Нашествие иноземцев

<%ARTICLE_ANNOUNCE%>

Российский автопром на пороге нового этапа своего развития. Но это не заслуга отечественных производителей: иностранные автоконцерны один за другим объявляют о производственных проектах в России. Причем среди прописавшихся на российских сборочных линиях иномарок не только американцы, европейцы, корейцы, но даже китайцы. По прогнозам экспертов, уже через два-три года число иномарок, собираемых в России, может сравняться с объемом импортируемых новых автомобилей. Отечественным автозаводам удастся в лучшем случае стабилизировать объемы на нынешнем уровне, и то во многих случаях за счет перехода на сборку иномарок.

Начало года было для отечественных производителей автомобилей нелегким. По данным Росстата, за пять месяцев 2005 г. объем производства легковушек в России снизился почти на 6% до 415 000 штук. Потери понесли все крупнейшие автозаводы. Причина - проблемы со сбытом. "Цена отечественного автомобиля доползла до нижней границы ценового диапазона дешевых иномарок, и отечественные производители начали испытывать трудности с реализацией своей продукции", - говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Одно из наиболее популярных изделий российского автопрома - вазовская "десятка" по стоимости оказалась сопоставима с автомобилем Daewoo Nexia узбекской сборки: осенью прошлого года на вазовских машинах появился новый двигатель, увеличивший их стоимость на 10 000 руб., а с 1 января ВАЗ поднял отпускные цены еще на 2%, рассказали в компании "Автомир". В итоге Daewoo Nexia в базовой комплектации в начале года стоила около $8300, а седан ВАЗ-2110 - около $8250. Это и позволило узбекскому Daewoo отобрать покупателей у российских автозаводов, став, неожиданно для наблюдателей, в I квартале года самой продаваемой иностранной маркой.

Флагман российского автопрома - "АвтоВАЗ" за первые пять месяцев уменьшил выпуск автомобилей на 3,6%, собрав 280 074 легковушки. Из-за снижения спроса предприятию пришлось дважды сокращать план производства на нынешний год - сначала с 730 000 до 700 000 автомобилей, а затем до 694 000-696 000 автомобилей.

Лишь действия дилеров завода, снизивших цену на "десятку" за счет собственной прибыли на 4000-8000 руб., а также возобновившийся рост курса доллара привели к тому, что в мае спрос увеличился, продажи выросли на 14%, и в июне завод вернул отмененные во время сбытового кризиса дополнительные смены.

Нижегородский ГАЗ, по данным компании "АСМ-Холдинг", в I квартале 2005 г. выпустил 10 027 автомобилей, что на 39,7% меньше, чем за аналогичный период 2004 г. Причем, как рассказали "Ведомостям" нижегородские дилеры ГАЗа, снижались в первую очередь продажи легковой "Волги", а коммерческих "ГАЗелей" - держались на прежнем уровне. Весной, чтобы стимулировать продажи, завод снизил наценку на автомобили ГАЗ на 1-1,5% по сравнению с прошлым годом.

"Иж-Авто", в последние четыре года наращивавший производство, за первые пять месяцев года снизил объем производства по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 40% - до 26 242 автомобилей. По данным информагентства Ladaonline.ru, предприятие сокращает выпуск классических моделей LADA. Также в июне было прекращено производство хетчбеков Иж-2126 "Ода". При этом производство универсалов "Фабула" и пикапов Иж-2717 должно сохраниться.

На свободных мощностях Ижевского автозавода сейчас организовывается производство автомобилей корейской модели Kia Spektra, промышленная сборка которых должна стартовать 1 августа 2005 г.

Два российских завода - производителя малолитражки "Ока" в этом году поменяли владельцев. "АвтоВАЗ", владевший Серпуховским автомобильным заводом, продал предприятие своему поставщику - самарской компании "Автоком". Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах перешел от КамАЗа к "Северсталь-Авто". И оба новых владельца вскоре после покупки заявили, что производство "Оки" на этих заводах может быть в будущем прекращено. У малолитражки серьезные проблемы со сбытом. До недавнего времени до 50% продукции этих заводов покупало государство для передачи автомобилей через органы соцзащиты ветеранам и инвалидам. Сейчас эти закупки стали менее масштабными. Правда, празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне помогло производителям "Оки": государство заказало в подарок ветеранам столько автомобилей, что в I квартале СеАЗ увеличил производство почти на 17%. Но праздник прошел, и в июне СеАЗ был вынужден приостановить работу. По информации агентства Autonews.ru, причиной остановки конвейера стало затоваривание складов готовой продукции.

