На рынке считают, что консолидация рынка будет продолжаться. "Прибыльность дистрибуторского бизнеса неуклонно падает. Если таможня будет продолжать агрессивную политику в области "серого" импорта, а производители и сети будут все возить напрямую, ситуация для них станет еще хуже" Активные действия таможни продолжают способствовать консолидации рынка бытовой электроники. Как стало известно "Бизнесу", один из крупнейших российских оптовиков "Корсо" приобрел крупную дистрибуторскую компанию "МиМ". Причиной продажи стал арест таможней крупной партии принадлежащего компании товара. О том, что "Корсо" приобрел "МиМ", "Бизнесу" рассказал близкий к сделке источник. По словам собеседника "Бизнеса", проблемы у "МиМ" начались еще весной 2005 года. Тогда московский склад компании с товаром на сумму около $10 млн. арестовала таможня. Техника была конфискована и распродана. "Впрочем, владельцам удалось неплохо продать компанию даже в таких условиях", - отмечает источник "Бизнеса", по данным которого сделка была закрыта в июле - августе. По его словам, сумма сделки могла составить стоимость товара "МиМ", который компания не успела ввезти в Москву со своего финского склада (около $15 млн) "плюс несколько миллионов долларов". Попросивший об анонимности топ-менеджер "Корсо" подтвердил эту информацию, однако уточнил, что цена товара, вывезенного "Корсо" со склада "МиМ" в Финляндии, составила $11 млн, а сделка была закрыта около месяца назад. Остальные детали сделки не раскрываются. Связаться с экс-владельцами "МиМ" вчера не удалось. Участники рынка считают, что "Корсо" сделал удачную покупку. "Основная ценность "МиМ" - прямой контракт с Sony на поставку всей аудио- и видеотехники и рядом других вендоров. По категории аудио у них лучше условия", - говорит директор по развитию Агентства мобильного маркетинга Максим Соболев. Кроме того, добавляет он, у "МиМ" есть база региональных клиентов, которых не было у "Корсо". На рынке считают, что консолидация рынка будет продолжаться. "Прибыльность дистрибуторского бизнеса неуклонно падает; если таможня будет продолжать агрессивную политику в области "серого" импорта, а производители и сети будут все возить напрямую, ситуация для них станет еще хуже", - говорит менеджер одной из компаний-дилеров бытовой техники. В результате крупные операторы будут скупать небольшие и средние компании, а сами потихоньку диверсифицировать бизнес, как, например, "Корсо" и "Арконада", которые сейчас сосредоточились на розничных проектах, предполагает собеседник "Бизнеса". Максим Соболев называет сделку "знаком эволюции рынка": "Укрупнение ведущих дистрибуторов электроники и бытовой техники и их диверсификация - необратимый процесс". А президент Ассоциации товаропроизводителей и торговых компаний электробытовой и компьютерной техники Александр Пляцевой отмечает, что из-за активных действий таможни все дистрибуторы закладывают риски в наценку. "В будущем, когда рынок станет полностью законным, дистрибуторам придется работать с более низкой маржой, например, 2%, и тогда маленькие компании потеряют смысл: конкурировать можно будет в основном за счет размера", - рассуждает Пляцевой. *** "КОРСО" - один из крупнейших российских дистрибуторов электроники и бытовой техники. В холдинг входят оптовая компания "Корсо-трейдинг" и розничная сеть "Эксперт", развивающаяся в основном в регионах на основе франчайзинга. Заявленный оборот "Корсо" в 2004 году - $750 млн. Оборот "МиМ" в 2004 году - $250 млн, компания специализируется на крупной аудиотехнике, car audio и телевизорах. <--source-->Мироненко Петр, Бизнес <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований