Пошлины ничего не решают

Российский автопром, подав было надежды на возрождение, в этом году оказался скошен кризисом. И темы промышленной сборки, локализации и повышения экологичности автомобилей, так актуальные еще полгода назад, оказались почти не интересными сейчас. О пошлинах, конкуренции с японским автопромом и сходстве космической промышленности с Зурабом Церетели рассказывает руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов

— Почему, когда рынок находится в такой критической ситуации, вы решили поднять пошлины?

— Рынок на будущий год упадет все равно, и дополнительные 5% пошлин на новые автомобили скорее всего пройдут незамеченными. Если пошлины не менять, сегмент подержанных машин вырастет в два раза, а импорт новых и локальное производство упадут. Мы выступаем против устаревания парка за счет ввоза подержанных иномарок в 2009 и 2010 годах. И не надо забывать, что постановление вводит пошлины на девять месяцев. Наша позиция простая: на все то, что в России не производится, никаких возведений таможенных барьеров не будет. При этом предлагаются меры, направленные на расширение доли отечественных перевозчиков на международных маршрутах. Мы снизили пошлины на тягачи с 5 до 0%.

— Есть еще категории пошлин, которые обнуляются?

— На сегодняшний день постановление не охватывает спецтранспорт. В этом сегменте есть бетономешалки, завод по производству которых (КамАЗ) был вынужден остановиться еще в августе.

— То есть проблема КамАЗа решена не будет?

— Пошлины вообще ничего не решают. Они просто изменяют соотношение между импортом и мест-ным производством.

— А как же соотношение цена-качество?

— Зависимость здесь непрямая. Например, японская иена подорожала на 25%, а цены на автомобили поднялись на 6%. Почему?

— Потому что они боятся повышать на 25% и, видимо, у них маржа такая, что они могут себе это позволить.

— Браво! Мы действительно понимаем, какая маржа у производителей, которые выходят на российский рынок.

— Ранее Объединение автопроизводителей России выступало за оживление режима промсборки для производств за Уралом. Какие шансы имеет эта идея?

— Большинство производителей подписали соглашения о промсборке. И мы с радостью согласуем изменения в них, если кто-то, например Renault, захочет делать производство на Дальнем Востоке.

— Как они будут конкурировать с правым рулем? Японские подержанные машины дешевле и лучше оснащены, чем новые бюджетники.

— А кто вам сказал, что подушки автомобиля, купленного с японского аукциона, находятся в исправном состоянии? Кто-то их проверил? Думаете, за семь лет с этими системами ничего не происходит? Или кто-то меняет подушки и ABS у семилетних машин? Это иллюзия безопасности. Почему-то Япония заставляет граждан менять свои автомобили каждые три-пять лет.

— Она поддерживает свою промышленность.

— А мы чем плохи? Вопрос обеспечения Дальнего Востока качест-венными автомобилями крайне актуален. Если бы автомобили по нормальным ценам могли доезжать до Дальнего Востока, это было бы уже частичное решение проблемы. Парадоксально, но на Дальнем Востоке прекрасно продаются уазики и «КамАЗы». Проигрывают легковые автомобили представительского и среднего класса. В России таких автомобилей до сих пор не производилось. Сейчас у нас есть заводы Toyota, Volkswagen. Для того чтобы обеспечить наличие этих автомобилей на Дальнем Востоке, имеет смысл в некоторых случаях делать заводы. Тем более что логистика из Кореи и Японии через Дальний Восток самая эффективная.

— Но пока еще никто не выразил желание?

— Только Sollers, но нужно больше.

— Что может ускорить реализацию этих планов?

— Будет обсуждение специальных тарифов, оптимизации дорожного сообщения и т.д. Сейчас достроят омскую дорогу, и, может быть, автовозы туда пойдут. Мин-транс говорит, что доля российских перевозчиков возрастет и на восточном направлении.

— Сейчас заводы иностранных производителей просто привозят комплекты и монтируют их. Где уверенность в том, что они выполнят планы по локализации?

— В течение двух с половиной лет ожидать локализации от заводов, которые запущены недавно, бессмысленно. Порядок промсборки предусматривает, что на существующей площадке срок отверточной сборки 18 месяцев. Тратиться на строительство завода экономически целесообразно: по 166-му постановлению большинство компонентов для сборки автомобиля может ввозиться под 3%, по сравнению с ввозом нового автомобиля получается экономия 22%. Но сборка в России компонентов уже не имеет экономического смысла, кроме оптимизации логистических затрат. Поэтому мы решили продлить срок действия режима промсборки для компонентов. И сейчас мы думаем о краеугольной для автопрома проблеме — о базовых технологиях производства автокомпонентов. Это литье, ковка, производство шестеренок, валов и т.д.

— Но ведь все это существует в России.

— Все так думали. У нас отсут-ствуют базовые технологии ковки, отливки, штамповки, материалов. У нас есть либо дешевые производители еще из советского времени, либо космическая промышленность с аналогичными космическими ценами.

— А нельзя договориться с «космосом» о больших объемах?

— Можно. Но это будет то же самое, что заставить Зураба Церетели поставить в каждую школу по статуе Петра Первого. Массовые технологии могут быть налажены только при установке нового дорогостоящего оборудования. Проще привлечь для этого компанию, которая уже имеет опыт в массовом производстве, чем перекраивать космическую индустрию. Для того чтобы производить 530-й двигатель на «Автодизеле», ГАЗ вынужден ввозить отливки на этот блок из Германии, а на головку — из Италии. Для двадцати алюминиевых компонентов оказалось выгоднее ввозить отливки из Италии, чем делать их в России.

— Почему же они не могли сами их производить?

— Когда они пришли в компанию AVL, она им сказала: если вы хотите современный двигатель, то вот вам требования к компонентам. Они готовы были все бросить, но вмешался премьер. У них была и другая любимая «корова» — Magna, которая производит те же самые детали кузова, двигателя, отливки. Но с Magna все не заладилось, и теперь она идет сама по себе. И штамповку делают сами, и в Калугу с компонентами заходят сами. Молодцы! Но проблема базовых компонентов двигателя — поршней, блоков и головок — никуда не ушла.

— Кризис заставит кого-то отложить приход в Россию?

— У нас есть задержки на полгода, на год, но прямых отказов нет. В первую очередь придут производители элементов интерьера, экс­терьера, кузовных деталей, сидений, систем вентиляции и кондиционирования. Пока не очень понятно, как будет развиваться тема с двигателями. Никто кроме Volkswagen такого намерения не обозначал. И следующая тема — трансмиссии. ZF разворачивает свою деятельность на КамАЗе по коробкам передач, и я не исключаю, что они могут заняться и легковыми коробками.

— В связи с кризисом может быть перенесено введение Евро-4?

— Нет, мы договорились о том, что Евро-4 вступит в 2010 году, как раньше и планировалось. Но есть проблема с топливом: если дизеля производится достаточное количество, то для обеспечения парка бензином не хватает 30—40%. Поэтому техрегламент по топливу вводит переходный период, в течение которого будет производиться топливо стандартов от Евро-4 до Евро-0 одновременно. Но статья 31 обязывает каждую заправочную станцию четко маркировать вид топлива. Если потребитель ездит на новом Volkswagen, то, приезжая на колонку, где топливо Евро-1 и Евро-2, он может подумать, заправляться ли там.

Алексей Львович Рахманов с июля занимает должность директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения в Министерстве промышленности и торговли России. В 1986 году окончил Нижегородский политехнический институт, получив специальность «инженер-механик». С 2001 по 2003 год учился в Школе бизнеса Университета Чикаго. Начал карьеру в 1998 году на сормовском заводе «Лазурь». С 1996 по 2002 год работал в Ernst & Young, в том числе два года старшим консультантом отдела корпоративных финансов в Лондоне. С 2002 по 2008 год был директором по стратегии и развитию бизнеса «Северсталь-авто» (теперь Sollers).

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

KJR 26.12.2008

Не могу,хочется высказаться в адрес давшего интервью.

Нет....этих чинуш просто невозможно вернуть с небес на землю.
Как все-таки они далеки от реальной жизни своего же народа...

Поймите же,иномарки б/у брали всегда из-за хорошего балланса цена-качество.Ну если бы мы все жили так хорошо,что всегда могли бы позволить купить себе новый автомобиль,так наверное никто бы и не покупал секонд-хэнд.
Денег мало!!!А машина многим нужна не из прихоти - инфраструктура в стране не развита.

Именно по этим причинам те,у кого денег мало,не купят ТАЗы.
А у кого много - без проблем оплатят новую пошлину или купять иномарку в России.Все,третьего - не дано!!!

И еще.В Японии правительство не заставляет людей никакими мерами менять автопарк.Стоимость техосмотра с годами вырастает на совсем смешную разницу.Говорю это с полной уверенностью.
П

Прохожий8 26.12.2008

ИМХО...Машины, которые производятся в России, типа toyota, VW, BMW и др. тоже когда нибудь будут подержанными. Они пошглинами не облагаются.. Никто не мешает их покупать..