Новые владельцы СеАЗа заявляют, что через несколько лет на заводе может начаться производство новых моделей автомобилей - возможно, в тандеме с иностранным партнером.

"Северсталь-Авто", хозяин ЗМА, иностранного партнера уже нашла: компания намерена начать на площадках завода сборку автомобилей корейской компании Ssang Yong Motor Company.

Однако в конце июня "Ока" все-таки получила шанс остаться на конвейере. СеАЗ и ЗМА выпустили общее заявление о намерении совместно модернизировать малолитражку, усовершенствовав силовой агрегат, тормозную систему, а также проведя ре-стайлинг автомобиля. Итогом этих работ должно стать соответствие "Оки" требованиям "Евро-2".

Нынешний кризис - не первый для российского автопрома.В 1998 г. отечественных автогигантов спас дефолт, благодаря которому цены на их машины снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок правительство остановило повышением таможенных пошлин. Сейчас помощи ждать неоткуда - рубль стабилен, а чиновники не планируют повышения пошлин на иномарки. "Этот год обещает быть непростым для отечественных производителей. На правительство, видимо, полагаться не приходится. С одной стороны, ужесточается конкуренция, с другой - растут издержки, бремя которых не получается переложить на потребителя, так как в этом случае исчезнет основное преимущество российских автомобилей - низкая стоимость", - отмечает аналитик ИК "ФИНАМ" Наталья Кочешкова.

Иностранцев зовут в Россию

Принятые российским правительством в этом году решения свидетельствуют, что чиновники сделали основную ставку на привлечение крупнейших мировых автоконцернов к созданию производства в России. Весной правительство отменило или снизило пошлины на 61 позицию автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, и упразднило таможенные сборы с некоторых видов технологического оборудования для автопрома. Это печальная новость для российских автозаводов. Как полагает Кочешкова из "ФИНАМа", снижение пошлин приведет к упадку российских производителей комплектующих и потере в течение трех-пяти лет 100 000-120 000 рабочих мест и суммы, равной 1% ВВП 2004 г. Возможное после вступления России в ВТО в 2006 г. повышение пошлин на ввоз иномарок с 25% до 35% также преследует цель привлечь на российский рынок иностранных производителей, считает Рубен Манукян, директор отдела маркетинга группы компаний "Независимость". Он напоминает, что после переходного семилетнего периода пошлины должны быть снижены по сравнению с нынешним уровнем.

Надежда умирает последней

Однако, несмотря на складывающуюся ситуацию, существенного падения темпов производства отечественных автомобилей в ближайшие пять лет эксперты не прогнозируют. Манукян из компании "Независимость" предполагает, что объем производства стабилизируется на уровне 980 000-1 млн автомобилей в год. Гендиректор "Автомира" Николай Груздев также считает, что объемы выпуска отечественных автомобилей будут стабильными, а рост рынка будет обусловлен увеличением продаж новых иномарок, в том числе собранных в России.

Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников в интервью "Форуму" заявил, что "АвтоВАЗ" к 2010 г. рассчитывает выпускать 750 000-800 000 автомобилей, т. е. даже увеличивать объемы производства.

Тольяттинский автозавод надеется на свои новинки - "Калину", продажи которой уже начались, и Lada Priora, которая будет производиться в 2006-2007 гг. Цена этих машин составит от $7000 до $9500. Как рассказал "Ведомостям" Каданников, предприятие готовит еще один новый автомобиль класса С в ценовой нише до $10 000. Причем разработка идет сразу в двух вариантах: один вариант автомобиля разрабатывается с помощью стратегического партнера - концерна GM, второй "АвтоВАЗ" разрабатывает самостоятельно, "чтобы можно было выбирать". Правда, производство этой модели в Тольятти может начаться не раньше 2009 г.

