ФТС России поведала бизнесу о планах

При поддержке ФТС России 25 июня в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция "Новые механизмы и практика таможенного администрирования на основе международных стандартов качества", Организованная ЗАО "РОСТЭК-Таможинформ". Журнал "ТН" выступил в качестве информационного партнера

Для участия в прошедшем в конференц-зале гостиницы "Англетер" мероприятии, ориентированном на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в город на Неве прибыла представительная делегация из ведущих специалистов ФТС России во главе с заместителем руководителя службы Татьяной Голендеевой. Таможенные органы региона представляли первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Александр Гетман и первый заместитель начальника Калининградской областной таможни Сергей Амельянович.

На конференции речь шла об основных направлениях, которые в ближайшее время в первую очередь будет развивать таможенное ведомство. В частности, рассматривались вопросы системного взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД и бизнес-ассоциациями для оптимизации товаропотока, следующего через границу; обсуждались реализация мер по совершенствованию таможенного законодательства, ситуация в сфере внедрения новейших информационных технологий и современного технического оборудования для совершенствования процедур таможенного оформления и контроля, а также основные проблемы в области таможенного администрирования и пути их решения на примере Северо-Западного региона. Открывая заседание, Татьяна Голендеева обратилась к представителям бизнеса с предложением использовать все имеющиеся возможности и любые площадки для осуществления открытого диалога с ФТС России. По ее мнению, он необходим для того, чтобы оперативно и успешно решать возникающие вопросы и организовать эффективное взаимодействие таможни и деловых кругов. При этом заместитель главы службы особо отметила, что сегодня ФТС России уделяет особое внимание обеспечению интересов государства в сфере внешнеэкономической деятельности, противодействию угрозам экономической безопасности и в то же время стремится создать оптимальные условия для развития внешней торговли в нашей стране и ускорения процесса перемещения внешнеторговых грузов через границу. Татьяна Голендеева уточнила, что данные принципы заложены в одобренную Правительством РФ Концепцию развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года. Ее первый этап завершен в прошлом году. Работа велась по трем основным направлениям: гармонизация таможенного законодательства России с общепринятыми мировыми стандартами; совершенствование таможенных процедур и технологий, с акцентом на автоматизированный электронный обмен предварительной таможенной информацией; развитие приграничной таможенной и транспортной инфраструктуры. Для этого был проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования, гармонизацию законодательства РФ с общепризнанными мировыми нормами и стандартами в области таможенного дела. Одновременно началось полномасштабное внедрение прогрессивных технологий таможенного оформления и контроля.

Разбор наиболее проблемных вопросов деятельности службы стал главным в докладах начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина и начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Андрея Болдырева. Первый сообщил, что сейчас ведется активная работа по подготовке изменений в таможенное и смежные отрасли российского законодательства. Владимир Ивин уточнил: "Это делается, чтобы сделать таможенный контроль эффективным для государства и необременительным для участников внешней торговли". Он сообщил, что уже подготовлены изменения в Таможенный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают введение института уполномоченного грузополучателя; обязательное предварительное информирование таможенных органов о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах; присоединение к международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.) в ее последней редакции и с учетом приложений к ней. Данная нормотворческая работа должна быть завершена в этом году. Принятие и реализация указанных законопроектов, по мнению представителя ФТС России, предоставит российским и иностранным участникам ВЭД возможность существенно ускорить процесс таможенного оформления грузов, а таможенным органам - сосредоточить усилия на таможенном контроле только тех товаров, которые не соответствуют установленным критериям безопасности поставок.

