной деятельности ГТК России по итогам 2000 года составили 340490,9 млн. рублей, или 119,2 % от годового бюджетного назначения. Такие данные приводятся в документе Счетной палаты по контролю за группой доходных и расходных статей федерального бюджета в сфере внешнеэкономической и международной деятельности этого ведомства. Велика ли в этом заслуга ГТК?

Решающим фактором, по мнению аудитора СП Ножникова, повлиявшим на перевыполнение федерального бюджета по доходам от установленного задания, явился рост экономики, сориентированной на экспорт, а также рост цен на газ, нефть и нефтепродукты.

В то же время в ходе проверки полноты и своевременности начисления и перечисления в доход федерального бюджета таможенных платежей и акцизов от участников ВЭД через уполномоченные банки ГТК России в Энергетической и Домодедовской таможнях, Дагестанском ТУ и других подразделениях, а также при анализе законности и обоснованности расходов федерального бюджета на содержание таможенных органов выявлено, что ГТК России официально не установил для своих подразделений особенности правового регулирования режимов "экспорт" и "транзит" в целом и режима "экспорт" и "транзит" по прохождению нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Потери от этого немалые.

Тематическая проверка в Минэкономики России, ОАО "Гармония", Московской южной таможне, ТЭЦ-22 (филиал ОАО "Мосэнерго") показала, что решения Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации по наделению поступающих грузов статусом технической помощи принимались без наличия установленного кворума голосов. Отнесение грузов, поступающих из-за рубежа, к технической помощи и ее освобождение от уплаты таможенных пошлин и других платежей в федеральный бюджет не правомочно.

В результате проведения контрольно-ревизионных мероприятий Счетная палата установила, что во внешнеэкономической деятельности федеральному бюджету нанесен ущерб в размере 29872,0 млн. рублей, в том числе 9664,9 млн. рублей, $577,8 млн. и 328,6 млн. немецких марок. В правительство направлено обращение о принятии на уровне федеральной исполнительной власти действенных мер по возмещению в федеральный бюджет финансовых средств в объеме установленного ущерба.

Кроме того, если обобщить полученные результаты, то вывод неутешителен: излишние препоны на пути иностранных инвестиций, чинимые таможней, отпугивают цивилизованный бизнес от России.

Золотые кредиты

При тематической проверке погашения денежных, товарных и "золотых" кредитов, предоставленных Гохраном России предприятиям, и оценке состояния задолженности федерального бюджета перед золотодобывающими предприятиями установлена просроченная задолженность по "золотым" кредитам и непогашенным авансам в количестве 31 тонны золота, алмазного сырья и ценностей на сумму $185,5 млн. (5,2 млрд. рублей). В частности, установлено, что в связи с отсутствием необходимого контроля за целевым использованием и своевременным возвратом средств федерального бюджета в бюджет не возвращены средства, полученные Республикой Саха (Якутия) в виде "золотых" кредитов, алмазного сырья и иностранной валюты в 1992 -1999 годах. В целом ущерб, нанесенный федеральному бюджету по непогашенным "золотым" кредитам, денежным авансам, неоплаченному алмазному сырью и невозврату валютной выручки составил 470,1 млн. долларов (13160 млн. рублей).

Потери федерального бюджета от внешнеторговой деятельности ФГУП "Промэкспорт" в связи с отсутствием норматива отчислений доли прибыли в федеральный бюджет составили 18 млн. рублей. Нарушения выявлены также при проверке Минатома России, АО "ОРТ", ФГУП "ВГТРК", -ОАО "Газпром", ФГУП "ГК "Росвооружение", ОАО "НК "Славнефть".

В результате принятых Счетной палатой мер за отчетный период в федеральный бюджет возвращено 40,4 млн. долларов (1125,6 млн. рублей), а также штраф в сумме 1,371 млн. долларов, взысканный за нарушение требований валютного законодательства при исполнении контрактов корпорацией "Росагропромстрой". Проверка корпорация проведена в соответствии с планом работы на 1999 год. Погашена также задолженность МПС России в сумме 39 млн. долларов.

