В единстве законов - сила

Версия для печати

Экономика требует четко определенных, единых правовых подходов, то есть законов прямого действия. Они позволят существенно облегчить решение многих задач, которые тормозятся сейчас из-за различия в национальных законах. От настоящей интеграции выиграют простые люди наших стран. К этому и стремится МПА ЕвразЭС

<--source-->Подписаться на новости TKS.RU

Экономика требует четко определенных, единых правовых подходов, то есть законов прямого действия. Они позволят существенно облегчить решение многих задач, которые тормозятся сейчас из-за различия в национальных законах. От настоящей интеграции выиграют простые люди наших стран. К этому и стремится МПА ЕвразЭС.

Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, оценивая итоги состоявшегося в конце мая в Минске седьмого пленарного заседания Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕвразЭС), подчеркнул, что оно прошло на фоне совершенствования деятельности этой структуры и углубления интеграционных процессов в реальном секторе экономики. Последнее особенно важно, поскольку по сути все межправительственные и межпарламентские организации в СНГ для того и создаются, чтобы реально способствовать росту экономики и благосостояния населения в наших странах. В чем конкретно заключается совершенствование деятельности МПА и когда жители стран "шестерки", входящей в сообщество, почувствуют результаты такой работы? Об этом корреспондент "Парламентской газеты" беседует с ответственным секретарем Бюро МПА ЕвразЭС Петром Зверевым.

- До недавнего времени мы создавали модельные законы для государств - членов ЕвразЭС. К сожалению, модельные законы носят рекомендательный характер и необязательны для исполнения. Они не дают экономикам наших стран того единого правового пространства, работа на котором более эффективна и к которому мы стремимся. Образно говоря, сегодня мы заканчиваем играть по разным правилам. Так в экономике действовать нельзя - воз, как у лебедя, рака и щуки, не сдвинется с места. Экономика требует четко определенных, единых правовых подходов и действий. Убедившись в том, что рекомендательный, а не обязательный характер документов тормозит развитие государств, президенты и парламенты наших государств поручили нам перейти к разработке Основ законодательств, то есть законов прямого действия. Они позволят существенно облегчить решение многих задач, которые тормозятся сейчас из-за различия в национальных законах. От настоящей интеграции выиграют простые люди наших стран. К этому и стремится МПА ЕвразЭС.

Надеюсь, что в ближайшее время Государственная Дума наше решение ратифицирует и из стран, входящих в Евразийское экономическое сообщество, в стороне от этого процесса, но ненадолго пока останется только Киргизия.

<--head-->- Петр Борисович, какие приоритетные задачи стоят перед ЕвразЭС?

- Главные направления развития ЕвразЭС названы. Прежде всего это создание единого таможенного пространства. Без него наладить что-либо общее в наших экономиках невозможно. Мы уже согласовали 65 процентов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, выделив из этого объема наиболее чувствительные, то есть особо значимые для экономики каждого из государств сообщества товарные позиции. По ним унификация ставок будет проведена позднее.

Другим приоритетом признано создание Транспортного союза. Государства - члены ЕвразЭС в силу своего географического положения обладают значительным транзитным потенциалом. Однако сейчас этот потенциал в полном объеме не реализован. Например, объем товарооборота между странами Азии и Европы составляет около пятисот миллиардов долларов, но через территорию стран ЕвразЭС перемещается всего 1, 5 процента этого товаропотока. Согласовав и выработав единые подходы к таможенным правилам и транспортным тарифам, можно будет весь этот поток развернуть и перемещать через страны ЕвразЭС. И не случайно на последней встрече в Минске белорусский президент Александр Лукашенко высказал пожелание, чтобы единые подходы разрабатывались ускоренными темпами. Он привел пример с покупкой зерна в Казахстане. Пока зерно перевозят через Россию в Белоруссию, цена на него увеличивается так, что его выгоднее закупать в других странах. Таким образом, только из-за транспортных тарифов, существующих в России, проигрывают три страны.

Мы порою не столько привлекаем, сколько отпугиваем своей непродуманной транспортной политикой. Это касается не только стран ЕвразЭС. Обратите внимание: никто практически нашим транспортом не возит. Государства Прибалтийского региона, немцы, итальянцы в полной мере используют наши недостатки и осуществляют транзит наших товарных потоков через свои государства.

<--head-->- Чем это можно объяснить?

- Российские тарифы очень высокие, тем не менее при наших налогах российские перевозчики едва сводят концы с концами. Это касается и новой техники, которую использовать невыгодно. Налог на имущество таков, что лучше работать на технике энергоемкой и малопроизводительной, которая имеет нулевую остаточную стоимость. Но автотранспортные перевозки не самый красноречивый пример. А как быть предприятиям, которые работают с "длинными деньгами", то есть имеют долгий производственный цикл? Возьмем авиапром. Там очень "длинные деньги". Получается, что мы неконкурентоспособны по определению. Доля стоимости перевозок в себестоимости товара во всем мире составляет не более 6-8 процентов, у нас же - 10, 15 и даже 30 процентов. Та же ситуация с энергоносителями. В них ее доля должна быть на уровне 5-7 процентов, но у нас она порой зашкаливают за 40. И это в стране, которая эти ресурсы добывает! Конечно же, с этим мириться нельзя. ЕвразЭС и создано для этой цели - сделать так, чтобы государства сообщества были не только привлекательными, но и конкурентоспособными на мировой арене.

<--head-->- Расширение любого сообщества - свидетельство того, что оно развивается, что оно перспективно. В этом смысле знаковым событием последнего времени можно считать вступление в ЕвразЭС Республики Узбекистан.

