У Балтийской таможни планов громадье

Нынешним летом Балтийская таможня отметила 16-ю годовщину своей деятельности. До ее создания в 1992 году оформление прибывающих в город на Неве судов и перевозимых ими внешнеторговых грузов осуществляла Санкт-Петербургская таможня. При этом она одновременно являлась и пограничной, и внутренней. Чтобы разграничить эти функции, и было решено создать на ее базе новую структуру - Балтийскую таможню. Согласно приказу ФТС России от 21.05.2007 N 614 сейчас в регион ее деятельности входят Кронштадтский административный район города Санкт-Петербурга, Большой порт Санкт-Петербург; многосторонние морские пункты пропуска База Литке (о. Котлин), Василеостровский, Невский, Ленинград. В коллективе трудится более 900 человек, половина из них - на таможенных постах

За прошедшие годы практически по всем основным показателям таможня стала одной из самых крупных не только в регионе, но и в стране. После подведения итогов первого полугодия начальник Балтийской таможни Олег Туголуков дал эксклюзивное интервью "ТН".

- Олег Владимирович, возглавляемая вами структура хорошо известна. Однако недавно она претерпела существенные изменения, предстоят они и в ближайшем будущем, расскажите, пожалуйста, что сегодня собой представляет Балтийская таможня, каких результатов добилась в последнее время?

- С недавних пор в состав таможни входят шесть таможенных постов: Турухтанный, Лесной порт, Гавань, Кронштадтский, Центральный и Ломоносовский, пока он временно не функционирует. В зоне нашей ответственности, на которой расположены 132 причала общей протяженностью 16 километров, осуществляют свою деятельность 8 складов временного хранения, 2 таможенных склада открытого типа, 49 постоянных зон таможенного контроля, 1 магазин беспошлинной торговли, 126 таможенных брокеров, 26 таможенных перевозчиков.

Говоря об итогах первого полугодия, отмечу, что за шесть месяцев оформлено 6900 судов, что на 2% больше аналогичного показателя в 2007 году. Государственную границу России в регионе нашей ответственности пересекло свыше 492 тыс. физических лиц. Это на 20% превышает результат такого же периода предыдущего года. При этом оформлено свыше 121 тыс. грузовых таможенных деклараций (ГТД), прирост на 33%. Товарооборот составил 16,046 млн. тонн, таможенная стоимость оформленных грузов достигла 15,746 млрд долларов США, что на 39,87% больше чем за аналогичный период 2007 года. Из них импорт - 10,687 млрд долларов (+ 29%), экспорт - 5,058 млрд долларов (+ 68%). В доходную часть федерального бюджета взыскано и перечислено таможенных пошлин и налогов на сумму 100,373 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года объем перечислений возрос на 20,02%. В дальнейшем этот показатель будет увеличиваться, поскольку плановое задание постоянно возрастает. Так, в июле таможня должна пополнить государственную казну более чем на 20 млрд рублей, до сих пор в нашей практике такого не было. В этом вопросе уверено идем по намеченному графику.

- Даже на не специалиста в таможенном деле приведенные вами цифры производят достаточно серьезное впечатление. Чем вы объясняете такой серьезный рост по всем направлениям деятельности таможни, как и за счет чего коллектив справляется со столь большими нагрузками, выпавшими на его долю?

- Столь значительное увеличение основных показателей нашей деятельности объясняю тем, что, на мой взгляд, в отчетный период таможня стала действовать более эффективно. Нами проделана серьезная работа по оптимизации и усовершенствованию действующих технологических схем таможенного оформления и контроля, на постоянной основе осуществлялся мониторинг и анализ процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых в регионе деятельности таможни, применялись меры администрирования, в том числе администрирование таможенной стоимости ввозимых товаров.

Результат не заставил ждать: в течение полугодия наблюдалась тенденция постоянного увеличения индекса таможенной стоимости, который на 10,6 % выше, чем за аналогичный период 2007 года.

Важным обстоятельством является и то, что в последнее время наблюдается неуклонный рост объемов перемещаемых через порт внешнеторговых грузов, а также существенное повышение их стоимости, особенно это касается нефтепродуктов. Общеизвестно, что среди морских портов России Большой порт Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по перевалке сухих, рефрижераторных и контейнерных грузов. За последние 15 лет его грузооборот увеличился в 5 раз и достиг почти 60 млн тонн, за шесть месяцев текущего года перевалка рефрижераторных и контейнерных выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Каким образом сегодня строится работа Балтийской таможни?

- Основные принципы организаций деятельности любого таможенного органа изложены в имеющейся у него в обязательном порядке концепции развития. Есть она и у нашего коллектива. В последнее время ее существенно обновили с учетом реалий сегодняшнего периода. Мы четко понимаем, что при существующем росте товаропотока через порт и имеющемся у нас количестве сотрудников, которое в ближайшее время останется прежним, используя имеющийся у нас сегодня инструментарий организации и осуществления таможенного оформления и контроля, с обработкой такого наплыва грузов нам не справиться. Единственный выход из сложившейся ситуации - скорейший переход на новые, более современные и эффективные технологии, которые могли бы не упростить, а ускорить процесс прохождения таможенных процедур. Нельзя забывать и о внедрении соответствующих технических средств контроля.

Первостепенное внимание уделяется приоритетным направления деятельности таможни. Мы знаем свои возможности, имеем четко представление о имеющихся у нас резервах роста и развития. Хорошим подспорьем стало прошедшее недавно большое совещание с представителями работающих в порту компаний. Теперь мы имеем вполне четкое представление о главных направлениях и перспективах их развития. Также знаем о том, какие преобразования должны произойти вскоре в порту. Важную информацию в этом плане получили на прошедшем в начале июля в нашем городе заседании Морской коллегии при Правительстве России. На нем рассматривались перспективы развития портовой деятельности в Северо-Западном регионе. Аналогичные вопросы были предметом обсуждения и на заседании Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Суммировав полученные данные, мы внесли коррективы в схему организации своей деятельности, определили первостепенные задачи ее развития и совершенствования на ближайший период.

- Если не секрет, что вы планируете осуществить в самом скором времени?

- Предполагаемые изменения коснутся структуры организации самой Балтийской таможни. В ближайшее время планируется ввести в действие три новых поста - на Васильевском острове, Угольной гавани, г. Ломоносове, За счет этого мы рассчитываем существенно оптимизировать построение схемы организации таможенного оформления и контроля пересекающих морскую границу России внешнеторговых товаров и физических лиц, значительно ускорить прохождение ими таможенных процедур. Прогнозируем, что это также может привести к увеличению притока грузов в порт и в какой-то степени снизить очереди на границе с Финляндией. Реализация намеченного начнется в ближайшее время. Дело в том, что с 1 августа должна вновь заработать регулярная паромная линия Санкт-Петербург - Хельсинки - Санкт-Петербург. Кроме того, 10 сентября ожидается прибытие в новый Морской пассажирский порт, строящийся на Васильевском острове, первого пассажирского лайнера. Тех, кто будет находиться на борту этих судов, оформят сотрудники нашего Центрального таможенного поста. Приходится признать, что впереди их ждет напряженная работа. Дело в том, что зарубежные туроператоры очень заинтересованы в освоении туристического пространства санкт-Петербурга и привлечении большего количества туристов в наш город, путешествующих на круизных лайнерах. Эксперты утверждают, что за год их может быть до миллиона. Но современные мощности существующих пассажирских терминалов не позволяют принять туристов в 3-4 раза меньше. Оформлением таких судов, их команды и пассажиров будет заниматься пост, который появится на Васильевском острове и разместится в терминале, строящемся в зоне "Морского фасада". Пропорционально росту числа заходов увеличится и нагрузка на наших специалистов, занятых на данном направлении.

- Кроме пассажиров, какие перемены ожидаются применительно к таможенным процедурам, используемым в отношении перемещаемых через порт внешнеторговых товаров?

- Говоря о так называемом грузовом направлении, отмечу, что летом 2009 года ЗАО "Четвертая стивидорная компания" планирует завершить реконструкцию новых площадей под хранение грузов. Предполагается, что оформлением поступающих на него товаров займется новый таможенный пост. Пока подразделения, оформляющие грузы, прибывающие в этот район, разбросаны по порту, руководство же располагается на Гапсальской улице. Это создает для участников ВЭД определенные сложности и неудобства, поскольку в процессе прохождения таможенных процедур, чтобы отметить те или иные документы, получить нужные согласования, им приходится ездить в несколько мест, что требует дополнительных временных затрат.

Рассчитываем, что вскоре заработает пост и в Ломоносовском порту. Юридически он уже существует. С началом функционирования данного поста у участников ВЭД появится возможность оформлять грузы на месте прибытия, а не везти их через полгорода на действующий таможенный пост.

В скором времени должно существенно увеличиться количество поступающих в порт контейнеров. О готовности переключиться на их обработку заявили компании, работающие на территории 1-го и 2-го районов порта. Там сейчас находятся старые холодильники и ряд других объектов. Владельцы предполагают их снести, а высвободившиеся площади отвести под размещение контейнеров. Площадка под них появится и в 4-м районе. Хотя планы у бизнеса могут и измениться. Так, еще недавно тем же собиралась заняться Третья стивидорная компания, а потом переориентировалась на работу с новыми автомобилями, прибывающими морским путем на пароме.

Реализация этих планов обернется для наших сотрудников дополнительной нагрузкой. Идея появления здесь постоянного поста уже поддержана и одобрена руководством СЗТУ. В апреле это вопрос обсуждался и с руководителем ФТС России Андреем Юрьевичем Бельяниновым в ходе его визита в таможню. Он также согласился с нашим предложением, признав его рациональным и оправданным.

- Относительно новых таможенных постов ситуация прояснилась. Однако в прошлом году была кардинально изменена структура уже действующих подразделений. Таможня отказалась от построения их работы по функциональному принципу и вернулась к общепринятому, когда все операции по таможенному оформлению и контролю производятся в одном месте. Можно ли в связи с этим сказать, что эксперимент, о котором в свое время столь много и активно говорилось на всех уровнях, закончился неудачей? Как на самом деле обстоят дела?

- Действительно, функциональный принцип построения и организации деятельности постов, от которого отказались в ноябре прошлого года, оказался несостоятельным. По этому поводу могу со всей определенностью сказать: мы поступили правильно, что вернулись к прежней схеме, а главное - своевременно. Теперь все таможенные операции в отношении экспортно-импортных грузов производятся в одном месте. С момента восстановления прежней схемы уже прошло достаточно времени, и по этому поводу можно сделать определенные выводы. Убежден, что без осенней реорганизации постов уже сегодня мы однозначно не справлялись бы с оформлением существующего товаропотока.

Что греха таить, когда действовала функциональная система, участник ВЭД при оформлении одной партии груза был вынужден взаимодействовать ни с одним, а сразу с тремя начальниками постов. При этом каждый из них в силу определенных ему функциональных обязанностей мог решить лишь часть стоящей задачи. Сейчас все находится в одних руках. Существенно выросла и эффективность деятельности постов: как по оформлению, собираемости платежей, так и по правоохранительному направлению.

Отмечу, когда мы начинали реформу, раздавались опасения, что в связи с этим может произойти спад объемов поставки товаров, снизится собираемость платежей, а значит существенно ухудшатся и показатели таможни в целом. На деле все оказалось не так. Полученные промежуточные итоги вселяют в нас достаточно серьезный оптимизм и убежденность, что мы идем в верном направлении правильным путем.