Однако Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний "Рольф", крупнейшего продавца иномарок, считает, что отечественный автопром ждет печальная судьба. "Упущено время, когда можно было в России развивать автоиндустрию по успешным китайской, индийской или бразильской моделям", - считает он. Правительство обозначило курс на развитие автопрома через создание иностранными концернами собственных автосборочных заводов или совместных предприятий с отечественными производителями. Это означает, что традиционному российскому автопрому, который страдает от недостатка финансовых ресурсов, от гигантского отставания в технологиях и от крушения надежд на протекционизм, придется столкнуться с невиданной доселе конкуренцией. В условиях, когда заработает конвейер по производству Renault Logan, когда ТагАЗ будет наращивать производство Hyundai Accent, а с востока пойдут новые модели пока неизвестных китайских и, возможно, индийских марок, успех вазовских проектов "Калина" и Lada Priora сомнителен, считает Тараканов.

Догнать и перегнать импорт

В 2004 г. в России было собрано 120 000 иномарок. Импортировано - в два с лишним раза больше. С этого года должен начаться значительный рост объемов сборки иномарок в России, пик которого придется на 2006-2008 гг. По оценке экспертов ИК "ФИНАМ", в этот период темпы роста выпуска "русских иномарок" составят не менее 25-30% в год. А но расчетам Минпромэнерго, выпуск автомобилей на предприятиях с иностранным участием к 2008 г. должен возрасти в два-три раза. Некоторые участники рынка полагают, что это может произойти и раньше.

Рубен Манукян из "Независимости" считает, что объемы продаж новых импортированных автомобилей и иномарок российской сборки сравняются примерно к 2007 г. на уровне более 400 000 единиц - даже без учета Chevrolet-Niva. С такой оценкой согласны Михаил Бахтиаров, президент автомобильного холдинга Major, и Валерий Тараканов из "Рольфа". Самый пессимистичный прогноз у Николая Груздева из "Автомира": он считает, что паритет между "настоящими" иномарками и собранными в России может быть достигнут "лет через пять".

Но в любом случае почти все работающие сейчас в России предприятия по сборке иномарок готовятся к росту.

Первым иностранным концерном, открывшим завод в России, стал Ford. Инвестиционное соглашение с ним российское правительство подписало в августе 1999 г., а спустя три года во Всеволожске (Ленинградская область) было запущено производство, в которое автоконцерн вложил более $150 млн. Ford планирует до середины 2006 г. добавить к ним еще $30 млн, которые пойдут на увеличение производственных мощностей предприятия. Как рассказал в конце июня президент компании Ford of Europe Джон Флеминг, эти инвестиции должны позволить Ford к январю 2006 г. фактически удвоить мощность Всеволожского завода - до 60 000 автомобилей в год. В прошлом году во Всеволожске было собрано чуть меньше 30 000 Ford Focus. В этом году компания планирует произвести здесь 32 000 автомобилей - 24 000 Ford Focus II и 8000 Ford Focus I.

Кстати, российский завод Ford пока не вышел на окупаемость. По оценкам аналитиков, продажа всеволожских Focus принесла компании только 10,5 млрд руб., поэтому американская компания в России зарабатывает на импорте автомобилей, запчастей и на сервисных услугах.

Первое сборочное производство с иностранным капиталом, которое начало получать прибыль в России, - "GМ-АвтоВАЗ". Это совместное предприятие иностранного концерна и тольяттинского автозавода. General Motors и "АвтоВАЗ" владеют по 41,5% акций предприятия, и еще 17% принадлежит ЕБРР. Стартовавший три года назад проект стоимостью $338,2 млн в прошлом году принес совладельцам около $45 млн прибыли. В прошлом году на совместном предприятии проектной мощностью 102 000 машин в год было собрано 55 150 автомобилей Chevrolet-Niva. В этом году начался серийный выпуск модели Chevrolet-Viva на базе Opel Astra. "GМ-АвтоВАЗ" в конце прошлого года объявил о намерении выпустить в 2005 г. 7500 Chevrolet-Viva и 67 500 Chevrolet-Niva. Однако в апреле гендиректор "GМ-АвтоВАЗа" Ричард Свандо сообщил, что в нынешнем году предприятие выпустит около 55 000 автомобилей.

