Дай десять!

НДС забирают из казны за фиктивный, а не настоящий экспорт. Чиновники предполагают, что таким образом государственный кошелек обеднел на 100 млрд руб. только за один прошлый год. А импортные товары, за которые надо платить налог в России, многие предприниматели предпочитают провозить "мимо" таможни или занизив стоимость, от которой и берутся 18%

Всю последнюю неделю перед новым 2004-м годом сотрудники сети столичных супермаркетов "Седьмой континент" переклеивали ценники - в общей сложности надо было заменить более 5000 бумажек. Оторвать подчиненных от предновогодних хлопот руководство магазинов решилось ради общего блага: торговая сеть включилась в акцию "Минус 5%", призванную продемонстрировать депутатам и потребителям пользу от отмены налога с продаж. Но усилия торговцев пропали даром: сбить цены согласились единицы, да и эти 5% быстро съела инфляция. Теперь у них появился шанс поработать с пользой: в Кремле подумывают вновь ввести налог с продаж, но теперь уже навсегда и в два раза больший - 10% вместо 5%. И не ради денег, как после дефолта 1998 г., а из соображений справедливости: нынешний налог на добавленную стоимость, который в конечном итоге тоже платят покупатели, слишком неудобен для компаний, а мошенники, пользуясь лазейками в законе, еще и выуживают часть сборов от него из бюджета. С точки зрения экономики, если отменить 18-процентный НДС и заменить его 10-процентным налогом с продаж, бюджет слегка пострадает, но населению точно не станет хуже. Только вот торговцы из экономических законов прежде всего постигают тот, что велит продавать как можно дороже. И с радостью воспользуются лишней возможностью поглубже залезть в кошельки россиян. Они, сколь бы ни любили теорию, одними расчетами сыты не будут. Суть в том, что НДС платит вся производственная цепочка, то есть, например, и производитель муки, и макаронная фабрика, и оптовый поставщик, и розничный магазин, где кроме спагетти продаются сотни других продуктов. И, разумеется, покупатель тоже, только его об этом, как правило, не предупреждают. Налог просто включается в цену. Потом рассчитывается разница между тем, что заплатила компания своим поставщикам, и суммой, которую она в виде налога накинула на цену своей готовой продукции, - итоговая цифра и является обязательством предприятия перед бюджетом !!!. Но вот экспортерам казна должна возвращать налог полностью - потому что они и так его заплатят в той стране, куда везут свой товар. Именно здесь возникают злоупотребления: НДС забирают из казны за фиктивный, а не настоящий экспорт. Чиновники предполагают, что таким образом государственный кошелек обеднел на 100 млрд руб. только за один прошлый год. А импортные товары, за которые надо платить налог в России, многие предприниматели предпочитают провозить "мимо" таможни или занизив стоимость, от которой и берутся 18%, рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Чем больше воруют, тем жестче реагируют власти - и своими бесконечными проверками доводят добросовестных бизнесменов до белого каления. И еще всячески тянут с возвратом налога. Например, крупнейший в России экспортер табачных изделий - фабрика "Донской табак" - уже полгода пытается получить от своей инспекции даже не деньги, а хотя бы ответ, вернут ли их когда-нибудь. Если налоговики официально откажут, можно будет обратиться в суд, объясняет представитель компании Сергей Сапотницкий. А пока от них ни слуху ни духу, у предприятия зависло $1,5 млн - "сумма ощутимая". Выход, впрочем, незамысловат: "Донской табак" просто поднял цены, хоть Сапотницкий и ворчит, что, мол, заставили. Получается замкнутый круг, разорвать который уже много лет не получается. Налог с продаж, который вместо НДС существует в трех странах (США, Канаде и Японии), кажется руководителю экспертного управления президента Аркадию Дворковичу "несомненно выгодной" альтернативой. Платить такой налог будут только "конечные" покупатели - население, а также госорганы и предприятия, если приобретают товары и услуги не для того, чтобы что-либо с их помощью производить. Это избавляет от необходимости вести сложные зачеты, да и с экспортом все в порядке. Эксперты Центра исследования проблем налогообложения при Финансовой академии подсчитали, что даже если 40% компаний надуют государство с новым налогом, бюджет ничего не потеряет - точнее, недополучит столько же, сколько планировалось при снижении НДС через три года до 13%. Только каким образом налоговики, которые сейчас не в состоянии контролировать самых крупных плательщиков, собираются следить за полумиллионом розничных компаний - основные сборы пойдут от них, - Янину из КонфОП совершенно непонятно. Мелкий бизнес предпочитает не связываться с властью принципиально. Молодой торговец меховыми изделиями Николай вообще сворачивает свое ООО каждый раз, когда приходит время платить налоги, - покупает за копейки другое. Говорит, что большинство его знакомых работает так же: "Посмотрите, сколько в газетах объявлений о продаже готовых компаний с последующей их же ликвидацией!" А ведь когда налог с продаж пытались ввести в дополнение к НДС, Москва обеспечивала треть всех его сборов, а еще 20% - не менее прагматичные Подмосковье и Санкт-Петербург. Так что нынешний настрой продавцов должен бы повергнуть налоговиков в уныние. Но главная опасность, которую предвидят и в Кремле, - что даже те, кто не соизволит платить в бюджет, цены все равно поднимут, и хорошо, если только на 10%. А "исчезновение" НДС, из-за которого по идее все должно подешеветь, бизнесмены "не заметят": спрос может и не увеличиться, так какой резон упускать выгоду, рассуждает менеджер крупного предприятия, выпускающего напитки. По его прогнозу, даже если кто-то честно и перепишет ценники, это "ненадолго". К тому же есть целая армия малых предпринимателей, которые никакой НДС в принципе не платят - вместо основных налогов у них единый платеж, чтобы не тратиться на бухгалтерию. И если к нему добавят налог с продаж, они точно поднимут цены, обещает хозяйка нескольких магазинов одежды в Красноярске Елена Ивановна. Ей-то лично все равно: соберет 10% да отдаст в бюджет, но не всякий покупатель, боится красноярская предпринимательница, на такую наценку согласится. Негативный опыт уже был. В 2002 г. чиновники решили ввести НДС на лекарства, которые ранее, как хлеб и другие товары первой необходимости, этим налогом не облагались. Предусмотрели льготную ставку - не 18%, а 10%. Но за один квартал предприниматели дружно прибавили к своим ценам все 30%, с ужасом вспоминает замглавы налогового департамента Минфина Александр Иванеев. И люди вынуждены были покупать, ведь налоговые новации никак не поправляют здоровье. От жилищно-коммунальных услуг или поездок в общественном транспорте тоже не откажешься, да и сильно монополизированный сектор сотовой связи или строители, уверен Янин, непременно истолкуют введение нового налога как повод взять с потребителя побольше. На какую-нибудь не очень сведущую в налоговых хитростях бабушку аргумент "чиновники подняли налог на 10%" будет действовать "железобетонно", считает Иванеев. Максим Куликов, руководитель группы, которая рассчитывала последствия реформы, не скрывает, что выбор между двумя налогами - это выбор менее страшного из двух зол. Дворкович тоже не строит иллюзий: говорит, что в Кремле "хорошо понимают", сколько проблем возникнет при замене - они могут перевесить любую выгоду. Но, в конце концов, эти проблемы придется решать совсем другой власти. Пока что чиновники затеяли только обсуждение, а сама реформа состоится года через два, то есть уже после президентских выборов. До этого, обещает источник, близкий к администрации президента, придумают, как не обидеть малый бизнес (возможно, снизят единый социальный налог и в принципе отменят все упрощенные системы), и детально "поговорят" с производителями и продавцами. Как вариант - будут постепенно снижать НДС и постепенно, начиная с 1%, вводить налог с продаж. И даже если получится не очень, изменения, проведенные после выборов, повредят только электорату, а никак не власти. Ведь когда в 2004 г. избирателей огорошили монетизацией социальных льгот, ни один чиновник не лишился кресла, напоминает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. А могут, все решив, и передумать: смена власти - всегда передел сфер влияния, и не факт, что новым лидерам захочется трогать в первую очередь именно налоговую систему. <--source-->Екатерина Рогожникова <--source-->"Русский Newsweek"

Показать больше