От Сеула до Парижа через Минск

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Нарастает поток грузов по Транссибу

Мои собеседники - первый заместитель начальника Белорусской железной дороги Владимир Жерело и начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности магистрали Александр Станкевич. Разговор с ними был не совсем обычен: начался он в июне этого года на берегах Тихого океана, во Владивостоке, где проходило очередное заседание Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, и недавно закончился в октябре в Минске. Речь шла о международном трансконтинентальном транспортном коридоре "Восток - Запад".

Тогда во Владивостоке Жерело и Станкевич подчеркнули, что Белорусская дорога работает в двух транспортных коридорах: втором Критском в совокупности с Транссибом и в девятом (через Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Болгарию, Румынию и Финляндию).

С воссоединением двух корейских дорог и их выходом на Транссиб второй коридор может удлиниться.

Белорусская дорога находится на стыке с железными дорогами Европы с колеей разной ширины. Потому она стала главным звеном, соединяющим страны Европы с Россией и азиатской частью континента. Сегодня Белорусская располагает необходимым резервом пропускной способности, чтобы обеспечить весь комплекс транспортных услуг в сообщении Восток - Запад - Восток. На переходах белорусско-польской границы создана инфраструктура, способная переработать любые грузы. Перегрузочные мощности магистрали достаточны для увеличения объема перевозок на 70 процентов.

За девять месяцев нынешнего года перевезено более 25 миллионов тонн экспортно-импортных грузов, более 22 миллионов тонн транзитных, что значительно больше прошлогоднего.

Через погранпереходы во втором коридоре дорога передала 3 миллиона 590 тысяч тонн внешнеторговых грузов - почти в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года. Из всей номенклатуры наибольший прирост дала железная руда - на 205 тысяч тонн, цемент - 209 тысяч, каменный уголь - 144, удобрения - 106. Правда, несколько уменьшены перевозки труб, сахара.

В программе развития Белорусской железной дороги до 2010 года особое внимание уделяется новым технологиям. Одна из них - перевозка грузов ускоренными поездами. В последние годы магистраль вместе с партнерами отправляет в ускоренном режиме грузы из Европы в страны Содружества в контейнерных поездах "Восточный ветер", "Содружество" и грузовом "Россия-экспресс". В марте этого года начал курсировать контейнерный поезд "Монгольский вектор", в августе - такой же "Брест - Илецк-1". Контейнеры из Западной Европы накапливаются в Бресте и ускоренными поездами следуют в Монголию, Казахстан, Среднюю Азию. К примеру, от Бреста до Улан-Батора "Монгольский вектор" идет всего восемь суток.

На начало сентября поезда "Монгольский вектор" и "Брест - Илецк-1" перевезли почти 900 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Всего за девять месяцев по ускоренному прямому варианту прошло почти 8 тысяч двадцатифутовых контейнеров.

Для накопления грузов в режиме таможенного хранения построены площадки и крытые склады, выделены контейнеры. В Бресте таким образом можно разместить до 100 тысяч тонн различных грузов. Здесь можно выполнить перегрузку с одного вида транспорта на другой, подготовить к дальнейшему продвижению мелкие партии, отсортировать, на основе дилерских заявок оставить товары на хранение под таможенным контролем.

Нельзя не сказать и о том, что в соответствии с подписанным в апреле этого года правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации соглашением снижены железнодорожные тарифы на перевозки основной номенклатуры грузов между нашими странами. Стоимость перевозок в Россию и из нее по территории Беларуси уменьшилась для сахара, кирпича, плитки керамической и железобетонных изделий на 10 - 40 процентов, для большинства остальных грузов - на 10 - 20 процентов. Исключение составляет довольно дорогая готовая продукция, имеющая небольшую транспортную составляющую в цене.

В рамках единой информационной технологии работы пограничного перехода Малашевиче (Польша) - Брест внедрен электронный документооборот между сопредельными пограничными станциями, благодаря чему уменьшатся задержки вагонов и контейнеров.

Сократить время нахождения транзитных поездов на передаточных станциях помогает упрощенный порядок таможенного оформления грузов, перевозимых из третьих стран в третьи, кроме СНГ. По предложению белорусских железнодорожников и таможенников Совет министров республики продлил эксперимент по упрощенному таможенному оформлению и контролю транзитных товаров. Документом контроля становится дополнительный экземпляр железнодорожной накладной.

За перемещением грузов следит зоркий глаз компьютера. Все это ускорило их продвижение на два-три часа, сократило простои на пограничных переходах не только отдельных вагонов, но и поездов. Благодаря этому появилась возможность привлекать новые грузы и получать дополнительные доходы. Хотя, по мнению моих собеседников, процедура международного таможенного контроля с использованием накладной по международному соглашению о железнодорожном грузовом сообщении требует улучшения.

Чтобы привлечь новые грузы в коридор "Восток - Запад" Белорусская магистраль предложила Польским железным дорогам создать совместное коммерческое предприятие "Пограничный логистический центр". Он должен стать интегрированным посредником между грузовладельцами и экспедиторами, с одной стороны, перевозчиками и пограничными контролирующими органами - с другой. Основным критерием выбора маршрута перевозки для владельца груза является стоимость. Гибкая тарифная политика не может не учитывать многие факторы, такие как тарифные условия на конкурирующих направлениях.

Модернизация на ведущих участках транспортных коридоров должна вестись в ускоренном режиме. Десять лет назад по заданию МПС России институт "ГипротрансТЭИ" выполнил технико-экономический расчет по развитию скоростного движения на линии Москва - Минск - Брест. Через два года институт "Белжелдорпроект" технически обосновал реконструкцию этого направления. Постепенное увеличение скорости движения пассажирских поездов должно было приблизиться к отметке 160 километров в час. В мае 1995 года Россия, Беларусь, Польша и Германия договорились модернизировать участок Берлин - Москва до скорости с той же отметкой - 160 километров в час. "ГипротрансТЭИ" вместе с "Белжелдорпроектом" разработали условия для скоростного движения на главном направлении Москва - Минск - Брест.

Наконец, Белорусская железная дорога заключила с "Белжелдорпроектом" договор на проектирование скоростной линии от российской станции Красное через Минск до Бреста. Однако это станет возможным только после детального инженерно-геологического обследования земляного полотна, его обустройства и пересечения автодорогами, трубопроводами, после ликвидации разных дефектов. Потребуется усиленный капитальный ремонт пути.

Участок Терюха - Гомель - Жлобин - Минск - Молодечно - Гудогай составной частью входит в транспортный коридор № 9. Здесь проведен капитальный и средний ремонт пути, уложены новые стрелочные переводы, реализован архитектурный проект пункта погранпропуска Гудогай, сдан главный корпус Северного вокзала в Минске, подготовлен перевод грузового движения на электротягу на участке Осиповичи - Молодечно.

Все это - этапы большого пути в модернизации и обновлении дороги для ускоренного продвижения поездов по транспортному коридору "Восток - Запад". И сегодня Белорусская железная дорога гарантирует при перевозках грузов по ее территории главные условия: информацию о состоянии и дислокации поездов в режиме реального времени, в том числе через Интернет, сохранность грузов и сжатые сроки их продвижения, сеть таможенных складов и площадок, перевозки грузов в контейнерах стран СНГ в Западную Европу с перегрузкой на автотранспорт в Бресте и дальнейшим возвратом контейнеров, пропуск специализированных поездов без таможенных деклараций.

Владимир Жерело и Александр Станкевич также выразили согласие по многим вопросам международного транзита, которые поднял в недавнем интервью "Гудку" директор института "ГипротрансТЭИ" Федор Пехтерев. На их взгляд, особенно остро стоит проблема единого оператора в международных транзитных перевозках. Огромные деньги, которые сегодня "проплывают" мимо партнеров-смежников транспортного коридора "Восток - Запад", могут и должны быть заработаны при полном наведении порядка в этом коридоре. От Сеула до Парижа должен всегда гореть зеленый.

 

Комментариев нет

От Сеула до Парижа через Минск - Обзор прессы

Не пропустите

;