Транспортная прокуратура не довольна работой таможенников

Проверка таможенных органов, проведенная транспортными прокурорами Северо-Запада, вскрыла целый комплекс проблем. Оказалось, что на некоторых таможнях недостаточно хорошо следят за предприятиями, нарушающими закон, однако успевают предъявлять претензии вполне добросовестным бизнесменам

Приступившая к работе в августе этого года Северо-Западная транспортная прокуратура продолжает серию проверок различных сфер деятельности. На состоявшемся в конце ноября в Санкт-Петербурге заседании коллегии СЗТП в центре внимания оказалось исполнение таможенного законодательства. В течение нескольких месяцев прокуроры тщательно изучали результаты работы всех таможен Северо-Запада. Результатом стало внесение 59-ти представлений, а также возбуждение шести дел об административных правонарушениях и заявлении одного судебного иска.

По словам первого заместителя Северо-Западного транспортного прокурора Игоря Зайцева, одна из самых серьезных проблем - недостаточное рвение в деле принудительного взыскания выявляемых недоимок. Речь идет о ситуациях, когда таможенные органы постфактум (например, при сверке документов) выявляют неверное декларирование провозимых товаров или утаивание истинных параметров груза, облагаемого пошлиной. В таких случаях полагается взыскать с должника недостающую сумму. Но не все спешат это сделать.

В качестве примера Игоря Зайцев привел ситуацию на Выборгской таможне, через которую пытались вывезти в Финляндию 41 цистерну сырой нефти. При этом задекларирована нефть была как "топливо жидкое", а это, согласно таможенной классификации, совершенно другой товар, облагаемый более низкой пошлиной. После того, как нарушение было выявлено, руководством таможни было принято решение о перерасчете таможенных сборов, которые должно заплатить предприятие-перевозчик. Однако эта мера, почему-то была применена лишь в отношении двух цистерн. Почему нефть, содержащаяся в остальном составе, оказалась "на особом положении" - совершенно непонятно. Транспортным прокурором было установлено, что стоимость подобной нерадивости - шесть миллионов рублей, недополученных государством. Подобные замечания к таможенникам нашлись также у Великолукского, Вологодского, Карельского, Мурманского и Псковского транспортных прокуроров.

- Нередко таможенные органы откровенно затягивают отправку материалов на экспертизу, - подчеркнул Игорь Зайцев. - Скажем, Мурманской таможней в начале года пробы автомобильного бензина лежали, в ожидании отправки на экспертизу два месяца. Результаты экспертизы поступили в Мурманск и вовсе через восемь месяцев после того, как товар был вывезен с территории России. Это слишком долго! Кроме того, сплошь и рядом встречается отсутствие инициативы при расследовании уголовных дел. Очень часто дела просто "кладутся в стол".

Теме волокиты и бюрократии на таможнях было уделено особое внимание. Прокуроры отметили, что хотя от года к году объемы сборов и пошлин, поступающих в бюджет, растут, проблем и недостатков в работе таможен меньше не становится.

Во многих регионах настороженность вызвало количество, и самое главное качество, проводимых таможенной инспекцией проверок и ревизий. За девять месяцев нынешнего года на Северо-Западе было проведено 112 специальных и 400 общих таможенных ревизий. В результате возбуждено 996 дел об административных правонарушениях, возбуждено 50 уголовных дел, а также доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 199 миллионов 178,17 тысяч рублей. Впрочем, взыскано из них меньше половины - 62 миллиона 870,23 тысячи рублей. Однако куда более красноречивым выглядит тот факт, что все успехи таможен составляют лишь 63% от общего количества выявленных нарушений. По мнению прокуратуры, это свидетельствует о недостаточно полном исполнении своих обязанностей.

В ходе проверки СЗТП выявилась еще одна тенденция - проверкам все чаще и чаще подвергаются фирмы, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности на протяжении уже многих лет. Соответственно, у прокуратуры возникает вопрос - где же таможенники были раньше, почему сейчас им понадобилось детально проверять деятельность компаний, давным-давно находящихся у них на виду? По мнению руководства СЗТП, куда большее внимание со стороны таможен должно быть приковано к тем грузоперевозчикам, которые имеют признаки фирм-однодневок. А это, прежде всего, те фирмы, которые занимаются ВЭД менее года.

Впрочем, не все претензии СЗТП были обращены вовне. Хватило сил и на самокритику.

- Я вполне не удовлетворен организацией прокурорского надзора на местах, - подчеркнул глава СЗТП Александр Бебенин, обращаясь к главам всех региональных подразделений, собравшихся на коллегию. - Предупреждаю вас, что в следующем году каждый прокурор лично отчитается мне за качество своей работы. И если чьи-либо отчеты окажутся не убедительными, в некоторых случаях вполне может быть поставлен вопрос о соответствии занимаемым должностям.

Нетрудно догадаться, что эти грозные слова должны вызвать обеспокоенность не только у подчиненных Виктора Бебенина, но и у тех структур, которые находятся под надзором транспортных прокуроров. Ведь фактически это означает, что интенсивность прокурорских проверок в транспортной сфере Северо-Запада будет нарастать и нарастать.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Транспортная прокуратура не довольна работой таможенников - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;