Приморских таможенников обвиняют в грубости

Рост количества жалоб на действия таможенников в пунктах пропуска через российско-китайскую границу на самом деле имеет место. Таможенники даже решили собрать в Уссурийске пресс-конференцию, чтобы прояснить ситуацию в борьбе с "помогаями"

- Законодательство в этом отношении не поменялось, однако из Федеральной таможенной службы сегодня идут чёткие указания по усилению таможенного контроля, - рассказал начальник Уссурийской таможни Леонид Канин. – В наш адрес пришли документы, согласно которым мы должны более требовательно подходить к своим обязанностям, в том числе к контролю за "помогаями".

Справка "В"

Через Уссурийскую таможню ежедневно в Приморье въезжают в среднем 1500-1800 человек, выезжают в КНР – 1000-1200 человек. За последние три месяца на складе временного хранения (СВХ) было размещено порядка 25 тонн товара, 50 тонн возвращено в КНР по заявлениям физлиц.

Через таможенный пост "Турий Рог" (штат – 18 человек) ежедневно проходит 26 туристических автобусов по маршрутам: Камень-Рыболов – Мишань и Уссурийск – Цзиси. Среднее количество перемещаемого товара – около 17 тонн.

Через таможенный пост "Полтавка" (штат – 63 человека) ежедневно перемещается 68 пассажирских автобусов и около 80 грузовых транспортных средств. Оформляется 100 тонн грузов в день – в основном это меховые изделия, одежда, обувь, стройматериалы. На пассажирском направлении установлена двухканальная система декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Через так называемый зелёный коридор физлицо имеет право пройти без письменного декларирования товаров. В нём предусматривается выборочность таможенного контроля на усмотрение должностных лиц таможенных органов. "Красный коридор" подразумевает обязательное письменное декларирование. За 2008 год должностными лицами таможенного поста было оформлено около 244 тысяч человек на выезде из РФ и 184 тысячи - на въезде. При этом выявлено 38 административных правонарушений. При оформлении товаров физлиц было определено на временное хранение около 53 партий товаров общим весом 10,5 тонны. На сегодняшний день со склада временного хранения вывезено 129 партий весом одна тонна. На СВХ сейчас находится около 9,5 тонны товаров, не прошедших таможенное оформление.

Что конкретно подвигло ФТС на усиление мер в отношении туристов-помогаек – не ясно. Но факт остаётся фактом: всех въезжающих в Приморье из Китая "шмонают" чаще и добросовестней. Правда, на вопрос корр. "В", почему "под раздачу" попадают обычные туристы, чей товар также не пропускают через границу, Леонид Канин ответил, что таких фактов на Уссурийской таможне не зафиксировано.

- Чтобы поместить товар на склад временного хранения либо вернуть в Китай, необходимо заявление от самого туриста, - пояснил он. - Пока вы не напишете заявление, с товаром ничего такого нельзя сделать. Если это произошло, таможенный инспектор будет наказан.

О каком заявлении речь? О том, которое туриста просят написать, когда инспектор сомневается, что ввозимые вещи предназначены для личного пользования. И когда турист не может это объяснить или доказать, товар отправляется на СВХ, где может храниться до двух месяцев. За это время, предполагается, турист предоставит, к примеру, справку о составе семьи – четверо детей. Значит, партия детской обуви ему действительно нужна. Или документы о строительстве собственного дома, для чего необходимы стройматериалы. В этом случае таможенный орган примет решение отпустить товар без пошлины.

Если же физлицо за своим товаром через два месяца не явилось, его ждёт административное дело за нарушение сроков временного хранения. Суд принимает решение о штрафе или конфискации товара. Последним будет заниматься служба судебных приставов. К слову, дела об административных правонарушениях будут на днях возбуждены против 10 горе-туристов, бросивших свой товар на СВХ таможенного поста "Турий Рог" в Ханкайском районе.

Так вот, законодательные нормы на этот счёт за последнее время не менялись. Без пошлины на территорию РФ по-прежнему разрешено ввозить товар, не превышающий 35 килограммов веса и стоимостью не более 65 тысяч рублей. 35 килограммов можно ввозить за один месяц. При этом товар не должен составлять предмет коммерческой деятельности. Предназначение товара согласно Таможенному кодексу определяет таможенный орган. Учитываются потребительские свойства товара, его количество, частота перемещений, обстоятельства и продолжительность поездки. Например, обоснованные вопросы таможенника вызовет станок для изготовления ключей, который не используется в быту.