Еще раз подчеркну, что решение о возврате к прежней схеме было принято. Неоценимую методическую и практическую помощь в этой непростой задаче нам оказало руководство Северо-Западного таможенного управления, благодаря чему процесс реорганизации прошел быстро и безболезненно для всех сторон: и таможни и участников ВЭД. Как результат, на сегодня в один день таможней выпускается 99,9% ГТД. Если взять 3-й район порта, самый большой, то при старой структуре им одновременно руководили начальники трех постов: Документального оформления, Предварительных операций и Фактического контроля. Поэтому у бизнеса постоянно возникали проблемы в выборе с кем решать тот или иной вопрос. В этих условиях зачастую разбираться с каждой ситуацией приходилось руководителю таможни. У нас даже шутили, что начальник таможни фактически является начальником большого поста.

- Деятельность таможенных органов, ее права и полномочия регламентируются соответствующими нормативными актами и приказами, изданными уполномоченными на это структурами, например, ФТС России. В какой степени существующая законодательная база учитывает особенности деятельности морской пограничной таможни, каковой является Балтийская? Делается ли что-нибудь в этом направлении?

- В целом у нас достаточно прав и полномочий, чтобы в полном объеме осуществлять возложенные на нас обязанности. Тем не менее, работа по приведению некоторых документов в соответствие с современными требованиями ведется. Так, наш сотрудник был откомандирован в Москву, в ФТС России, где он вместе со специалистами центрального аппарата работал над новой редакцией ведомственных документов, регламентирующих порядок таможенного оформления морских судов. Речь идет о двух из них. Это приказ еще ГТК России от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" и приказ ФТС России от 02.12.2005 N 1132 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами". По имеющейся информации, в целом работа над ними фактически закончена. Ожидаем, что вскоре они будут подписаны и в установленном порядке вступят в силу.

- Что принципиально нового должно появиться в перечисленных вами документах?

- Для нас эти приказы имеют первостепенное значение. Дело в том, что сейчас в соответствии с действующими правилами специалисты Центрального поста, обслуживающие все прибывающие в порт суда, осуществляют их 100-процентный досмотр и оформление. При этом наши сотрудники обязаны выполнить определенный объем операций, составить и заполнить соответствующие бумаги, подтверждающие осуществление оговоренных процедур. Как уже сообщал ранее, только за шесть месяцев этого года было оформлено 6900 судов, то есть около сорока в день. При существующей неритмичности прибытия кораблей, бывали случаи, что за сутки их обрабатывали и более сотни.

Мы рассчитываем, что новые приказы дадут нам право и разрешение осуществлять выборочный контроль. Это значит, что появится реальная возможность более эффективно и на должном уровне осуществлять предписываемые таможенные процедуры, тщательнее проверять достоверность заявленных сведений о товарах, в полной мере использовать систему управления рисками (СУР). В новых условиях наши специалисты будут активнее проводить предварительную, в том числе и аналитическую, работу, что позволит целенаправленно действовать по конкретным судам. Поскольку можно будет досматривать не все, а лишь нуждающиеся в этом суда, то и саму процедуру будем проводить более тщательно и детально, ориентируясь на имеющуюся у нас предварительную информацию. Это будет не методика случайных чисел, а точно обоснованный выбор объекта контроля и досмотра. Оформление же грузов в порту будет осуществлено по оптимальной схеме с учетом их ориентации на последующую полную и детальную обработку в "сухих" или тыловых терминалах, которые вскоре должны появиться в регионе.

- В последнее время очень много говорится о создании так называемых сухих портов и тыловых терминалов. Какова реальность их появления в привязке к Большому порту Санкт-Петербург? Ведь это достаточно дорогостоящая штука, требующая создания соответствующей инфраструктуры, серьезного материально-технического оснащения и обеспечения, в том числе и всякого рода контролирующим оборудованием. По оценкам специалистов, при возведении такого рода объектов суммы затрат исчисляются даже ни десятками, а сотнями тысяч долларов или евро. Все должно быть сделано таким образом, чтобы таможня могла начать работать в полном объеме фактически с первой минуты после открытия терминала.

- Действительно, пока в этом вопросе все находится на начальной стадии. На сегодня в России таких многоцелевых и многофункциональных комплексов еще нигде нет.

