Уйти в серые схемы или укрупняться?

Федеральная таможенная служба (ФТС) устроила мини-реформу: с 15 января сокращен список организаций, которые могут выдавать таможенным брокерам поручительства по платежеспособности последних. Из него убраны ООО "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных брокеров и Совет ветеранов таможенной службы. Последствием реформы станет повышение стоимости услуг по таможенному оформлению для участников ВЭД

Известный анекдот о зеленом горошке, наглядно, хоть и в стиле гротеска, демонстрирующий практику таможенного оформления товаров в России, в последние годы свою актуальность несколько подрастерял. Участники ВЭД, сами таможенники и брокеры отмечали, что все больше и больше компаний предпочитают организовать свои экспортно-импортные операции так, чтобы к ним было как можно меньше претензий со стороны контролирующих органов.

Государство довольно последовательно предпринимает различные меры по повышению прозрачности рынка таможенных услуг. Осенью прошлого года Федеральная служба опубликовала письмо, согласно которому изменяется механизм гарантии со стороны таможенных брокеров своей платежеспособности. Напомним, он требуется для обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет разного рода платежей. В настоящее время получить такую гарантию брокерская компания может тремя способами: внесением определенной суммы на счет ФТС, получением "визы" от банка, который в случае проблем будет вынужден покрыть долги посредника, или же с помощью поручительства третьей стороны. До 15 января в числе третьей стороны ФТС признавала "Таможенную карту", НАТБ, СВТС и свое подведомственное предприятие "Ростэк". Можно сказать, что в отрасли было создано своего рода саморегулирование или же его отдельные элементы – общественная организация несла материальную ответственность за своих членов.

Теперь же ФТС решила разорвать отношения с "Таможенной картой", НАТБ и СВТС, резко сократив посредникам пространство для маневра: "Ростэк" имеет право поручаться только за подчиняющиеся ему компании, банковскую гарантию в условиях кризиса получить невозможно, а найти 50 млн рублей свободных средств и заморозить их – крайне проблематично. Роман Козлов, председатель Ассоциации таможенных брокеров "Северо­Запад", которая в конце прошлого года написала председателю правительства письмо с просьбой отложить введение нового порядка, приводит следующие данные: 82% таможенных брокеров России пользовались услугами организаций, от сотрудничества с которыми ФТС теперь отказалась.

Противники реформы уверяют, что большинство брокеров просто будут вынуждены уйти в серые схемы, поскольку не в состоянии финансово потянуть ни один из предложенных вариантов. Для сравнения: услуги "Таможенной карты", НАТБ и СВТС гораздо дешевле, чем банковская гарантия, которую и получить сегодня сложно – финансовые институты просто не хотят брать на себя дополнительный риск в условиях нестабильности, когда даже честная компания может не справиться со взятыми на себя обязательствами. 50 млн рублей, которые необходимо положить на счет, – заметная сумма даже для структур со значительным оборотом.

Противники решения ФТС уверены в том, что уход многих участников рынка нанесет ущерб интересам как самого ведомства, так и в целом экономики страны. Есть, впрочем, и другие мнения. Первый заместитель генерального директора группы компаний "Кронос" Юрий Лопусов занимает следующую позицию: "Если вспомнить, с чего начался нынешний мировой финансовый кризис, такое решение вполне оправданно: осенью 2008 года выяснилось, что у многих компаний есть долговые обязательства, но нет реального финансового обеспечения. Проблемная ситуация могла бы возникнуть в том случае, если бы ФТС одновременно обратила взыскания на обеспечение значительной части таможенных брокеров, гарантией деятельности которых являлись договоры поручительства. Ведь под гарантией различных ассоциаций стоит в первую очередь их собственный авторитет, а не реальные денежные средства в том объеме, который необходим. Гарантии банка более прозрачны и надежны, чем поручительство различных организаций". Однако он также соглашается, что в нынешней экономической ситуации это решение может серьезно повлиять на деятельность многих таможенных брокеров. "Проблемы в финансовой сфере отсрочат или вообще исключат получение многими банковской гарантии, а 50 млн рублей собственных средств найти на эти цели не так просто", – заключает Ю. Лопусов.

"Последствия обсуждаемого решения мне видятся следующими: несомненно, произойдет укрупнение рынка. Те, кто не сможет предоставить финансовое обеспечение, будут вынуждены войти в состав тех, кто в состоянии играть по новым правилам. Или же найдут какие­то другие способы сотрудничества с оставшимися. Соответственно, из¬-за сокращения количества брокеров могут повыситься цены на услуги по таможенному оформлению для участников ВЭД", – говорит представитель крупной брокерской компании.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

 
< Ранее  

Комментариев нет

G

GRANIN 30.01.2009

Коррупция в ФТС РФ

Сбербанк РФ реально может выдать банковских гарантий на 3,5 млр.рублей.(уставной капитал Сбербанка 60 млр.руб.)
НАТБ, СВТС и Таможенная карта выдали 82% таможенных брокеров (по различным источникам 300 организаций) на сумму 15 млр.руб.
Какой уставной капитал у этих некомерческих организаций?
При решении этого вопроса в 2004 году и до настоящего времени присутствуют ли элементы корупции?
B

Broker-moker 30.01.2009

Таможня всегда берет добро. Полагаю, что государство этой реформой решает две задачи. Первое, оказание помощи банкам; второе - поступление в бюджет РФ наличных средств известно в каких целях. Кроме того последствием реформы будет новый толчок к развитию коррупции и в без того коррумпированной таможни. А ведь некоторые так "соскучились" по серым схемам, применение которых до этой реформы значительно сокрашалось.

KJR 30.01.2009

Ну кто бы сомневался вообще....
Чем больше трудностей в жизни,тем легче человек расстается с деньгами,когда их решает.
Ну почему бы не рассмотреть вопрос как улучшить жизнь народа,а не усложнить???

X. O. 30.01.2009

А как же антимонопольное законодательство??
Теперь Ростэк наверно существенно увеличит стоимость своих услуг...
L

LX 30.01.2009

А кто говорил, что будет легко? Разве брокеры своевременно провели анализ и поставили вопрос о том, что 50 миллионов обеспечение - это бред, и это с потолка? Разве, объединившись, и заручившись общественным мнением, решили этот вопрос законодательно? Нет. Легче под поручительство, легче в серую... А грузят на тех, кто везет. И не исключаю - ждут не дождутся, когда серый цвет появится. Соответствующих статей еще никто не отменял.

V^V 30.01.2009

Теперь ... наверно существенно увеличит стоимость своих услуг...
За коллег не скажу, а наши расценки не изменились.

Боцманмат 30.01.2009

"...За коллег не скажу, а наши расценки не изменились..."
А Вы таможенник? :-)
A

analitic 30.01.2009

Если у таможенного начальства не хватает собственных знаний было бы полезно обратиться к опыту стран, которые имеют не 20-летнюю историю, как таможня России, а значительно более длинную. В частности в Евросоюзе институт таможенных брокеров является тем инструментом, который позволяет таможне работать с компаниями, надежность которых таможней проверена и число которых в тысячи раз меньше участников ВЭД. Гарантию, которую предоставляет таможенный брокер ЕС в принципе не имеет минимального значения и определяется только его способностью предоставить таможне гарантии, которые ее удовлетворяют. Т.о. от размера гарантии зависит только способность таможенного брокера обслуживать больший или меньший поток товаров. То, что в России вообще установлен лимит гарантии в 50 млн. рублей и то, что теперь рынок брокерских услуг монополизирует ФГУП Ростек есть результат целенаправленного действия определенного круга конкретных заинтересованных лиц. Особенно пикантным является тот факт, что гарантии предоставляемые таможне Ростэком, завуалированы под гарантии, предоставляемые страховыми компаниями, за которые Ростэк однако платит заработанными средствами, которые являеются доходом государства, а согласно Конституции государство - это его народ. Т.е. государство своими же средствами гарантирует государству же коммерческую деятельность, пользу от которой извлекают конкретные лица, участвующие в этом процессе. Это вполне вписывается в модель приватизации 90-х годов, когда за приватизируемые предприятия оплата производилать государственными же деньгами, которые получали люди, близкие к власти. Вот только как быть в этом случае с заверениями власти о борьбе с коррупцией ? Дурят нашего брата в очередной раз

Александр-50 30.01.2009

А что думает по этому поводу наш премьер? Хотелось бы что бы его озвучили.

rif160 30.01.2009

Похоже нормальный брокер в РФ скоро будет персоной крайне нежелательной
Уйти в серые схемы или укрупняться? - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;