Кодекс: новые механизмы таможенного контроля

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Такая форма таможенного контроля, как учет и отчетность, отличается от опыта работы наших коллег в других странах. Зарубежные таможенники используют ее повсеместно, мы - от случая к случаю. Право определять обязательную форму учета для таможенных целей в таможенном кодексе предусмотрено только в случае, когда устанавливаются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для уполномоченных лиц, - так называемых добросовестных участников ВЭД или компаний, попадающих в "белые списки". Для всех остальных лиц правила ведения учета мы устанавливать не можем, но вправе определять параметры отчетности. Если прописать вменяемые правила для представления отчетности, то организации, делающие это регулярно, вынуждены будут вести учет, иначе отчетность сложно сформировать. Новелла ТК заключается в том, что введено право от лиц, пользующихся условно выпущенными товарами (без уплаты налогов), также требовать представления отчетности для таможенной службы. Это касается, например, режима переработки, случаев с грузами гуманитарной помощи.

Большие дискуссии, начиная с Германа Грефа и кончая депутатами, велись по поводу того, насколько подробно должна прописываться процедура проведения таможенного контроля. В конце 90-х годов на высоком уровне витала идея, что весь произвол и прочие негативные моменты, связанные с чиновничьей бюрократией, происходят из-за чрезмерности законодательно закрепленных прав за государственными органами и что целесообразно принимать законы прямого действия с четко прописанными процедурами. Попытка с теми же мерками подойти к таможенному делу не увенчалась успехом. Например, попытка законодательно закрепить частоту проведения таможенного досмотра выглядела абсурдно. Таможенный кодекс исходит из того, что перечисляются исчерпывающим образом формы, сроки, процедуры таможенного кднтроля, максимум "негатива" для проверяемого лица, который может ему правомерно причинить таможенник при проведении таможенного контроля. Нашим основным инструментом является анализ и управление рисками. Мы не можем заранее сказать, что кто-то освобожден от досмотра, также как и констатировать, что будем досматривать каждую третью машину. На самом деле остались те же инструменты, которые работают на основании старой редакции ТК. Некоторые из них изменили свое терминологическое название. Привычный таможенный надзор теперь звучит как таможенное наблюдение. Вместо проверки финансово-хозяйственной деятельности употреблен термин "таможенная ревизия".

Появились дополнительные рычаги, которые мы на сегодняшний момент не имеем. В частности это касается проверки достоверности документов и сведений. Время ее проведения ограничено сроком 1 год после выпуска товаров, а формы проведения совершенно необычны. К ним относятся анализ таможенной статистики и обработка сведений с использованием программных средств. В итоге получается легитимная форма проверки документов и сведений. Теперь Центральное таможенное управление, анализируя базу ГТД грузовых таможенных деклараций) по какому-то отдельному товару, сможет выявить, например, что в течение года на одной из таможен товар классифицировался не по тому коду. Это даст возможность составить соответствующие документы, довзыскать платежи и привлечь таможенника за несоблюдение таможенных правил, в случае если будет установлена его вина.

Закрепленные законодательно право проведение проверки после выпуска и принцип выборочности контроля юридически подтверждают, что факт выпуска, не означает факт окончания проверки. Возникает много споров особенно в судах, когда ответчик не понимает, откуда взялись нарушения, и доказывает, что он прошел документальный и физический контроль, а инспектор проверил и выпустил товар.

По кодексу факт выпуска не означает окончание проверки. И наоборот, то, что от нас сейчас требуют, ускорение таможенных формальностей и упрощение процедур немыслимо без отнесения контроля на время после выпуска товаров. Если товар проверяется только на этапе его нахождения на таможенном терминале, то не о каком ускорении и упрощении речь идти не может. Ускорение заключается не в том, чтобы функцию контроля свести на нет, а в том, чтобы производить постконтроль и выборочность контроля с учетом философии анализа и управления рисками.

Таможенный осмотр и досмотр

В новом ТК разделены два этих понятия. Таможенный осмотр может осуществляться без присутствия уполномоченных лиц, но если они изъявят желание участвовать в осмотре, то имеют на это полное право. При внешнем визуальном осмотре, если не выявлено обстоятельств, которые бы насторожили таможенника, акт может не составляться.