- Безусловно. Наши соседи это сделали, тщательно взвесив все "за" и "против". Они создали специальную комиссию по работе с правовыми актами ЕвразЭС, а также составили жесткий план по их ратификации до конца нынешнего года. Более половины пакета этих документов парламент Узбекистана уже ратифицировал.

Мы в ЕвразЭС - разные государства. Это нормально. Но представьте себе, насколько проще работать при единых подходах к экономическим вопросам! Так, входя в любую международную организацию, мы отстаивали бы интересы всех шести государств. При этом мы конкурировали бы друг с другом, а не демпинговали относительно друг друга, особенно в сырьевых отраслях.

<--head-->- Но вот, Петр Борисович, и другой конкретный пример из повседневной жизни. Мы в Петербурге - парламентской столице СНГ - каждый день пользуемся общественным транспортом. Я уж не говорю про электротранспорт - с ним полная беда, хотя город мог бы покупать отличного качества белорусские троллейбусы и трамваи. Но автобусы! Минские машины прекрасно себя зарекомендовали, однако недавно я узнал, что город прекратил покупку минских автобусов. Основной приток - автобусы из города Ликина.

- Почему так происходит? Это скорее вопрос к нашим властям. Но глянем шире. В Белоруссии производится масса высококачественных продуктов, цена которых зачастую ниже тех, которые покупаются российскими предпринимателями у других поставщиков, а качество значительно выше. Белорусы сохранили и развили свои производства, вывели качество продукции на уровень, сопоставимый, а порой и превосходящий мировой. Пищевая продукция здесь выполняется по ГОСТу, и в Белоруссии на прилавки не попадает некачественный, контрафактный, опасный для здоровья продукт, произведенный в каком-нибудь подвале.

<--head-->- Но почему же тогда при очевидной выгоде торговля с этой республикой не развивается на государственном уровне должным образом?

- Посмотрим на экономическую сторону любой покупки. Когда вы рассчитываетесь между родственниками, деньги ходят и остаются среди вас, а когда вы деньги отдаете на сторону, вы отдаете их навсегда. При покупке тех же ликинских автобусов деньги остаются в России. При всем при этом очень часто такие предприятия, как Ликинский автозавод, - единственный источник крупных налоговых поступлений. Также важно и то, что жители города Ликина имеют работу. Впрочем, за примером далеко ходить не надо. Рядом в Ленобласти, Тихвин - город с градообразующим предприятием "Трансмаш". Не стало предприятия - и сколько возникло проблем практически для всех жителей этого города! Люди потеряли работу, для многих работа на заводе была единственным источником доходов. Что им делать - особенно тем, кому до пенсии лет 10 - 15? Поэтому вопрос о закупке ликинских автобусов не только вопрос экономический.

<--head-->- СНГ, которому в декабре исполнится 15 лет, кто только не ругал. За неэффективность, слабую интеграцию и много за что еще. ЕвразЭС, можно сказать, структура совсем молодая.

- Содружество Независимых Государств создавалось на обломках СССР. Оно в течение всего прошедшего с начала своей деятельности времени позволяло, да и сейчас позволяет сглаживать наиболее острые проблемы, возникающие на постсоветском пространстве. Вскоре после развала СССР и преобразования республик в независимые государства стало очевидно, что, во-первых, нас в мире не ждали, а во-вторых, мы там не нужны. Мы все равно львиную долю продукции продаем друг другу, нас связывают общие научные, производственные, культурные, спортивные, наконец, семейные интересы. Другими словами, интеграция наших государств - это не только решение экономических вопросов. Поэтому как об одном из важнейших решений Евразийского экономического сообщества я могу сказать о спартакиаде ЕвразЭС, которая будет проводиться в столице Белоруссии. Там же будет проведен и культурный фестиваль стран ЕвразЭС.

<--head-->- То есть возвращаемся на круги своя?

- Да, но на другом уровне. А Минск выбран местом проведения как столица одного из наиболее стабильных и благополучных государств ЕвразЭС.

Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) - международная экономическая организация, правопреемница Таможенного союза, наделена функциями формирования общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии -Аскаром Акаевым, России -Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахметовым.

В 2003 году ЕвразЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Цели ЕвразЭС - эффективное продвижение процесса формирования государствами - участниками Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

<--subtitle-->ЦИТАТА

Борис Грызлов, Председатель Государственной Думы:

"Совершенствование правовой базы Евразийского экономического сообщества, ее актуализация с учетом норм и правил других ведущих международных организаций позволят позитивно изменить инвестиционный климат в государствах сообщества и привлечь дополнительные вложения. Для решения указанных вопросов необходимо рассмотреть возможность создания при МПА специального органа - Евразийского центра содействия инвестициям. Данный центр, с одной стороны, будет способствовать созданию в ЕвразЭС действенной нормативно-правовой базы, адаптированной к международным нормам, а с другой - будет выполнять в соответствии с международной практикой функции агентства по инвестициям, содействуя подготовке и реализации международных инвестиционных проектов в государствах - членах ЕвразЭС, а также проектов сообщества на рынках дальнего зарубежья. Я убежден, что Евразийское экономическое сообщество будет эффективно развиваться. Для этого необходима стройная работающая правовая система, в полной мере отвечающая целям и задачам сообщества. Обеспечить интеграционные процессы такой нормативной базой - наша с вами прямая обязанность. Не сомневаюсь, что Межпарламентская ассамблея с этой обязанностью справится". (Из речи на Межпарламентской ассамблее ЕвразЭС в Минске в мае 2006 года).

<--source-->Ерофеев Алексей

<--source-->Парламентская газета

<--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше