Без VIN виноваты

Ситуация, которая может возникнуть только в России. Вы купили автомобиль, новый ли - в салоне, с рук ли - подержанный; вы ездите на нем год, два, вы ставили его на учет, тот, кто ездил до вас, машину снимал с учета, - все было нормально, и вдруг у вас отбирают все документы на машину, номера, и вы не имеете права на ней ездить

То есть машина-то ваша, она стоит в гараже или возле дома, вы можете хранить в ней картошку, отдать собаке под жилье, а ездить на ней вы не имеете права. Оказывается, когда-то она была ввезена с нарушением каких-то правил, или на заводе-изготовителе разладилось оборудование и нечетко пробита какая-то цифра агрегата, или кто-то где-то что-то исправил, подчистил в документах, перебил номера, а крайним оказываетесь вы.

В той статье мы обратились к руководству ГАИ-ГИБДД - сделайте же что-нибудь! Почему должны страдать невиновные люди? Почему умаляются конституционные права граждан?

Довольно часто бывает, что органы власти не реагируют на выступление газеты. Поэтому мы были удивлены, когда нам позвонил заместитель начальника ГАИ России генерал-майор МВД Белобородов и пригласил приехать, обсудить ситуацию.

Мы говорили с Василием Петровичем и его двумя специалистами по этой проблеме долго - два часа. Разговор был спокойным, дружеским. Мы пытались понять позиции друг друга. О главном попытаемся рассказать. Итак, первый вопрос:

- Василий Петрович, из-за чего сложилась такая ситуация с аннулированием регистрации у тысяч автомобилей?

- Нам приходится аннулировать регистрацию автомобилей, которые были похищены у владельцев, затем перебиты номера или подделаны документы. Кроме того, мы аннулируем регистрацию автомобилей, которые были ввезены в Россию с нарушением установленных правил. Только за прошлый год было аннулировано более 6600 регистрации. С 1995 года по 1999-й, вследствие неразберихи в нормативных актах, которые зачастую противоречили друг другу сложилось несколько схем ввоза в Россию иномарок через Белоруссию, которыми туг же воспользовались криминальные элементы. В это время у нас было единое таможенное пространство и, естественно, поток, так сказать, "паленых" и нерастаможенных автомобилей хлынул в Россию. Кроме того, в таможенных органах наблюдались пропажи, утери бланков ПТС.

- Исходя из вашей информации, первый совет автомобилистам: опасайтесь автомобилей, ввезенных через Белоруссию в период с 95-го по 99-й годы, так, Василий Петрович?

- Это не всегда легко установить. Как правило, первичные документы утрачиваются. А только по первому документу, по штампику, можно посмотреть, где, в какой таможне он выдавался, откуда автомобиль прибыл.

Итак, что же получается? Власть, именно власть устроила неразбериху с единым таможенным пространством, с противоречием нормативных документов, сама создала условия для правонарушений, а теперь многие тысячи ни в чем не повинных граждан страдают из-за разгильдяйства или непрофессионализма ее представителей?

Но ладно бы только этические нормы нарушались, нарушается сама Конституция! И не раз! Вот ее первое нарушение - цитируем статью 35-ю часть 2-ю:

"Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами".

Пользоваться транспортным средством - это значит на нем ездить, перевозить грузы и пассажиров. Без регистрации по закону этого делать нельзя. Вот в регистрации - вся загвоздка. Вернее, в "Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", разработанных и утвержденных в МВД.

Но раз так, значит, этот нормативный акт-незаконен! Потому что в части 1-й статьи 15 Конституции России сказано:

"... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Не должны, а противоречат. Противоречат потому, что - цитируем опять же Конституцию России, часть 2-ю статьи 55-й:

"В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

И это - второе нарушение Конституции - не должны умаляться права граждан, а они умаляются, то есть уменьшаются. Это очевидно - если нет регистрации, то хранить картошку в автомобиле можно, продать его на запчасти можно, а ездить - нельзя!

- Так что же делать тем, кто попал в такую ловушку, что вы посоветуете?