При таможенном досмотре (то есть проверка связана с вскрытием упаковок, грузовых мест и т.д.) составление акта обязательно. Если лицо, обладающее полномочиями, при осмотре попросит составить акт, то его требования должны быть удовлетворены. Например, если в присутствии водителя проверяется целостность пломб на грузовике, то он может потребовать проставить отметку о проведении таможенного осмотра на транспортном перевозочном документе.

Осмотр территорий и помещений

Первичная норма по осмотру территорий и помещений перекочевала и в новый ТК. Если у таможенника есть информация, что в этом сарае лежит контрабандный товар, то, без сомнения, осмотр должен быть произведен. Но лично министр Минэкономразвития обрисовал эту норму следующим образом: в этом случае любой таможенник может придти к нему домой и проверить его шкаф. Одна такая сакраментальная фраза увеличила работу над кодексом на полтора года. Именно статью 375 ТК описывали как нельзя тщательно и "рассматривали под 10 лупами".

Право осмотра осталось, но появилась норма о том, что его проведение в жилых помещениях не допускается, хотя подобная мера уже недопустима по Конституции РФ. Также ограничен круг помещений и территорий, которые могут проверять должностные лица таможенных органов в рамках таможенного контроля.

Ряд руководителей крупных компаний, владельцев супермаркетов специально просили депутатов исключить осмотр территорий и помещений у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Однако депутаты эту норму оставили, и это свидетельствует о том, что они прониклись важностью и необходимостью нашего дела. Осуществлять осмотр помещений в магазинах, на оптовых рынках возможно. Хотя это не таможенная ревизия и не проверка документов, а визуальный осмотр наличия импортных товаров в конкретных помещениях.

Таможенная ревизия

Это понятие сформировалось буквально в последний момент. Проверка финансово-хозяйственной деятельности (постконтроль, постаудит) с точки зрения профессиональных аудиторов и финансистов имеет совсем иное звучание. Подобная позиция была у специалистов из Управления таможенной инспекции. Таможенная ревизия проводится в двух формах: общей и специальной. Общая ревизия отличается от специальной только тем, что при ее проведении нельзя вмешиваться в деятельность предприятия. Общая ревизия может проводиться не более трех дней. Придя на предприятие, таможенник должен четко представлять, какую информацию он должен получить. Он не имеет право препятствовать, мешать нормативной деятельности, налагать аресты, изымать и опечатывать товары, документацию и т.д. Общая ревизия может производиться только у декларантов и импортеров, то есть тех, кто непосредственно представлял документы или заключал внешнеэкономическую сделку.

Специальная таможенная ревизия это некий аналог выездной проверки, которую осуществляют налоговые органы. Все полномочия, которые имеет налоговая служба при проверке (вплоть до инвентаризации товаров), имеют и таможенные органы. В ходе таможенной ревизии можно изымать товары и налагать на них арест.

Наложение ареста

Под арест товары попадают в трех случаях, не требующих серьезной доказательной базы. Во-первых, товары без наличия марок и специальных идентификационных знаков. Во-вторых, товары на которые отсутствуют коммерческие документы и сведения об их выпуске. В настоящее время к таким сведениям в соответствии с законодательством РФ относится счет-фактура. В-третьих, товары, используемые не по назначению, в отношении которых предоставлены льготы по уплате платежей. Это дает возможность таможенным органам реально сместить акцент при проверке товаров на границе и, на оборот, контроль товаров после выпуска.

Отношения с налоговым кодексом. По заключительным и переходным положениям ТК из Налогового кодекса исключены все те статьи, в соответствии с которыми таможенные органы осуществляли налоговые проверки. С 1 января 2004 года таможенные органы осуществляют исключительно таможенный контроль и валютный (в соответствии с законодательством "О валютном регулировании и валютном контроле"). Вместе с тем у таможенников остались полномочия налоговых органов, которые предусмотрены статьей 31 Налогового кодекса, например, проводить инвентаризацию товаров. Эта конструкция оптимальна с точки зрения инструментов как по выявлению нарушений законодательства, так и по принуждению его исполнения.

Экспертиза

Появилась новая глава "Экспертиза и исследования в таможенном деле", единственное изменение которой связано с установлением предельных сроков проведения экспертиз. Время ее проведения не может превышать срок временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В прочих случаях можно проводить экспертизу в более длительный срок, предварительно выпустив товар под обеспечение уплаты таможенных платежей. Максимальный срок проведения экспертизы: 6 месяцев в отношении транспортных средств и 1 год во всех остальных случаях.

Учет и регистрация участников ВЭД

Сохранение в каком-либо виде обязательной регистрации участников ВЭД непозволительно с точки зрения обязательств России при вступлении в ВТО.

