Прощай, старушка из Европы!

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Новые пошлины на подержанные иномарки могут ввести уже с 1 января

Несмотря на задержку "в связи с высокой социальной значимостью вопроса", пошлины на пожилые иномарки будут введены правительством скорее всего уже с 1 января. В новом году картина на авторынке России постепенно начнет меняться. ВАЗ и ГАЗ уже планируют увеличение сбыта, надеются на это и продавцы новых иномарок. Хотя многие торговцы подержанными иномарками, несмотря на нововведения, уверены: их товар продолжит конкурировать с "Ладами" и "Волгами".

Вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на автомашины, срок эксплуатации которых превышает 7 лет, активно обсуждается с осени. Тогда комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при правительстве РФ вплотную взялась за эти "народные автомобили". Первоначально повысить ставки предполагалось с 1 января 2002 г. Но разногласия среди членов комиссии оказались столь велики, что рассмотрение вопроса отложили до конца ноября.

Для введения новых ставок до наступления нового года остается все меньше времени, а глава комиссии вице-премьер Алексей Кудрин пока даже не назначил дату ее заседания. Анонимный представитель аппарата правительства сказал "Фокусу": "Скорее всего комиссия рекомендует правительству повысить пошлины уже с начала следующего года".

Российские автозаводы уже подсчитывают возможную выгоду. Представитель "Ижмаша" сказал "Фокусу", что в случае увеличения пошлин на самые старые и, следовательно, дешевые иномарки продажи его завода могут вырасти на 40% (пока без учета этих перемен планом намечено продать в 2002 г. около 60 000 ижевских машин). АвтоВАЗ проблем со сбытом не испытывает. Недавно на заводе объявили о перевыполнении плана на 2001 г. на 8000 машин (запланированный объем производства в этом году - 753 000 машин) и ввели дополнительную рабочую смену в субботу. Хотя представитель АвтоВАЗа и сказал, что его компании все равно, изменятся ли таможенные пошлины, - в любом случае это позволит чаще поднимать цены на "Лады". А замдиректора по стратегическому развитию ГАЗа Виталий Дурнов отметил, что "производственные планы ГАЗа привязаны только к производственным мощностям" и загружены в следующем году они будут полностью. Это значит, что ГАЗ произведет около 120 000 легковых автомобилей.

Январь - не лучшее время для покупок

Пока неясно, на каком из вариантов повышения пошлин остановятся власти. По разным предложениям ставки на иномарки старше 7 лет должны вырасти в 1,5 - 2,5 раза, что равносильно увеличению стоимости этих машин на 20-100%. Как обычно, лоббисты подобных решений на публике не показываются. Хотя кому это выгодно, очевидно: тут и отечественные автозаводы, и дилеры, торгующие новыми иномарками, и сами иностранные автоконцерны.

По словам того же представителя аппарата правительства, комиссия по защитным мерам во внешней торговле должна "более точно продумать социальные последствия этого решения". После введения новых пошлин, считает он, потребитель сможет выбрать либо новую отечественную автомашину, либо собранную в России иномарку. "Конечно, если кто-то планирует купить иномарку в середине января, то его планы будут нарушены". В случае подписания правительственного постановления в конце декабря (а это вероятно) неизбежен период неразберихи: новогодние праздники продлятся чуть ли не до середины месяца, а там или инструкция по применению задержится, или постановление не успеет дойти. Так что первый месяц нового года может быть неудачным временем для растаможки автомобиля.

После первых же известий о грядущем повышении пошлин рынок забурлил. Как сказал один из администраторов Мытищинского авторынка, "в течение первого месяца после этого известия продажи выросли процентов на 40. Потом все устаканилось и стало как было". Но, по его словам, люди, профессионально занимающиеся пригоном подержанных автомашин, резко увеличили закупки. А вот в компании "Инком-Лада", занимающейся среди прочего торговлей подержанными иномарками, ажиотажа не заметили. "Конечно, по сравнению с прошлым годом спрос вырос вместе с рынком примерно вдвое, - сказал "Фокусу" менеджер по продажам "Инком-Лады". - Но это не связано с предстоящим увеличением пошлин".

Однако люди все равно стали "затовариваться" подержанными иномарками. Импорт легковушек в Россию за 9 месяцев увеличился более чем в два раза. За это время ввоз новых машин, которые не подорожают в следующем году, вырос гораздо слабее - только на 50%. Если бы на людей психологически не давило заранее анонсированное решение правительства, старые машины вряд ли бы расхватывались быстрее новых.