Начальник Аналитического управления также рассказал о ходе работы по реализации Федерального закона от 30.12.2006 N 266-ФЗ, в соответствии с которым в пунктах пропуска должны находиться только две контролирующие службы - пограничная и таможенная. При этом органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля будут функционировать в специализированных пунктах пропуска либо на специально обустроенных площадках вне территории пограничных переходов. Владимир Ивин уточнил, что для реализации данного закона необходимо в ближайшее время издать 15 постановлений Правительства РФ, пока из них вышла лишь половина. При этом докладчик четко высказал принципиальную позицию ФТС России по данному вопросу. Она заключается в необходимости точного исполнения указанного закона и уменьшении количества контролирующих органов на линии контроля в автомобильных пунктах пропуска до двух. Он также уточнил: "К этому нас обязывает и Международная конвенция 1982 года "О согласовании условий проведения контроля грузов на границах". Россия присоединилась к ней в 1986 году". Чтобы ускорить работу по подготовке к исполнению данного закона ФТС России уже приступила к реализации пилотного проекта по отработке новых технологий. Приказом руководителя службы от 04.12.2007 N 1491 сформирована межведомственная рабочая группа для организации работы на автомобильном пункте пропуска Бурачки Себежской таможни по принципу "одна остановка - одно окно". При этом докладчик особо подчеркнул, что ФТС России стремится достичь "единообразного применения российского таможенного законодательства на всей территории страны и во всех 430 пунктах пропуска".

Андрей Болдырев, в частности, уточнил, что сейчас таможенные процедуры для грузовых автомобилей на границе занимают в среднем 40 минут, а прохождение всех остальных проверяющих органов может растянуться от двух до нескольких часов. Сегодня сложилась ситуация, когда для получения разрешения на ВТТ перевозчику необходимо получить более 30 печатей и штампов различных органов. Он отметил, что в настоящее время все самые перспективные проекты реализуются в Северо-Западном регионе. Так, чтобы сократить очереди грузового автотранспорта в пунктах пропуска на участке границы с Финляндией, постановлением Правительства РФ введен порядок рационального распределения грузопотоков. В соответствии с ним через МАПП Торфяновка следуют транспортные средства, ввозящие в Россию товары, а через МАПП Брусничное и МАПП Светогорск - автомобилевозы, принадлежащие юридическим лицам, перемещающие легковые, грузовые автомобили и автобусы. Также в регионе активнее других внедряются такие перспективные таможенные технологии, как предварительное информирование и электронное декларирование. Причем их применяют не только на автомобильном, но и на железнодорожном транспорте.

Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России сообщил, что в настоящее время реализуется пилотный проект с Евросоюзом по организации с 1 января 2009 года автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией в отношении товаров, перемещаемых через общую границу.

Хотя еще есть ряд несогласованных до конца вопросов по интерфейсам обмена, по составу информации, но в целом, отметил докладчик, все идет по графику, а уровень взаимодействия с Еврокомиссией в этом вопросе вселяет в российских таможенников уверенность, что согласованные сроки будут выдержаны. При этом Андрей Болдырев подчеркнул, что еще имеются проблемы, которые тормозят процесс. Среди них он назвал отсутствие единой информационной базы контролирующих служб. Поэтому участникам ВЭД приходится подавать в налоговые органы требуемые ими документы в бумажном виде. Это одна из основных причин, по которой бизнес пока не торопится переходить на новые технологии, тем более что предоставление таможне предварительной информации о перемещаемых через границу товарах и транспортных средств сейчас не является обязательной нормой. Она еще не закреплена законодательно и носит лишь рекомендательный характер. По утверждению представителя ФТС России, поскольку сейчас не определена ответственность за недостоверность подаваемой информации, бизнес пытается использовать в работе обходные пути и "серые" схемы. Как результат, по темпам применения новых технологий Россия еще существенно отстает от стран ЕС, Китая. При этом о переходе с 1 июля на 100-процентное электронное декларирование уже заявила Беларусь.