Проблемы с гуманитаркой

Счетная палата, в частности, проверила обоснованность отнесения грузов, поступающих из-за рубежа, к гуманитарной помощи, освобождаемой от уплаты таможенных пошлин и других платежей в федеральный бюджет, и целевого ее использования организациями - получателями медикаментов и медицинского оборудования. Особый интерес вызвали таможенные органы, входящие в состав Центрального таможенного управления ГТК России, - Московская южная таможня, Московская восточная таможня; а также организации - получатели медикаментов и медицинского оборудования в Управлении международной гуманитарной помощи Минтруда России - ГУЛ "Аптечный склад №1" (г. Москва).

По данным ГТК России, за 1998 -10 месяцев 2000 года в качестве гуманитарной помощи ввезено в Россию фармацевтической продукции на 624,7 млн. рублей. Начисленная, но невзысканная в федеральный бюджет ввозная пошлина составила 52,3 млн. рублей, невзысканный налог на добавленную стоимость -131,9 млн. рублей. За этот же период медицинского оборудования в качестве гуманитарной помощи ввезено на сумму 624,8 млн. рублей, условно начисленная ввозная пошлина по нему составила 52,9 млн. рублей, невзысканный налог на добавленную стоимость - 106,5 млн. рублей.

Управление международной гуманитарной помощи Минтруда России, по данным Счетной палаты, не в полной мере осуществляет контроль исполнения правительственных решений и поручений правительственной Комиссии по вопросам гуманитарной помощи по периодичности представления информации в Комиссию. Так, ГТК предоставляет информацию по таможенному оформлению гуманитарной помощи один раз в полугодие, а не ежеквартально, что влияет на оперативность принятия решений Комиссии, при этом показатели форм отчетов ГТК России не представлялись на согласование в Комиссию.

Выяснилось, что с 1998 года не находит своего окончательного разрешения многократно рассматриваемый на заседаниях Комиссии вопрос об упорядочении ввоза в качестве гуманитарной помощи лекарственных средств и их своевременного таможенного оформления.

В результате проверочных мероприятий Московской южной таможни были выявлены 12 случаев нецелевого использования гуманитарной помощи в ГУЛ "Аптечный склад № 1", в том числе из-за списания лекарственных препаратов по актам лечебно-профилактических учреждений в связи с истечением срока годности, остатков просроченных лекарств в лечебно-профилактических учреждениях. Сумма взысканных таможенных платежей составила 40,2 тыс. рублей.

По ряду проведенных проверок выявлены факты попыток ввоза грузов гуманитарной помощи для использования не по прямому назначению, оплаты услуг посредническим организациям с нарушениями действующих правовых норм, а также факты нецелевого использования гуманитарной помощи.

При выборочном анализе отчетов было установлено, что в поступающей в Комиссию информации отсутствуют реквизиты, позволяющие идентифицировать грузы, подтвержденные Комиссией в качестве гуманитарных, с грузами, распределенными конечными получателями, особенно принимая во внимание неоднократное упоминание в различных протоколах одних и тех же доноров и грузополучателей.

Подтверждения Комиссии о признании медикаментов гуманитарной помощью в отдельных случаях по срокам действия не соответствовали разрешениям Минздрава России о допустимых сроках применения лекарственных препаратов в лечебной практике. Срок действия выдаваемых Комиссией удостоверений, подтверждающих принадлежность к гуманитарной помощи товаров любого рода и вида - один год со дня принятия Комиссией соответствующего решения.

Представляется целесообразным при выявлении злоупотреблений ужесточить меры ответственности получателя безвозмездной помощи, предусмотренные статьей 4 Федерального закона, с целью решения основной задачи - доведения направленной дарителем безвозмездной помощи до конечного адресного потребителя, особенно грузов медицинского назначения, в частности, лишать главных получателей прав дальнейшего распоряжения частью грузов гуманитарной помощи, остающейся под таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения.

Проводимые ГТК России проверки целевого использования грузов гуманитарной помощи выявляют случаи нарушений в учете и эффективном использовании гуманитарной помощи, включая примеры ее реализации в целях извлечения прибыли. Кроме лекарственных препаратов Комиссией рассматривались и принимались положительные решения о ввозе в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи медицинских приборов и оборудования.

Принимая во внимание высокую социальную значимость вопросов целевого использования получаемой гуманитарной помощи, представляется целесообразным привлечь органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации к проверке ряда грузов медицинского оборудования, получателями которых в протоколах Комиссии указаны учреждения, расположенные в регионах России.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

 
< Ранее  

Комментариев нет

Ванинские миллионы плывут мимо казны - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;