В этом году начинает работать в промышленных объемах СП "Автофрамос", созданное еще в 1998 г. правительством Москвы и Renault на паритетных началах. Сейчас Renault принадлежит уже 76% акций завода. СП собирало автомобили лишь в 2003 г. - тогда с его конвейеров сошли 1343 Renault Symbol, но через год выпуск свернули. Renault начал готовить предприятие к производству автомобиля Logan, специально разработанного для восточноевропейского рынка. Более чем годовая реконструкция "Автофрамоса" обошлась в 230 млн евро. Этой весной Renault приступил к сборке Logan. Гендиректор Renault Луи Швейцер обещает, что ударным для "Автофрамоса" станет следующий год: в 2006 г. завод выпустит 60 000 автомобилей. А если рынок будет развиваться, Renault подумает и о других модификациях Logan или о моделях Nissan, обещает Швейцер. Сейчас Renault разрабатывает универсалы Logan на пять и семь мест, а также пикап.

В этом году должен начаться и полномасштабный выпуск лицензионных KIA Spectra на заводе "Иж-Авто". В 2004 г. предприятие собрало 659 автомобилей KIA Spectra, в этом году, как ожидается, соберет 8000 автомобилей. Планируется, что к 2007 г. объем производства составит 40 000 автомобилей в год.

Крупнейший корейский автопроизводитель Hyundai в России доверил сборку своих автомобилей финансово-промышленной группе "Донинвест". С 2003 г. принадлежащий группе Таганрогский автозавод (ТагА3) собирает Hyundai Accent, а с весны 2004 г. - Hyundai Sonata. В первом полугодии этого года завод выпустил 8988 машин.

Однако Hyundai ищет в России и новые площадки для сборки своих автомобилей. Наиболее вероятным партнером корейской компании участники рынка называют Ульяновский автозавод, входящий в холдинг "Северсталь-Авто". Hyundai ведет переговоры об организации на площадке УАЗа сборочного производства микроавтобусов Starex и внедорожников Terracan. "Hyundai поставила перед собой амбициозную задачу - к 2010 г. стать производителем номер пять в мире по количеству выпускаемых машин. А у России очень большой потенциал рынка", - объясняет активность корейской компании Валерий Тараканов из "Рольфа".

Из производителей автомобилей класса премиум в России сборочное производство есть только у BMW. Оно было открыто в 1999 г. на заводе "Автотор" в Калининграде; сейчас там выпускаются BMW 3-й и 5-й серий. Ксения Климушина из BMW отмечает, что именно открытие сборочного производства позволило BMW в 2002 г. завоевать и с тех пор удерживать лидерство по продажам машин премиум в России (в 2004 г. продан 5001 автомобиль, 2449 из них - калининградской сборки). Ведь разница в цене между автомобилем, произведенным в Калининграде, и ввезенным из Германии, составляет 12%, говорит Климушина.

Немецкий концерн - не единственный партнер "Автотора". В прошлом году калининградское предприятие выпустило более 11 300 автомобилей марки Kia, 120 внедорожников Hummer H2, 433 внедорожника Chevrolet Tahoe и 267 автомобилей Chevrolet TrailBlazer. В этом году "Автотор" рассчитывает как минимум удвоить объемы производства.

Дальше - больше

Прошедший год и год наступивший показывают, что российский автомобильный рынок весьма привлекателен для иностранных производителей. О возможности организации своего производства на территории страны успели заявить мировые автогиганты, до сих пор его не создавшие. Дальше других продвинулась в реализации подобных планов японская Toyota. Тоn-менеджеры Toyota 14 июня заложили первый камень и начали строительство собственного завода в Санкт-Петербурге. Предполагается, что его первая очередь мощностью 20 000 автомобилей в год будет построена к декабрю 2007 г. Инвестиции в проект оцениваются примерно в $250 млн. Toyota будет собирать здесь модель бизнес-класса Camry, продажи которой в России в прошлом году составили 9797 автомобилей. Позднее Toyota планирует увеличить мощности завода сначала до 50 000 автомобилей в год, а позже и до 200 000. "Производя столько автомобилей, мы сможем экспортировать их в Европу, - говорит председатель совета директоров Toyota Motor Хироши Окуда. - Однако, возможно, и российский рынок сам сможет потреблять этот объем". Министр экономического развития и торговли Герман Греф предполагает, что Toyota привлечет в отечественный автопром около $1 млрд. По его подсчетам, помимо инвестиций самой Toyota, еще около $700-750 млн вложат в создание предприятий поставщики комплектующих для ее автомобилей.

