Приграничный шлагбаум

Межведомственная бюрократическая машина уже более двух лет препятствует созданию системы "одного окна" на российской границе, несмотря на наличие закона. Цивилизованное пересечение границы пока остается мечтой как для граждан, так и для руководителей силовых ведомств

Возможность проходить российскую границу так же быстро, как рубежи сопредельных стран, появится еще не скоро. Виной тому — режимные зоны, для охраны которых требуются дополнительные барьеры. Устранить их практически невозможно, так как российская бюрократия не в состоянии быстро реализовывать решения правительства.

Выезд из России на автотранспорте вызывает стойкие ассоциации: очередь, шлагбаум, очередь, одно окошко, затем второе и вновь шлагбаум... Как правило, данная процедура занимает не менее 2 часов при удачном раскладе, а иногда и 8 часов. И это при том, что в других странах оформление въезда или выезда обычно длится 15-30 минут.

У грузоперевозчиков — свои проблемы. До сих пор на российских погранпереходах "сидят" представители 6-ти федеральных ведомств. Нередко из-за многочисленных проверок на границе образуются огромные очереди из грузовиков.

То, что процедуру пересечения российской границы надо менять, осознают и федеральные органы власти. В частности, еще в декабре 2006 года вступил в действие федеральный закон, направленый на создание системы "одного окна" на российских пограничных переходах. Это позволило бы значительно сократить время прохождения границы и уменьшить очереди.

Несмотря на то, что закон действует уже второй год, эффективная система прохождения границы так и не создана. Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов в марте 2008 года признавал, что его ведомство готово к работе в режиме "одного окна". "Мы готовы были работать в таком режиме еще позавчера. Если будут созданы условия перевода других ведомств за пределы пунктов пропусков, то для нас и пограничников нет никаких проблем с реализацией своих функций", — подчеркивал Бельянинов. А в апреле 2008 года должны были выйти все необходимые для этого постановления правительства, которые до сих пор согласовываются в соответствующих ведомствах.

Но уже февраль 2009-го, а принцип "одного окна" так и остается мечтой. "У нас сейчас нет ни одного пункта пропуска, работающего в режиме одного окна", — сообщил первый заместитель начальника Регионального пограничного управления ФСБ России по Северо-Западному федеральному округу Рафаэль Даербаев. И повода для оптимизма пока тоже нет. Создание механизма работы двух ведомств на российской границе "буксует" из-за того, что остальных (транспортную инспекцию, ветеринарную инспекцию, фитосанитарный контроль) некуда девать. "Сегодня вся инфраструктура в пунктах пропуска старая. Для того, чтобы оставить на границе только пограничников и таможенников, нужно создать условия работы для других ведомств. Сейчас, когда эти вопросы не решены, выгонять их с территории пунктов пропуска некорректно", — отметил Рафаэль Даербаев.

Таким образом выяснилось, что помимо первого пакета постановлений правительства необходимо принять еще целый ряд нормативных документов с указанием, как нужно построить работу, и дать задание Росгранице для создании соответствующей инфраструктуры. Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) было создано 26 июня 2008 года. Пока новое ведомство находится в стадии формирования, а в дальнейшем — будет согласовывать все инфраструктурные изменения на границе.

Такая же процедура существует и при изменении схемы работы погранпереходов для пропуска пассажирского транспорта. Поэтому "шлагбаумы у нас будут еще долго", пообещал генерал Даербаев.

В ноябре 2008 года премьер Владимир Путин посетил погранпереход "Торфяновка" на границе с Финляндией. "Должен отметить, что пока нет реально ощутимых улучшений ситуации. Сегодня очередей на "Торфяновке" не было, но они остаются привычным явлением на российских границах", — констатировал премьер-министр. По мнению Путина, в России необходимо сократить избыточные контрольные процедуры, но при этом сохранить качество контроля для того, чтобы предотвратить проникновение опасных и контрафактных товаров.

Однако, как показывает практика, бюрократическая машина оказывается сильнее и авторитетнее законов и недовольства властей. В итоге всем пересекающим российскую границу придется и дальше запасаться провизией и терпением для долгих очередей перед шлагбаумами.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Комментариев нет

Горшок 09.02.2009

Принцип одного окна не работает только потому, что любое упрощение отрицательно скажется на доходах чиновников.Не будет подношений- не порядок.Вот поэтому годами тянутся всякие согласования, игра в значимость...А "ревизоров"нет.

Личная номерная печать 09.02.2009

каждый раз вспоминается песенка про Дуримара -"и еще от тупости, и еще от глупости, и еще от хвастовтва ква ква ква..."
Г

гнев 09.02.2009

ау,кто ездит в финляндию-знает про этот маразм!какое одно окно и скорость если каждый раз нововведения сейчас надо в декларации номера страховок вписывать-народ бегает по таможне как шальной-завтра размер сапог соседа попросят указать-очередь растет и кое кто за проезд побыстрее бабло рубит вот идумайте кому все это надо
B

borsa 10.02.2009

Зато на "флюрографические" передвижные комплексы стоимостью не один лимон евро-хватило и денег и скорости согласования. Ну а там все как по маслу-сразу появились -затемнения какието на "фотках"-ну и что описывать-все далее по схеме... Вокруг одни контрабандисты бляха муха и наркоторговцы, так и прут,так и прут...

rif160 10.02.2009

"Несмотря на то, что закон действует уже второй год, эффективная система прохождения границы так и не создана. Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов в марте 2008 года признавал, что его ведомство готово к работе в режиме "одного окна".

Заработает при новом - реальном руководителе.
Приграничный шлагбаум - Обзор прессы - TKS.RU

Не пропустите

;