Могу с полной ответственностью сказать, что именно с ними таможенная служба в первую очередь связывает дальнейшее развитие таможенных органов, действующих на территории портов. Эта позиция была наглядно подтверждена на прошедшем весной заседании коллегии ФТС России, на нем данному вопросу уделили очень серьезное внимание. По имеющейся информации, своеобразную обкатку этого новшества в пилотном варианте служба предполагает провести на базе Балтийской таможни. Свои идеи по данному поводу есть и у руководства СЗТУ и Балтийской таможни. Если все пройдет успешно, эту схему станут внедрять в других морских таможнях.

Пока еще рано говорить, но мы склоняемся к тому, чтобы начать работу с Кронштадта, где есть причалы и сухой терминал. Что очень важно, все эти объекты находятся в зоне деятельности одного поста. Подготовительный этап уже начат, рассчитываю, что ориентировочно пробно проект запустим в конце текущего года. Кроме того, сейчас работающий в самом порту Первый контейнерный терминал строит и оборудует сухой склад в районе поселка Шушары. Этот вариант мы также держим в уме. Кто первым будет готов, с тем и начнем сотрудничать.

- На ваш взгляд, для чего все-таки нужны "сухие" порты, чем будет обусловлена их востребованность?

- На сегодня практически все российские порты, как и автомобильные пункты пропуска на сухопутной границе, в своем нынешнем состоянии фактически полностью исчерпали пропускную способность. Если дело и дальше пойдет так, мы не то что не сможем привлечь новые грузы, но и потеряем те объемы, которые имеем нынче. Желающих заманить их к себе на обработку хоть отбавляй. Кроме портов Финляндии, это и стремительно развивающиеся комплексы стран Балтии. На кону стоят серьезные деньги, которые платят за переработку своих грузов владельцы и поставщики, положить их в свой карман стремятся многие.

Основная задача сухих портов - ускорение процесса таможенного оформления и таможенного контроля и сокращение очередей на границах, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению товаропотока. Чем раньше мы станем работать в этом направлении, тем в большем выигрыше окажемся. Нужно начать, пусть это будут хотя бы один-два объекта. Сегодня всем, кто работает в порту, предельно понятно и ясно для чего нужны такие комплексы. Поскольку, как отмечал ранее, структура и имеющиеся мощности причалов и терминалов уже не в состоянии справляться с текущим объемом грузов. Если для исправления ситуации ничего не сделать сейчас, дальше будет только хуже. Времени на раскачку в этом вопросе практически не осталось. Иначе при существующем постоянном росте товарооборота неизбежно наступит момент, когда придется отказываться от грузов, которые тут же уйдут в порты других стран. Более того, может возникнуть ситуация, когда в порту терминалы не смогут справиться с ими же самими заявленными объемами перевалки контейнеров. При этом будут заключены договора, груз пошел, а имеющейся мощности оказалось недостаточно, не готова работать в таком интенсивном режиме и существующая инфраструктура. Как следствие - угроза возникновения простоев со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Для реализации идеи "сухих" портов потребуется и наличие автомобильных дорог соответствующего уровня и качества. Как известно, в этом вопросе наш город пока не является лидером. Что вы можете сказать по данному вопросу?

- Большие надежды в этом деле мы связываем с вводом в строй первой очереди Западного скоростного диаметра, который по проекту будет подключен к порту. Вселяет определенный оптимизм и выступление на уже упоминавшемся заседании Морской коллегии вице-премьера Правительства России Сергея Иванова. Он сообщил, что в настоящее время готовится программа развития транспортного узла Санкт-Петербурга. Она предполагает коренную реорганизацию существующей инфраструктуры, в том числе строительство, модернизацию портов и подходов к ним. Свое слово должна сказать и железная дорога.