- Если у должностных лиц возникли сомнения хоть в каком-то из перечисленных критериев, они обязаны взять у туриста сначала устное, потом письменное пояснение, - отметил Леонид Канин. - По результатам письменных пояснений проводится таможенный досмотр с составлением соответствующего акта, один экземпляр которого вручается на руки физическому лицу. Всё это проводится для того, чтобы каким-то образом закрепить правоту таможенного органа. И если турист считает, что таможенник не прав, он всегда может это доказать, предоставив дополнительные документы. Другой вопрос, что, как правило, этих документов у туристов на руках на момент перемещения границы нет. И товар отправляется на склад временного хранения.

Леонид Алексеевич также отметил, что правила декларирования висят в виде информационных стендов в каждом пункте пропуска. Что ежеквартально проводятся прокурорские проверки данной информации. И что таможней проводится разъяснительная работа среди руководителей тургрупп. Однако что именно говорят руководители групп помогайкам - мы знаем, и это не совсем то, о чём предупреждает таможня.

- Действительно, инструктаж, который проводят старшие групп, сводится к тому, что туристов информируют, какими словами надо отвечать на вопросы инспектора, чтобы ввести его в заблуждение и выдать перемещаемый товар в качестве своего личного, - согласился начальник таможенного поста "Турий Рог" Алексей Кузнецов. - И не предупреждают туристов об ответственности, которая может наступить при таких деяниях. Это и порождает те конфликтные ситуации, непонимание, жалобы, с которыми мы столкнулись. Многие строгость сотрудников таможенного поста возводят в грубость, а исполнение должностных обязанностей – в превышение должностных полномочий…

Кстати, по поводу последнего в Уссурийской таможне за 2008 год было возбуждено два уголовных дела – в отношении инспекторов таможенного поста "Полтавка" и "Уссурийск". К дисциплинарной ответственности привлечено около 15 человек, около 30 сотрудников Уссурийской таможни - к материальной ответственности. Премий и надбавок они лишились за служебные упущения. Много это или мало – сказать сложно. Но от каждого конкретного инспектора на таможенном посту действительно зависит немало. Несмотря на то что созданный в каждой таможне отдел собственной безопасности ежемесячно выезжает на пункты пропуска с проверками - за всеми не уследишь.

Да и вообще - дело ведь не в самих "помогаях", а в тех, кто организовывает помогаечный бизнес.

- Понятно, что, задерживая физлица, мы бьём по простым исполнителям, - высказался Леонид Канин. – Но согласно таможенному законодательству ответственность за ввоз товара в обход пошлин несёт лицо, его перемещающее. Руководитель тоже несёт ответственность, но уже в рамках Уголовного кодекса. Для того чтобы возбудить уголовное дело в отношении организатора, подстрекателя, исполнителя по статье 188 "Контрабанда", необходим состав преступления. Всё это очень тяжело доказать. В Уссурийской таможне таких прецедентов не было.

По словам Леонида Алексеевича, с "челночной" проблемой сегодня, по сути, борется только таможня, уменьшив норму веса ввозимого товара с 50 до 35 килограммов и частоту его перемещения. Но, увы, ситуация не улучшилась. Необходимы, во-первых, более решительные действия со стороны налоговой и других служб. А во-вторых, как выразился Канин, неплохо было бы посадить в тюрьму организаторов.

- "Челноки" по-прежнему не дают развиваться нормальному туризму, - отметил начальник "Турьего Рога" Алексей Кузнецов. – Страдают туристы, которые не могут записаться на рейс, нормально пересечь границу, потому что вынуждены ждать, когда оформятся неблагополучные группы. Кроме того, "челноки" наносят ущерб нашей промышленности, экономике и подрывают санитарно-эпидемиологическое благополучие, переправляя через границу товары без соответствующих сертификатов.

И не поспоришь. Лишь бы борьба с "челноками" простых туристов не касалась.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Приморских таможенников обвиняют в грубости - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;