Пора убирать столбы с дороги

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Таможенные ведомства стран-соседей движутся во встречном направлении

Начнем с хорошей новости: уже в нынешнем году должна проводиться единая торговая и таможенно-тарифная политика Беларуси и России в отношении третьих стран. Так прописано в программе действий обоих государств по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Но насколько трудно выполнима эта задача на практике, свидетельствует тот факт, что под Смоленском восстановлены таможенные столбы - с 1 апреля 2000 года Россия начала осуществлять таможенное оформление товаров из третьих стран, перемещаемых с территории Беларуси. Внятного объяснения, как это согласуется с политикой интеграции, до сих пор не получено. Как известно, в качестве ответной меры Беларусь также ввела статистическое декларирование подобных товаров. Каковы же дальнейшие тенденции?

Сегодня уже можно сказать, что они проясняются: на рассмотрение Государственной Думе представлен новый Таможенный кодекс России. Если ориентироваться на послание Президента Путина Федеральному Собранию, то кодекс должен быть принят до конца текущего года. В нем заложены общепризнанные нормы международного права - за основу была взята Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подготовленная в рамках Всемирной таможенной организации.

В том же направлении движется и Беларусь. Начата подготовка к разработке проекта нового Таможенного кодекса, в который войдут и новшества российского законодательства. Конкретный факт: 4 декабря прошлого года Президентом Беларуси подписан закон о внесении дополнений в Таможенный кодекс республики, суть которых - защита прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через границу.

Эти требования соответствуют нормам ВТО, а работу по их реализации белорусские и российские органы выполняют совместно, потому что подходы к этим вопросам в рамках Союзного государства должны быть едины. И в целом, как заявил председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский: "Мы готовы к созданию общего таможенного пространства".

Когда такая готовность основана на единой законодательной базе, заявление звучит более чем серьезно. Становится понятно, что никакие столбы под Смоленском не способны остановить этот прогресс. Ибо существуют общие предпосылки и причины не только для обновления таможенных кодексов обеих стран, но и для дальнейшего их функционирования в одном режиме.

По мнению начальника аналитического подразделения Государственного таможенного комитета Беларуси Александра Петрова, есть по меньшей мере три причины, обуславливающие сближение таможенных политик наших стран и унификацию соответствующей правовой базы. А как результат - и согласование действий на практике.

Это, во-первых, обоюдные планы по вступлению во Всемирную торговую организацию, а значит, и приведение таможенных законодательств в соответствие с требованиями международных стандартов. Так сказать, к единому знаменателю. Во-вторых, сегодня уже все, кто имеет отношение к внешнеэкономической деятельности, пришли к выводу о необходимости прямого регулирования этих отношений нормами кодекса без всяких отсылок к подзаконным актам. А значит, чиновничий произвол и вмешательство, продиктованное чьими-то сиюминутными интересами, сводятся на нет.

Наконец и мы, и россияне вплотную подошли к созданию такой системы таможенного контроля, в основу которой заложен анализ таможенных рисков. Это в корне меняет не только практику, но и философию контроля. Такой контроль не может быть тотальным. В зависимости от того, насколько субъект хозяйствования добропорядочен, и будет решаться вопрос: производить ли таможенный контроль, проверяя все документы и удерживая груз на таможенном терминале, или вести проверку по принципу степени доверия, выборочно? Принцип степени доверия - не наше изобретение, он взят из Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

И уж ясно, что он не может использоваться по национальному признаку, тем более в условиях равенства белорусских и российских субъектов хозяйствования.

Таким образом, причины, по которым сегодня оба государства обновляют таможенные кодексы, являются в то же время и предпосылками более тесной экономической интеграции. Мы идем к открытости не только в рамках Союза, но и с Европой, с миром в целом.

Впрочем, открытость в таможенной политике, максимально отвечающая условиям Всемирной торговой организации, - это одна сторона медали. А другая - это вопрос о защите отечественного производителя. И, наверное, доколь существуют суверенные государства, до тех пор будет сохраняться необходимость разумного баланса открытой и протекционистской таможенной политики. Каким видится нам этот баланс?

Отвечая на этот вопрос, Александр Петров определил действующий сегодня в Беларуси таможенный тариф как защищающий национального производителя. И мнение специалистов таково: присоединяясь к Всемирной торговой организации, государство все же должно учитывать свои интересы. Тем более что в системе норм ВТО достаточно положений, позволяющих принимать ряд защитных мер временного характера.

Ну а в перспективе мы должны все-таки ориентироваться на мировой опыт. Того же Евросоюза, например. Там таможенники не стоят на внутренних границах по той простой причине, что таможенные пошлины, которые взимаются при въезде через первую границу ЕС, идут в консолидированный бюджет Евросоюза. Мы не достигли еще такого уровня интеграции. И чтобы достичь его, нужен качественно новый экономический рост внутри государств. Такой, чтобы государства могли в полном объеме собрать, а граждане хотели сполна платить налоги внутри государства - и налог с продаж, и налог с прибыли... То, что и Россия, и Беларусь стремятся максимально взять налог с перемещаемого товара именно на границе, - следствие и экономической ситуации, и недостаточной законопослушности граждан.

Свои мысли по поводу законодательного оформления единого таможенного пространства Александр Петров подкрепил примером из практики. Через территорию Беларуси проходят три из десяти международных транспортных коридоров. В связи с этим в 1997 году, сразу после создания Союза Беларуси и России, была разработана программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры и пограничных пунктов таможенного оформления на период до 2001 года. Речь идет о восьми автодорожных пунктах пропуска - это практически вся западная граница, через которую перемещается до 95 процентов транспортных средств и товаров, следующих в Россию и обратно через белорусский участок внешней границы Союза. По разным причинам, в основном финансового свойства, дело несколько затянулось. Тем не менее уже сегодня в трех пунктах - Козловичи, Новая Гута, Каменный Лог - работы завершаются. В остальных строительство объектов таможенной инфраструктуры и транспортных развязок, соответствующих международным стандартам, продолжается.

Через несколько лет Союз Беларуси и России будет располагать одной мощной приграничной таможенной инфраструктурой, которая должна содействовать беспрепятственному перемещению товаров в Союзном государстве, а также единой автоматизированной информационной системой. Она объединит информационные ресурсы таможенных служб двух государств.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

 
< Ранее  

Комментариев нет

Пора убирать столбы с дороги - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;