- Здесь возникает еще один вопрос. Речь идет о возможности организации своего рода внутритаможенного транзита. Взять хотя бы те же Шушары, где, как вы сказали, Первый контейнерный терминал строит новый комплекс. Получается, что он будет стоять на территории, входящей в зону деятельности Санкт-Петербургской таможни. Как быть в данном случае, кто будет осуществлять таможенное оформление поступающих на него из порта контейнеров: вы или ваши коллеги?

- Действительно, на сегодня этот вопрос пока до конца не решен. Еще не ясно кто и как будет отвечать за порядок учета и хранения грузов на "сухом" терминале. По мнению руководства Северо-Западного таможенного управления и Балтийской таможни, их следует получать и оформлять одному таможенному органу. Для этого есть много причин.

Главная - таможенный контроль от начала и до конца должен находиться в единых руках. Именно с таким расчетом, например, построена действующая на ПКТ система контроля. Более того, применяемый компанией программный продукт предполагает наличие только двух пользователей - собственно терминал и Балтийскую таможню. При этом, поскольку он является коммерческим, созданным ПКТ исключительно для собственных нужд, мы рассматриваем его лишь как вспомогательный инструмент и именно с таким условием его используем.

При иной схеме придется подключать к уже сложившейся и достаточно устойчиво работающей системе еще один таможенный орган, что повлечет определенную и не малую затрату как средств, так и времени на его адаптацию, обучение специалистов навыкам пользователя. Есть еще масса мелких вопросов, которые придется урегулировать, причем это следует сделать сразу, иначе в работе постоянно будут возникать проблемы и сбои. Следует помнить, что порт - это как "живой" организм и любая неувязка может привести к очень серьезным последствиям.

- В нашем разговоре мы не можем не коснуться и ситуации, которая еще недавно будоражила фактически всю страну. Речь идет о решении ФТС России исключить Балтийскую таможню из перечня таможенных органов уполномоченных осуществлять таможенные процедуры в отношении импортного мяса. Как в этом вопросе обстоят дела сейчас?

- Данную проблему можно смело отнести к разряду давно минувших дел. Действительно, шуму в свое время она наделала достаточно. Объясняется это тем, что через Балтийскую таможню идет фактически 80% импорта мяса. Поскольку мы его оформляем, ответственность на нас лежит колоссальная. Не постыжусь сказать, что в целом порядок в этом вопросе нам удалось навести. Причем сделано это ценой неимоверных усилий, с использованием всех имеющихся сил и средств при самой непосредственной и активной помощи руководства СЗТУ.

Что касается размещения мяса в порту, то имеющаяся ограниченность его территории не позволяет организовать хранение проходящих судовыми партиями навалочных грузов. Поэтому именно в этом вопросе мы и делаем упор на тыловые терминалы. При этом они, конечно, должны быть оснащены соответствующим образом. На сегодня мы активно сокращаем количество причалов, на которые может быть осуществлена выгрузка мяса. Речь идет о тех, которые не оснащены необходимым холодильным оборудованием. Без него невозможно осуществить на должном уровне досмотр груза. Для решения проблемы мы также усиливаем контроль за данной категорией товара на основе предварительной информации и активно работаем с представителями правоохранительного блока. Вот вкратце все, что могу сказать по данному поводу. Никаких проблем, так сказать системного характера, здесь у нас сейчас нет.

- Говоря о необходимости интенсифицировать процесс прохождения таможенных процедур, вы, наверное, имели в виду внедрение новых технологий. Как с этим обстоит дело? Удалось ли на должном уровне наладить обмен данными о доставляемых грузах с международными транспортными линиями, насколько соответствует вашим требованиям передаваемая ими предварительная информация?

- Начнем по порядку. Работа в этом направлении ведется постоянно и достаточно активно. Прослеживается положительная динамика применения электронного декларирования и предварительного декларирования. У нас составлена концепция развития по данному направлению, сформирована специальная рабочая группа по созданию и адаптации упомянутых технологий к нашим условиям, имеется план их внедрения. Предварительное информирование для нас имеет очень большую важность и актуальность.

Однако, к сожалению, на сегодня мы заранее не получаем необходимые нам данные в должном объеме. К моменту прихода судна в порт мы, как правило, ничего не знаем ни о стоимости, ни о коде товара. Наличие у таможни этих данных является основополагающим фактором. Как таможенник со стажем, имеющий достаточный практический и руководящий опыт работы в таможне, считаю, что предоставление таможенному органу предварительных сведений должно быть обязательной нормой для каждого перевозчика. Мы неоднократно встречались с представителями международных линий, обсуждали с ними данную проблему, однако дальше разговоров дело пока не сдвинулось. На сегодня мы получаем предварительную информацию лишь о наименовании товара и его весе. Эти сведения используем для начальной обработки, применения СУР, а также и для принятия решения об использовании в отношении этих товаров инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

- Как эти установки себя зарекомендовали в порту, отрабатывают ли вложенные в них миллионы долларов? Какого рода техников вы располагаете?

- На сегодняшний день у нас имеются два мобильных ИДК, в процессе строительства находится стационарный, его запуск в эксплуатацию запланирован на ноябрь. С помощью этих комплексов уже задержано грузов на сумму, превышающую 1 млн долларов. Таким образом, можно говорить, что один ИДК себя уже фактически окупил, и потребовалось для этого около полугода. Уже на первых порах применения ИДК удалось достичь очень хороших результатов.

Так, пресечена контрабанда более чем 150 тонн грузов, в первую очередь товаров народного потребления, возбуждено более 70 дел об административных правонарушениях, возбуждены уголовные дела. Уже не секрет, что теперь ИДК в значительной степени играет роль своеобразного сдерживающего фактора и мобилизует участников ВЭД, которые теперь более осторожно подходят к процессу. Для повышения эффективности применения ИДК мы как раз и используем предварительную информацию, об этом говорил ранее. Чем в нашем случае плох коносамент - он содержит лишь информацию общего характера, типа "товары народного потребления". Таковыми можно считать очень широкий спектр продукции. Именно на этом активно играют недобросовестные участники ВЭД. Когда товар проходит через ИДК его приходится декларировать своими реальными наименованиями, будь то строительные товары или одежда. С экономической точки зрения эту роль ИДК мы пока не оценивали, но она, бесспорно, имеется и весьма существенна. В целом мы своими комплексами довольны.

- Ранее вы сказали, что с недавних пор в порт стали поступать морем новые импортные автомобили. Однако это товар, который проходит таможенный процедуры в органах, уполномоченных работать с подакцизными товарами. Как здесь строится работа, каким образом взаимодействуете, так сказать, со смежниками?

- Начну с технологии. В свое время ФТС России утвердила технология взаимодействия Балттийской и Центральной акцизной таможен, которая, как известно, с прошлого лета в регионе представлена Северо-Западным акцизным (специализированным) постом. Она разработана с участием и под руководством СЗТУ. Ее суть такова: как только в порт приходит судно с автомобилями, на его борт первыми поднимаются пограничники и наши сотрудники. Мы не только даем разрешение на помещение иномарок в зону таможенного контроля, но и готовим приказ на ее создание. За нами закреплен как порядок учета и хранения товаров, так и их выпуск. Роль акцизного поста находится именно в середине процесса - это собственно оформление автомобилей.

Пока на этапе взаимодействия и согласования выпуска товаров у нас существует небольшая неувязка, которая на деле оборачивается некоторыми задержками и определенными временными затратами. Объясняется это просто: поскольку ЦАТ находится в непосредственном подчинении ФТС России, а не СЗТУ, у нас сейчас нет с коллегами единой информационной сети. Поэтому мы не можем передавать друг другу имеющиеся данные по внутренним каналам связи. Сейчас пытаемся совместными усилиями решить этот вопрос, определенная договоренность по работе в оперативном порядке уже достигнута.

Существенным минусом является то, что сотрудники акцизного поста на данный момент не находятся в порту постоянно. Поэтому для согласования и решения всех формальностей участники ВЭД вынуждены ехать к ним на Богатырский проспект, а это также требует достаточно много времени. При возникновения необходимости осмотра товара представители поста выезжают на место его нахождения, осуществляют необходимые действия, затем возвращаются на рабочее место, где и составляют соответствующий акт. Это тоже делается не одномоментно.

- Насколько серьезен поток идущих через наш порт импортных автомобилей?

- Это уже не пробные партии. Можно сказать, что дело поставлено на поток. Поэтому 3-й район и начал свою переориентацию на их обработку. Так что иномарки уже можно отнести к разряду постоянной номенклатуры порта.

- Вы сообщили, что в зоне ответственности Балтийской таможни действуют 126 таможенных брокеров. Что вы можете сказать об их работе и как вы относитесь к звучащим в последнее время все настойчивее призывам о свертывании их деятельности?

- В целом работой основной массы таможенных брокеров мы довольны. При этом сразу оговорюсь, что имею в виду только добросовестные компании. Мы стремимся, чтобы именно брокерами осуществлялось оформление как можно большего количества товаров. Определенный прогресс в этом вопросе наблюдается, сейчас на долю брокеров приходится более 50% ГТД, еще год назад данный показатель составлял менее 40%. Этого удалось достичь за счет упорядочения требований к порядку заполнения ГТД, предоставлению необходимых товаросопроводительных документов. Соответственно сыграла свою роль и достоверность направляемой нам брокерами информации. При этом мы всячески стараемся избавиться от "фиктивных" фирм. С крупными структурами все ясно и понятно. У них имеются серьезные активы, им есть, что терять, поэтому нет резона работать в "серую".

Вопрос о брокерах возник в свете реализации идеи повышения роли и значения постаудит после выпуска товаров. Как все будет на самом деле, рассудит рынок и время. Искусственно никто не собирается и не будет, так сказать, душить честно работающих брокеров. В нынешних условиях дел хватит многим.

- Олег Владимирович, в заключение нашей очень интересной и содержательной беседы кратко обозначьте основные цели и задачи, которые вы ставите перед собой и коллективом на ближайший период.

- Первое - это совершенствование применяемых нами таможенных технологий. Сегодня уже нельзя быть просто исполнителем, нужно вносить идеи, ставить новые более амбициозные цели и задачи. Поэтому у нас создан ряд рабочих групп, каждая из которых сосредоточена на отдельно взятом конкретном направлении нашей деятельности. Одна занимается предварительным информированием, другая - информационными сетями, организацией документооборота в электронном виде, потому что у нас он огромен. Реализация предложений входящих в эти группы специалистов должна нам позволить в конечном итоге быстрее и эффективнее оформлять грузы.

Вторая не менее важная задача - борьба с недостоверным декларированием. Особенно когда речь идет о защите интересов потребителей, относительно мясной продукции, товаров народного потребления, сырьевых ресурсов, как нефтепродукты и древесина. По ним тоже свои группы, которые анализируют товаропотоки. При этом контроль мы не снижаем. В целом по основным направлениям у нас наведен порядок, но есть еще над чем следует основательно и кропотливо поработать. В том числе над созданием и совершенствованием технологий с применением ИДК. До сих пор такого не было. Мы это связываем с общей системой контроля, как ее важной составляющей. Вот в сжатом виде ответ на ваш вопрос.

- Благодарим за откровенный разговор, надеемся, что он будет продолжен и в будущем, поскольку из ваших планов следует, что Балтийской таможне еще будет, что рассказать нашим читателям. Желаем вам и всему коллективу новых успехов и свершений.

- Спасибо.

Александр Алексеев,

Светлана Саяпина

Справка:

Олег Владимирович Туголуков, родился 13.02.1968 г., полковник таможенной службы, в таможенных органах с 13.11.1991, имеет два высших образования,кандидат философских наук, награжден знаком "Отличник таможенной службы", медалью "За усердие", медалью "За укрепление таможенного сотрудничества",

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

У Балтийской таможни планов громадье - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;