Таможня не может ограничивать права участников ВЭД по выходу на внешний рынок. Для нас существуют другие инструменты принуждения, такие как штрафы, пени, конфискации и т.д. Тем не менее, определенную регистрацию и накопление информации по лицам таможня может вести исходя из ряда статей ТК.

Статья 387 в разделе "Таможенный контроль" предусматривает, что таможенные органы вправе накапливать информацию по лицам, включающую определенные сведения. Если мы накапливаем сведения о гражданах, то в соответствии с ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" обязательно законом должен быть определен исчерпывающий перечень персональных данных.

Существует статья 27, позволяющая нам вести специальную таможенную статистику. Это любая информация, в любом формате, представляемая при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления.

Статья 131 ТК развернута больше в сторону декларанта. В ней установлено, что если при декларировании представляются документы, которые могут быть использованы при декларировании других товаров (например, учредительные документы), то они подаются один раз. Если лицо желает ускорить таможенные процедуры, то оно может представить их заранее.

Неосторожные приобретатели

Не могу сказать, что эта норма получилась достаточно четкой и можно точно прогнозировать ее будущее практическое применение. Речь идет не только о лицах, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, но и о любых лицах, которые приобрели ввезенные товары в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Предположим, мы обнаруживаем незаконно перемещенные товары у этих лиц, но не можем доказать, что в момент приобретения лицо знало о незаконном перемещении товара через границу. Если лицо знало о правонарушениях, то оно ответственно за уплату таможенных платежей по ТК, несет административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП).

Если в отношении товаров не уплачены платежи или перечислены не в полном объеме, а также не соблюдены нетарифные ограничения в том числе экономического характера), то товары у неосторожного приобретателя (лица, которое в момент приобретения товаров не знало о незаконности ввоза могут быть изъяты, либо на них наложен арест, как при проведении специальной таможенной ревизии.

У лица есть право в минимальной степени выполнить таможенные формальности, а самое главное, уплатить таможенные платежи. Таможенный кодекс предусматривает специальный порядок расчета таких таможенных платежей. Тем самым оборот таких товаров как бы узаконивается. Фактически, товары остаются у неосторожного приобретателя, которые он купил, но готов возместить вред государству, который был причинен при незаконном ввозе этих товаров.

Если лицо отказывается возмещать платежи (единственное ограничение допуска этих товаров на рынок), то тогда есть право (в судебном порядке) взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей. Товары изымаются, продаются, из вырученных средств таможенные платежи перечисляются в федеральный бюджет, а оставшаяся часть возвращается владельцу. Товар изымается из оборота, но владельцу в максимальной степени компенсируется те имущественно-негативные последствия, которые связаны с неосторожным приобретением товара.

Если к товару применяются квоты и запреты на ввоз, а все экономические ограничения не могут быть компенсированы уплатой таможенных платежей, то такие товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда.

Самая распространенная и широко известная ситуация - таможня пропустила автомобиль на границе, а ГИБДД его зарегистрировала, потом через три года выясняется, что он незаконно ввезен. Возникает вопрос: кто должен расплачиваться за автомобиль гражданин или государство?

Лицо, купившее импортный товар в магазине, в том числе автомобиль, не должно страдать, если товар приобретается для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. Если речь идет о предпринимателях, то работают иные схемы. С одной стороны, товар не может находиться в обороте без уплаты таможенных платежей и выполнения нетарифных мер экономического характера.

С другой стороны, к предпринимателю нельзя применить те же меры, которые применяются к импортеру, реально нарушившему законодательство. Поэтому, если лицо приобрело товары и в момент приобретения знало о нарушениях, то оно, безусловно, несет ответственность за уплату платежей, а судьба товаров и мера его ответственности будут решаться в рамках КОАПа. Если же предприниматель не знал о нарушениях, уплата платежей является его правом, которое основано на выборе: либо лицо их платит, либо лишается товаров, получая оставшиеся средства от реализации за вычетом таможенных платежей. Товары, ограниченные и запрещенные к ввозу, обращаются в федеральную собственность в судебном порядке.

Появилась новая статья 392 ТК, которая устанавливает, что все peзультаты таможенного контроля являются такими же доказательствами при рассмотрении суда в рамках уголовного, административного, гражданского и арбитражного делопроизводства.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Кодекс: новые механизмы таможенного контроля - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;