Представители Volkswagen недавно подтвердили намерение создать сборочное предприятие в подмосковном Ступине. Этот завод, по информации, полученной от чиновников администрации Московской области, может быть запущен в ближайшие полтора года. В немецком концерне говорят о возможной сборке на нем компакт-вэна Volkswagen Touran. Однако, как заявлял в апреле заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов, в Ступине Volkswagen планирует собирать более дешевые модели - Bora, Pointer и Skoda. Объемы предполагаемого производства и инвестиций представители концерна пока не называют. Хотя информированный источник в Минэкономразвития говорит, что рассматриваемая проектная мощность завода составит около 100 000 автомобилей в год.

Чиновники уверяют, что до подобного решения созрел и DaimlerChrysler. Директор департамента по инвестиционной политике Минэкономразвития Светлана Танеева в июне заявила, что автоконцерн в этом году подпишет инвестиционное соглашение о строительстве в России собственного автозавода. По ее словам, подписание произойдет намного быстрее, чем подписание аналогичного соглашения по Volkswagen. Но она не уточнила место строительства завода и модельный ряд планируемых к выпуску автомобилей.

Менее амбициозные, но гораздо более конкретные планы у корейской Ssang Yong. Она предоставила право на сборку своих автомобилей компании "Северсталь-Авто", которая сейчас устанавливает на приобретенном недавно Заводе малолитражных автомобилей в Набережных Челнах новое сварочное, дополнительное окрасочное и испытательное оборудование, а также сборочный конвейер. Уже в декабре "Северсталь-Авто" начнет собирать здесь внедорожник Rexton стоимостью около $25 000. По словам генерального директора "Северсталь-Авто" Вадима Швецова, в 2006 г. на ЗМА должно быть собрано 4000-7000 таких машин. Кроме Rexton на ЗМА планируется выпуск еще трех моделей Ssang Yong: двух внедорожников и мини-вэна. "Северсталь-Авто" намерена создать на ЗМА мощности для выпуска в общей сложности 80 000 автомобилей в год.

Незапланированными игроками для российского автопрома стали китайские производители. Им явно тесно в Поднебесной: за последние пять лет производство автомобилей в Китае увеличилось с 600 000 до 2,5 млн единиц в год, при том что внутренний рынок не требует такого объема. В июне было объявлено о старте в России сразу двух проектов по сборке китайских машин. Первый проект - совместный челябинского ООО "Уралюжмаш", екатеринбургской "Компании ДДТ" и Бийского котельного завода (БиКЗ). По лицензии китайской корпорации FAW они уже приступили к сборке в Алтайском крае внедорожников и пикапов Tianye Admiral, укомплектованных двигателями объемом 2,3 л и мощностью 140 л. с. По словам гендиректора БиКЗ Дмитрия Фомченкова, партнеры, вложившие в проект около $10 млн, в июле рассчитывают продать первые 50 автомобилей. До конца года будет собрано 800-1000 Admiral, а в 2006 г., когда на предприятии начнется конвейерная сборка, - уже 3000 шт. Партнеры планируют вложить в сборочное производство $80 млн, увеличив в течение трех лет его мощности до 20 000 машин в год. Второй проект стартует в Новосибирске: компания "Трансервис" инвестировала $5 млн в открытие "отверточной" сборки китайских легковых автомобилей Cherry. "Трансервис" планирует собирать две модели Cherry с объемом двигателя 1,6 и 2,4 л. Их цена может составить $8000-12 000. До конца года компания предполагает собрать около 200 машин, а уже через два года - 25 000 автомобилей.

Иностранные автомобили, собираемые на территории России

Компания/Марка

Aвтoвaз-GM/Chevrolet Niva и Viva

Ford Motor Company/Focus

Северсталь-Авто и SsangYong Motor/Rexton

ТагАЗ/Hyundai Accent и Sonata

Автотор/Kia, BMW и Hummer, внедорожники Chevrolet

Автофрамос/Renault Symbol Logan

Иж-Авто/Kia Spectra

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Нашествие иноземцев - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;