Налог на "безродных космополитов"

Предпочтения населения при выборе автомашин всегда вызывали пристальное внимание государства. Каждый проданный в стране иностранный автомобиль означает сокращение производства внутри страны. Позиция властей проста: цена ввозимых в Россию автомобилей старше 7 лет должна быть уравнена с ценой новых отечественных машин. К примеру, основной задачей Минпромнауки бывший начальник отдела автомобильной промышленности департамента машиностроения Минпромнауки РФ Александр Владимиров называет "лоббирование интересов отечественных производителей. Люди, полагающие, что 10-летний Volkswagen лучше новых "Жигулей", могут заплатить за этот Volkswagen чуть больше". Такой вот косвенный налог на убеждения...

Кстати, помимо повышения пошлин есть еще один способ притормозить поток "старушек из Европы". Речь идет о новых для нашей страны стандартах "Евро-2". В России они уже введены с 1 июня. Эти русифицированные стандарты автомобильной безопасности вошли в ГОСТы серии 41 (под номерами 36 и 49). Ими теперь должны руководствоваться все производители машин и мотоциклов в стране, а также таможенные органы. Коли машина не соответствует требованиям "Евро-2", в Россию ее пускать не должны. Это в теории. Практика, разумеется, богаче. Как заметил "Фокусу" ответственный сотрудник Госстандарта РФ, "это вопрос лояльности к нашей промышленности: закрыть заводы нельзя, значит, нормы нужно вводить постепенно".

Неудивительно, что порядок практического применения "Евро-2" пока не утвержден. Правительство только планирует 13 декабря обсудить вопрос "обеспечения условий для введения в РФ международных требований в области безопасности и экологичности авто- и мототранспортных средств". В подготавливаемом сейчас постановлении будет расписан порядок применения норм "Евро-2" чуть ли не на каждом отдельно взятом предприятии и даны конкретные указания министерствам и ведомствам. А полностью действовать эти стандарты начнут лишь в 2003-2004 гг. "Технически почти все предприятия готовы выпускать продукцию по нормам "Евро-2", - добавляет чиновник Госстандарта. - Но она станет дороже на 20-25%". В Минпромнауки, главном лоббисте машиностроителей, тоже не в восторге от введения "Евро-2". "Только в крупных городах автомобильные выхлопы оказывают заметное влияние на здоровье людей, - говорит Александр Владимиров. - А на бескрайних просторах Сибири выхлопы нескольких десятков тысяч автомашин погоды не делают".

Как ни заманчиво выглядит возможность прекратить ввоз старых иномарок за счет ужесточения экологических требований, но применять их придется и к российским автомобилям. Так что кроме повышения пошлин реальных инструментов для защиты автомобилестроителей у властей нет.

Слегка неновая

Популярность подержанных иномарок базируется на законе рынка: за первые два-три года авто теряет около 30% цены. К примеру, Merсedes E320 1998 г. в Москве можно купить примерно за $30 000 (новая машина стоит больше $60 000).

Везут такие машины и частники, и фирмы. Некоторым из последних основной оборот приносит работа "официальным дилером", а приработок - именно такая торговля. Как сообщил "Фокусу" Олег Романов из Major Auto, от четверти до трети всех проданных этой компанией машин приходятся на подержанные иномарки. Но ввезены они "определенным кругом людей", давними партнерами фирмы. Остальные подержанные машины, по его словам, поступают в торговую сеть Major Auto при комиссионных сделках (большая часть) либо по схеме trade-in. Сдавая машины на комиссию, "люди просто хотят поменять свой автомобиль, но продавать его самостоятельно у них нет времени", пояснил другой менеджер Major Auto. Размер комиссии не устанавливается, но компания забирает все, что превышает цену клиента.

Trade-in подразумевает выкуп у человека машины в момент приобретения им новой. По словам одного из сотрудников отдела комиссии и trade-in Major Auto, в этом случае приобретаемая компанией машина оценивается исходя из ее рыночной стоимости (при ее определении используют данные интернет-сайтов). Потом из суммы вычитается 15-20% на вознаграждение дилеру и $150-200 на диагностику состояния узлов автомашины (дефектовку). Trade-in выходит сервисом удобным и, по словам сотрудников Major Auto, действительно пользуется популярностью. На trade-in приходится около 10% продаваемых компанией подержанных машин. Дальше подержанная машина проходит необходимую подготовку и ремонт, после чего выставляется на продажу. Гарантия на такую машину в среднем составляет 3 месяца, но если машина изначально была в хорошем состоянии, то ее гарантийный срок может быть больше. Проблем с получением страховки на подержанную машину на памяти менеджеров не возникало. Разве что неновые машины оцениваются по каталогам с применением поправочных коэффициентов и оценка может не совпадать с рыночной ценой машины.

Также система trade-in действует у компании "ПеликанАвто", официальном дилере Skoda. Но для ее применения существует ряд существенных ограничений. Выкупать ваш старый автомобиль при покупке нового в компании будут, только если он не старше двух лет и приобретался в самом "ПеликанАвто".