- Советую подавать в суд на продавца и требовать в соответствии с законом о защите прав потребителей возмещения понесенных расходов. Это точно так же, как в магазине какой-то недобросовестный товар приобрести - если вы видите, что он негоден к употреблению, вы же предъявляете претензии к магазину

В магазине - да, но здесь в большинстве случаев тот, кто продал тебе машину, тоже не виноват! А виноват другой, тот, кто стоял в начале этой цепочки! Тот, кто первый ее ввез, "не растаможил", кто подделал документы. А еще виновата та таможня, где пропали ПТС, и тот гаишник, который ее такую поставил на учет.

Сравнение с магазином тоже не совсем правильное.

Там качество товара обязан проверить продавец. В нашем случае качество маркировки и документов обязан проверять не продавец автомобиля, а сотрудники ГАЙ-ГИБДД. И тот, кто за ваши деньги эту услугу плохо осуществляет - документы плохо проверил или машину - тот и должен нести ответственность.

И вот итог нашего двухчасового разговора:

Позиция ГИБДД В большинстве случаев при обнаружении признаков подделки документов на автомобиль, подчисток в них, а также изменений номеров агрегатов автомобиля при смене нескольких его владельцев невозможно установить - кто именно из них совершил противоправные действия. А если установят, то часто срок давности для привлечения к ответственности за эти правонарушения уже прошел либо доказательств не хватает и к у головной ответственности нарушителя привлечь невозможно. Но автомобиль-то - "криминальный". Значит, на дорогу его выпускать нельзя. С нерастаможенными машинами такая же картина.

Вот и получается, что страдать приходится тому владельцу, кто имеет такой автомобиль в собственности на момент установления факта противоправных деяний.

ГИБДД полагает, что по-другому нельзя, главное, чтобы "криминальные" автомобили на дорогу не допустить. Если послабление дать, то правонарушений станет больше. А еще в ведомстве утверждают, что не могут и не имеют права они разбираться по каждому случаю и решать: кто виноват, а кто не виноват; когда регистрировать такие автомобили, а когда нет.

Что ж, такую позицию людей в погонах можно понять. Сначала в 90-х неведомые государственные чиновники условия дай правонарушений создали, а затем, видимо, сверху команда поступила порядок навести. Срочно опять неведомые чиновники из МВД "Правила регистрации" придумали, от усердия или от бессилия перед преступностью палку перегнули, а сотрудники подразделений ГИБДД оказались крайними.

Наша позиция

С правонарушениями бороться надо. Обязательно! ТОЛЬКО по-умному и не нарушая Конституцию. Если обнаружили что-то не то, тогда регистрационные действия можно при снятии с учета - приостановить на год, при постановке на учет - ставить на учет временно, тоже на год. Аннулировать регистрацию - вообще необходимости нет. Никакие задачи это действие не решает. Пока не разобрались - не надо отбирать документы и номера и лишать гражданина возможности пользоваться автомобилем! Потом за этот год надо разобраться. Экспертизу назначить. Материал следователю передать. Кстати, это уже делается. Если следователь установит, что сегодняшний собственник (владелец) к правонарушению отношение имеет, тогда материалы направить в суд и Санкцию суда на аннулирование регистрации получить. За год времени будет достаточно, чтобы все сделать по закону А если вина не доказана, то по Конституции хочешь не хочешь, а надо собственника (владельца) считать честным, в правах его не ущемлять и регистрационные действия проводить на общих основаниях. ПТС "неправильный" заменить, а про перебитые номера в нем сделать отметку И пусть ездит!

Только чтобы все было так, нужна самая малость: п. 17 и п. 55 "Правил регистрации... " изменить.

Поэтому самый важный для нас вопрос к генералу Белобородову В. П. прозвучал так:

Как устранить противоречия ведомственных правил и инструкпий Конституции России?

- Эта проблема требует правового разрешения на более высоком уровне, и решение вопроса о восстановлении нарушенных прав граждан не в нашей компетенции.

Вот так. Спасибо Василию Петровичу Белобородову за разговор, спасибо за понимание того, что "Правила." несовершенны. Только позвольте, Василий Петрович, с вами не согласиться. "Правила... " разрабатывались ГИБДД. Исправить эти правила - в компетенции ведомства. Поэтому мы обращаемся к начальнику ГИБДД России Виктору Николаевичу Кирьянову с просьбой инициировать этот процесс.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Без VIN виноваты - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;