Gregory 26.12.2008

ИМХО...Машины, которые производятся в России, типа toyota, VW, BMW и др. тоже когда нибудь будут подержанными. Они пошглинами не облагаются.. Никто не мешает их покупать..
Три "ХА-ХА"!!!! Машины,которые производятся в Японии на два порядка качекственнее, произведенных в России. Черного кобеля не отмоешь до бела.
А

Александрс 26.12.2008

А ввели пошлины от того, что правительство заботится о нашей безопастности... Старые иномарки - это подводный камень, ненадежно и небезопасно.... На если это так, то тогда что надежно? Что безопасно? Калина у которой подушки могут раскрыться на ходу (это реальный случай), ваз 2105 - кто скажите вообще его себе купит? (если только не навоз возить)! Чушь полная! Народ обобрали как всегда! ...и с каждым разом все наглее и наглее! ХАМЫ!

KJR 26.12.2008

ИМХО...Машины, которые производятся в России, типа toyota, VW, BMW и др. тоже когда нибудь будут подержанными. Они пошглинами не облагаются.. Никто не мешает их покупать..
Ты видел когда-нибудь,как продаются праворульки ?
На них как правило написано :без пробега по СНГ.
Потому что к несчастью,наши дороги ни с чем несравнимы...

И потом,японские машины после 3-7 лет использования накатывают пробег 30-90тыс км в среднем.
Для среднего россиянина - это один,максимум два года езды.
Да еще и по нашим дорогам.
А дальше что?

KJR 26.12.2008

И вообще,меня колбасит,когда наше правительство или ,что еше хуже,производители машин,начинают рассуждать о безопасности авто.

Во-первых,сами они никогда на японских праворульках не ездили.
Руководителям западло,а работникам не разрешат.

А во-вторых,если бы ВАЗ брал на себя ответственность (как положено) и без всякой волокиты и обмана выплачивал бы компенсацию за аварии,происшедшие по вине его качества,то ,друзья мои,мы бы давно уже забыли,что такое ВАЗ.
Потому что он еще 20 лет назад,как разорился бы,и до сих пор тянулись суды и разбирательства.
2

2407 26.12.2008

мое мнение

(ИМХО...Машины, которые производятся в России, типа toyota, VW, BMW и др. тоже когда нибудь будут подержанными. Они пошглинами не облагаются.. Никто не мешает их покупать..) Никто конечно не мешает их покупать , но только в отличии от России в Японии есть дороги, И авто с одинаковым пробегом по Японии и по России отличается в разы, Вот как раз после наших дорог получается хлам, от которого все так хотят избавится. Это один аспект,А вот второй
А я вот не хочу покупать Камри, и не хочу покупать фольцваген, а хочу Кровн или Прогрес или Вревис, А их в России не делают, Американские авто я тоже не хочу, и французкие тоже, а хочу я то что нравится мне, и за что я готов заплатить заметте свои деньги, мною заработанные,существует еще понятие "право выбора" На котрорый все почемуто закрывают глаза. Третий аспект если во всем мире производители борются за качество , комфорт , безопасность , дизайн, За что борются в России??? Если в Автовазе на вопрос после проведенного краштеста, где не были выполнены ни одни условия безопасности, зачем вы приехали на этот тест, ответили так,-а у нас не стоит задача сделать автомобиль безопасным.... Четвертый аспект, русский человек собирающий Тойоту, БМВ, Рено, не будет собирать ее так как это делается на родине автомобиля, Поверте я знаю о чем говорю, В нас заложено веками что если болт не закручивается то его можно кувалдой забить, так называемая русская смекалка, А это не всегда хорошо, И поставив человека к импортному конвейру глупо считать что он будет работать как бюргер или француз, он будет работать по РУССКИ, а поэтому качеству Русской сборки мало кто доверяет
ТИО

То-то и оно 26.12.2008

" Проигрывают легковые автомобили представительского и среднего класса. В России таких автомобилей до сих пор не производилось. У нас есть заводы Toyota, Volkswagen "
и что ? теперь всей страной ездить на тойоте и фольксвагене ?????
наши тазы не пускают в некоторые страны, из-за не соответствия требованиям безопасности
вот и мы не будем пускать их качественные и дешёвые б/у иномарки к себе, введём пошлины ... гениально
сами делать не можем, и другим не дадим к себе ввозить

Matvey2004 26.12.2008

О чем речь? Какие цена-качество? А взаимосвязи между бывший "директор по стратегии и развитию бизнеса "Северсталь-авто" и "директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения в Министерстве промышленности и торговли России" никто не заметил?
З

загленувший 26.12.2008

А сам этот умник на чём ездит? И с таким мля, усердием, впаривает нам российскую рухлять!!! Ненавижу!!!
Пошлины ничего не решают - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;