Компания "Инком-Лада" также продает подержанные автомашины, но не старше 3-4 лет. Такое ограничение менеджер по продажам объяснил "Фокусу" предпочтениями клиента. Машины компания закупает на свое имя через собственных агентов в Германии. Потом машины поступают в Финляндию и оттуда - в Россию. В "Инком-Ладе" этот способ доставки объясняют простотой и дешевизной по сравнению с другими вариантами. Список услуг для клиентов достаточно длинный и способен удовлетворить современного покупателя. Так, на машину дают гарантию, в момент продажи ее можно застраховать, зарегистрировать в ГИБДД, установить на ней дополнительное оборудование. Автомобиль даже перегонят по указанному клиентом адресу. Наверное, в этом случае его могут и подарочной ленточкой обвязать.

Совсем неновая

Выбор "сильно подержанных" машин шире и интереснее. Москва и ближайшее Подмосковье являются крупнейшим в стране средоточием авторынков. На втором по величине Мытищинском авторынке в год продается около 20 000 машин. Даже на фоне возросшего в этом году импорта это около 4% всех ввезенных в страну иномарок. А в столице (или почти в столице) расположены также Люберецкий, Тушинский авторынки и рынок "под Коломенским мостом" (он специализируется на торговле японскими машинами). По словам администратора Мытищинского рынка, примерно 30% сделок там приходится на "обезличенные" продажи. Это когда владельцы машин ставят свой транспорт на специальную стоянку, а продажей занимаются сотрудники рынка. По уверениям администратора, владельцы автомобилей ничего за это рынку не приплачивают и сборы с них стандартны: 50 руб. за каждый рабочий день стоянки машины на рынке и 300 руб. по выходным дням. Но желающие могут продавать машины и сами. Хотя все машины продаются в разные сроки, по словам менеджера, при "нормальном" соотношении цены и качества машина уходит за неделю. На рынке также дежурит эксперт-криминалист, который проверяет, не находится ли машина в розыске. Покупатели и продавцы едут на Мытищинский рынок со всей Европейской части страны - из Калининграда, Тулы, Волгограда. Провинциальные же покупатели ищут в Москве более богатый выбор, а продавцы - более богатого клиента. При этом москвичи, по наблюдениям собеседника "Фокуса", чаще приобретают на этом рынке автомобили за $10 000 и дороже.

Машину вообще не обязательно покупать в родном городе. Большой популярностью, к примеру, пользуются автомобильные рынки Прибалтики. Человек, занимающийся продажей машин в Литве, рассказал "Фокусу", что более 90% привезенных в Литву иномарок приобретается покупателями из России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Машины покупают в Германии и везут в Литву на трейлере. За рейс перевозят 5-9 машин, себестоимость транспортировки каждой составляет DM600. На растаможивание 7-10-летней машины уходит немного, где-то $100-120. Доход с одной проданной машины составляет $200-300, но "бывает и больше".

Советы ГИБДД

В любом случае импортированный и проданный автомобиль регистрируется в ГИБДД. База данных содержит сведения о каждом зарегистрированном автомобиле в России. Кузова и двигатели имеют индивидуальные отличия и уникальные номера, а база данных всех разыскиваемых автомобилей ГИБДД давно объединена с аналогичной базой Интерпола. И любой сотрудник ГИБДД легко может запросить сведения о машине и ее владельце прямо со своего поста. Еще VIN автомобиля проверяет таможня, но только при пересечении им государственной границы. В любом случае лучше перестраховаться и при малейших подозрениях не покупать машину "с рук". Если машина угнана, продать ее практически невозможно - в отличие от мошенника вас-то наверняка найдут. Сейчас проверить машину на угон можно только в ГИБДД, но исполнительный директор официального сайта ГИБДД РФ www.gibdd.ru Василий Чучупал обещает скоро открыть возможность поиска VIN в базе данных угнанных автомобилей прямо на сайте.

Что будет дальше

В глаза бросается расслабленность людей, чья работа напрямую зависит от продажи подержанных иномарок. На Мытищинском авторынке торговцы не видят для себя фатальных последствий из-за увеличения таможенных пошлин на старые иномарки. "На очень старые машины цены все равно будут ниже $5000", - уверен администратор Мытищинского авторынка. Зато Европе старые машины не нужны. С 2006 г. по решению Европарламента все тамошние производители обязаны будут бесплатно утилизировать машины своего производства. В такой ситуации российскому правительству впору будет снова повышать пошлины. Ведь продать автомобиль гораздо выгоднее, чем собирать и перерабатывать рухлядь со всей Европы.