Докладчик сообщил, что таможенная служба России давно готова к реализации обозначенных проектов. Одним из сдерживающих процесс факторов является ведомственная несогласованность, в частности, с налоговой службой, требующей предоставлять бумажные носители и не признающей цифровую информационную подпись. Однако, по его убеждению, как ни дорого обходится сегодня компаниям установка оборудования для предварительного информирования и электронного декларирования (особенно исполнение всех требований контролирующих органов по безопасности информационных систем и аттестация рабочих мест), экономическую выгоду получат те, кто понял их перспективность раньше других начал применять на практике. Так, ЗАО "РОСТЭК-Псков", использующее новые методы в пунктах пропуска Псковской и Себежской таможен уже третий год, за счет этого добилось значительного снижения времени оформления машин. В целом в Северо-Западном таможенном управлении в 2007 году в электронной форме подано около 25 тыс. таможенных деклараций, а в январе-мае 2008 года по сравнению с предыдущим периодом их количество увеличилось в 2,5 раза. Не обошли вниманием докладчики и проблему очередей на границе. По их мнению, решать ее нужно в тесном взаимодействии с участниками ВЭД и странами Европейского сообщества. Входящие в него 12 государств планируют вложить в реализацию проектов по созданию в пунктах пропуска современной инфраструктуры 300 млн долларов. Это позволит охватить до 70% перевозок грузов в Россию и построить в 2008 году 12 новых пунктов пропуска. Однако, как справедливо заметили участники конференции: "Новые объекты на границе строим, а дороги, ведущие к ним, Минтранс России не спешит приводить в порядок". Особый интерес у участников вызвала информация, что в ближайшее время должны быть в окончательном варианте приняты документы, регламентирующие порядок и правила предоставления льгот отдельным категориям участников ВЭД при прохождении таможенных процедур. Речь идет о так называемой упрощенке. Андрей Болдырев пообещал, что после их выхода и утверждения профильные структуры ФТС России в обязательном порядке, в том числе и через СМИ, доведут необходимую информацию по данному вопросу до всех участников ВЭД.

В последнее время в целях улучшения таможенного администрирования ФТС России выдвинула целый ряд законодательных инициатив. О них рассказала начальник Управления правового обеспечения законопроектной деятельности Ольга Щербакова. Одна из важнейших - разработка законопроекта в части таможенного администрирования по присоединению РФ к международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции, 1999 г.). Он уже направлен в 15 органов исполнительной власти для согласований, внесения поправок и предложений. Подписание нового документа ожидается к декабрю. Она также сообщила о начале работы Экспертного совета по таможенному регулированию, в который наряду с сотрудниками государственных служб вошли и представители деловых кругов. Ольга Щербакова озвучила еще одну инициативу таможенного ведомства - оно предложило ввести институт уполномоченного грузополучателя. Им будет юридическое лицо, в отношении которого установят определенные процедуры таможенного оформления товаров. Возможно, применительно к таким организациям заведут специальный реестр. Проект концепции создания уполномоченного грузополучателя должен быть до конца этого года внесен на утверждение в правительство.

Обширную информацию о ходе внедрения новейших информационных технологий и современного технического оборудования в целях дальнейшего совершенствования процедур таможенного оформления участникам конференции представил начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев. В первую очередь речь шла о применении действующей с 2004 года технологии электронного декларирования, в том числе через Интернет, и новой системы электронного представления сведений. Эти новшества предусматривают открытый стандарт взаимного обмена информацией, возможность развития используемых участниками ВЭД автоматизированных систем в части интегрирования в ЕАИС таможенных органов. Как сказал Алексей Шашаев, "ФТС России надеется, что новые технологические решения найдут понимание у участников ВЭД, хотя они достаточно дорогостоящи, когда речь идет о защите информации".

Особый интерес у участников вызвало предложение первого заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Александра Гетмана перенести в ближайшее время основную нагрузку таможенного администрирования из мест прибытия товаров и транспортных средств в пункты их декларирования. То есть с границы на внутренние таможенные органы - посты, находящиеся на незначительном, в пределах 200 километров, удалении от пунктов пропуска. Как считают в управлении, это позволит значительно сократить и расстояния, и сроки перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем. В условиях роста грузооборота и снижения пропускной способности морских портов было бы также целесообразным, уточнил Александр Гетман, разгрузить их за счет создания так называемых сухих портов, своего рода тыловых терминалов, имеющих склад временного хранения и расположенных вблизи от морских комплексов. Использование "сухих" портов позволит осуществлять временное хранение и перевалку товаров, перемещаемых через государственную границу водным транспортом, за пределами морских пунктов пропуска. Для реализации данной идеи ФТС России нужно создать соответствующую правовую базу в рамках существующего Таможенного кодекса РФ, а бизнес-структурам - построить и ввести в эксплуатацию объекты такого рода. По мнению докладчика, в регионе деятельности СЗТУ отдельные проекты могут быть реализованы уже в этом году.