Как бы то ни было, иномарки прочно вошли в нашу жизнь. И вряд ли повышение таможенных ставок способно что-то изменить. Легко посчитать, что даже при таможенных сборах на уровне $2 за 1 куб. см объема двигателя очень старой машины сумма сборов не превысит $4000. Значит, иномарки будут стоить практически столько же, сколько и новые отечественные автомобили, и все могут быть довольны. Вот только общий уровень цен (как на наши, так и на не наши авто) поднимется. А в остальном - полная свобода выбора.

Серые дилеры вымирают

Наряду с дилерами новые автомобили ввозят и серые импортеры, не связанные соглашением с производителем. По действующим сейчас правилам официальные импортеры растаможивают автомобили по отпускной цене завода, которая почти всегда значительно ниже рыночной. Так производители пытаются уравнять цены на свою продукцию во всем мире, отчасти компенсировав влияние таможенных барьеров. При оформлении остальных машин таможня применяет цены, указанные в каталогах. А они там заведомо выше оптовых. Серые могут конкурировать с официальной сбытовой сетью, если на отечественном рынке появляется дефицит какой-то модели или существует возможность предложить потребителю более дешевые машины, хотя бы за счет отсутствия затрат на создание сервисной сети. Естественно, компании стремятся бороться с любыми независимыми поставщиками, обещая клиенту бесплатную гарантию, особую комплектацию (под холодный климат, плохие дороги) и т. д. Но тяжелее всего конкурировать серым поставщикам с компаниями, уже наладившими в России сборку своих машин. Немецкой BMW, по словам брэнд-менеджера компании Арсена Балаяна, неофициальные импортеры не доставляют много хлопот. Компания собирает машины 3-й и 5-й серий в Калининграде, и с ней трудно сравниться и по ценам, и по срокам поставки. И все же серым было что ввозить - это дорогую модель BMW X5, квота по которой на Россию была очень мала. В этом случае машины покупались у иностранных дилеров, которые, по словам Балаяна, заказали слишком много X5 и не смогли их продать. В качестве борьбы с такой практикой сервисные центры BMW информируют компанию о VIN-номерах проходящих через них машин. Так как заранее известно, где в мире эти машины проданы официально, то недобросовестные дилеры штрафуются.

VIN - это уникальный номер, который дается автомобилю на заводе-изготовителе. Он содержит информацию об изготовителе, модели, установленном двигателе, годе выпуска. Заносится в базу данных ГИБДД в момент регистрации транспортного средства. При розыске машины этот номер попадает в базу данных разыскиваемых автомобилей. Вместе с VIN также указывается причина розыска. Разыскиваться может не только угнанный автомобиль. Например, бывает, что при разводе муж прячет общую машину, а ее объявляют в розыск. Но если машину найдут, в этом случае ее не будут изымать.

Криминальная привлекательность

С машинами всегда как в рязановском фильме "Берегись автомобиля" - стоит их купить, как они начинают ездить на тебе. Но бывает и хуже. Машину могут угнать, и ездить на ней будут уже чужие люди. Наиболее часто, по словам одного из руководителей Управления ГИБДД Москвы, в столице угоняют дорогие, только что купленные машины Toyota Land Cruiser и BMW X5. Их угоняют только по заказу, увозят из Москвы в глухую провинцию и продают за 50-70% от первоначальной цены. "За Уралом или на Северном Кавказе базы данных ГИБДД на угнанные машины обновляются раз в несколько месяцев, - говорит представитель ГИБДД Москвы. - А потом катайся, пока деньги не кончатся". На втором месте - представительские "Мерседесы" S и E класса, кабриолеты на их базе в возрасте не старше 5 лет. Дальше идут Mitsubishi Pajero и "простые" BMW. Эти машины также угоняют организованные банды под заказ, и найти их сложно. Иномарки среднего класса тоже угоняют, но там и угонщики классом ниже, и стоимость машин не так высока.

Покупателям дорогих иномарок нелишне знать, что за последний месяц Москва пережила взрыв разбойных нападений на водителей. У одних только женщин за полгода с совершением разбойного нападения угнали 26 машин! Если вы недавно купили дорогую иномарку - будьте внимательны! Перед нападением жертву долго "пасут". Угон совершается в момент входа или выхода из машины. Водителя вталкивают на заднее сиденье, отбирают права и ключи, связывают. Потом хозяина оглушают и оставляют где-нибудь в глухих гаражах или за пределами МКАД. "Сейчас похищать людей очень просто, - добавляет собеседник "Фокуса". - Стекла тонированы, да и воры не скупятся на взятки инспекторам". За пределами Москвы машину найти уже очень трудно. По действующим правилам доверенность на управление машиной может быть выписана от руки. Поэтому сотрудники ГИБДД не могут придраться к угонщику - у него на руках права, техпаспорт и заранее подготовленная доверенность.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Прощай, старушка из Европы! - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;