О порядке применения на практике одного из перспективных и эффективных инструментов государственного регулирования экономики Российской Федерации и поддержки инноваций, каковым являются Особые экономические зоны (ОЭЗ), рассказал первый заместитель начальника Калининградской областной таможни Сергей Амельянович. Он детально разобрал особенности организации ОЭЗ, действующей на территории Калининградской области. Основы ее правового и экономического создания и функционирования определены Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и рядом других нормативных актов. При этом, сообщил докладчик, пользоваться правовым режимом ОЭЗ или нет и в какой мере это можно делать, юридическое лицо решает самостоятельно. Отказавшись от него, участник ВЭД в полном объеме применяет иные нормы законодательства. При необходимости можно комбинировать использование этих правил. Сергей Амельянович также рассказал об особенностях таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, других аспектах данного вопроса.

Обобщение опыта использования ФТС России в реализации крупных инфраструктурных, логистических, информационно-технологических проектов института "государственно-частного партнерства" (ГЧП) на примере деятельности возглавляемой им организации стало главной темой выступления генерального директора ФГУП "РОСТЭК" Александра Повстяного. Он сообщил, что в настоящий момент компания представляет собой единый многоотраслевой вертикально интегрированный холдинг, состоящий из головного предприятия, 69 филиалов и аффилированных структур с общим числом работающих свыше 8 тыс. человек. Географически холдинг, который выступил генеральным спонсором конференции, сегодня действует практически по всей территории России. Он имеет представительства в странах СНГ и дальнего зарубежья. К его наиболее успешным региональным "дочкам" относятся работающие на Северо-Западе "РОСТЭК-Выборг", "РОСТЭК-Псков", в Центральной России - "РОСТЭК-Московский регион", в Поволжье - "РОСТЭК-Нижний Новгород", в Сибири - "РОСТЭК-Новосибирск" и на Дальнем Востоке - "РОСТЭК-Приморье". Холдинг выступает в качестве заказчика - застройщика по договору с ФТС России по возведению объектов таможенной инфраструктуры в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница РФ (2003-2010 гг.)" и Концепции развития таможенных органов. Его профильное подразделение взаимодействует более чем с 40 строительными компаниями России. Эксплуатационные структуры, а их около 80, на общих основаниях принимают участие в конкурсах на обслуживание объектов таможенной инфраструктуры. В заключение Александр Повстяный сообщил, что более детально о деятельности холдинга можно будет узнать во время IX Международной выставки "Таможенная служба-2008", которая пройдет 22-24 октября 2008 года в ГАО "ВВЦ", Павильон N 26 "Транспорт". Ее организатором выступает ФТС России, координатором - ФГУП "РОСТЭК", а оператором - ЗАО "РОСТЭК-Таможинформ", являющееся специализированной компанией в составе холдинга. Он пригласил всех побывать на выставке, которая традиционно посвящается Дню таможенника России. при этом любая компания может выступить в качестве участника, представив свою экспозицию.

В ходе конференции участники имели возможность задать докладчикам интересующие их вопросы. Многие воспользовались этим правом и получили весьма полные и исчерпывающие ответы. Подводя итог состоявшегося диалога, заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, отметила, что главная цель таких конференций - проинформировать участников ВЭД о наиболее важных стратегических решениях ФТС России и направлениях ее деятельности. Для бизнес-структур, в свою очередь, это отличная возможность в доброжелательном диалоге высказать критические замечания и внести свои предложения. "Мы должны слышать и слушать друг друга!" - особо подчеркнула Татьяна Голендеева. Со своей стороны, организаторы заверили собравшихся, что практика проведения такого рода мероприятий в Санкт-Петербурге будет продолжена. Предполагается, что следующая конференция пройдет в конце года. На ней также выступят ведущие специалисты ФТС России, региональных таможенных органов. При желании свое мнение по тем или иным вопросам смогут высказать и представители бизнеса.

Уже сегодня организаторы готовы принимать пожелания и просьбы участников ВЭД относительно тематики и программы следующей встречи, а также вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Участники и выступающие дали высокую оценку состоявшейся встрече и высказали пожелания о продолжении практики их проведения на постоянной основе, а не от случая к случаю, как это было до сих пор. Особо был отмечен очень высокий и представительный уровень докладчиков, как по служебному положению в ФТС России и СЗТУ, так и по профессионализму и владению освещаемой темой. Хочется надеяться, что и на следующие конференции таможенные органы будут направлять столь же высокопрофессиональных и компетентных специалистов.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

ФТС России поведала бизнесу о планах - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;